География (рис. 6). Начинался процесс Энергетической Хартии в рамках трансатлантического европейского
сообщества, в терминах Хельсинского соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе, когда участниками процессов европейской
безопасности были как страны собственно Европейского континента, так и государства североамериканского континента, находящиеся вне территории
географической Европы. Именно поэтому подписанная в 1991 г. политическая декларация (см. рис. 5) носила название Европейской.
Рис. 6. Договор к Энергетической Хартии: география
Постепенно, в течение последующих 10 лет, под воздействием объективных экономических закономерностей,
процесс Энергетической Хартии стал охватывать более широкое географическое пространство, ибо вследствие дальнейшего развития интернационализационных
процессов началось формирование единого евроазиатского энергетического рынка, в значительной степени построенного на развитии единой
инфраструктуры - трубопроводных и электрических сетей. Поэтому существует объективная заинтересованность государств расширяющегося Евроазиатского
рынка вступать в члены ДЭХ, создающего единые правила игры на этом формирующемся рыночном пространстве.
Возникает вопрос: говоря о Евразийском энергетическом пространстве, идет ли речь о Евразии в
географическом или в экономическом понимании? Ответ: в экономическом. Сегодня уже значительное количество государств, находящихся за
географическими пределами Европы и Азии и являющихся географически частью других регионов, является составной и неотъемлемой частью системы
энергоснабжения этого формирующегося евроазиатского рынка. В частности, Северная Африка в настоящее время является уже составной частью системы
энергоснабжения Европы, Нигерия через поставки СПГ - частью энергоснабжения Европы, государства Австралайзии - частью энергоснабжения
Юго-Восточной Азии. Иными словами, формирование единого евроазиатского энергетического рынка является объективной закономерностью.
Дальнейшие, направления расширения Договора - объективный и логически обусловленный и
предсказуемый процесс, который базируется не только на политике, но и на экономике и на финансах. Приведу при-мер с принятием новых наблюдателей в
процессе Энергетической Хартии. В 2001 г. в наблюдатели был принят Китай, в 2002 г. - Иран и Южная Корея, в этом году - Нигерия. Кто следующий?
Следующий - страны АСЕАН. Они уже подали коллективную заявку на получение статуса наблюдателя в Энергетической Хартии
6.
Почему АСЕАН? Потому что для этого существуют объективные экономические предпосылки. Страны АСЕАН
приняли решение об объединении систем газоснабжения и своих электроэнергетических сетей (рис. 7).
Рис. 7. ДЭХ: кто следующий и почему
(формирование объединенной газовой инфраструктуры Юго-Восточной Азии)
Однако, если возникает вопрос об интеграции энергетической инфраструктуры, значит, возникает (должна
возникнуть) потребность в единых правилах игры, единых механизма регулирования, которые нивелировали бы риски (инвестиционные, торговые,
операционные и т.п.), существующие из-за разницы в законодательстве этих государств. Договор к Энергетической Хартии является единственным
существующей в мировой практике инструментом международного права, который сегодня предоставляет для них такие возможности.
6 На декабрьской 2003 г. сессии Конференции Энергетической Хартии заявка стран АСЕАН на
получение статуса наблюдателя в Энергетической Хартии была удовлетворена.