Процесс Энергетической Хартии и его инструменты.
    История создания (рис. 5). Все началось 25 июня 1990 года. Тогдашний премьер-министр Нидерландов Рууд Любберс выступил на сессии Европейского Совета в Дублине с инициативой создания общеевропейского энергетического пространства. В декабре 1991 года была подписана Европейская Энергетическая Хартия. Это был юридически необязательный документ, то есть политическая декларация, пакет «благих намерений», скажем так. Через три года были подписаны Договор Энергетической Хартии (ДЭХ) и Протокол по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам (ПЭЭСЭА), которые были уже юридически обязательными документами. Россия подписала их среди других государств, и за это я тоже несу ответственность, поскольку я был руководителем российской делегации на переговорах по ДЭХ в то время.

    Россия начала процесс ратификации в 1996 г.
    Позиция Государственной Думы РФ (2001 г.): вопрос о ратификации ДЭХ Россией
    поставлен в зависимость от результата переговоров по Протоколу по Транзиту
25 июня 1990 Инициатива Любберса о создании единого европейского энергетического пространства представлена в Дублине
17 декабря 1991 Подписана Европейская Энергетическая Хартия
17 декабря 1994 Подписаны Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) и Протокол по Вопросам Энергетической Эффективности и Соответствующим Экологическим Аспектам (ПЭЭСЭА)
16 апреля 1998 ДЭХ вступил в полную юридическую силу
Сегодня
  • ДЭХ подписан 51 государством + Европейским Сообществом =
    52 стороны
  • ДЭХ ратифицирован 46 государствами (за исключением 5 стран:
    Россия, Беларусь, Исландия, Австралия, Норвегия) + ЕС
  • Россия + Беларусь: применение ДЭХ на временной основе

Рис. 5. Договор к Энергетической Хартии: хронология

    В апреле 1998 г. Договор к Энергетической Хартии вступил в полную юридическую силу после того, как его подписали и ратифицировали 30 государств. Таким образом, ДЭХ сегодня является неотъемлемой частью международно-правового поля независимо от того, нравится это кому-либо или нет. И мы должны исходить из того, что эти правила сегодня являются не только общепризнанными, но и обязательными для применения для абсолютного большинства государств, которые являются членами Договора Энергетической Хартии (для тех из них, которые подписали и ратифицировали ДЭХ, а также для тех подписавших, но пока не ратифицировавших ДЭХ государств, которые согласились применять его «на временной основе»).
    На сегодня ДЭХ подписали 52 договаривающиеся стороны (это 51 государство и плюс Европейские Сообщества, которые подписали Договор к Энергетической Хартии в двух ипостасях: как отдельно взятая страна ЕС (каждая из стран ЕЭС подписала ДЭХ индивидуально), а также как сообщество в целом - в качестве т.н. «Организации региональной экономической интеграции» или ОРЭИ)5.
    ДЭХ ратифицирован сегодня 46 государствами, за исключением пяти стран, в том числе России. Россия начала процесс ратификации в 1996 г. Последний раз вопрос о ратификации поднимался в январе 2001 г. Были проведены Парламентские слушания на эту тему и вердикт был вынесен Госдумой такой: ратифицировать надо, но не сегодня. Вопрос о ратификации ДЭХ был поставлен в зависимость от условий завершения переговоров по Протоколу по транзиту. Такая связка была сделана исходя из политических соображений, поскольку с юридической точки зрения ратификация ДЭХ не может зависеть от условий какого-либо из Протоколов к ДЭХ, в этом контексте ратификация ДЭХ - первична, ибо не может стать стороной транзитного протокола страна, не ратифицировавшая ДЭХ.
    Сегодня Россия, и Беларусь вместе с ней, применяют Договор к Энергетической Хартии на временной основе. Это, правда, не дает нашей стране возможности в полной мере воспользоваться плюсами полномасштабного членства в ДЭХ (например, в вопросах разрешения споров по различным проблемам, таким, скажем, как транзит российских углеводородов через территорию некоторых сопредельных государств).


5  Именно отсюда, на мой взгляд, впоследствии возникли некоторые проблемы, связанные с сегодняшними разногласиями между ЕЭС и Россией по транзиту (о них будет отдельно сказано чуть позже). Потому что были созданы предпосылки для зарождения естественного потенциального конфликта интересов, когда одна и та же страна подписала Договор в составе коллективного члена ДЭХ и в самостоятельном, индивидуальном качестве. Естественно, рано или поздно могла возникнуть правовая коллизия, связанная с разностью интересов отдельных стран и коллективных институтов, в состав которых входят эти страны. Она и возникла примерно года два тому назад. До сих пор не можем ее разрешить (имеется в виду т.н. «положение об ОРЭИ» в рамках проекта Транзитного протокола к ДЭХ) для того, чтобы можно было быстро и эффективно завершить переговоры по Транзитному Протоколу.