Завершение переговоров по Транзитному Протоколу. В декабре 2002 г. многосторонняя часть переговоров по Транзитному Протоколу была завершена. На сегодня остаются несогласованными три вопроса: - так называемое право первого отказа (инициировано делегацией России) , положение о региональной экономической интеграции (инициировано делегацией ЕС) и, наконец, вопрос о допустимости аукционов как механизма формирования транзитных тарифов.
    Разногласия сохраняются только между двумя делегациями - России и ЕС. 10 июня 2003 г. состоялись двусторонние консультации между Россией и ЕС, в ходе которых стороны договорились о взаимопонимании, нашли рабочий компромисс в переговорных позициях (на уровне глав делегаций), но не успели согласовать эту достигнутую договоренность в столицах к 26 июня - дате очередного заседания Конференции Энергетической Хартии (по регламенту работы Энергетической Хартии два раза в год - обычно в июне и декабре - проходят заседания ее высшего органа - Конференции Энергетической Хартии, где собираются делегации странучастниц и стран-наблюдателей для того, чтобы подвести итоги проделанной работы и обсудить и утвердить планы на будущее).
    Итак, к июньской Конференции 2003 г. достигнутый в ходе двусторонних консультаций предварительный вариант компромиссного текса протокола по Транзиту не был согласован в столицах. Как заявил на пресс-конференции в Брюсселе 23 июня 2003 г. заместитель Председателя Правительства РФ В.Б.Христенко: «Ратификация ДЭХ на сегодняшний день для России означает лишь одну простую вещь: завершение переговоров и выход на окончательные формулировки по одному единственному протоколу, который ДЭХ не включил в себя. Это Протокол по Транзиту... По этому Протоколу консультации ведутся до сих пор. У РФ есть ряд серьезных озабоченностей на сегодняшний день. У нас есть три пункта, которые являются достаточно серьезными для нас, и на которые мы хотели бы найти удовлетворительные ответы. При достижении удовлетворительных результатов по этому Протоколу мы будем готовы его подписывать. Пока результата нет. Мы предлагаем продолжить работу по этому поводу, искать этот взаимный результат, ну а тогда, соответственно, откроются дополнительные варианты по отношению к ДЭХ в целом».
    Следующая Конференция Энергетической Хартии - в начале декабря этого года. Мы продолжаем до сих пор рассчитывать, что ЕС и Россия смогут достигнутое в июне предварительное согласие закрепить и оформить в виде переговорных мандатов делегаций до конца года в своих столицах. Тогда в декабре переговоры по Протоколу по Транзиту могли бы быть успешно завершены, после чего вступит в действие чисто юридическая процедура, связанная с принятием и подписанием Протокола сторонами. Это открывает путь к ратификации ДЭХ. В случае благополучного исхода переговоров по протоколу по Транзиту и их завершения к декабрю 2003 г. для меня, тем не менее, понятно, что ратификация ДЭХ не может начаться раньше сентября следующего года: это связано с парламентскими и президентскими выборами и грядущими изменениями в составе Думы и Правительства.
    Вопрос сегодня стоит таким образом: имеется ли достаточно политической воли у заинтересованных государств, чтобы поддержать достигнутый сторонами компромисс, который, на мой взгляд, отражает долгосрочный прагматический баланс интересов всех участников ДЭХ, в том числе двух основных полемизирующих сторон - России и ЕС?
    Ответ на этот вопрос (и возможность нахождения развязок в сложившейся ситуации) будет в значительной степени зависеть от того, что возобладает во взаимоотношениях России и ЕС:
    - будет ли де факто признано сторонами, что ДЭХ и Протокол по Транзиту для них не имеют самостоятельной ценности и рассматриваются в качестве составной части более широкой повестки между двумя Договаривающимися Сторонами, или же
    - будет признано, что ДЭХ и Протокол по Транзиту имеют самостоятельную ценность как составная часть повестки многосторонних переговоров по этому вопросу с участием еще 50 государств.
    Если Россия и ЕС встроят вопросы завершения переговоров по Транзитному Протоколу в перечень нерешенных двусторонних вопросов (а здесь и проблема вступления в ВТО, и продекларированное сторонами создание общеевропейского экономического пространства, и наполнение реальным содержанием энергодиалога Россия-ЕС, и многое другое), то понятно, что темп завершения Протокола по Транзиту замедлится. Это будет означать, что для России и ЕС интересы двусторонних отношений окажутся доминирующими, а коллективные интересы большого числа государств ДЭХ окажутся подчиненными и зависимыми от решения двусторонних проблем между двумя указанными договаривающимися сторонами. Или же будет признано, что вопросы, связанные с формированием единой экономико-правовой среды в энергетике на формирующемся единой Евроазиатском энергетическом пространстве имеют самостоятельную ценность как составная часть повестки многосторонних переговоров по этому вопросу с участием более чем 50 государств.
    Второй блок проблем, требующих своего политического решения: на какой площадке обсуждать энергетическую проблематику, чтобы избежать разногласий в выработке решений. Если часть энергетических дебатов будет перенесена из формата ВТО на площадку Энергетической Хартии, то Россия тем самым, может получить некие дополнительные преимущества с точки зрения отстаивания своих позиций в спорах со своими оппонентами (хотя бы потому, что в процессе присоединения к ВТО от России требуют односторонних уступок, а Энергетическая Хартия есть многосторонний переговорный процесс). Если это произойдет (концентрация переговоров по энергетической повестке в рамках Энергетической Хартии), я думаю, это несколько ускорит завершение переговоров по Протоколу по Транзиту. Я надеюсь, что переговоры по Транзитному Протоколу, процесс которых очень близок к завершению, будут все-таки завершены, и это даст возможность начать ратификационную процедуру Договора к Энергетической Хартии и Россия в скором времени сможет в полной мере начать получать плюсы от полноправного членства в этом Договоре, что будет способствовать повышению конкурентоспособности моей страны на мировых рынках и капитала, и способствовать ее качественному и устойчивому экономическому росту.
    Большое спасибо за внимание.