8. МЕРЫ, КОМПЕНСИРУЮЩИЕ УХУДШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВОСПРОИЗВОДСТВА СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ



           8.1. Одной из важнейших проблем НГК является резкое ухудшение состояния сырьевой базы комплекса как в количественном (сокращение ее объема), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношениях. Одной из главных причин является естественное истощение конечной по своей природе сырьевой базы на определенной стадии ее эксплуатации. Оно уже достаточно явственно проявилось еще в 80-х гг., но в то время компенсировалось ростом затрат на геологоразведочные работы (ГРР). Эффективность таких затрат устойчиво снижалась. В 90-е гг. прогрессирующее истощение и падение эффективности вложений в ГРР столкнулись с резким сокращением инвестиций, в том числе и в геологоразведочные работы. В результате приросты разведанных запасов в последние годы даже не компенсируют текущую добычу энергоресурсов.

           8.2. Энергетические компании должны иметь возможность выбирать наиболее эффективный способ поддержания на должном уровне своей ресурсной базы как минимум из трех путей обеспечения прироста запасов:
  • за счет ведения поисково-разведочных работ в новых и старых районах;
  • за счет повышения извлекаемого потенциала разрабатываемых месторождений (совершенствование технологии и экономики добычи, повышение степени извлечения ресурсов из недр);
  • за счет использования механизмов фондового рынка (слияний и поглощений с другими компаниями). НГК сейчас стоит перед дилеммой - продолжать попытки изыскания средств для наращивания ГРР, что и трудно, и малоэффективно, или изменить их стратегию, сосредоточив имеющиеся средства на наиболее перспективных объектах, и мобилизовать при этом имеющиеся в других звеньях "нефтяного цикла" резервы, способные преодолеть или значительно смягчить действие фактора ухудшения качества сырьевой базы (повышение нефтеотдачи, выявление высокопродуктивных зон на уже имеющихся месторождениях, пуск бездействующих скважин, повышение глубины нефтепереработки и т. д.).
               Вклад таких мероприятий следует оценивать как расширение минерально-сырьевой базы (в части извлекаемых запасов), что позволит частично их финансировать из источников, предназначенных для этих целей (ставки ВМСБ - отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы), или, в случае привлечения заемного финансирования, под государственные гарантии, обеспеченные ожидаемым приростом запасов, полученным в результате проведения указанных мероприятий. Основанием для финансирования из средств ВМСБ могут быть более высокие экономические показатели перечисленных мероприятий по сравнению с предлагаемыми геологоразведочными работами, оцениваемые по единому критерию - увеличению извлекаемого потенциала недр.

               8.3. Направлением действий, дающих более долгосрочную отдачу, является изменение стратегии геологоразведочных работ. При этом целесообразно:
               8.3.1. Концентрировать в распоряжении нефтегазо-добывающих компаний, обеспечивающих наибольшую долю приростов запасов нефти и газа в стране, соответственно большую часть отчислений на ВМСБ в целом по Российской Федерации при условии выполнения этими компаниями геологоразведочных работ по подготовке высокодебитных и рентабельных в разработке запасов как в пределах России, так и на лицензионных участках, принадлежащих российским компаниям за рубежом.
               8.3.2. Предоставить пользователям недр использовать отчисления на ВМСБ в соответствии с федеральными программами геологического изучения недр на всей территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком из субъектов Российской Федерации находится источник отчислений.
               8.3.3. Предусмотреть формирование механизма зачета затрат на внедрение достижений НТП для повышения нефтеотдачи пластов (что эквивалентно альтернативному геологоразведке пути увеличения запасов) за счет использования отчислений на ВМСБ.
               В целом нормы и правила использования средств ВМСБ следует развивать в направлении максимального расширения свободы их использования в целевых рамках увеличения ресурсного потенциала, за исключением фиксированной части средств для финансирования фундаментальной и прикладной геологической науки и региональных исследований.