5.5 Макроэкономические соображения


    Сторонники закона о СРП утверждали, что его применение в нефтегазовом секторе сможет создать движущую силу, стимулирующую экономический рост. Как оценивалось, разработка 250 участков, первоначально предложенных правительством, должна была мобилизовать инвестиции на сумму примерно 200 млрд. долларов. В том числе для разработки 213 нефтегазоносных участков потребовалось бы 130 — 140 млрд. долл. инвестиций, причем значительную их часть должны были составить иностранные инвестиции376. Остальные 60—70 млрд. долл. были бы вложены в разработку не углеводородного минерального сырья. Если предположить, что инвестиционные циклы проектов в нефтегазовом секторе составляют 6—10 лет, то это означало бы годовой объем расходов в размере 13—23 млрд. долл., что соответствовало бы примерно 3—5% ВВП России в 1996 году или 1/5—1/3 совокупных инвестиций международных нефтяных компаний в разведку и добычу в 1996 году377. Вместе с тем потенциальные инвестиции в разработку участков, уже утвержденных или находящихся на рассмотрении законодательных органов (таблица 5.4.2), являются более скромными. Для разработки четырех участков нефтегазовых месторождений, включенных в закон "Об участках недр..." № 1, потребовалось бы 28 млрд. долл. инвестиций [20, 21], а девяти участков, включенных в законопроект "Об участках недр..." № 2, — 16 млрд. долл. [20, 21]378. Для разработки проектов, включенных в оба "перечня", потребовались бы инвестиции в размере примерно 5—8 млрд. долл. в год, что является очень большой суммой по сравнению с нынешними инвестициями в этих секторах379.
    Инвестиции в нефтегазовый сектор, как правило, характеризуются значительным эффектом мультипликации с точки зрения их воздействия на национальную экономику. Как оценивается, в случае России он составляет 1,9380 по сравнению с 1,6—1,7 — для Норвегии, 1,8—2,4 — для Австралии и 2,1 — для Соединенных Штатов. Это означает, что на 100 долл., инвестированных в российский проект СРП в нефтяном секторе, будет получено дополнительно 90 долл. доходов в рамках всей экономики381. Кроме того, как следует из оценки ряда потенциальных проектов СРП с участием иностранных инвесторов, более 70% расходов по проектам останется в России, включая 56% приобретенных средств производства, 80% операционных расходов и все транспортные расходы382. Это касается также почти 90% генерируемых прямых и косвенных доходов. В частности, правительство (федеральное, региональное и местное) получило бы 43%, неправительственный сектор (включая российских инвесторов) — 44%, иностранные инвесторы — 7% и другие иностранные субъекты — 6%.
    Как ожидается, применение закона о СРП и связанных с ним изменений в налоговом законодательстве (см. выше) приведет к увеличению производства нефти, расширению налоговой базы и повышению налоговых поступлений (на всех уровнях правительства). По оценкам, извлекаемые запасы и суммарная добыча на определенном месторождении (то есть в течение всего срока осуществления проекта) возросли бы в 5—8 раз по сравнению с проектами, осуществляемыми на основе существующей системы СНР и налогообложения (таблица 5.5.1)383. Соответственно, налоговая база и нало­говые поступления в рамках режима СРП должны возрасти, как оценивается, в 2,6—3,6 раза384.
    Поскольку нефтегазовый сектор (и, возможно, другие добывающие отрасли) будет все больше нуждаться в новейших технических средствах в связи с переносом операций по разведке и добыче в районы российского Дальнего Востока и Севера (включая арктический шельф) с неблагоприятными эксплуатационными условиями, высказывается мнение о том, что крупно­масштабное осуществление законодательства о СРП могло бы содействовать технологическому прогрессу среди национальных производителей оборудования. Согласно этой точке зрения, перспективы значительных и стабильных инвестиций в связи с проектами СРП могли бы создать условия для разработки новых технологий и стимулировать конверсию военно-промышленного сектора (в котором сосредоточена передовая технологическая база страны) на производство нефтепромыслового оборудования. В качестве одного из примеров часто приводится возможность использования военных судоверфей с целью производства оборудования для бурения на море, и уже осуществляется ряд проектов такого рода. Например, северодвинский завод "Звездочка" под Архангельском был переведен в порядке конверсии с производства подводных лодок на производство находящихся в море нефтяных и газовых установок, и в настоящее время на нем изготавливается первая платформа для Приразломного нефтяного месторождения в Баренцевом море. Методы проектного финансирования, лежащие в основе СРП, облегчают развитие этих внутренних связей.


376  А. Конопляник, на основе данных Российского министерства топлива и энергетики и правительственного перечня 213 месторождений [15. 16] Этот перечень включает примерно 38°о и 7% оцениваемых запасов, соответственно, нефти и газа России.
377  Наблюдаются значительные расхождения в оценках инвестиционных потребностей нефтегазовой промышленности России. что объясняется различными оцениваемыми месторождениями. прогнозами конкретных потребностей в капитале, методологией и т.д. Например, согласно проведенным в середине 90-х годов оценкам российского правительства. Всемирного банка и других источников, инвестиционные потребности отрасли находятся в диапазоне от 3—б млрд. долл. до 15—20 млрд. долл. в год. главным образом в форме ПИИ [19].
378  Многие предложенные проекты СРП находятся в районах, в отношении которых не возникает проблем с транспортировкой: в случае месторождений "Сахалин-1" и "Сахалин-2" имеется непосредственный доступ к морскому транспорту и они находятся довольно близко к азиатским рынкам, которые еще до недавнего времени были наиболее динамично развивающимся регионом мира. Нефть из Тимано-Печорского месторождения может переправляться через балтийские государства по существующему трубопроводу компании "Транснефть" или по предложенной балтийской трубопроводной системе "Транснефти", которая, как предполагается, будет включать нефтяные терминалы на российском побережье Балтийского моря. Вместе с тем для осуществления некоторых крупных новых проектов СРП в Западной Сибири компаниям потребуется построить свои трубопроводы до ближайших (но, вероятно, находящихся тем не менее на большом расстоянии) нефтяных терминалов. Поэтому доступ к трубопроводам, по всей видимости, будет по-прежнему выступать серьезным сдерживающим фактором для новых проектов СРП на значительной территории Западной Сибири.
379  В 1996 году годовой объем инвестиций в размере 5—8 млрд. долл. соответствовал 26 000—41 000 млрд. рублей, для сравнения совокупный объем инвестиций в добычу нефти и газа составлял 45 000 млрд. рублей.
380  Эти оценки, основанные на анализе шести перспективных проектов СРП в нефтяном секторе, приведены в совместном исследовании. подготовленном Нефтяным совещательным форумом и Комиссией по природным ресурсам Российской академии наук [17].
381  Дополнительные доходы для экономики могут возникать в том случае, если инвестиции в нефтяном секторе будут стимулировать дополнительные инвестиции отечественных производителей нефтепромыслового оборудования. Оценки вторичного воздействия инвестиций применительно к приобскому СРП приводятся в [18].
382  См. [17].
383  См. [20,21].
384  Там же.






 Далее: 5.6 Последние тенденции, перспективы и возможные
направления политики