13. Эволюция энергетической политики России на Каспии На протяжении нескольких лет, последовавших за распадом Советского Союза, российская внешняя политика на Каспии прошла ряд этапов (см. табл. 15). Первый, так называемый "пост-имперский" подход (в терминологии Ю.Федорова [14, 48]), преобладал в первой половине 90-х гг. Его сущность заключалась в стремлении не допустить начала разработки прикаспийскими государствами своих углеводородных богатств. Россия в тот момент не могла принять полномасштабного участия в освоении каспийской нефти, а разработка месторождений в этом регионе без её участия привела бы, как тогда считалось, к ослаблению влияния России на Каспии. Поэтому основной акцент в российской внешней политике в отношении Каспия делался на реализации тезиса о необходимости сначала решить все спорные вопросы относительно правового режима Каспия и лишь затем приступать к его хозяйственному освоению. В результате позиции двух основных российских ведомств, ответственных в той или иной мере за проведение внешней энергетической политики страны в регионе – МИД и Минтопэнерго, стали особенно к концу этого периода, существенное расходиться. На этом этапе происходит широкое использование силовых методов или угрозы их применения в российской внешней политике, анализу чего посвящено достаточно много исследований, в том числе отечественных [1, 2, 14, 48 и др.].К середине 90-х гг. стало очевидным, что "пост-имперский" подход себя исчерпал. России не удалось остановить начало работ по освоению каспийского шельфа другими странами СНГ, война в Чечне окончательно подорвала боеспособность армии, способной обеспечить дальнейшее применение силовых методов. Потребовалась корректировка внешнеполитического курса. Начиная примерно с 1996 года он становится более прагматическим, в большей степени учитывающим сложившиеся реалии (см. табл. 15). Россия начинает постепенно смягчать свою позицию в вопросе о правовом статусе Каспийского моря, получая взамен право на участие российских нефтяных компаний в каспийских проектах. Происходит сближение позиций российских МИД и Минтопэнерго в вопросах освоения Каспия. На этом этапе целью внешней политики России становится стремление к монополизации путей транспортировки каспийских углеводородов на внешний рынок. В то же время в интересах нефтяных компаний (включая российские), действующих в регионе, было создание ряда альтернативных маршрутов транспортировки каспийской нефти, которые не проходили бы через территорию только одной страны. Такой подход является отражением общемировой тенденции диверсификации источников импорта и путей доставки импортируемых энергоресурсов с целью распределения и минимизации рисков. Учитывая явно выраженную поддержку США турецкого маршрута и потенциальные проблемы, связанные с прохождением танкерами пролива Босфор, становится очевидным, что стратегия территориальной "монополизации" экспортных маршрутов, ориентированных на вывод каспийской нефти на черноморские терминалы через территорию одной страны с последующей доставкой в европейские порты Средиземноморья, изначально имела мало шансов на успех. Этот факт, видимо, ещё не до конца осознан в высших эшелонах быстросменяющейся власти в России, поэтому новый, так называемый "интеграционный" подход в каспийской политике ещё только начинает выкристаллизовываться. На наш взгляд, он должен быть нацелен на всемерное расширение любых форм участия российских компаний в освоении каспийского шельфа (об экономических предпосылках именно такого подхода было сказано выше). В этом случае суммарные экономические выгоды России (налоги, дополнительные рабочие места, сервисные контракты и т.п. последствия "эффекта мультипликатора") могут оказаться выше, чем потенциальные доходы страны от транзита нефти по российской территории (хотя, разумеется, для превращения этого предположения в доказательное утверждение необходимо провести соответствующие дополнительные расчеты). Подъём экономики в нашей стране немыслим без широкомасштабного выхода российских компаний на зарубежные рынки. Обеспечение такой экспансии должно стать одной из основных целей внешней политики России. Соответствующие механизмы внешнеполитической поддержки отечественного бизнеса пока еще находятся только в стадии разработки и Каспий мог бы (должен) стать своего рода полигоном для их обкатки. Необходимо продолжать развитие внешней политики России на Каспии, окончательно отказавшись от нацеленности на обеспечение доминирующего влияния страны в регионе, не подкрепленного реальными экономическими возможностями. Развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества на уровне компаний и государств в Каспийском регионе должно являться результатом объективных экономических обстоятельств, а не иллюзорных представлений в рамках великодержавных устремлений России. |