2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ "ЕСТЕСТВЕННОЙ ДИНАМИКИ" РАЗВИТИЯ НГК



           2.1. НГК, как любой объект, особенно связанный с освоением природных ресурсов, в своем развитии проходит закономерные, обусловленные объективными причинами, стадии. Каждая стадия требует своей стратегии и тактики, своих законодательных и управленческих решений.
Российский (а ранее советский) НГК на протяжении всей своей истории придерживался одной доминирующей стратегии, которую можно сформулировать так: движение от уже освоенных территорий к новым, более богатым, с неуклонным значительным ростом производства продукции.
           В недавнем прошлом каждая из вновь вводимых доминирующих добывающих провинций была крупнее предыдущей по запасам и включалась в эксплуатацию в тот период, когда предшествующая доминирующая провинция находилась в зрелой фазе своего развития. Это обеспечивало для нефтегазодобычи страны в целом неуклонный рост. Такое замещение истощающихся провинций новыми и связанные с этим изменения уровней и экономических показателей добычи (иначе говоря, их "естественная динамика") являются природной (объективной) основой реальной динамики и экономики добычи нефти и газа, которая должна закладываться в основу государственного регулирования НГК.

           2.2. Сегодня налицо явные признаки поздней стадии для главной нефтедобывающей провинции страны - Западной Сибири и приближения к ней России в целом. Тимано-Печорская, Восточно-Сибирская и др. провинции по объему предполагаемых запасов, ни по условиям освоения не смогут переломить ситуацию в старении сырьевой базы нефтяного комплекса России в силу фундаментальных геологических и природно-климатических причин. Таким образом, дальнейшее развитие НГК России будет происходить в рамках завершающих стадий "естественной динамики" с падающей долей горной ренты в цене добываемого сырья.

           2.3. Переход на более поздние стадии развития нефтегазодобычи является неизбежным для каждой страны и означает необходимость изменения модели нефтегазообеспе-чения. Основной упор на этих стадиях должен делаться не на усиление фискального давления на производителей, что может быть оправдано на ранних стадиях развития НГК (по мере роста доли ренты в цене добываемого сырья), а на расширение налогооблагаемой базы за счет приведения в соответствие динамики налоговой нагрузки (в широком смысле слова) на НГК и "естественной динамики" воспроизводства минерально-сырьевой базы комплекса на поздних ее стадиях. Соответствующей модернизации требует модель государственной политики, которая учитывала бы особенности поздней стадии "естественной динамики" в отношении инвестиционной, налоговой, ценовой политики, институционального устройства НГК.