Соглашения о
разделе продукции представляют собой договоренность между правительствами (действующими
от имени государства как собственника минеральных ресурсов) и одним или
несколькими инвесторами (то есть отечественными и/или иностранными
производственными компаниями), регламентирующую права на разведку и добычу
ресурсов348. Эти договоры призваны обеспечить предсказуемый
правовой и налоговый режим и пользуются международно-правовым признанием. В
России они, как правило, касаются запасов нефти и природного газа, хотя были
предложены также проекты по добыче металлических руд и другого минерального
сырья.
Помимо СРП, другим видом соглашений, заключаемых между государством и инвесторами на
разведи и добычу ресурсов (СРД), являются концессии, именуемые также
соглашениями о налогах/роялти (СНР) которые включают аренду или
лицензирование Третьим видом соглашений, используемых в добывающем секторе,
являются контракты на предоставление услуг касающихся отдельных рисков (то
есть связанные только с предоставлением услуг)349. Разница между
СРП и концессиями заключается в механизме распределения выгод от
осуществления проекта между государством и инвесторами. Налоговые правила,
распространяющиеся на СРП, основываются на принципах взимания ренты с
минеральных ресурсов, то есть характер налогообложения согласовывается между
государством и инвестором применительно к каждому конкретному проекту СРП С
другой стороны, на СНР распространяются общие правила налогообложения,
действующие в стране (то есть уровень налогообложения является одинаковым для
всех проектов и горнодобывающих отраслей).
СРП обладают по крайней мере тремя основными преимуществами, которые, как представляется,
объясняют их популярность в странах с формирующимися рынками (см. ниже).
Во-первых, они содействуют эффективной разработке отдельных месторождений
природных ресурсов в течение всего срока осуществления проекта. Во-вторых,
принимающее правительство получает часть продукции (то есть доходы взимаются
в натуре, например в виде нефти), которая может продаваться за границу на
валюту. Это может представляться особенно привлекательным при существовании
неопределенности относительно будущей конвертируемости местной валюты. В
отличие от этого, в случае концессионного соглашения принимающая страна
получает налоги в местной валюте. И наконец, принимающая страна, как правило,
играет активную роль в проекте СРП, в особенности если речь идет о совместном
предприятии между, например, государственной нефтяной компанией и иностранным инвестором (в данном случае
государство может быть особенно заинтересовано в передаче технологии,
управленческих навыков, ноу-хау и т. д.). Вместе с тем в рамках СНР роль
принимающей страны, как правило, остается пассивной, хотя и в этом случае
получаемые выгоды могут не ограничиваться фискальными поступлениями.
Традиционно различают три основные модели
СРП, применяемые в мире. Первая, так называемая "индонезийская",
модель начала применяться в 1966 году и получила широкое распространение. Впоследствии
появились "перуанская" и "ливийская" модели350.
Позднее всех появилась так называемая "российская" модель, характерной
особенностью которой является существование следующих четырех
"уровней" (диаграмма 5.2.1):
• инвестор выплачивает государству роялти (в
размере порядка 6-16% от общего объема производства);
• инвестор получает "компенсационную
нефть" для покрытия его затрат;
• "прибыльная нефть"
распределяется между государством и инвестором в соответствии с
согласованной формулой, определяемой с учетом особенностей проекта;
как правило, предусматривается скользящая шкала, позволяющая учитывать
изменения в мировых ценах на данный сырьевой товар;
• инвестор выплачивает налог на прибыль с его части прибыльной нефти (максимальная ставка составляет
35%).
СРП и концессии (СНР) являются двумя наиболее широко
используемыми видами СРД в мире, в частности в рамках выборки из 116
соглашений, на эти два вида приходилось, соответственно, 52 и 62 соглашения
(таблица 5.2.1). В развивающихся странах СРП столь же или даже более
широко используются по сравнению с СНР. Вместе с тем в странах, являющихся
крупнейшими производителями нефти (то есть с объемом производства более 600
000 баррелей в день), преобладают СРП.
348 Государство сохраняет за собой
право собственности на месторождения природных ресурсов.
349 Различные виды международных соглашении в нефтяной и горнодобывающей промышленности
описываются в [1—6].
350 Описание этих моделей содержится в [4, 8].