Тяжба о Разделе |
Посвящается нашим друзьям
АНОНС
Книга представляет собой зеркальное отражение важнейших событий из трехлетней истории формирования законодательства о соглашениях о разделе продукции (СРП). Именно с этим новым правовым режимом в первую очередь оказались связаны надежды России на резкое изменение инвестиционного климата в стране, улучшение состояния национальной экономики, решения самых острых региональных социально-экономических проблем. Представленные публикации позволят читателю составить не только собственное мнение о характере дискуссии, о сложных, вполне детективных интригах вокруг принятия закона “О СРП” Парламентом, но и до известной степени помогут лучше понять, почему так тяжко идет становление инвестиционного законодательства в России, почему такой тоненький ручеек инвестиций впадает в российскую экономику... Эта книга - для ученых и практиков, которых интересует осуществление в России серьезных, с длительным сроком окупаемости инвестиционных проектов. |
ВВЕДЕНИЕ
К истории создания закона “О СРП”Минерально-сырьевой комплекс России вызывает устойчиво высокий интерес у потенциальных инвесторов. Однако процесс привлечения капитала (как отечественного, так и иностранного) в эти отрасли идет весьма медленно и никак не соответствует ни реальным финансовым возможностям крупнейших международных компаний, ни потребностям российской экономики. Все потенциальные инвесторы вынуждены принимать во внимание высокий уровень геологического, технологического, экологического и политического рисков в России. В одном только нефтегазовом комплексе подготовлено к подписанию несколько крупных соглашений с ведущими нефтяными компаниями мира, обладающими необходимыми капиталами, техническими средствами и современными технологиями, огромным опытом работы во всех уголках земного шара. Во многих случаях переговоры завершены, практически все основные вопросы согласованы, но у инвесторов пока все еще нет твердых правовых гарантий и уверенности в стабильности инвестиционного режима. Как нет у них пока и уверенности в общей благоприятности этого режима (особенно в налоговой его части) для осуществления крупномасштабных, долгосрочных капиталовложений в экономику России вообще и ее минерально-сырьевые отрасли, в частности. В России до недавнего времени государство могло только продавать свою собственность в рамках программы приватизации, но в стране не было законодательной основы для передачи государством частному инвестору прав на пользование своей собственностью хотя бы на какой-то срок. И это в то время, когда производственные контракты между государством и негосударственным инвестором широко практикуются самыми развитыми странами мира. Указанную “дыру” в российском законодательстве и закрывает закон “О соглашениях о разделе продукции” (СРП). Поэтому он является законом новаторским, "пионерским", в связи с чем вызывает массу вопросов, часто обусловленных нехваткой у вопрошающих экономических, финансовых, правовых знаний, отсуствием знакомства с мировым опытом, а часто и просто в силу недостатка информации и/или сложившихся в обществе предрассудков. Принятие законодательства о СРП могло бы дать в руки государства надежный инструмент эффективного управления своей собственностью, обеспечить рациональное недропользование, оговоренную контрактом современную систему защиты окружающей стреды и т.п. Был бы создан четкий и ясный режим сбора средств в бюджеты разных уровней и успешно апробированный во всем мире механизм привлечения инвестиций на условиях проектного финансирования. Инвестор, в свою очередь, в России получил бы, наконец, стабильный и благоприятный инвестиционный режим, гарантирующий возврат вложенных средств и через пять, и через десять, и через двадцать лет... Поверив в долгосрочную стабильность и благоприятность этого режима, гарантирующего адекватный уровень предпринимательского дохода сверх разумного банковского процента, инвестор, наконец-то, пошел бы с широкомасштабными производственными капиталовложениями, что привело бы к перераспределению финансовых потоков в экономике: с рынка финансовых инструментов инвестиции стали бы перетекать в “реальный” сектор экономики. В настоящее время сформировались два основных течения критиков закона:
...Предлагаемая вашему вниманию книга продолжает серию крупных аналитических работ, посвященных закону "О СРП", которые были опубликованы в 1996 г.:
В настоящей книге представлены оригинальные тексты ранее опубликованных авторами (совместно и поодиночке) работ, которые по разным причинам появились в печати с купюрами. По возможности авторами устранены повторы, которые были необходимы в свое время в каждой отдельной статье, но выглядят совершенно излишними, когда эти публикации оказываются собранными вместе под одной обложкой. Каждая статья описывает тот или иной ключевой этап законотворчества, представляет "про" и "контро" сторонников и противников закона "О СРП". Правда, здесь есть нюанс. Авторы в разное время тоже по разному оценивали закон. Все дело в том, что речь шла о двух его вариантах: Госдума принимала закон “О СРП” в третьем чтении дважды - 14 июня и 6 декабря 1996 г. В свое время мы предупреждали, что поправки, внесенные в закон на протяжении этого полугода, попортят крови инвесторам и государство не получит ни копейки: “В том виде, в каком он был представлен г-ном Пузановским, закон вселяет трепет в сердца инвесторов и по первым оценкам не сулит никаких инвестиций российской экономике - дитя может оказаться мертворожденным.” (“Бизнес МН”. 1995, 14 декабря). Наши оппоненты твердили в ответ: “Не надо пугать иностранцев и запутывать своих”. (“Независимая газета”. 1995, 28 декабря). Прошел год. Ни одного нового контракта не подписано! Реализация двух подписанных до вступления закона в силу сахалинских проектов сталкивается с огромными трудностями. Печальный итог... В декабре 1996 г. исполняется уже три года, как вышел Указ Президента №2285 “Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами”, положивший правовое начало СРП в России, но вопреки многочисленным пересудам о “торопливости”, “проталкивании” и т.п. нормального законодательства о СРП все еще нет. Рассказу о том, почему так произошло, собственно, и посвящена данная книга, которая представляет собой зеркальное отражение важнейших событий "жизни" закона "О СРП".. Выстроенные в хронологическом порядке публикации позволят читателю составить собственное мнение о характере дискуссии, помогут понять, почему так тяжко идет становление инвестиционного законодательства в России, почему такой тоненький ручеек инвестиций впадает в российскую экономику... Нарушает общий хронологический ряд статья, открывающая данную книгу. Однако она помещена в самом начале вполне сознательно - для тех, кто в силу каких-либо причин не имел возможности ознакомиться с ранее опубликованными работами авторов, раскрывающими саму суть российской модели СРП, эта статья даст обобщенное представление о концепции формирования благоприятного инвестиционного режима в российском минерально-сырьевом секторе экономики и о месте закона “О СРП” (и шире - концессионного законодательства) в этом процессе. |
Оглавление Далее -> Закон о СРП: хроника событий. |
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ |
|
|
Руководитель группы разработчиков закона “О соглашениях о разделе продукции” и пакета нормативных документов к нему и законопроекта “О концессионных и иных договорах”. Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник (ИМЭМО РАН), консультант Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы РФ, советник Министерства топлива и энергетики РФ, внештатный консультант Министерства финансов РФ. Действительный член Нью-Йоркской Академии наук, почетный сотрудник и член Международного Наблюдательного совета Центра нефтяного и горного права и политики Университета г.Данди (Шотландия), почетный сотрудник экономического факультета Университета г.Абердин (Шотландия). Член редакционных советов ряда отечественных и иностранных специализированных журналов. С декабря 1991 по июнь 1993 г. - заместитель Министра топлива и энергетики РФ по внешнеэкономическим связям и иностранным инвестициям. Автор более 200 научных работ, опубликованных в СССР/России и за рубежом, в том числе ряда монографий. | Один из разработчиков закона “О соглашениях о разделе продукции” и пакета нормативных документов к нему, а также законопроектов "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и “О концессионных и иных договорах”. Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук (ИМЭМО РАН). Консультант Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы РФ, эксперт Министерства топлива и энергетики РФ. Автор более 80 научных работ, в том числе: “Монополистический капитал в энергетике США”. М. “Наука”, 1989; "Закон "О соглашениях о разделе продукции": история, документы, комментарии" (совместно с А.Конопляником и Ю.Швембергером). Нефть, газ и право, 1996, №1; "Государство и инвестор: об искусстве договариваться" (совместно с А.Конопляником), в 2-х частях. “ЭПИцентр” (Москва) - “Фолио” (Харьков), 1996. |
|