9. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ



           9.1. В нефтяной отрасли на внутреннем рынке России одновременно применяются различные формы оплаты продукции, каждой из которой соответствует свой уровень цен:
  • при оплате "живыми" деньгами - на условиях предоплаты и в зависимости от сроков оплаты;
  • при оплате денежными суррогатами - векселями, при применении зачетных схем поставок, при бартерных сделках;
  • трансфертные цены на нефть - при поставках нефти от одного производственного подразделения вертикально интегрированной компании к другому (например, при поставках добытой нефти на собственные НПЗ компании). Таким образом, на внутреннем рынке складывается не реальная, а виртуальная средняя цена на нефть и нефтепродукты, не отражающая ни платежеспособный спрос, ни реальную цену рынка.

               9.2. Сегодня в мировой практике такую реальную рыночную цену определяют на специализированных биржах. На нефтяном рынке ~ через механизмы фьючерсной торговли нефтяными контрактами на Нью-йоркской, Лондонской, Сингапурской биржах. Однако из-за разницы внутренних российских и мировых цен биржевые котировки мировых цен не могут быть использованы в качестве обоснованных ценовых ориентиров для внутреннего рынка. Отсутствие в стране рынка срочных контрактов (фьючерсного рынка) не позволяет устанавливать реальные рыночные цены и определять ценовые ориентиры, опирающиеся на ожидания самого рынка. Для определения уровня и динамики реальных рыночных цен в стране, смягчения ценовых колебаний, видимо, целесообразно сформировать ряд отсутствующих в России рыночных институтов, таких, как:
  • нефтяная биржа - как место для определения независимыми субъектами рынка равновесной цены на нефть и нефтепродукты, отражающей баланс разнонаправленных факторов динамики цен в каждый конкретный момент времени;
  • фьючерсный рынок нефтяных контрактов - как инструмент ценообразования, определения ценовых ориентиров, задаваемых самим рынком на обозримую перспективу, с присущими ему инструментами страхования ценовых рисков (хеджирования);
  • Государственный нефтяной резерв - находящиеся под контролем государства коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов, оператором которого могла бы быть, в случае ее создания. Государственная нефтяная компания. Это усилило бы ценообразующую роль государства на нефтяном рынке (по аналогии с ролью Центрального банка России на валютном рынке страны для поддержания валютного курса рубля).

               9.3. Природный газ при действующих ценах на него является самым дешевым энергоносителем в стране, что привело к перекосам цен на взаимозаменяемые виды топлива. В мировой практике цена на уголь, в пересчете на условное топливо, составляет примерно 60% от цены нефти, т. е. эквивалентна цене мазута. В свою очередь, цена на уголь (мазут) составляет примерно 60% от цены природного газа в Европе, 40% от цены сжиженного природного газа в Японии и соответствует цене природного газа в США. В России при рыночной динамике цен на уголь и искусственно замороженных ценах на газ, уголь в расчете на тонну условного топлива во многих регионах стал дороже газа (хотя с учетом экологических и прочих преимуществ цены на газ в пересчете на условное топливо должны быть в 1,3-1,4 раза выше, чем цены на уголь). Дороже газа оказался на внутреннем рынке и мазут, ценообразование на который в мировой практике ведется по "остаточному" принципу.
               В результате диспропорции в ценах и поэтому искусственно завышенной потребности в газе как наиболее дешевом виде топлива доля угля в энергобалансе страны неоправданно снижается, что оказывает отрицательное влияние и на угольную промышленность, уменьшая спрос на ее продукцию и усугубляя социальные последствия закрытия дополнительных шахт. Еще быстрее сокращается и потребление мазута на электростанциях, неоправданно замещаемого также газом.

               9.4. Необходимо пересмотреть концепцию "газовой паузы", легшей в основу предыдущей Энергетической стратегии России. Политике заниженных цен на газ должен быть положен конец. Низкие цены, с одной стороны, ведут к опережающему росту спроса на газ. С другой стороны, они ведут к запрету на инвестиции в добычу газа. Образуются "инвестиционные ножницы", при которых резкий рост спроса на газ должен быть покрыт адекватным увеличением его добычи при опережающем росте потребностей в инвестициях, необходимых для обеспечения этой добычи. Однако низкие цены на газ лишают газовую отрасль возможностей самофинансирования. Остается единственная возможность - заемное финансирование с внешнего рынка, но оно требует наращивания экспортных поставок газа для погашения валютных кредитов. А это, в свою очередь, сокращает возможности поставок на внутренний рынок для покрытия растущего спроса, еще больше увеличивает дефицит предложения, требует еще большего прироста добычи и еще больших капиталовложений.

               9.5. Остается крайне острой проблема утилизации попутного нефтяного газа, добыча которого остается убыточной. Его цена регулируется государством и в настоящее время составляет 55 руб./ЮОО куб. м (утверждена в середине 1995 г. и с тех пор ни разу не индексировалась), при том что средняя себестоимость добычи и подготовки газа составляет по отрасли порядка 300 руб./ЮОО куб. м. В результате низкой цены на попутный нефтяной газ, поставляемый на газоперерабатывающие заводы, нефтедобывающие предприятия не заинтересованы в увеличении его поставок на переработку и либо изыскивают другие варианты его использования, с меньшим потребительским эффектом, либо сжигают газ на факелах, нанося тем самым вред окружающей среде. В связи с уменьшением объемов добычи нефти и, соответственно, ресурсов нефтяного газа, подлежащего переработке, уменьшился и выпуск товарной продукции на газоперерабатывающих заводах, что привело к уменьшению выработки сырья для нефтехимических производств. Эта проблема также требует кардинального решения.

               9.6. Повышению эффективности политики ценообразования могли бы способствовать также:
  • либерализация (отмена государственного регулирования) цены на попутный нефтяной газ и продукты его переработки;
  • усиление контроля со стороны государства за порядком регулирования транспортных тарифов по перекачке нефти и нефтепродуктов, обеспечение прозрачности этих расчетов;
  • установление единых рублевых тарифов при транспортировке нефти и нефтепродуктов вне зависимости от поставок их на внутренний или внешний рынок и от вида пользователя;
  • ускорение работы по внедрению "банка качества нефти" для обоснованной дифференциации цен;
  • введение института договорных цен на газ, поставляемый для производства экспортной продукции. Это позволит, с одной стороны, увеличить налогооблагаемую базу газовой промышленности, с другой - уменьшить возможность реализации продукции на внешнем рынке по демпинговым ценам за счет компаний НГК.