М.Субботин 
(Российская газета. 1996, 29 июня) 

16. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЗАКОН 
ПРЕОДОЛЕВАЕТ БАРЬЕР ПРЕДВЗЯТОСТИ 

 
Всякое стоящее дело начинается с затрат: сначала нужно вложить деньги, а потом работать, чтобы они окупились и дали прибыль. Когда частный инвестор вкладывает свои кровные, он должен быть абсолютно уверен в успехе предприятия: все подсчитать, взвесить. Если он этого сделать не может, он и тратиться не будет. А значит не будет нового производства, дополнительных рабочих мест, зарплаты и налогов в бюджет. Ничего не будет... 

Партии и политические движения в стране предлагают свои рецепты, как привлечь инвестиции в российскую экономику, понимая, что для нее это - едва ли не самый главный стимулятор роста. Когда 11 января 1996 г. закон "О соглашениях о разделе продукции" ("О СРП") вступил в силу, отнюдь не все представляли его огромный потенциал, его подлинные инвестиционные возможности. 

В то время, как в стране который год продолжается инвестиционный кризис, именно от внедрения закона о СРП в жизнь зависит финансирование таких гигантских проектов, как Приобский (более 60 млрд дол. инвестиций), Тимано-Печорский (40 млрд дол.), Штокмановский (более 20 млрд дол.), Сахалинские (более 10 млрд дол.), Самотлорский (5 млрд дол.) и многих других. Спасти убыточные производства, а значит города, которые живут ими, не залезая в государственный карман, а как раз наоборот, наполняя его, обеспечить приток крупных финансовых средств, чтобы осилить неподъемную сегодня ношу, - в этом смысл и значение нового для России типа договоров с абревиатурой "СРП". 

Средства, привлекаемые под добычу сырья, обеспечивают заказами на оборудование предприятия смежных отраслей - машиностроения, металлургии... О таких инвестициях нельзя даже мечтать при использовании действующей сегодня системы налогообложения да еще в нестабильной социально-экономической обстановке и в условиях только-только формирующейся правовой среды. 

В мае-июне 1996 г. произошло немало событий, связанных с практической реализацией закона о СРП: 21 мая правительство внесло в Госдуму законопроект "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", а 27 мая - "О перечне участков недр и месторождений, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции". Наконец, 18 июня состоялись Парламентские слушания по этим законопроектам. 

В тот же период, веря в неуклонный прогресс российской правовой системы, демонстрируя свою добрую волю, ведущие иностранные компании начали вкладывать большие деньги на условиях СРП. Объявленный ими график работ по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" может стать (при условии наращивания усилий по совершенствованию национального законодательства) своего рода открытием инвестиционного "второго фронта" союзниками. 

Что касается правительственного перечня, то пока что после проведенного отбора в него внесено 250 месторождений и участков недр. (Причем многие регионы и компании предложили его расширить.) Удельный вес промышленных запасов полезных ископаемых России по этим месторождениям составил: по газу - около 7%, по нефти - 38%, по золоту - 18% и т.д. В свою очередь, законопроект о поправках - вполне самостоятельный закон, вписывающий закон о СРП в действующее законодательство России, не разрушая его, а дополняя, уточняя, совершенствуя, устраняя существующие в нем противоречия. Он представляет собой изменения и дополнения в 10 федеральных законов. 

Для серьезного инвестора, готового пойти на долгосрочные инвестиционные проекты, постепенно наступает долгожданная определенность, а для Правительства - разрабатываются ясные регламенты, а значит возможность обеспечить не мелочный, но действенный контроль за порядком заключения договоров, обеспечить рациональную разработку недр. Используя самые передовые технологии, надежные контрактные отношения одновременно и больше добывать, и эффективно, на современном уровне обеспечивать защиту природной среды. 

Сегодня перекошенная экономическая система не дает элементарно прокормить себя даже тем, кто, казалось бы, в золоте должен купаться... Яркий пример - Ненецкий автономный округ. Трансферт из центра дает примерно 50% его бюджета - только на выживание... И это в то время, когда на территории округа открыто более 80 месторождений нефти и газа. 

Обсуждение на Парламентских слушаниях закона о СРП впервые за два с лишним года его публичной жизни прошло без политических истерик по поводу пресловутой "продажи Родины". В профессиональном разговоре, в котором участвовали представители правительства, региональных исполнительных и представительных органов власти, компаний-инвесторов, никто из известных политических спекулянтов не посмел принять участие. В очередной раз прозвучали предложения по подготовке поправок в закон о СРП, ведь если бы он не был подпорчен согласительной комиссией Федерального Собрания - так называемой комиссией "Глазьева-Болдырева", - дело, несомненно, пошло бы еще веселей. 

Слушания показали и то, что все еще сохраняется определенное непонимание сути СРП. До сих пор некоторые эксперты по инерции говорят об СРП как о льготном налоговом режиме, приводя в то же время расчеты, которые ясно показывают, что государство при СРП "на круг" получает от разработки того или иного месторождения примерно на 15-20% больше, чем при действующей налоговой системе. О каких же льготах в таком случае можно говорить?! 

Или другой характерный пример живучести заблуждений - о том, что будто бы СРП - это вынужденная мера. Пока, мол, плохо в стране с инвестициями, не сложился устойчивый правовой режим, пока действует несовершенная налоговая система... Вот доживем до лучших времен и - СРП будет не нужен. И сами же демонстрируют расчеты, из которых следует, что именно режим СРП позволяет наиболее эффективным образом разрабатывать месторождения. Где же логика? Почему же в дальнейшем от этого нужно будет добровольно отказаться? 

...И все-таки понимание механизма СРП, пробиваясь сквозь устоявшиеся предрассудки и домыслы, постепенно овладевает умами все более широкого круга экспертов и практиков. С момента принятия закона все те, кто искренне заинтересован в подъеме экономики, успели разобраться в его преимуществах и на слушаниях привели убедительную аргументацию в его пользу. 

Не случайно, буквально день ото дня стремительно растет активность российских компаний. Демонстрируя многочисленные детальные расчеты, они настаивают на широком преобразовании своих лицензий в СРП (например, "Сургутнефтегаз" предложил перевести эту компанию "всю целиком" со всеми ее лицензиями на СРП), доказывая, что и рост добычи в этом случае будет гарантирован, и рост поступлений в бюджет государства. 

Этот огромный интерес к проектам с большими сроками окупаемости - знак цвета надежды на экономический подъем, в который сегодня пока еще верится с трудом. 

 

Оглавление  
Далее -> ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Думский бунт, бессмысленный и беспощадный