А.Конопляник

10. РОССИЙСКИЙ ТЭК
И МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК:
СООТНОШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО
СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1


    Однозначные сводные оценки потребностей ТЭК России в иностранных инвестициях сегодня отсутствуют (по крайней мере, таковые автору неизвестны). Да, видимо, их просто и не может сегодня существовать в природе, поскольку в условиях перехода к новой системе экономических отношений в стране, когда представления о рациональных пропорциях в ее экономике и экономическом росте меняются чуть ли не каждый день, ожидать появления такого рода оценок, носящих характер "официальных" (каковыми прежде были, например, любые госплановские цифры), было бы просто нецелесообразно. Поэтому ограничимся приведением некоторых из числа сделанных недавно (то есть в период после прихода к руководству страной первого гайдаровского правительства) оценок возможных потребностей ТЭК России и отдельных его отраслей в иностранных инвестициях (см. табл. 10-1). В соответствии с приведенными в этой таблице оценками, для преодоления кризисных явлений ТЭКу России ежегодно до конца века будет требоваться от 3-6 до 15-20 млрд. долл. иностранных инвестиций, в основном в форме прямых инвестиций.

Таблица 10-1

СПЕКТР ОЦЕНОК ПОТРЕБНОСТЕЙ ТЭК РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ОТРАСЛЕЙ
В ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ

Автор оценки

Оценка/источник

Мировой Банк, 1992 Ежегодная потребность в прямых иностранных инвестициях в энергетику России равна 3-5 млрд.долл. до конца века [1]
Конопляник/Васильев, 1992 Потребности нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности России в иностранных инвестициях составят порядка 30 млрд.долл. до конца века [2]
Бобылев/Чернявский, 1993 Выход России на уровень добычи нефти:
-- 370 млн.т в 2000г. потребует в течение 90-х гг. 160 млрд.руб.и 25 млрд.долл.,
-- 490-500 млн.т в 2000 г. потребует в течение 90-х гг. 210 млрд.руб. и 50 млрд.долл.
(все - в ценах 1984 г., 1 долл. = 2 руб.) [1]
Дойче Банк, 1993 Выход России в 2000 г.на уровень добычи нефти 1988-1989 гг. (570 млн.т/год)
потребует 25 млрд.долл. единовременных "стартовых" капиталовложений плюс
ежегодных 6-7 млрд.долл. до конца 90-х гг. [1]
Черномырдин, 1993 Общие потребности ТЕК России в иностранных инвестициях до 2000 г. равны
60-65 млрд.долл.,в т.ч. 10-12 млрд.долл. - на востанавление бездействующих
скважин, 10 млрд.долл. - для увеличения дебита действующих скважин [4]
Мировой Банк, 1993 Чтобы поддержать нефтедобычу в России на уровне 350 млн.т/год в период до 2000 г.
требуется 50 млрд.долл. иностранных инвестиций, в т.ч 6 млрд.долл. на восстановление
половины из 25 тыс. неиспользуемых скважин (простаивающих сверхнормативно),
а остальные 44 млрд.долл. - на освоение новых месторождений [4]
Ершов и др., 1993 На реконструкцию нефтеперерабатывающей промышленности России потребуется
8 млрд.долл. и 13 млрд. руб. в ценах декабря 1991 г., а на решение проблем угольного
комплекса - 3 трлн.руб. [4]
Волынская/Газеев, 1994 Для преодоления кризиса отраслям ТЭК России до конца десятилетия необходима
сумма в 100-140 млрд.долл. [5]

    А каковы возможности мирового финансового рынка по удовлетворению указанного инвестиционного спроса?
    На мой взгляд, инвестиционное предложение на мировом финансовом рынке в зоне конкурентного для России спроса является намного меньшим, чем потребность в иностранных инвестициях как страны в целом, так и даже только ее топливно-энергетического комплекса. При этом наблюдается тенденция дальнейшего сжатия указанной зоны, то есть конкуренция за иностранные инвестиции для России обостряется уже в силу только лишь объективных тенденций развития мирового рынка капитала.
    Для международного капитала - на фоне долгосрочных тенденций его миграций - относительная притягательность России в целом как объекта для капиталовложений является сравнительно низкой. Это связано с диспропорциями в отраслевой и. следовательно, страновой структуре мирового инвестиционного потока, с одной стороны, и структурой экономики и экономического роста России, с другой. Последняя отличается чертами, присущими "колониальной" экономике: доминированием добывающих (сырьевых) отраслей и первичных отраслей обрабатывающей промышленности при крайне низкой доле передовых наукоемких отраслей и сферы услуг. В то же время, на протяжении второй половины XX в. в отраслевой направленности прямых заграничных инвестиций наблюдается последовательная переориентация с добывающей промышленности (50-е гг.) на обрабатывающую (60-70-е гг.) и на сферу услуг (80-е гг.), на которую приходится сейчас свыше половины мирового годового потока новых вложений.
    Отмеченная отраслевая ориентация прямых заграничных инвестиций на сферу производительных услуг и на высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности предопределила концентрацию зарубежных капиталовложений в зоне промышленно развитых стран (порядка 4/5 ежегодных потоков прямых инвестиций), являющихся одновременно крупнейшими импортерами и экспортерами капитала.
    Привлекательность развивающихся стран в качестве объектов приложения капитала снижается. При этом 3/4 ввозимого в 80-е гг. в развивающиеся страны капитала направлялось в экономику всего десяти наиболее динамично развивавшихся государств, расположенных в основном в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке (Сингапура, Бразилии, Мексики, Китая, Гонконга, Малайзии, Египта, Аргентины, Таиланда, Колумбии).
    В дальнейшем возможно некоторое перераспределение потока иностранных инвестиций в развивающиеся страны за счет дальнейшей концентрации вложений в наиболее динамично развивающихся государствах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, а также на открывающихся для капиталовложений новых региональных рынках стран Асунсьонского соглашения и исламского пояса Центральной Азии. С другой стороны, растущее осознание мировым сообществом опасности нестабильности в странах, относящихся к категории бедных и беднейших, дает основания предположить, что для предотвращения глобальных социальных и военно-политических осложнений правительствам промышленно развитых государств, очевидно, придется предпринять меры поощрения частных прямых инвестиций в развивающиеся страны указанной категории.
    Таким образом, самым вероятным сценарием трансформации международного потока прямых инвестиций в развивающиеся страны является его концентрация в ограниченной группе наиболее динамично развивающихся государств и среди беднейших представителей данной группы стран. Это означает, что страны с традиционной "колониальной" структурой экономики (которые сегодня и составляют конкурентную для России зону на мировом рынке капитала) будут представлять все меньший интерес для солидных иностранных инвесторов, преследующих долгосрочные цели. На долю государств этой группы будет приходиться все уменьшающаяся часть мирового потока прямых инвестиций, составляющая ныне 5-6% последнего (см. рис. 10-1).
    Компенсировать им объективно обусловленное угасание внешнего инвестиционного интереса может только либерализация условий инвестирования капитала, в том числе и иностранного, в рамках общего макроэкономического реформирования национальных экономик принимающих стран. В противном случае, среди зарубежных предпринимателей, отважившихся на крупные капиталовложения, будут преобладать инвесторы с психологией биржевых спекулянтов.
    Многие страны из числа конкурентов России на мировом рынке капитала, понимая означенные тенденции, идут на или продолжают указанную либерализацию внутренних инвестиционных режимов для иностранных инвесторов, тем самым дополнительно оттягивая на себя часть мирового инвестиционного предложения, на которую могла бы претендовать Россия. Это еще более сужает конкурентную нишу нашей страны на этом рынке.
    Существуют различные оценки мирового предложения прямых инвестиций. По мнению Волынской/Газеева оно составляет, колеблясь по годам, в среднем около 200 млрд. долл./год. Соответственно, необходимая, на их взгляд, ТЭКу России для преодоления кризисных явлений сумма 100-140 млрд. долл. (см. табл. 10-1) означает перераспределение в пользу нашей страны примерно 1/10 международного годового предложения капиталов. По их мнению, реально Россия будет конкурировать на сегменте предложения капиталов объемом 40 млрд. долл., ежегодно вкладываемых в экономику Сингапура, Бразилии, Мексики, Китая и т.д.. и должна будет перераспределить в свою пользу 50% рынка, имея на нем на сегодняшний день долю, близкую к нулю. На мой взгляд, Россия будет конкурировать на гораздо более узком сегменте рынка капитала, равном - если взять за основу приведенные выше цифры его емкости - не 40, но всего 10 млрд. долл. (см. рис. 10-1), поэтому потребность ТЭК России в иностранных инвестициях почти вдвое превысит емкость всего сегмента мирового рынка капитала, на котором России в целом (то есть не только ее ТЭКу, но и всем другим отраслям) предстоит вести конкурентную борьбу.
    В оценке специалистов Мирового Банка абсолютные масштабы рынка капитала предстают примерно вдвое более низкими, чем у Волынской/Газеева, но и из оценок МБРР следует, что ТЭК России, с его ежегодным спросом на иностранные инвестиции равным 3-5 млрд. долл., будет претендовать ^а сегмент рынка, равный сегодняшнему объему прямых иностранных вложений в экономику всех стран, являющихся нашими конкурентами на этом рынке (см. рис. 10-1).
    Таким образом, уже в силу изложенных объективных причин (соотношения спроса/предложения на мировом рынке капитала) нет никаких оснований ожидать, что иностранные инвестиции, и к тому же в полном требуемом для России и ее ТЭК объеме, немедленно хлынут к нам широким потоком. Для переориентации мирового потока инвестиций в направлении России в стране необходимо создавать привлекательный инвестиционный климат. Пока же наша страна характеризуется наличием множества повышенных инвестиционных рисков.


    К таблице 10-1     

ИСТОЧНИКИ

    [1] The Atlantic Council of the United States. Basic Concepts for the Development of Energy Policies for Russia and Ukraine. A U.S.-Japanese-Russian-Ukrainian Cooperative Approach. Policy Paper, November 1993.
    [2] "Государственная программа России по обеспечению устойчивой работы нефтегазодобывающей отрасли в 1992-1995 гг. и до 2006 г." (часть 1). - Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, Москва, май 1992 г., Приложение № 15.
    [3] U.S.International Trade Commission. Trade and Investment Patterns in the Crude Petroleum and Natural Gas Sectors of the Energy-Producing States of the Former Soviet Union. Investigation No. 332-338. Publication 2656. Wash., D.C.. June 1993.
    [4] ВНИИВС/ТЭК-Центр. Международное сотрудничество в энергетике со странами СНГ и дальнего зарубежья (Подраздел: Международное сотрудничество с дальним зарубежьем, включая Прибалтику). Концепция. Москва 1993.
    [5] Энергетическая политика России и Украины: совместный американо-японо-российско-украинский подход. Политика России в области цен, налогов и инвестиций. Москва, 1994.

    1 "Экономика топливно-энергетического комплекса России", 1994, вып. 6, стр.31-33.
 

СОДЕРЖАНИЕ