5.3 Развитие проектов СРП в России


    Международные компании впервые проявили ин­терес к добыче природных ресурсов в России на основе СРП в 70-х годах, когда начались переговоры о получении доступа к месторождениям углеводородов в Сахалинской области ("Сахалин-1"). Переговоры о других соглашениях возобновились в 90-х годах, когда экономические реформы в России способствовали улучшению климата для иностранных инвестиций. Буквально в течение нескольких лет обсуждались уже десятки крупных проектов (таблица 5.3.1), предвещавшие значительное улучшение перспектив для нефтегазового сектора. Основную часть брали на себя иностранные компании.
    Вместе с тем к середине 1998 года было подписано всего лишь три СРП, все с участием иностранных партнеров: "Сахалин-1", "Сахалин-2" и «"Тоталь/Харьяга». Харьягинское СРП еще не осуществляется, поскольку не урегулирован ряд проблем (в частности, касающихся транспортировки). Лишь в рамках проекта "Сахалин-2" планируется начать добычу в ближайшем будущем, в частности в середине лета 1999 года. Общий объем добычи углеводородов в течение срока осуществления проекта должен составить 140 млн. т сырой нефти (1 млрд. баррелей) и 408 млрд. м3 газа. Совокупный объем инвестиций планируется на уровне 10 млрд. долл., из которых к середине 1998 года было выделено 600 млн. долл. (в том числе 65 млн. долл. федеральным, региональным и местным органам в форме бонусов и других платежей)351.
    В качестве основных причин низкого уровня инвестиций в проекты типа СРП называются отсутствие надлежащих правовых гарантий для финансирования проектов352, отсутствие стабильного инвестиционного климата353 и неблагоприятный налоговый режим. В некоторых случаях эти факторы вызвали аннулирование соглашений после завершения переговоров354. Вместе с тем важную роль играли конкретные факторы, связанные с определенным проектом. Например, в случае проекта «"Эльф"/Волгоград-Саратов» и "ТПК/Тимано-Печорского" проекта ослабла поддержка со стороны местных органов (в частности, они сочли выделяемую территорию слишком большой), не удалось гарантировать доступ к трубопроводной сети "Транснефть" (эта проблема задержала также осуществление проекта «"Тоталь/Харьяга»)355, и спрос на нефть на западноевропейском рынке оказался ниже, чем это предполагалось в начале 90-х годов. В отличие от этого, осуществление сахалинских проектов было начато благодаря их непосредственной близости к (до совсем недавнего времени) динамичным азиатским нефтяным рынкам, поддержке со стороны местных органов и отсутствию ограничений, связанных с транспортировкой (см. ниже)356. Проект "Сахалин-2" получил также финансовую поддержку со стороны ЕБРР и других многосторонних учреждений.
    До 1992 года и принятия законодательства о СРП. проекты типа СРП, такие как проекты, перечисленные в таблице 5.3.1, разрабатывались главным образом в рамках специальных процедур. Например, проект ЭЛЬФ (первоначально предложенный в качестве совместного предприятия, а затем в виде СРП) прокладывал себе дорогу на основе разрешений и одобрений правительства и/или соответствующих учреждений на различных этапах переговоров. О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что на титульной странице одного из проектных документов было собрано 47 различных утверждающих печатей государственных учреждении. В большинстве проектов в условия разработанных соглашений вносились поправки, сначала для того чтобы учесть положения президентского указа о СРП, а затем — изменения в законодательстве в этой сфере Этот процесс был облегчен благодаря регулярному диалогу, налаженному между теми, кто занимается разработкой законодательства о СРП, и нефтяными компаниями, в частности входящими в Нефтяной совещательный форум.


351  Сахалинская энергетическая инвестиционная компания планирует инвестировать еще 400 млн. долл. до конца 1998 года, 502 млн. долл. в 1999 году и 806 млн. долл. в 2000 году (включая выплаты бонусов Российской Федерации). Подробная информация об этом проекте содержится в [12].
352  Эти вопросы анализируются в [13, 14].
353  Например, когда начались переговоры по проектам СРП в начале 90-х годов, не существовало платы за пользование российскими недрами Такая плата была впервые предусмотрена в законе "О недрах" (февраль 1992 года). Впоследствии в этот закон вносились многочисленные изменения, в том числе в систему платежей.
354  Например, СРП с компанией "Эльф-Акитен" было аннулировано, поскольку в него не была включена оговорка о неприменении ретроактивно возможных последующих изменений есть освобождающая СРП от существующих режимов в отношении лицензирования (СНР) и налогообложения) по решению исполнительных или законодательных российских органов. Вместе с тем интерес к этому соглашению исчез также в связи с разочаровывающими результатами поисково-разведочных работ.
355  Экспорт нефти из России зависит от доступа к трубопроводной сети, эксплуатируемой государственной компанией по транспортировке нефти "Транснефть". Существуют ограничения, связанные с пропускной способностью, и поэтому неопределенность в отношении возможности получения доступа к трубопроводу выступает одним из основных рисков в соглашениях о финансировании проектов ("Транснефть", как правило, не делает оговорок о неприменении ретроактивно возможных последующих изменений в течение срока осуществления проекта СРП, который может составлять 25—40 и более лет). Переговоры по проектам СРП, не требующим, доступа к существующим трубопроводам, как правило проводились быстрее. Еще один фактор риска связан с акцизными сборами с пропускной способности нефтепровода, которые могут повышаться в случае обострения бюджетных проблем. [В проекте бюджета на 1998 года предусматривалось получение дополнительных доходов из этого источника в размере 2124 млн. рублей (350 млн. долл.).] Основные маршруты, используемые Россией для осуществления поставок в западную Европу, проходят через балтийские государства (Вентспилс и т.д.) и различные черноморские терминалы (Новороссийск, Туапсе и т. д.). Сборы, связанные с транспортировкой нефти из Западной Сибири в Новороссийск, могут достигать 25 долл. за тонну (до недавнего времени это составляло почти четвертую часть текущих мировых цен).
356  Экономика блоков, первоначально предусмотренная в проекте "Сахалин-1", оказалась неэффективной. Однако потенциальная рентабельность предприятия существенно возросла с принятием правительственного распоряжения в 1993 году, в соответствии с которым были добавлены блоки, содержащие потенциальные углеводородные запасы.






 Далее: 5.4 Российский закон о СРП