НАПРАВЛЕНИЯ И МАСШТАБЫ
ОБЩЕСТВЕННО НЕОБХОДИМОГО РАЗВИТИЯ НГК НА ПЕРСПЕКТИВУ


Функционирование НГК в ближайшие 10-15 лет будет происходить в условиях довольно жестких спросовых ограничений, определяемых уровнем развития экономики и ее структурой, мировым рынком энергоресурсов и скоростью и масштабами процессов энергосбережения. Причем, в условиях переходной экономики процесс развития НГК будет носить не обязательно неуклонно поступательный характер - возможны периоды стабилизации и даже снижения уровней производства. Поэтому комплекс должен быть настроен на быструю адаптацию к меняющимся условиям. На перспективу возможны два совершенно различных варианта развития комплекса (см. Таблица 3. Основные технико-экономические показатели нефтегазового комплекса России на перспективу).

Первый вариант - сохранение в экономике негативных тенденций, действовавших в 1998 году (высокие налоги, неплатежи, неблагоприятный инвестиционный климат и т.д.). По этому варианту масштабы развития отрасли будет определять не столько спрос на углеводороды, сколько факторы, ограничивающие ее развитие и ведущие к сворачиванию производства. В результате добыча газа может упасть к 2005 году до 580 млрд м3 (при расчетной потребности 650-680 млрд м3), а нефти - до 225 млн тонн (при расчетной потребности в 2005 году в пределах 285-335 млн тонн).

При таком падении добычи и сохранении экспорта внутренняя потребность в газе будет обеспечена лишь на 60-70%, в нефти - на 80% В случае же полного обеспечения внутреннего спроса за счет резкого сокращения экспорта будет потеряно около 20% валютных поступлений в Россию от газа и не менее половины - от нефти. Кроме того, будут безвозвратно потеряны с таким трудом созданные западные рынки сбыта нефти и газа. Следовательно, обеспечение условий для наращивания уровней добычи и экспорта НГК в течение следующего десятилетия является важнейшей государственной задачей, от выполнения которой зависит быстрота и успешность (эффективность) выхода страны на траекторию устойчивого и качественного экономического роста.

Министерством предлагается второй вариант развития НГК - вариант кардинального изменения сложившихся тенденций. Для его реализации необходимо существенно улучшить инвестиционный климат путем совершенствования кредитно-финансовой, ценовой и налоговой политики, нормативно-правового обеспечения. Этот вариант прогноза развития НГК формировался в рамках сценарных условий, разработанных Минэкономики России до 2010 года. Отличительной особенностью данных сценарных условий являются высокие темпы роста валового внутреннего продукта и промышленного производства в России.

В соответствии с этим вариантом добыча нефти должна возрасти к 2010 году до 310-335 млн тонн. Как следствие, существенно улучшится загрузка отечественных НПЗ с увеличением объемов переработки нефти до 200-210 млн тонн в год. Особенно высокими темпами будет расти добыча газа: к 2010 году она может увеличиться на 20-25% и достигнуть 700-735 млрд м3.

Для обеспечения рекомендуемого варианта развития НГК объемы разведочного бурения на нефть и газ должны возрасти, как минимум, на 70% (или до 2 200 тыс. метров в год). Еще более высокими темпами необходимо наращивать объемы эксплуатационного бурения: за рассматриваемый период они должны возрасти в 1,9-2,8 раза.

В самое ближайшее время должны быть приняты нормативные и правовые акты по изменению фискального характера системы налогообложения. Налоговые ставки надо сделать гибкими, учитывающими динамично изменяющиеся условия работы налогоплательщиков в нефтегазовом комплексе, особенно на месторождениях с падающей добычей и значительной долей трудноизвлекаемых запасов нефти и газа.

Принятие пакета нормативно-правовых документов, подготовленных Министерством совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, позволит сформировать благоприятные условия для инвесторов. В противном случае этот вариант развития НГК не может быть осуществлен, поскольку спрос на инвестиции, необходимые для его реализации, должен уже к 2005 году возрасти примерно в 2 раза и почти в 3 раза к 2010 году по сравнению с 1998 годом.

Государство не в состоянии обеспечить такой уровень инвестиций за счет бюджетных ассигнований. К тому же сегодня никто так вопрос и не ставит. Вопрос ставится по-иному. Государство должно обеспечить условия, при которых компании НГК окажутся в состоянии сами привлечь необходимые инвестиции с мирового рынка капитала, ведь только государству по силам изменить условия, препятствующие притоку инвестиций в НГК страны, поскольку само государство их и установило.

Если не будет принят комплекс мер, нормализующих финансовое положение в отрасли и дающих возможность НГК самому обеспечить эффективное формирование инвестиционных ресурсов (как собственных, так и заемных), необходимых для конкурентоспособного развития, то стране не избежать дальнейшего снижения добычи, уровней которой не хватит для одновременного удовлетворения потребностей внутреннего рынка в углеводородном сырье и покрытия потребностей страны в экспорте углеводородов (без учета упущенной выгоды страны от утраты дополнительной налоговой базы и от утраты дополнительного спроса на продукцию сопряженных с НГК отраслей).

В газовой промышленности должен быть реализован комплекс мер, предусматривающий, в частности:
- модернизацию и реконструкцию системы газоснабжения в целях повышения ее надежности, энергетической и экономической эффективности;
- подготовку к разработке новых источников добычи газа и проведение экономического анализа, определяющего очередность их освоения;
- дальнейшее развитие подземных газохранилищ для повышения надежности и маневренности газоснабжения потребителей внутреннего рынка и зарубежных стран;
- подготовку к разработке и освоению нового газодобывающего региона на полуострове Ямал;
- освоение новых месторождений в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области;
- освоение газовых месторождений в новых регионах:
а) Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Восточной Сибири, что может послужить основой для строительства экспортного газопровода для поставок российского газа в Монголию, Китай, Корею;
б) Средне-Вилюйского газоконденсатного месторождения в Якутии;
в) нефтегазовых месторождений на Сахалинском шельфе.

За пределами 2010 года намечается освоение газовых ресурсов на шельфе арктических морей (в частности, Штокмановского), на юге Красноярского края, в Якутии, на шельфе Дальнего Востока.

Эти меры будут сопровождаться становлением и развитием новых газодобывающих компаний (независимых производителей газа), удельный вес которых в суммарной добыче газа к 2010-2015 годам должен составить порядка 25-30%.

В нефтяной промышленности намечается добиться стабилизации и дальнейшего наращивания уровней добычи нефти в стране за счет: - изменения стратегии и повышения эффективности геологоразведочных работ;
- вовлечения в эксплуатацию бездействующего фонда скважин и доведения его до норматива;
- расширения использования трудноизвлекаемых запасов на новой налоговой, технической и институциональной базе;
- освоения новых месторождений нефти в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области;
- ввода в разработку Приобского и Тяньского месторождений, а также реконструкции объектов обустройства Самотлорского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе;
- подготовки к промышленному освоению нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорского бассейна, Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия), на шельфах северных морей, Каспийского моря и о.Сахалин и иных возможных перспективных бассейнов.

В нефтеперерабатывающей промышленности намечена структурная перестройка и повышение эффективности отрасли за счет реализации программы модернизации и коренной реконструкции НПЗ, которая предусматривает:
- повышение глубины переработки нефти для более эффективного использования сырьевых ресурсов, обеспечения потребности страны в высококачественных светлых нефтепродуктах и повышения эффективности экспорта жидкого топлива;
- вывод из эксплуатации излишних и неэффективных установок и других объектов НПЗ;
- снижение энергетических и материальных затрат в процессах производства продуктов нефтепереработки и нефтехимии;
- максимальное приближение производства нефтепродуктов к их потребителям, в том числе за счет строительства современных малых и средних НПЗ в местах потребления (для компенсации нарушенной распадом СССР и изменением географии добычи нефти схемы размещения мощностей НПЗ, с одной стороны, и для удовлетворения ожидаемого опережающего роста потребностей в легких нефтепродуктах, с другой).

В магистральном транспорте углеводородов намечается создание новых транспортных систем, предназначенных как для оптимизации и наращивания экспортных потоков российских нефти и газа, так и для транзита их из сопредельных государств. Основными из них являются:
- нефтепровод Каспийского Трубопроводного консорциума;
- Балтийская трубопроводная система;
- газотранспортная система Ямал-Европа;
- газотранспортный проект «Голубой Поток»;
- газотранспортный проект Ковыкта-Китай-Корея и другие.

Меры по развитию НГК в рамках новой редакции Энергетической стратегии России на период до 2020 года будут увязаны с проведением активной энергосберегающей политики, формированием рационального топливно-энергетического баланса страны и ее основных регионов (Европейская часть, Урало-Поволжье, Сибирь, Дальний Восток) и соответствующим развитием в экономически целесообразных масштабах других отраслей ТЭК (угольной, атомной и гидроэнергетики, а также возобновляемых энергетических ресурсов).