Применение соглашений о разделе продукции — договоров между компаниями и правительством, регулирующих
вопросы добычи природных ресурсов, — представляется особенно интересным в
российском контексте с учетом богатых запасов полезных ископаемых страны.
Извлекаемые запасы нефти и природного газа составляют, соответственно, 5—17%
и примерно одну треть мировых запасов342. Страна обладает также
огромными пригодными к эксплуатации запасами металлических руд и драгоценных
камней. В дополнение к этому существует крупная добывающая промышленность со
значительным накопленным опытом (в частности, в производстве углеводородов),
обширная сеть трубопроводов, значительные ресурсы квалифицированной (и
относительно дешевой) рабочей силы и возможности для производства широкой
номенклатуры нефтепромыслового оборудования.
Несмотря на эти преимущества, годовой объем производства сырой нефти резко сократился: примерно с 500 млн.
т в начале десятилетия до менее чем 300 млн. т в 1995—1998 годах (диаграмма
5.1.1). Производство природного газа также сократилось,
хотя и в гораздо меньшей степени. Сокращение производства отчасти объясняется
нехваткой инвестиций, объем которых снизился по сравнению с 1990 годом на
65% и 75%, соответственно, в секторе газо- и нефтедобычи (диаграмма 5.1.1).
Тем не менее оба сектора по-прежнему играют ключевую роль в российской экономике.
На них приходится около 10% ВВП343, 15% капиталовложений и 44%
экспортных поступлений344.
В начале 90-х годов был отмечен рост интереса со стороны иностранных компаний к разработке природных ресурсов
России. Были начаты переговоры между российскими властями и международными
нефтяными компаниями с целью заключения соглашений на условиях раздела
продукции (хотя в то время еще не было соответствующего законодательства). К
середине 90-х годов для реализации подобных проектов планировалось выделение
примерно 40 млрд. долл. иностранных инвестиций345. Согласно
российским источникам, потенциальные инвестиции (главным образом
иностранные) по более широкому кругу проектов оценивались на уровне 60—80
млрд. долл.346. Эти сделки открывали перспективы крупного притока
ПИИ347 и увеличения добычи нефти, налоговых поступлений и валютных
резервов. Вместе с тем осуществление проектов СРП сдерживалось отсутствием
комплексной правовой базы.
В следующих разделах представлен краткий обзор ряда
вопросов, таких как СРП и их использование в международной нефтяной и газовой
промышленности; принятие законодательства о СРП в России; некоторые возможные
макроэкономические последствия СРП; и перспективы для СРП в свете последних
тенденций в России и на международных рынках.
342 Согласно независимым
оценкам промышленности, достоверные запасы нефти составляют примерно 50—60
млрд. баррелей (5% мировых запасов). Вместе с тем, согласно российским
данным, основанным на несколько ином определении запасов, они составляют
около 200 млрд. баррелей (17% мировых запасов). По общим оценкам, российские запасы природного газа
достигают примерно 50000 млрд. м3 (треть мировых запасов). Есть
все основания ожидать, что в будущем эти цифры будут пересмотрены в сторону
повышения в связи с открытием новых месторождений и переоценкой существующих
по мере расширения использования новых технологий. Т. Scanlan "Energy perspective some personal observations 1990s Russia and the Ukraine",
", коллоквиум НАТО 1997 года, "Экономические тенденции и реформы в странах — партнерах по
сотрудничеству: внешнеэкономические связи с заострением внимания на
региональном сотрудничестве" (Брюссель), 25—27 нюня 1997 года.
343 В 1992 году.
344 В 1997 году на природный
газ приходилось 18,9% совокупного российского экспорта, на сырую нефть и
нефтепродукты — 25% и на уголь и кокс —1,8%.
345 UN/ECE, East-West Investment News,
Spring 1995, pp. 16-24 Summer 1995, pp. 7-14. Указанные 40 млрд. долл.
включают только крупные большинство из которых представляли собой соглашения
типа СРП. Некоторые из инвестиционных проектов были рассчитаны на период 25—
40 лет. Лишь небольшая часть этих инвестиционных планов была реализована
346 См. [5]
347 По состоянию на конец 1997 года накопленный объем ПИИ в России составил 4,3 млрд. долл.,
что меньше чем 15,5 млрд. долл. у Венгрии (таблицы 4.2.6 и 4.2.7). В расчете на душу населения накопленный объем ПИИ в России является
сравнительно небольшим.