АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК, МИХАИЛ СУББОТИН

Тяжба о Разделе 
(Дискуссия вокруг закона 
"О соглашениях о разделе продукции") 
 

Москва, ВНИИОЭНГ, 1996 
 
Посвящается нашим друзьям 

АНОНС 

Книга представляет собой зеркальное отражение важнейших событий из трехлетней истории формирования законодательства о соглашениях о разделе продукции (СРП). Именно с этим новым правовым режимом в первую очередь оказались связаны надежды России на резкое изменение инвестиционного климата в стране, улучшение состояния национальной экономики, решения самых острых региональных социально-экономических проблем.  

Представленные публикации позволят читателю составить не только собственное мнение о характере дискуссии, о сложных, вполне детективных интригах вокруг принятия закона “О СРП” Парламентом, но и до известной степени помогут лучше понять, почему так тяжко идет становление инвестиционного законодательства в России, почему такой тоненький ручеек инвестиций впадает в российскую экономику...  

Эта книга - для ученых и практиков, которых интересует осуществление в России серьезных, с длительным сроком окупаемости инвестиционных проектов. 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ. К истории создания закона "О СРП". 

Закон о СРП: хроника событий. 

Конопляник А. Концепция создания благоприятного инвестиционного климата в нефтяном комплексе России. 

Конопляник А., Субботин М. Законодательная инициатива "от имени Президента". 

Конопляник А., Субботин М. "Природные" комитеты сражаются с национальной экономикой. 

Субботин М. Сторонники и противники production sharing борются за льготы для иностранцев. 

Субботин М. Переэкзаменовка отложена на осень. 

Субботин М. Семь раз отмерено. Начнем сначала?  

Конопляник А. О "борьбе с коррупцией" и государственных интересах. (Ответ г-ну Болдыреву). 

Субботин М. Инвестора загнали в угол. 

Конопляник А. Совет Федерации еще раз хлопнул дверью. 

Субботин М. По поводу закона "О соглашениях о разделе продукции" (Комментарий к письму Президента Татарстана М.Шаймиева). 

Субботин М. Глазьев закрывает “Сахалин”? Важнейший закон застрял в согласительной комиссии. 

Конопляник А. Как был сфальсифицирован закон о разделе продукции. 

Субботин М. Что нам стоит дом построить.  

Конопляник А. Закон о разделе продукции подписан и вступил в силу. Первые итоги. 

Субботин М. Заклятые друзья закона о СРП. 

Субботин М. Инвестиционный закон преодолевает барьер предвзятости. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Думский бунт, бессмысленный и беспощадный. 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Диалоги Бизнес-МН. 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"

 

ВВЕДЕНИЕ 

К истории создания закона “О СРП”

Минерально-сырьевой комплекс России вызывает устойчиво высокий интерес у потенциальных инвесторов. Однако процесс привлечения капитала (как отечественного, так и иностранного) в эти отрасли идет весьма медленно и никак не соответствует ни реальным финансовым возможностям крупнейших международных компаний, ни потребностям российской экономики. Все потенциальные инвесторы вынуждены принимать во внимание высокий уровень геологического, технологического, экологического и политического рисков в России. 

В одном только нефтегазовом комплексе подготовлено к подписанию несколько крупных соглашений с ведущими нефтяными компаниями мира, обладающими необходимыми капиталами, техническими средствами и современными технологиями, огромным опытом работы во всех уголках земного шара. Во многих случаях переговоры завершены, практически все основные вопросы согласованы, но у инвесторов пока все еще нет твердых правовых гарантий и уверенности в стабильности инвестиционного режима. Как нет у них пока и уверенности в общей благоприятности этого режима (особенно в налоговой его части) для осуществления крупномасштабных, долгосрочных капиталовложений в экономику России вообще и ее минерально-сырьевые отрасли, в частности. 

В России до недавнего времени государство могло только продавать свою собственность в рамках программы приватизации, но в стране не было законодательной основы для передачи государством частному инвестору прав на пользование своей собственностью хотя бы на какой-то срок. И это в то время, когда производственные контракты между государством и негосударственным инвестором широко практикуются самыми развитыми странами мира. 

Указанную “дыру” в российском законодательстве и закрывает закон “О соглашениях о разделе продукции” (СРП). Поэтому он является законом новаторским, "пионерским", в связи с чем вызывает массу вопросов, часто обусловленных нехваткой у вопрошающих экономических, финансовых, правовых знаний, отсуствием знакомства с мировым опытом, а часто и просто в силу недостатка информации и/или сложившихся в обществе предрассудков. 

Принятие законодательства о СРП могло бы дать в руки государства надежный инструмент эффективного управления своей собственностью, обеспечить рациональное недропользование, оговоренную контрактом современную систему защиты окружающей стреды и т.п. Был бы создан четкий и ясный режим сбора средств в бюджеты разных уровней и успешно апробированный во всем мире механизм привлечения инвестиций на условиях проектного финансирования. Инвестор, в свою очередь, в России получил бы, наконец, стабильный и благоприятный инвестиционный режим, гарантирующий возврат вложенных средств и через пять, и через десять, и через двадцать лет... 

Поверив в долгосрочную стабильность и благоприятность этого режима, гарантирующего адекватный уровень предпринимательского дохода сверх разумного банковского процента, инвестор, наконец-то, пошел бы с широкомасштабными производственными капиталовложениями, что привело бы к перераспределению финансовых потоков в экономике: с рынка финансовых инструментов инвестиции стали бы перетекать в “реальный” сектор экономики. 

В настоящее время сформировались два основных течения критиков закона: 

  • "желающие сохранить все как есть", представляющие СРП как разновидность лицензионного соглашения в рамках существувующей публично-правовой системы; 
  • "защитники максимальных льгот" для небольшого числа проектов с участием иностранных инвесторов. 
Вопреки мнению многочисленных “критиков”, в реальной действительности СРП - в его российской модели - означает: 
  • гражданско-правовую сделку, а не международный договор; 
  • выплаты рентных платежей, а не установление льготного налогового режима; 
  • предоставление права пользования недрами на срочной основе, а не их приватизацию и, тем более, не их “распродажу”; 
  • новую форму отношений в недропользовании, ведущую не к "растранжириванию" российских полезных ископаемых, а к повышению эффективности их освоения; 
  • привлечение инвестиций на условиях проектного финансирования, а не получение кредитов под государственные гарантии; 
  • использование национального режима инвестиций для любого инвестора, а не льготы для иностранных компаний и т.п. 
Характер дискуссии вокруг закона “О СРП” показывает, что, к сожалению, нередко оппоненты превратно понимают его сущность. 

...Предлагаемая вашему вниманию книга продолжает серию крупных аналитических работ, посвященных закону "О СРП", которые были опубликованы в 1996 г.: 

В настоящей книге представлены оригинальные тексты ранее опубликованных авторами (совместно и поодиночке) работ, которые по разным причинам появились в печати с купюрами. По возможности авторами устранены повторы, которые были необходимы в свое время в каждой отдельной статье, но выглядят совершенно излишними, когда эти публикации оказываются собранными вместе под одной обложкой. 

Каждая статья описывает тот или иной ключевой этап законотворчества, представляет "про" и "контро" сторонников и противников закона "О СРП". Правда, здесь есть нюанс. Авторы в разное время тоже по разному оценивали закон. Все дело в том, что речь шла о двух его вариантах: Госдума принимала закон “О СРП” в третьем чтении дважды - 14 июня и 6 декабря 1996 г. В свое время мы предупреждали, что поправки, внесенные в закон на протяжении этого полугода, попортят крови инвесторам и государство не получит ни копейки: “В том виде, в каком он был представлен г-ном Пузановским, закон вселяет трепет в сердца инвесторов и по первым оценкам не сулит никаких инвестиций российской экономике - дитя может оказаться мертворожденным.” (“Бизнес МН”. 1995, 14 декабря). Наши оппоненты твердили в ответ: “Не надо пугать иностранцев и запутывать своих”. (“Независимая газета”. 1995, 28 декабря). Прошел год. Ни одного нового контракта не подписано! Реализация двух подписанных до вступления закона в силу сахалинских проектов сталкивается с огромными трудностями. Печальный итог... 

В декабре 1996 г. исполняется уже три года, как вышел Указ Президента №2285 “Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами”, положивший правовое начало СРП в России, но вопреки многочисленным пересудам о “торопливости”, “проталкивании” и т.п. нормального законодательства о СРП все еще нет. Рассказу о том, почему так произошло, собственно, и посвящена данная книга, которая представляет собой зеркальное отражение важнейших событий "жизни" закона "О СРП".. 

Выстроенные в хронологическом порядке публикации позволят читателю составить собственное мнение о характере дискуссии, помогут понять, почему так тяжко идет становление инвестиционного законодательства в России, почему такой тоненький ручеек инвестиций впадает в российскую экономику... 

Нарушает общий хронологический ряд статья, открывающая данную книгу. Однако она помещена в самом начале вполне сознательно - для тех, кто в силу каких-либо причин не имел возможности ознакомиться с ранее опубликованными работами авторов, раскрывающими саму суть российской модели СРП, эта статья даст обобщенное представление о концепции формирования благоприятного инвестиционного режима в российском минерально-сырьевом секторе экономики и о месте закона “О СРП” (и шире - концессионного законодательства) в этом процессе. 

 

Оглавление  
Далее -> Закон о СРП: хроника событий. 
 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ 

 
КОНОПЛЯНИК 
АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
СУББОТИН 
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ 
Руководитель группы разработчиков закона “О соглашениях о разделе продукции” и пакета нормативных документов к нему и законопроекта “О концессионных и иных договорах”. Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник (ИМЭМО РАН), консультант Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы РФ, советник Министерства топлива и энергетики РФ, внештатный консультант Министерства финансов РФ. Действительный член Нью-Йоркской Академии наук, почетный сотрудник и член Международного Наблюдательного совета Центра нефтяного и горного права и политики Университета г.Данди (Шотландия), почетный сотрудник экономического факультета Университета г.Абердин (Шотландия). Член редакционных советов ряда отечественных и иностранных специализированных журналов. С декабря 1991 по июнь 1993 г. - заместитель Министра топлива и энергетики РФ по внешнеэкономическим связям и иностранным инвестициям. Автор более 200 научных работ, опубликованных в СССР/России и за рубежом, в том числе ряда монографий.  Один из разработчиков закона “О соглашениях о разделе продукции” и пакета нормативных документов к нему, а также законопроектов "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и “О концессионных и иных договорах”. Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук (ИМЭМО РАН). Консультант Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы РФ, эксперт Министерства топлива и энергетики РФ. Автор более 80 научных работ, в том числе: “Монополистический капитал в энергетике США”. М. “Наука”, 1989; "Закон "О соглашениях о разделе продукции": история, документы, комментарии" (совместно с А.Конопляником и Ю.Швембергером). Нефть, газ и право, 1996, №1; "Государство и инвестор: об искусстве договариваться" (совместно с А.Конопляником), в 2-х частях. “ЭПИцентр” (Москва) - “Фолио” (Харьков), 1996.