Международные компании впервые проявили интерес к добыче природных ресурсов в России на
основе СРП в 70-х годах, когда начались переговоры о получении доступа к
месторождениям углеводородов в Сахалинской области ("Сахалин-1").
Переговоры о других соглашениях возобновились в 90-х годах, когда экономические
реформы в России способствовали улучшению климата для иностранных
инвестиций. Буквально в течение нескольких лет обсуждались уже десятки
крупных проектов (таблица 5.3.1), предвещавшие
значительное улучшение перспектив для нефтегазового сектора. Основную часть
брали на себя иностранные компании.
Вместе с тем к середине 1998 года было подписано всего лишь три СРП, все с участием
иностранных партнеров: "Сахалин-1", "Сахалин-2" и
«"Тоталь/Харьяга». Харьягинское СРП еще не осуществляется, поскольку не
урегулирован ряд проблем (в частности, касающихся транспортировки). Лишь в
рамках проекта "Сахалин-2" планируется начать добычу в ближайшем
будущем, в частности в середине лета 1999 года. Общий объем добычи
углеводородов в течение срока осуществления проекта должен составить 140 млн.
т сырой нефти (1 млрд. баррелей) и 408 млрд. м3 газа. Совокупный
объем инвестиций планируется на уровне 10 млрд. долл., из которых к середине
1998 года было выделено 600 млн. долл. (в том числе 65 млн. долл. федеральным,
региональным и местным органам в форме бонусов и других платежей)351.
В качестве основных причин низкого уровня инвестиций в проекты типа СРП называются
отсутствие надлежащих правовых гарантий для финансирования проектов352,
отсутствие стабильного инвестиционного климата353 и
неблагоприятный налоговый режим. В некоторых случаях эти факторы вызвали
аннулирование соглашений после завершения переговоров354. Вместе
с тем важную роль играли конкретные факторы, связанные с определенным
проектом. Например, в случае проекта «"Эльф"/Волгоград-Саратов» и
"ТПК/Тимано-Печорского" проекта ослабла поддержка со стороны
местных органов (в частности, они сочли выделяемую территорию слишком
большой), не удалось гарантировать доступ к трубопроводной сети "Транснефть"
(эта проблема задержала также осуществление проекта «"Тоталь/Харьяга»)355,
и спрос на нефть на западноевропейском рынке оказался ниже, чем это
предполагалось в начале 90-х годов. В отличие от этого, осуществление
сахалинских проектов было начато благодаря их непосредственной близости к (до
совсем недавнего времени) динамичным азиатским нефтяным рынкам, поддержке со
стороны местных органов и отсутствию ограничений, связанных с
транспортировкой (см. ниже)356. Проект "Сахалин-2"
получил также финансовую поддержку со стороны ЕБРР и других многосторонних
учреждений.
До 1992 года и принятия законодательства о СРП.
проекты типа СРП, такие как проекты, перечисленные в таблице 5.3.1,
разрабатывались главным образом в рамках специальных процедур. Например,
проект ЭЛЬФ (первоначально предложенный в качестве совместного предприятия, а
затем в виде СРП) прокладывал себе дорогу на основе разрешений и одобрений
правительства и/или соответствующих учреждений на различных этапах
переговоров. О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что на
титульной странице одного из проектных документов было собрано 47 различных
утверждающих печатей государственных учреждении. В большинстве проектов в
условия разработанных соглашений вносились поправки, сначала для того чтобы учесть положения
президентского указа о СРП, а затем — изменения в законодательстве в этой сфере
Этот процесс был облегчен благодаря регулярному диалогу, налаженному между
теми, кто занимается разработкой законодательства о СРП, и нефтяными компаниями,
в частности входящими в Нефтяной совещательный форум.
351 Сахалинская энергетическая
инвестиционная компания планирует инвестировать еще 400 млн. долл. до конца
1998 года, 502 млн. долл. в 1999 году и 806 млн. долл. в 2000 году (включая
выплаты бонусов Российской Федерации). Подробная информация об этом проекте
содержится в [12].
352 Эти вопросы анализируются в [13, 14].
353 Например, когда начались
переговоры по проектам СРП в начале 90-х годов, не существовало платы за
пользование российскими недрами Такая плата была впервые предусмотрена в
законе "О недрах" (февраль 1992 года). Впоследствии в этот закон
вносились многочисленные изменения, в том числе в систему платежей.
354 Например, СРП с компанией "Эльф-Акитен" было аннулировано, поскольку в него не была включена
оговорка о неприменении ретроактивно возможных последующих изменений
есть освобождающая СРП от существующих режимов в отношении лицензирования (СНР) и
налогообложения) по решению исполнительных или законодательных российских
органов. Вместе с тем интерес к этому соглашению исчез также в связи с
разочаровывающими результатами поисково-разведочных работ.
355 Экспорт нефти из России
зависит от доступа к трубопроводной сети, эксплуатируемой государственной
компанией по транспортировке нефти "Транснефть". Существуют
ограничения, связанные с пропускной способностью, и поэтому неопределенность
в отношении возможности получения доступа к трубопроводу выступает одним из
основных рисков в соглашениях о финансировании проектов
("Транснефть", как правило, не делает оговорок о неприменении
ретроактивно возможных последующих изменений в течение срока осуществления
проекта СРП, который может составлять 25—40 и более лет). Переговоры по
проектам СРП, не требующим, доступа к существующим трубопроводам, как правило
проводились быстрее. Еще один фактор риска связан с акцизными сборами с
пропускной способности нефтепровода, которые могут повышаться в случае
обострения бюджетных проблем. [В проекте бюджета на 1998 года
предусматривалось получение дополнительных доходов из этого источника в
размере 2124 млн. рублей (350 млн. долл.).] Основные маршруты, используемые Россией
для осуществления поставок в западную Европу, проходят через балтийские
государства (Вентспилс и т.д.) и различные черноморские терминалы
(Новороссийск, Туапсе и т. д.). Сборы, связанные с транспортировкой нефти из
Западной Сибири в Новороссийск, могут достигать 25 долл. за тонну (до
недавнего времени это составляло почти четвертую часть текущих мировых цен).
356 Экономика блоков, первоначально предусмотренная в проекте "Сахалин-1",
оказалась неэффективной. Однако потенциальная рентабельность предприятия
существенно возросла с принятием правительственного распоряжения в 1993 году,
в соответствии с которым были добавлены блоки, содержащие потенциальные
углеводородные запасы.