Сравнительная конкурентоспособность. Если сопоставить поставки российского газа на
основном направлении его экспорта - в Европу - с поставками основных конкурентов (рис. 13), то очевидно, что по своим
природным характеристикам (условия добычи и удаленность от рынка сбыта) российский газ находится в наиболее уязвимом положении: природно-климатические условия добычи несравненно
тяжелее, а удаленность от европейского рынка - максимальна в сравнении с основными конкурентами. При этом монополия Газпрома (России) на поставки
газа в Европу с Востока заканчивается, а с ней и возможность получения соответствующих монопольных преимуществ (монопольной ренты).
Рис. 13. Российский газ в Европе
До недавних пор большая часть существующих поставок центрально-азиатского газа шла на Запад через
территорию России и Газпром мог контролировать и регулировать эти поставки (вплоть до их полного прекращения), но сегодня постепенно этому приходит
конец. Почему? Потому что в силу объективных причин, с одной стороны, и как результат «силовой» политики Газпрома по отношению к своим
конкурентам (существующим и потенциальным), с другой стороны, международным сообществом активно разрабатываются и реализуются
альтернативные пути поставок газа нероссийского происхождения в Европу (аналогичное утверждение справедливо в отношении каспийской нефти и
политики Транснефти). Турция постепенно превращается в транзитный узел для поставок сначала азербайджанского и иранского, а чуть позже -
центрально-азиатского и иракского газа через территорию Турции в Европу. После завершения строительства трубопроводной связки (350 км между
территорией Турции и Греции) появится новый (вне сферы контроля со стороны России) газовый путь через территорию этой страны, помимо двух трубопроводов,
обеспечивающих поставки российского газа в Турцию (трубы, которая идет из России через территорию Болгарии, и прямых поставок по трубопроводу,
проложенному по дну Черного моря в рамках проекта «Голубой поток»). Иран разрабатывает ТЭО проекта поставок своего газа в Европу через территорию
Турции и активно работает над оценкой позитивных эффектов от своего полномасштабного вхождения в ДЭХ (сегодня, повторю, эта страна является
наблюдателем в Энергетической Хартии) для того, в частности, чтобы можно было минимизировать риски транзитных поставок через территорию Турции.
Итак, в не столь отдаленной перспективе мы получим как минимум два направления поставок газа с Востока
в Европу, кроме подконтрольных Газпрому (то есть проходящих через территорию России): из прикаспийских и центрально-азиатских, а также
ближневосточных государств. И те, и другие - через территорию Турции. Это означает, что монопольные преимущества Газпрома в поставках газа в
Европу в скором времени сойдут на нет, а в условиях конкуренции конкурентные позиции России в этом отношении будут ухудшаться по сравнению
с другими странами, которые вступили в ДЭХ, подписали и ратифицировали его. Все центрально-азиатские, прикаспийские
государства это сделали. И если это сделает Иран раньше, чем это сделает Россия, то и Иран получит соответствующие конкурентные преимущества, и
разрыв в уровнях конкурентоспособности газовых поставок в Европу может увеличиться не в пользу газа российского происхождения. Это означает, на
мой взгляд, что указанный конкурентный недостаток еще более активно требует от России вхождения под защиту ДЭХ.
Итак, конкурентный недостаток российского газа при поставках в Европу в условиях увеличивающейся
множественности поставщиков и путей доставки газа, в том числе неподконтрольных Газпрому: удаленность от рынка плюс сложные
природные условия добычи. В этих условиях у российских газовых компаний (в первую очередь - у Газпрома) должны формироваться наиболее
высокие стимулы к снижению технических и финансовых издержек добычи и транспортировки для повышения своей конкурентоспособности. Снижение
технических издержек есть функция инвестиций (и привносимых с ними инноваций), которые, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от
условий экономико-правовой среды в принимающих и транзитных странах, обусловливающих номенклатуру и величину рисков. Снижение финансовых
издержек есть функция стоимости привлечения заемных средств, отражающих уровень кредитных рейтингов (суверенных, корпоративных, проектных),
что также является результатом условий экономико-правовой среды в принимающей и транзитных странах (риски).
ДЭХ и его инструменты создают единую правовую среду на всем географическом пространстве, охватывающем
путь российского газа от места добычи до мест потребления, и тем самым минимизирующую риски и снижающую финансовые и технические
издержки реализации проектов добычи и поставки российского газа, а в более общем виде - минимизирующую риски и снижающую финансовые и технические
издержки реализации любых инвестиционных проектов на расширяющемся Евроазиатском энергетическом пространстве, то есть в энергетике
стран-членов ДЭХ для компаний стран-членов ДЭХ.