Россия: инвестиционная привлекательность. Теперь посмотрим на Россию с точки зрения инвестиционной привлекательности. Лучше всего ситуацию описывает динамика суверенных кредитных рейтингов, выставляемых стране основными рейтинговыми агентствами. Если мы посмотрим на динамику кредитного рейтинга России, то мы увидим, что, во-первых, страна только в июле 2002 г. смогла подняться до уровня кредитного рейтинга, присвоенного ей в 1996 г. - когда Россия впервые получила рейтинговую котировку (рис. 11).


Рис. 11. Рейтинговая история РФ по оценкам Standard & Poors

    Во-вторых, мы увидим, что сегодня Россия находится на уровне рейтинга ВВ (в соответствии с классификационными категориями агентства Стандард энд Пурз).
    Что такое суверенный рейтинг ВВ? Хорошо это или плохо, много это или мало?
    Если брать оценки трех известных рейтинговых агентств, можно увидеть, что Россия находится в высшей зоне - но спекулятивных рейтингов (рис. 12). В зону инвестиционных рейтингов Россия до сих пор пока еще не вошла, как не входила на предыдущих этапах выставления нам рейтинговых оценок. Но это означает, что при прочих равных условиях мы проигрываем по условиям финансирования своим конкурентам, расположенным в более благоприятных, чем Россия, условиях по отношению к основным рынкам сбыта. Поэтому те инструменты и механизмы, которые дадут возможность, при прочих равных условиях, поднять кредитный рейтинг страны, являются для России очень важными.
    Условно говоря, если у страны такой суверенный рейтинг, который обеспечивает ставку кредитования на уровне ЛИБОР+2 проц. п. то корпорация, зарегистрированная и работающая в этой стране, при получении корпоративного займа (скажем, на пополнение оборотных фондов данной компании по действующим в этой стране проектам), добавит к указанной ставке заимствования еще какие-то процентные пункты на покрытие дополнительных корпоративных рисков, а в случае получения займа под реализацию нового проекта, расположенного на территории страны, добавит еще какие-то процентные пункты к ставке заимствования на покрытие проектных рисков.


Рис. 12. Место России на рейтинговой шкале основных международных
рейтинговых агентств (долгосрочные кредитные рейтинги)

    В итоге - суверенная ставка заимствования ЛИБОР++2 проц. п. трансформируется в более высокую - ЛИБОР+2,5 проц. п., или ЛИБОР+2,75 проц. п., или ЛИБОР+3,0 проц. п. и т.д. Это будет удорожать стоимость привлечения заемных средств, а значит увеличивать издержки реализации проекта, следовательно, ухудшать конкурентоспособность его продукции на рынке.
    Членство в ДЭХ дает возможность повысить суверенный рейтинг страны за счет снижения части (хотя и не всех) некоммерческих рисков (страновых, корпоративных, проектных) инвестора, и, тем самым, понизить для него ставки корпоративных и/или проектных заимствований. Это ведет к увеличению притока инвестиций с соответствующими позитивными макроэкономическими последствиями (мультипликативными эффектами), то есть выгодно и инвестору и принимающей стране.