Структура пакета документов (рис. 8). Пакет документов Энергетической Хартии состоит из политической декларации - Европейской Энергетической Хартии (принятая в 1991 г., на самом начальном этапе хартийного процесса, она еще называется «Европейской», но впоследствии это слово уходит из названий хартийных документов, потому что они охватывают все более расширяющееся энерго-экономическое пространство) и открытого перечня юридически обязательных документов. К последним сегодня относятся Договор к Энергетической Хартии, Торговая Поправка к нему, которая учитывает итоги Уругвайского раунда ГАТТ/ВТО, приводящего терминологию Договора Энергетической Хартии в соответствие с терминологией ВТО и вводящего «под крыло» ДЭХ энергетическое оборудование в дополнение к энергетическим материалам и продуктам.     Есть дополнительный Договор по инвестициям, переговоры по которому не завершены. Есть Протокол по энергоэффективности (ПЭЭСЭА), подписанный вместе с ДЭХ, и есть проект Протокола по транзиту энергоресурсов, который сегодня находится в стадии переговоров.
    Следующим Протоколом в пакете документов ДЭХ, видимо, может оказаться Протокол по электроэнергетике, с инициативой разработки которого недавно выступили 11 государств Электроэнергетического совета стран СНГ, включая Россию. Мы не начали по нему переговорный процесс, потому что существует пока некое настороженное отношение со стороны Японии, со стороны стран ЕЭС к самой идее его разработки, связанное с тем, что, по мнению этих и ряда других государств, не надо начинать новый переговорный процесс по новому Протоколу (электроэнергетическому), не завершив переговоры по предыдущему (транзитному). Поэтому, скорее всего, процесс начала переговоров по формированию еще одного юридического документа будет поставлен в зависимость от срока завершения предшествующего протокола - возможно, как общее правило переговорных процессов в рамках ДЭХ.


Рис. 8. Энергетическая Хартия и ее документы

    Коротко хотелось бы сказать об особой роли ДЭХ по сравнению с другими международными соглашениями по инвестициями. Охват форм энергетического сотрудничества в рамках ДЭХ уникален - Договор покрывает инвестиции, торговлю, транзит, энергоэффективность. Особенно важно, что ДЭХ является первым (и пока единственным) многосторонним соглашением по инвестициям с высокими стандартами защиты инвестиций, включая разрешение споров. В рамках ДЭХ фактически легализованы все существующие на сегодня механизмы разрешения споров, включая все формы международного арбитража по направлениям взаимоотношений государство-государство, государство-инвестор и инвестор-инвестор, иначе говоря - относящиеся к спорам либо между государствами, которые являются договаривающимися сторонами ДЭХ, либо между компаниями (инвесторами), являющимися компаниями договаривающихся сторон ДЭХ. Иными словами, Договор к Энергетической Хартии представляет государствам-полноправным (полномасштабным) его участникам и их инвесторам (компаниям) расширенный спектр использования возможностей существующих сегодня видов разрешения споров, не предопределяет «выбор» института разрешения споров заведомо каким-то одним, а дает возможность самим сторонам спора, в соответствии с прописанными в ДЭХ процедурами, выбрать ту арбитражную площадку, которая для урегулирования данных двусторонних разногласий будет, по мнению самим участников спора, являться наиболее эффективной.
    Основным направлением деятельности Энергетической Хартии является формирование международно-правовой базы инвестиционной и торговой деятельности в энергетической сфере, то есть подготовка соответствующих международно-правовых документов. Как отмечалось выше, по двум юридически обязательным документам Энергетической Хартии переговоры пока не завершены: по Дополнительному Договору по инвестициям и по Транзитному Протоколу.
    Вторым важным направлением деятельности является то, что в рамках Энергетической Хартии создан форум для обсуждения странами-участниками вопросов, связанных с энергетикой - в сфере наиболее капиталоемких и долгосрочных инвестиционных проектов7. Смысл этой деятельности заключается в следующем.
    Государства и компании на формирующемся Евразийском энергетическом пространстве должны для себя определить не только перспективные направления развития энергетических рынков, не только те новые возможности, которые эти рынки с новыми для них механизмами будут создавать, но и те дополнительные риски, которые будут препятствовать развитию этих рынков или те дополнительные риски, которые будут каким-то образом дискриминировать или нарушать интересы отдельных государств в рамках формирующего единого Евразийского энергетического рынка (пространства). При этом, в условиях глобализации развития энергетических рынков определять эти новые условия и риски всем заинтересованным странам необходимо совместно, на базе общего понимания, чтобы совместными усилиями разрабатывать коллективные международно-правовые механизмы минимизации такого рода рисков. Надо было создать площадку, где эти проблемы могли бы обсуждаться на постоянной (регулярной) основе и, по мере необходимости, передаваться на следующий уровень - коллективных многосторонних переговоров по выработке соответствующих многосторонних международно-правовых документов - в рамках той же организации (той же совокупности заинтересованных государств). Итак, цель такой «политической дискуссии» в рамках Энергетической Хартии - обозначить коллективно понимаемые риски, чтобы можно было бы совместными усилиями заблаговременно начать выработку многосторонних международно-правовых инструментов, которые способствовали бы минимизации этих рисков. То есть реагировать на появление этих рисков заблаговременно, в преддверие их появления, а не после того, как эти риски начнут ухудшать перспективы и текущее состояние инвестиционной деятельности в странах-членах ДЭХ, то есть на формирующемся Евразийском энергетическом рынке.
    Далее я подробно остановлюсь на инвестиционных и транзитных правилах ДЭХ, но перед этим дам короткую характеристику торговых правил ДЭХ и положений Протокола ДЭХ по энергоэффективности (ПЭЭСЭА).


7  В частности, рамках этого направления деятельности Энергетической Хартии в ноябре 2003 г. состоялась специальная конференция «Рынок газа Евразии: перспективы и риски», с материалами которой можно ознакомиться на веб-сайте Секретариата www.encharter.org.