НАПРАВЛЕНИЯ
И МАСШТАБЫ Функционирование НГК в ближайшие 10-15 лет будет происходить в условиях довольно жестких спросовых ограничений, определяемых уровнем развития экономики и ее структурой, мировым рынком энергоресурсов и скоростью и масштабами процессов энергосбережения. Причем, в условиях переходной экономики процесс развития НГК будет носить не обязательно неуклонно поступательный характер - возможны периоды стабилизации и даже снижения уровней производства. Поэтому комплекс должен быть настроен на быструю адаптацию к меняющимся условиям. На перспективу возможны два совершенно различных варианта развития комплекса (см. Таблица 3. Основные технико-экономические показатели нефтегазового комплекса России на перспективу). Первый вариант - сохранение в экономике негативных тенденций, действовавших в 1998 году (высокие налоги, неплатежи, неблагоприятный инвестиционный климат и т.д.). По этому варианту масштабы развития отрасли будет определять не столько спрос на углеводороды, сколько факторы, ограничивающие ее развитие и ведущие к сворачиванию производства. В результате добыча газа может упасть к 2005 году до 580 млрд м3 (при расчетной потребности 650-680 млрд м3), а нефти - до 225 млн тонн (при расчетной потребности в 2005 году в пределах 285-335 млн тонн). При таком падении добычи и сохранении экспорта внутренняя потребность в газе будет обеспечена лишь на 60-70%, в нефти - на 80% В случае же полного обеспечения внутреннего спроса за счет резкого сокращения экспорта будет потеряно около 20% валютных поступлений в Россию от газа и не менее половины - от нефти. Кроме того, будут безвозвратно потеряны с таким трудом созданные западные рынки сбыта нефти и газа. Следовательно, обеспечение условий для наращивания уровней добычи и экспорта НГК в течение следующего десятилетия является важнейшей государственной задачей, от выполнения которой зависит быстрота и успешность (эффективность) выхода страны на траекторию устойчивого и качественного экономического роста. Министерством предлагается второй вариант развития НГК - вариант кардинального изменения сложившихся тенденций. Для его реализации необходимо существенно улучшить инвестиционный климат путем совершенствования кредитно-финансовой, ценовой и налоговой политики, нормативно-правового обеспечения. Этот вариант прогноза развития НГК формировался в рамках сценарных условий, разработанных Минэкономики России до 2010 года. Отличительной особенностью данных сценарных условий являются высокие темпы роста валового внутреннего продукта и промышленного производства в России. В соответствии с этим вариантом добыча нефти должна возрасти к 2010 году до 310-335 млн тонн. Как следствие, существенно улучшится загрузка отечественных НПЗ с увеличением объемов переработки нефти до 200-210 млн тонн в год. Особенно высокими темпами будет расти добыча газа: к 2010 году она может увеличиться на 20-25% и достигнуть 700-735 млрд м3. Для обеспечения рекомендуемого варианта развития НГК объемы разведочного бурения на нефть и газ должны возрасти, как минимум, на 70% (или до 2 200 тыс. метров в год). Еще более высокими темпами необходимо наращивать объемы эксплуатационного бурения: за рассматриваемый период они должны возрасти в 1,9-2,8 раза. В самое ближайшее время должны быть приняты нормативные и правовые акты по изменению фискального характера системы налогообложения. Налоговые ставки надо сделать гибкими, учитывающими динамично изменяющиеся условия работы налогоплательщиков в нефтегазовом комплексе, особенно на месторождениях с падающей добычей и значительной долей трудноизвлекаемых запасов нефти и газа. Принятие пакета нормативно-правовых документов, подготовленных Министерством совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, позволит сформировать благоприятные условия для инвесторов. В противном случае этот вариант развития НГК не может быть осуществлен, поскольку спрос на инвестиции, необходимые для его реализации, должен уже к 2005 году возрасти примерно в 2 раза и почти в 3 раза к 2010 году по сравнению с 1998 годом. Государство не в состоянии обеспечить такой уровень инвестиций за счет бюджетных ассигнований. К тому же сегодня никто так вопрос и не ставит. Вопрос ставится по-иному. Государство должно обеспечить условия, при которых компании НГК окажутся в состоянии сами привлечь необходимые инвестиции с мирового рынка капитала, ведь только государству по силам изменить условия, препятствующие притоку инвестиций в НГК страны, поскольку само государство их и установило. Если не будет принят комплекс мер, нормализующих финансовое положение в отрасли и дающих возможность НГК самому обеспечить эффективное формирование инвестиционных ресурсов (как собственных, так и заемных), необходимых для конкурентоспособного развития, то стране не избежать дальнейшего снижения добычи, уровней которой не хватит для одновременного удовлетворения потребностей внутреннего рынка в углеводородном сырье и покрытия потребностей страны в экспорте углеводородов (без учета упущенной выгоды страны от утраты дополнительной налоговой базы и от утраты дополнительного спроса на продукцию сопряженных с НГК отраслей). В газовой промышленности должен быть
реализован комплекс мер, предусматривающий, в
частности: За пределами 2010 года намечается освоение газовых ресурсов на шельфе арктических морей (в частности, Штокмановского), на юге Красноярского края, в Якутии, на шельфе Дальнего Востока. Эти меры будут сопровождаться становлением и развитием новых газодобывающих компаний (независимых производителей газа), удельный вес которых в суммарной добыче газа к 2010-2015 годам должен составить порядка 25-30%. В нефтяной промышленности намечается
добиться стабилизации и дальнейшего наращивания
уровней добычи нефти в стране за счет: - изменения
стратегии и повышения эффективности
геологоразведочных работ; В нефтеперерабатывающей
промышленности намечена структурная
перестройка и повышение эффективности отрасли
за счет реализации программы модернизации и
коренной реконструкции НПЗ, которая
предусматривает: В магистральном транспорте
углеводородов намечается создание новых
транспортных систем, предназначенных как для
оптимизации и наращивания экспортных потоков
российских нефти и газа, так и для транзита их из
сопредельных государств. Основными из них
являются: Меры по развитию НГК в рамках новой редакции Энергетической стратегии России на период до 2020 года будут увязаны с проведением активной энергосберегающей политики, формированием рационального топливно-энергетического баланса страны и ее основных регионов (Европейская часть, Урало-Поволжье, Сибирь, Дальний Восток) и соответствующим развитием в экономически целесообразных масштабах других отраслей ТЭК (угольной, атомной и гидроэнергетики, а также возобновляемых энергетических ресурсов). |