А.Конопляник
(с М.Селимовым)

9. РОССИЙСКАЯ НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ:
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
И ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
1

    За последние несколько десятилетий, нефтяная и газовая промышленность России развивалась быстрыми темпами, обеспечивая продолжительное время потребности в сырье бывшего СССР и основную часть валютных поступлений за счет экспорта нефти и газа. Однако в последние годы при относительно стабильных темпах развития газовой отрасли наблюдается существенное падение объемов добычи нефти. Так, за 1986-1991 гг. этот показатель снизился более чем на 20%, в 1992 г. ожидается его дальнейшее уменьшение. При сохранении такой тенденции и сложившейся внутренней потребности в нефтяном сырье и продуктах его переработки (эффективности и структуре использования) уже в ближайшие годы страна может оказаться перед необходимостью импортировать нефть и (или) нефтепродукты.

    

ПРИЧИНЫ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ

    Причины кризисных явлений в добыче и переработке нефти могут быть в основном сведены к следующим. Крупные и высокодебитные месторождения эксплуатируемого фонда, составляющие основу ресурсной базы отрасли, в значительной степени выработаны. Соответственно, существенно снизились отборы нефти, чему способствовало и то, что разработка месторождений велась, как правило, недопустимо высокими темпами. В результате интенсивного и далеко не всегда эффективного применения методов повышения нефтеотдачи резко возросла обводненность добываемой продукции. Это привело к выводу из разработки значительного числа месторождений и увеличению доли низкопродуктивных и трудноизвлекаемых запасов. Ухудшение качества текущих (остаточных) запасов, в свою очередь, требует значительно больших финансовых затрат и материально-технических ресурсов на их разработку.
    Резко ухудшились по своим кондициям вновь приращиваемые запасы. За последнее время не открыто ни одного крупного высокопродуктивного месторождения. Среднесуточный дебит каждой новой скважины в Тюменской области (основной нефтедобывающей провинции России) уменьшился со 138 в 1985 г. до 12-13 т в 1992 г. Следовательно, финансовые и материально-технические затраты на создание 1 т/сут новой мощности возросли за это время в 10 раз (без учета инфляционных процессов).
    Сократилось финансирование геологоразведочных работ, что в связи с ухудшением качества приращиваемых запасов (срабатывает "эффект мультипликатора") приводит к прогрессирующему снижению абсолютных приростов запасов нефти. Так, в Западной Сибири, начиная с 1989 г., финансирование геологических работ и объемы разведочного бурения сократились на 30%. В итоге прирост промышленных запасов в этом регионе снизился в 1,5 раза. В то же время в недрах России имеются значительные потенциальные ресурсы нефти.
    В отрасли остро не хватает высокопроизводительной техники и оборудования для добычи и бурения. Основная часть технических средств изношена более чем на 50%, и только 14% машин и оборудования соответствует мировым стандартам, 70% парка буровых установок морально устарело и требует замены, 1/3 агрегатов для ремонта скважин снята с производства 5-7 лет назад. В то же время отечественная промышленность удовлетворяет потребность отрасли по основным видам продукции материально-технического назначения всего на 40-80%. С распадом СССР осложнилось положение с поставками нефтепромыслового оборудования из стран СНГ: являясь монопольными производителями многих видов продукции (только на долю Азербайджана приходится около 37% выпускаемой для нефтяников продукции), заводы этих стран взвинчивают цены и сокращают объемы поставок оборудования в Россию. Низкие внутренние цены на нефть не обеспечивали самофинансирования нефтедобывающих предприятий (эта ситуация сохраняется и после нескольких повышений цен на нефть).
    В то же время высокие темпы выработки запасов требовали ускоренного возмещения выбытия добывающих мощностей. В итоге резко ухудшилось материально-техническое, финансовое и валютное обеспечение отрасли. Так, только в 1992 г. суммарный объем инвестиций в нефтяную промышленность сократился на 25-30% по сравнению с 1991 г. При этом объем бюджетных ассигнований (основного прежде источника финансирования) снизился более чем на 40%. Резкое сокращение централизованных капиталовложений, недостаток валютных средств у предприятий, разрушение экономических связей с отдельными странами бывшего Союза резко уменьшили объемы поставок нефтепромыслового и бурового оборудования, материалов и буровых работ. Так, чтобы сохранить достигнутый уровень добычи нефти России, необходимо вводить новые мощности на 118 млн. т/год. Для этого требуется бурить 62 млн. м добывающих скважин, но в 1991 г. было пробурено всего 27,6 млн. м, т. е. в 2,2 раза меньше.
    В последние годы нефтегазодобывающим предприятиям систематически недопоставлялись материально-технические ресурсы для поддержания фонда скважин в работоспособном состоянии. К тому же оборудование, поставляемое отечественными заводами, характеризуется низким качеством, что ведет к неоправданному росту объемов ремонтных работ. Из-за этого резко увеличилось число простаивающих скважин: на 1/111 1992 г. оно превысило 25 000 (17,3% фонда), в том числе 12 400 сверх технологически обоснованного норматива. Средний дебит нефти неработающих скважин по минимальной оценке составляет около 8 т/сут. Таким образом, только по этой причине ежегодно не добывается по крайней мере 30 млн. т.
    Из-за нехватки эффективного и экологичного оборудования особую остроту приобрела проблема загрязнения окружающей среды, для решения которой затрачиваются значительные материальные и финансовые ресурсы. Интенсивное наращивание добычи и переработки нефти без повышения эффективности использования сырья привело к тому, что с 70-х годов глубина переработки нефти существенно не изменилась и составляет около 65%.
    Значительный износ технологического оборудования (до 70%), низкий технический уровень нефтепереработки обусловили высокую энергоемкость продукции, нерациональную структуру производства и низкие показатели качества нефтепродуктов. Неэтилированные бензины и низкосернистые дизельные топлива составляют лишь около половины, еще менее значительна доля высокоиндексных смазочных масел в общем объеме одноименной продукции. Нерациональное размещение объектов переработки и высокая средняя удельная мощность нефтеперерабатывающих предприятий обусловили избыток мощностей переработки в одних регионах и полное их отсутствие в других, что приводит к значительной напряженности отдельных грузопотоков и сбоям в поставках нефти и нефтепродуктов.

    

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - КЛЮЧ К УСПЕХУ?

    В условиях существенного спада производства, значительной нехватки материально-технических и финансовых (особенно валютных) ресурсов предприятий, низкого технического уровня произволства в нефтяной промышленности Российской Федерации привлечение иностранных инвестиций (в первую очередь, по указанным выше направлениям) может стать одним из эффективных вариантов стабилизации работы не только данной отрасли, но и экономики страны в целом. Выравнивание, а затем и наращивание производства нефти в России могло бы ослабить напряженность в отношениях с государствами бывшего Союза, вызванную снижением поставок нефти в ответ на встречные недопоставки оборудования и материалов, и способствовало бы созданию подлинного Содружества, что немаловажно для укрепления международной политической обстановки. Это могло бы также способствовать снижению уровня контроля над мировыми ценами на нефть со стороны ОПЕК, что явилось бы фактором стабилизации конъюнктуры мирового рынка нефти. Более того, прямые иностранные инвестиции могут иметь сопутствующие позитивные эффекты не только для принимающей стороны, но и для потенциальных инвесторов, и всего мирового сообщества. Так, нынешний спад производства в США привел к сокращению объемов добычи и буровых работ в Северной Америке, высвобождению значительного количества нефтепромыслового оборудования, мощностей по его производству и части финансовых средств, что уже приводит к банкротству некоторые связанные с нефтяным бизнесом компании. Поэтому вложение капитала в российскую нефтяную промышленность открывает большие возможности для укрепления ослабленных во время текущей рецессии финансовых позиций американских компаний, работающих в нефтяном бизнесе.
    Безусловно, для привлечения иностранных инвестиций должны быть созданы благоприятные условия: в первую очередь, обеспечен приемлемый уровень прибыльности капиталовложений как в проект в целом, так и отдельно для иностранного участника при стабильном финансовом режиме деятельности предприятий. Последнее определяется также наличием гарантий защиты инвестиций, в том числе от изменения действующего в принимающей стране законодательства. В мировой практике такие гарантии традиционно оформляются в законодательном порядке, поэтому легко реализуются на практике. В России же вплоть до настоящего времени данный вопрос в законодательных актах не только никак не закреплен, но даже не упомянут. Это, среди прочих факторов, не только сдерживает новые инвестиции, но и начало в ряде случаев приводить к оттоку ранее привлеченных.
    Нефтегазовая промышленность России обладает значительными преимуществами по сравнению с другими отраслями экономики в плане привлечения иностранных инвестиций. Главным из них, очевидно, является "конвертируемый" (валютный) характер продукции отрасли, пользующейся устойчивым спросом на мировом рынке, что позволяет реализовать ее по мировым ценам и нарастить экспортный потенциал российской экономики. Усиление экспортного потенциала возможно не только по добывающим, но и по перерабатывающим отраслям нефтяного сектора, в частности, в нефтепереработке и нефтехимии. При этом вместе с передачей прогрессивных технологий происходит косвенная передача соответствующих стандартов (качества продукции, экологических нормативов и др.).
    Нефтегазовый комплекс может обеспечить наиболее быструю отдачу от инвестиций по сравнению с другими базовыми отраслями экономики (5-6 лет, по некоторым проектам - несколько месяцев). Большие удельные объемы инвестиций (в расчете на единичный объект) приводят к высоким удельным доходам российской стороны, как в результате выплаты бонусов, роялти, платы за выдачу лицензий, так и за счет поступлений от налогообложения доходов инвесторов. Инвестирование в указанные отрасли, как правило, связано с долговременными перспективами устойчивых деловых контактов, передачей прогрессивных технологий и обязательно сопровождается развитием инфраструктуры прилегающих территорий (дороги, трубопроводный транспорт, связь и др.).
    Темпы инвестиционных вложений в указанные отрасли могут оказаться значительно выше, чем в другие сферы экономики вследствие большей подготовленности их сырьевой, материально-технической и технологической баз для усвоения капиталовложений (наличие больших запасов природных ресурсов, технологических мощностей по производству, переработке и транспортированию сырья и продуктов его переработки). Нефтегазовые отрасли подготавливают базу для привлечения инвестиций в другие отрасли экономики, в том числе за счет развития инфраструктуры и подготовки кадров, позволяют решать вопросы социального развития путем создания дополнительных рабочих мест и т.д.

    

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - СТИМУЛ ИЛИ ТОРМОЗ?

    В условиях обострения конкуренции между различными государствами за привлечение иностранных капиталовложений принимающие страны стремятся, как правило, создавать как можно более благоприятный инвестиционный климат в национальной экономике. Поэтому следует обратить особое внимание на состояние законодательной системы, определяющей инвестиционную активность в рассматриваемых отраслях, и в первую очередь, налогового законодательства в России.
    Существующая система налогообложения характеризуется достаточной жесткостью и индифферентностью как к внешним условиям хозяйствования, так и к экономическим характеристикам проекта по отдельным объектам приложения. Это относится к созданию приемлемых стартовых условий для инвестора, обеспечению ему гарантий от изменения законодательства, в частности, не ухудшению условий деятельности инвестора, существовавших при подписании соответствующих соглашений, дифференциации условий налогообложения в зависимости от целей и условий деятельности инвесторов и др.
    Существующая российская налоговая система (было бы правильнее назвать ее не гармонизированной совокупностью различных налогов, тарифов, сборов, взиманий в бюджеты местные, региональные и федеральные, где общее число финансовых платежей производителей насчитывает около 40 позиций) строится в основном на налогообложении доходов, а не прибыли, при значительной доле "фиксированных" ("по-тонных") платежей, т.е. имеющих фиксированную абсолютную (в денежном выражении) величину на единицу объема производства в натуральном выражении. Такая система отражает по сути позавчерашний день налогообложения в практике мирового нефтяного бизнеса, ведь именно с таких платежей, каким является, например, нынешний российский экспортный тариф (фиксированная в денежном выражении "по-тонная" величина) начиналась система платежей в первых нефтяных соглашениях между принимающей страной и инофирмой. Так, первое в истории концессионное соглашение (концессия Д'Арси, заключенная в 1901 г.) включало плату за право пользования недрами (роялти, равную 4 шиллингам с 1 т. добытой нефти). Потом мировая нефтяная практика ушла от такого механизма взимания роялти (как от несоздающего для производителя должных экономических стимулов) сначала к фиксированной процентной ставке со стоимости (цены) 1 т добытой нефти. Затем величина этой ставки была поставлена в зависимость сначала от одного, а потом от нескольких параметров. И ныне такой, пусть достаточно сложный, на первый взгляд, механизм позволяет достаточно дифференцирование изымать в бюджет различную рентную составляющую в зависимости от конкретных условий проекта.
    Более того, сама система налогообложения (когда речь идет о системе, а не просто о совокупности налогов и сборов) построена в мировой нефтяной практике несколько иначе, чем в России. Она насчитывает, как правило, следующие три уровня налогообложения прибыли.
    1. Общеэкономические налоги (налог на прибыль корпораций), действующие во всех отраслях хозяйствования в отношении всех производителей.
    2. Специальные налоги, действующие в тех отраслях, где имеется горная рента, и ориентированные на ее частичное изъятие, что преследует межотраслевое выравнивание нормы прибыли (поскольку в этих отраслях повышенные нормы прибыли могут быть результатом не столько более эффективного хозяйствования, сколько эффектом действия природного фактора).
    3. Дополнительные налоги, направленные на выравнивание внутриотраслевой нормы прибыли за счет изъятия части дифференциальной ренты из-за разницы природных условий отдельных объектов горнодобывающей (в том числе нефтяной) промышленности.
    Такая трехуровневая система представляет собой упрощенную модель гармонизированной системы налогообложения прибыли в мировой нефтяной промышленности.
    До недавнего времени проблема привлечения иностранного капитала в российскую экономику носила скорее академический, чем прикладной характер. Именно поэтому неясность, противоречивость и изменчивость законодательных актов, касающихся хозяйственной сферы, в том числе иностранных инвестиций, несоответствие их мировым аналогам, отсутствие традиционных для международной практики положений и гарантий все еще продолжают оставаться характерными чертами сегодняшнего российского законодательства. Все это вместе со сложной экономической ситуацией в нашей стране продолжает удерживать потенциальных инвесторов от крупных вложений в российскую экономику. Средняя удельная сумма инвестиций в нефтяную промышленность России сегодня не превышает 10 млн. долл. Однако это следует рассматривать скорее как результат отсутствия практики (ранее мы не жили "при рынке", не были озабочены проблемами привлечения инвестиций, в том числе иностранных) и, следовательно, не доработанности соответствующих законов, чем как результат реализации какой-то специальной экономической политики, направленной на недопущение в страну иностранных инвесторов.
    Существующие практика и опыт привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовую промышленность связаны, в основном, с созданием совместных предприятий (СП). Поэтому эволюция в решении указанных налоговых проблем в связи с привлечением иностранных инвестиций в Россию может быть наглядно показана на примере создания и деятельности соответствующих СП.

    

"КОМИАРКТИКОЙЛ", "ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ" И ДРУГИЕ СП.

    Соглашение о создании российско-канадско-английского СП "КомиАрктикОйл" подписано в мае 1991 г. и законодательно оформлено распоряжением Правительства России от 5/ХI 1991 г. Этому предшествовали разработка и экспертиза технико-экономического обоснования (около года), получение разрешения и утверждение учредительных документов в министерствах России (около 2 мес.) и др.
    Первоначально распоряжением СМ РСФСР от 2 ноября предписывалось зарегистрировать данное СП, а российским Минэкономики, Минтопэнерго, Госкомгеологии, Минфину и Минюсту совместно с ПО "Коминефть" представить в СМ РСФСР в кратчайший (пятидневный) срок проект концессионного договора с компанией "Галф Канада Рисорсиз". Распоряжение в общем-то странное, поскольку сфера деятельности данного СП не содержит предмета концессионного соглашения. Более того, никто из опрошенных специалистов, разбирающихся в типологии нефтяных производственных соглашений между принимающей страной и иностранной фирмой, также не смог подвести под него концессионную основу. Не увидели в соглашении предмета концессии и эксперты "Галф", хотя и попытались подготовить такой проект в соответствии с распоряжением СМ в указанный срок. Кроме того, непонятно вообще при чем здесь концессионный договор с компанией "Галф" (и, кстати, кого именно с российской стороны), если в качестве юридического лица СП "КомиАрктикОйл" было зарегистрировано 5 ноября, т.е. уже через три дня после выпуска указанного распоряжения СМ.
    Иностранные участники СП являются лидерами разработки и применения арктических технологий как для наземного бурения, так и для работ на континентальном шельфе, первыми из компаний, начавших горизонтальное бурение. Долевое участие иностранного и российского партнеров 50:50%. Начальный уставный фонд СП превышает 155 млн. долл. США. Целью деятельности предприятия является разработка Возейского и Верхне-Возейского нефтяных месторождений общей разрабатываемой площадью более 70 км2. Проект рассчитан на 25 лет, в течение этого периода предполагается добыть 65 млн. т нефти. Указанные месторождения характеризуются высоким содержанием сероводорода и трудноизвлекаемыми запасами, что требует применения передовой технологии добычи. В проекте предполагается применение технологий, позволяющих довести коэффициент извлечения до 60% (по отечественным предприятиям 20-25%), и технологий закачки сероводорода в пласт и его очистки, что дает возможность существенно снизить негативное влияние разработки месторождений на окружающую среду и повысить нефтеотдачу. Предполагается применять также прогрессивные методы осуществления промысловых операций.
    Капиталовложения по проекту в целом оцениваются в 930 млн. долл. США, причем соотношение долларовых и рублевых инвестиций составляет 50:50 при существовавшем в то время курсе доллара к рублю 1:1,8 ("коммерческий курс"). Соотношение долларовых и рублевых эксплуатационных затрат при том же курсе равно 45:55. Суммарные доходы российской стороны без учета прибыли российского участника СП за весь период реализации проекта при условиях, заложенных в учредительных документах и технико-экономическом обосновании (роялти - 10%, экспортный налог - 10%, налог на прибыль - 25%), должны были составить 2.42 млрд. долл. (с учетом 25%-ного дисконта затрат), или 23% валовой выручки от продажи нефти. С учетом прибыли российского участника СП доля российской стороны в прибыли составила бы более 70% с учетом 15%-ного налога на репатриируемую прибыль иностранного участника. Коэффициент внутренней рентабельности по проекту равен 20%.
    Введение с января 1992 г. нового налогового законодательства (в частности, увеличение налога на прибыль до 32%, введение экспортной пошлины) резко ухудшило финансовые показатели работы СП. Первая партия нефти отгружена в январе 1992 г., с начала деятельности по апрель объем реализации нефти составил 43 тыс. т. Новые условия работы привели к тому, что только в виде экспортной пошлины СП было вынуждено выплачивать более 1/3 валовой выручки, денежная наличность после покрытия всех затрат и уплаты налогов характеризовалась отрицательной величиной (табл. 9-1, 9- 2).
    По условиям, принятым на момент создания СП. срок окупаемости капитальных вложений составлял 6-8 лет. при новых условиях аналогичный показатель был бы значительно больше. Изменение условий налогообложения привело бы к тому, что для иностранного партнера стала очевидной экономическая нецелесообразность данного предприятия и ему пришлось бы прекратить производственную деятельность.
    Оценивая нововведения в налоговой сфере и их приложение к новым предприятиям для определения их эффективности, целесообразности и возможности создания стимулирующих условий для привлечения иностранных инвестиций, выделим следующее.
    Прежде всего нарушается традиционный в мировой практике принцип защиты инвестиций от изменения законодательства. Законы, учитывающие это, уже приняты в некоторых странах СНГ: в Казахстане, на Украине, в Азербайджане. В последнем, например, в случае принятия новых законов, ухудшающих условия деятельности инвестора, для него в течение 10 лет сохраняются условия, существовавшие на момент создания предприятия.
    Не соблюдено условие, предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации и предполагающее освобождение новых предприятий, занятых в материальной сфере производства, на первые два года от уплаты налогов для создания благоприятных стартовых условий (так называемые "налоговые каникулы"). Это также относится к сумме налогооблагаемой прибыли, которая должна быть уменьшена на величину прибыли, реинвестируемой в производство. В случае с СП "КомиАрктикОйл" предусмотрено, что в первые четыре года все средства предприятия, в том числе от реализации продукции, будут направлены на развитие производства. Не учет этого приводит к тому, что значительно затягивается срок возмещения затрат и иностранный партнер вынужден закрыть производство вместо того, чтобы инвестировать его дальнейшее развитие. К тому же, уменьшаются поступления российской стороны в результате снижения темпов прироста объемов добычи нефти и соответствующих выплат (налога на прибыль, роялти и др.).
    С точки зрения экономического эффекта, введение экспортной пошлины увеличивает доходы российской стороны на 12% относительно доходов, когда указанная пошлина не взимается. Небольшая разница в доходах объясняется снижением суммы прибыли, облагаемой налогом на прибыль, при взимании пошлины. В абсолютном выражении дополнительные доходы российской стороны в виде выплат экспортных пошлин составили бы за весь период реализации проекта около 300 млн. долл. В реальном случае, когда иностранный партнер скорее всего не принял бы таких условий, потери российской стороны составят более 2,7 млрд. долл., не считая упущенной выгоды в виде "вмененных" расходов СП, которые непременно имеются при реализации любых проектов разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений (развитие инфраструктуры, социальные программы и др.).
    Аналогичная ситуация сложилась с совместным российско-американским предприятием "Полярное Сияние" с участием фирмы "Коноко". Технико-экономическое обоснование разработано фирмой "Коноко" в 1991 г. и предусматривает создание СП для освоения Ар-далинского, Восточно-Колкинского, Дюсушевского нефтяных месторождений (Ардалинский комплекс) в Тимано-Печорском бассейне на территории Архангельской области. Учредителями СП являются фирма "Коноко", ПГО "Архангельскгеология" и ПО "Коминефть". Доля "Коноко" будет составлять 50%. оставшаяся часть распределяется между российскими участниками СП.
    Период разработки месторождения составит 20 лет. За это время намечается добыть около 16 млн. т нефти, исходя из коэффициента извлечения 25%. Общий объем инвестиций в Ардалинский комплекс равен 661 млн. долл. Капитальные вложения на освоение месторождений и эксплуатационные затраты будут состоять из 75% долларовых и 25% рублевых затрат (при существовавшем на момент подготовки ТЭО "коммерческом" обменном курсе 1,8 руб. : 1 долл. США). Срок окупаемости капиталовложений 6 лет.
    Фирма "Коноко" настаивает на освобождении от уплаты экспортной пошлины, которая составляет в настоящее время около 36 долл./т нефти. Только при обеспечении данного условия деятельность СП становится рентабельной, причем дополнительный доход СП оценивается в 200 млн. долл. Внутренняя норма рентабельности составит в этом случае 25,9% по СП в целом, для иностранного участника 22%. Данные, характеризующие ожидаемые условия деятельности данного СП, приведены в табл. 9-3.
    Учитывая изложенное, Минтопэнерго РФ и Комитет по иностранным инвестициям при Минфине РФ выступили с инициативой поддержать просьбы СП "КомиАрктикОйл" и "Полярное Сияние" об освобождении их от уплаты экспортного тарифа. Правда, рекомендовали освободить их не на весь срок деятельности СП, о чем просили данные совместные предприятия, а лишь на период окупаемости затрат на добычу "дополнительной" нефти собственного производства. Соответствующие распоряжения по указанным СП приняты Постановлением России в мае - июне 1992 г. Более того, реализуя общепринятый в мировой практике принцип защиты инвесторов от ухудшения условий налогообложения в результате законотворческой деятельности органов государственной власти в принимающей стране (известный в западной юриспруденции под названием "грэндфазерс клоз"), Правительство России приняло 27 июля 1992 г. распоряжение, освобождающее все СП с долей участия иностранного партнеpa 30% и более и зарегистрированные до 1 января 1992 г. (до момента введения новых условий налогообложения) от уплаты экспортного тарифа на "дополнительную" нефть собственной добычи СП, т.е. превышающей ту "базисную" добычу, которая существовала до организации СП на переданных ему месторождениях (скважинах).
    

    

НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА


    Немного о нефтеперерабатывающей промышленности России в качестве объекта иностранных инвестиций... Объем капиталовложений в нее и ранее составлял незначительную величину (менее 10% от соответствующей суммы в нефтяную промышленность), что существенно ухудшило состояние отрасли. Между тем, опыт зарубежных компаний в создании и деятельности предприятий полного цикла "производство, переработка нефти, распределение нефти и нефтепродуктов" в условиях традиционной "разорванности" в России отраслей по добыче и переработке нефти был бы еще одним аргументом в пользу вложения капитала в российскую нефтепереработку. начиная с модернизации действующих и кончая созданием новых мощностей. Учитывая наличие значительной сырьевой базы отечественной нефтепереработки, ее высокую инвестиционную емкость и возможности для развития как в технологическом плане (увеличение глубины переработки), так и по наращиванию экспортных возможностей, отметим особо благоприятные предпосылки в отрасли для инвестиций, в том числе иностранных.
    Безусловно, отдельные аспекты концепции привлечения иностранных инвестиций, выбор приоритетных направлений приложения их и условий для реализации последних требуют более тщательной проработки и дальнейшего развития. Однако существующая хозяйственная ситуация в России, потребности отечественной экономики в значительных финансовых и материально-технических ресурсах, вхождение страны в мировую экономику и переход к рыночным отношениям требуют создания благоприятного внутреннего инвестиционного климата, результатом которого может быть решение текущих экономических проблем, привлечение передовых техники и технологии, накопление опыта и знаний для реализации более крупных проектов и т.п. Пока же именно начальный этап в решении инвестиционных проблем вызывает определенные трудности, а возможно, и излишнюю осторожность в принятии отдельных решений в каждом конкретном случае. Однако преодоление этих трудностей, очевидно, дело только времени и опыта.

    1 "Нефтяное хозяйство", 1993, №2, стр.2-7.


 Далее -> 10. РОССИЙСКИЙ ТЭК
И МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК:
СООТНОШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО СПРОСА
И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ