Ключевые положения Протокола ДЭХ по Транзиту. На рис. 25 приведены некоторые ключевые положения Протокола ДЭХ по Транзиту. Этот Протокол, в развитие положений ст. 7 «Транзит» ДЭХ, вводит некоторые юридически обязательные правила, которые нацелены на повышение надежности и бесперебойности поставок, в частности, предусматривает обязательство Договаривающихся Сторон выполнять транзитные соглашения, запрет на несанкционированный отбор находящихся в транзите энергетических материалов и продуктов. Кстати, подготовка этого Протокола была инициирована российской стороной в том числе и потому, что в то время (1999-2000 гг.) существовала весьма актуальная проблема несанкционированного отбора транзитных ЭМП российского происхождения при прохождении их по территории некоторых сопредельных транзитных государств.
    Одним из ключевых положений Транзитного Протокола является то, что он определяет понятие «Наличные транзитные мощности». Наличные мощности - это не просто физические мощности трубопроводов, а физические мощности за исключением четырех составляющих. Первая - определенный технологический резерв. Вторая составляющая, подлежащая вычету из физических мощностей, определяется тем, что у владельца мощностей могут существовать контрактные обязательства, подлежащие исполнению и находящиеся в стадии исполнения. Поэтому мощности, зарезервированные под такие контрактные обязательства, которые исполняются в настоящее время, подлежат вычету. Третья составляющая - публичные обязательства, по так называемым государственным контрактам, то есть те, в соответствии с которыми должны быть обеспечены поставки, скажем, коммунальным поставщикам.

1.Обязательство соблюдать Транзитные Соглашения
2.Запрет несанкционированного отбора ЭМП в Транзите
3.Определение Наличных Мощностей
4.Переговорный доступ третьих сторон к Наличным Мощностям по Транспортировке Энергии, используемым для Транзита (обязательный доступ исключается)
5.Способствование строительству, расширению и эксплуатации Сооружений по Транспортировке Энергии, используемых для Транзита
6.Транзитные Тарифы должны быть недискриминационными, объективными, обоснованными и «прозрачными», не подвержены влиянию рыночных колебаний, основанными на реальных затратах, вкл. разумную норму прибыли
7.Стандарты: технические (межд.) и бухгалтерские (нац.+межд.)
8.Замеры и измерения ЭМП на международных границах
9.Координация в случае прерывания, сокращения или прекращения Транзита
10.Соблюдение Международных Соглашений по Свопам Энергии
11.Выполнение и соблюдение
12.Разрешение споров

Результат:- риски и издержки, связанные с транзитом, снижаются
- конкурентоспособность транзитных поставок растет
- возрастает «энергетическая безопасность» («надежность поставок»+ «надежность спроса»+ «надежность инфраструктуры»)

Рис. 25. Протокол по транзиту к ДЭХ: основные положения

    Четвертый вычет из физических мощностей в течение долгого времени являлся камнем преткновения и наиболее активно обсуждаемым вопросом в ходе переговоров. Этот вопрос является принципиальным для вертикально-интефированных компаний, являющихся как собственниками трубопроводных систем, так и владельцами лицензий на добычу. Поэтому наибольшую остроту этот вопрос представлял для Газпрома. Итак, имеется вертикально-интефированная компания, которая является и собственником трубы, и владеет лицензией на добычу. Добыча еще не начата, но имеется лицензионное соглашение (или ТЭО освоения месторождения), в котором установлены сроки и уровни добычи, Специфика газовой отрасли такова, что освоение месторождения, особенно крупного, не начинается пока не найден покупатель будущего газа и с ним не заключен долгосрочный контракт на поставку. Под этот контракт должны быть зарезервированы мощности в трубе (необходимая пропускная способность - график объемов по годам). Поэтому при определении наличных мощностей из мощностей физических вычитается тот резерв пропускной способности, который вертикально-интефированная компания должна осуществить в принадлежащей ей трубе под поставки из своей будущей добычи (то есть из «принадлежащих» ей же месторождений). Таким образом, наличные мощности - это физические мощности минус четыре уровня вычетов, описанных выше.
    Далее, в Транзитном Протоколе зафиксирован переговорный доступ третьих сторон к наличным мощностям. В рамках пакета документов ДЭХ нет обязательного доступа третьих сторон, он исключается. Это требование предусмотрено как в самом Договоре к Энергетической Хартии (см. соответствующее Понимание, являющееся неотъемлемой частью ДЭХ, упомянутое выше), так и в Протоколе Энергетической Хартии по Транзиту. Одним из важнейших элементов переговорного доступа к наличным мощностям является методология определения транзитных тарифов. Ее ключевые положения: транзитные тарифы должны быть недискриминационными, объективными, обоснованными, прозрачными, не подвержены влиянию рыночных колебаний, основаны на реальных затратах, включая разумную норму прибыли.
    В итоге риски и издержки, связанные с транзитом, снижаются. Конкурентоспособность транзитных поставок растет, возрастает энергетическая безопасность. Обычно под энергетической безопасностью на Западе подразумевается безопасность поставок, то есть подразумевается безопасность потребителя, которую должен обеспечить поставщик энергоресурсов. Мы в Энергетической Хартии трактуем это понятие существенно шире, исходя из требований обеспечения баланса интересов всех участников энергетической цепочки: от производителя до конечного потребителя. С этих позиций безопасность, связанная с надежностью поставок - это только одна из составных частей энергетической безопасности, но при этом есть еще надежность инфраструктуры плюс надежность спроса. Механизмы, которые стимулируют снижение издержек, расширяют конкурентную нишу этого поставщика на рынке конечного потребления, в итоге обеспечивается «надежность спроса» - то, к чему призывают поставщики.