Оценка запасов в США. Оценка запасов нефти является существенным условием при заключении контракта между землевладельцем и добывающей компанией или при передаче участка для предварительной разведки и разработки. Такая оценка не есть нечто раз и навсегда данное, она постоянно пересматривается в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. При этом принимается во внимание факт истощения месторождения, риск, обусловленный неопределенностью конечного результата разведки, динамика цен на нефть, альтернативные возможности по использованию денежного капитала и т. д. Соотношение спроса и предложения на рынке нефти - важнейшее условие для заключения сделки: превышение предложения вызывает желание придержать вовлечение нефти в товарооборот и участки могут после проведения разведки не сдаваться в аренду, например, 5 лет.
Важнейший принцип при заключении контрактов - их индивидуальный характер, в том числе и потому, что финансовые характеристики нефтяных запасов столь же уникальны, как отпечатки пальцев у человека. Оценки запасов широко варьируются от компании к компании. Те из них, у кого собственные затраты на подготовку запасов к промышленному использованию наивысшие, в наибольшей степени заинтересованы в приобретении компаний "с приданым". Например, по оценкам компании "Артур Андерсен", 400 основных компаний США показали запасы, стоимость которых в текущей оценке составляла в 1895 г. 7,5 долл. за баррель. В то же время затраты на подготовку запасов нефти составили 7,91 долл. за баррель. Следовательно, приобретение компаний, имеющих соответствующие запасы нефти, было выгоднее, чем пытаться обнаружить и подготовить новое месторождение к добыче.
Существует четыре основных способа оценки запасов (в каждом из этих случаев оценки будут различаться). Сюда относятся: стоимость 1 барреля нефтяного эквивалента, стоимость с учетом риска возможной неудачи, 3-летняя коммулятивная оценка денежной наличности, дисконтированная цена со ставкой дисконта - 25%. Фирмы могут использовать сразу несколько оценок своих активов. И если, например, их результаты лежат в диапазоне 10%, выводится среднее арифметическое значение, которое и используется при расчете справедливой рыночной стоимости или приемлемой продажной цены. В частности, если 01.01.85 г. цена нефти у скважины была 28 долл. за баррель, а 7 долл. составляла стоимость нефтяного эквивалента в текущей оценке, то с учетом выплаты субподряда землевладельцу в размере 25%, да плюс 2 долл. налогов, еще 5% составляли издержки добычи, где 7 долл. представляли собой дисконтированный доход с учетом изменений во времени стоимости денег к оценке риска.
Приведем конкретные примеры оценки нефтяными компаниями США запасов нефти, которые использовались при поглощении одних корпораций другими (
табл. 3-1).
Оценка запасов того или иного месторождения - важнейшее условие при заключении арендных соглашений (
табл. 3-2). После проведения геологических и сейсмических исследований, оценивая данное нефтяное поле как многообещающее, компании заключают арендное соглашение, как правило, учитывающее платежи за право пользования и недрами, и поверхностью Земли. Любой владелец получает единовременный платеж - бонус - и своего рода квартплату - рентал фии - либо в качестве непосредственного уровня аренды, либо как платеж до начала нефтедобычи, как правило, 2 долл. за акр в год на "конкурентных" участках и 1 долл. за акр в первые пять лет, а затем 3 долл. - на "неконкурентных". Как только добыча началась, землевладелец получает роялти, т.е. процент с добытой нефти (с каждого барреля, по стоимости или в натуре).
Право на аренду государственных земель в США нефтяным компаниям оговаривается специальными правилами (это касается и шельфовых, и континентальных месторождений). Участки, расположенные в хорошо известных геологических структурах, содержащих нефть и газ, предоставляются на конкурентной основе, т.е., как правило, на аукционах. Компании приобретают обычно участки земли на 5-летний срок, выплачивают бонус, ренталз и роялти в размере от 12,5 до 25%. Так называемые неконкурентные участки государство распределяет путем использования лотерей, участки во время подобных лотерей разыгрываются по сравнительно небольшой ставке, а оставшиеся нераспределенными остаются в ведении государства. Аренда шельфа может предоставляться на срок и в 10 лет, и дольше.
Размеры бонусов колеблются в широком диапазоне: на аукционе 1981 г. один из участков был приобретен по 108 долл. за акр, а другой стоил 9900 - все зависит от оценки перспективности конкретного участка. При этом компании, стремясь уменьшить риск, как правило, вступают в некие консорциумы по разработке месторождений;
в состав таких "команд" входит 3...5, а иногда и больше участников. Соответственно прибыли или убытки распределяются согласно долям участия той или иной компании в капитале данного консорциума [1-3].
Типичная формула подсчета экономической ренты (ER), как исходной точки для оценки того или иного участка земли, может выглядеть следующим образом:
Теория контракта. Понятию контрактного поведения придается особое значение в теории, потому что в договоре реализуется фундаментальное право собственника на передачу (отчуждение) собственности. Именно контракт четко фиксирует условия такой передачи. Контракт тем сложнее, чем сложнее физические характеристики вступающих в обмен ресурсов или видов деятельности. Вслед за американским правоведом Я. Макнейлом О. Уильямсон показал, что все многообразие контрактных установлений сводится к нескольким основным разновидностям. Выбор конкретной формы договора он ставит в зависимость от характера экономических отношений, завязывающихся между участниками сделки. Этот выбор, по его мнению, диктуется тремя факторами: уникальностью, специфичностью вступающих в обмен ресурсов; степенью неопределенности, несовершенством информации, сопровождающей сделку; регулярностью деловых контактов между сторонами.
Деловая практика выработала три типичные формы контракта, каждая из которых имеет свою преимущественную область применения.
Классический контракт. Носит безличный характер и его отличительной чертой является присутствие четко оговоренных пунктов ("если..., то..."). Поэтому все возможные будущие события как бы сводятся в нем к настоящему моменту. В классическом контракте не имеет значения личность контрагента - его участником может быть любой. Вот почему классический контракт тяготеет к стандартизации. Записанные условия сделки имеют в нем перевес над устными. Упор делается на юридические правила, формальные документы, самоликвидацию сделки, которая с выполнением условий прекращает существование. Контракт носит двусторонний характер: четко оговариваются санкции за нарушение условий контракта и все споры по нему решаются в суде.
Неоклассический контракт. Это долговременный контракт в условиях неопределенности. Не все будущие события могут быть предусмотрены и оговорены в качестве его условий при его подписании. Оптимальную адаптацию к некоторым событиям невозможно предвидеть, пока они не произойдут. Поэтому участники соглашаются на привлечение третейской стороны, решение которой обязуются выполнять в случае наступления неоговоренных в контракте событий. Контракт приобретает трехсторонний характер. Споры по нему разрешаются не судом, а третейской стороной в лице органов арбитража.
"Отношенческий" или обязательный контракт. Складывается в условиях долговременных, сложных взаимовыгодных отношений между сторонами. Обоюдная заинтересованность в продолжении отношений является решающим фактором. Дискретность отношений, присущая классическому (одноразовость) и неоклассическому (повторяемость) контрактам, здесь полностью исчезает. Отношения становятся непрерывными. Неформальные условия имеют перевес над формальными пунктами. Иногда договор вообще не оформляется в виде документа, т.е. остается неявным (исплицитным). "Отношенческие" контракты возникают в случае экономической взаимозависимости участников сделки, если при прерывании отношений никто из них не сможет найти на рынке эквивалентной замены. Личность участников приобретает здесь решающее значение, договор перестает быть неперсональным. Поэтому споры разрешаются не путем обращения к формальному закону или авторитету третейского судьи, а в ходе неформальных переговоров, двустороннего торга (баргена).
Нормой, на которую ссылаются стороны, служит поэтому не первоначальный контракт, а все отношения в целом.
Каждой конкретной форме соответствует специфический механизм управления договорными отношениями.
Первый - это безличный рыночный механизм управления. Он является ведущим по отношению к одноразовым и повторяющимся сделкам по поводу стандартных, неспецифических товаров.
Второй - арбитраж. Такая трехсторонняя структура управления с привлечением дополнительного лица распространяется на нерегулярные сделки по поводу товаров средней и высокой степени специфичности.
Третий - двусторонняя структура управления. Этот тип характерен для "отношенческих" контрактов, в которых взаимодействие между сторонами все еще продолжает опосредоваться ценами. Но роль их снижается. Адаптация к новым условиям достигается не столько за счет пересмотра цен, сколько за счет изменения физических объемов товара, являющегося предметом сделки. Это объясняется тем, что при ценовом приспособлении риск оппортунистического поведения значительно выше. Сфера применения этого механизма управления -- регулярные сделки по поводу товаров средней степени специфичности.
Четвертый - унитарное управление, т.е. иерархия. Такая система складывается для непрерывно продолжающихся обменов высокоспецифическими товарами и видами деятельности. Вертикальная интеграция как подвид "отношенческого" контракта означает, что адаптация к новым условиям может осуществляться в одностороннем порядке, без предварительного согласования с противоположной стороной. Отношения между участниками договора регулируются прямыми командами и приказами, а не рыночными сигналами.
Одна из сторон при этом не полностью передает все права пользования на имеющийся у нее ресурс, а делегирует их другой стороне на определенных условиях. Когда конечные права остаются за первоначальным владельцем, контракт превращается в сложноструктурированный документ, в обмен на доход одна из сторон уступает ограниченный набор прав с обязательством подчиняться директивам другой стороны и отказывается, таким образом, от того, чтобы самостоятельно строить свое поведение, ориентируя постоянно на рыночные цены за услуги, которые она может предоставлять.
Ясно, что выбор формы контракта зависит от учета как состояния рыночной конъюнктуры, так и от потребностей и возможностей участников соглашения [4].
Схема структуры цены на нефть позволяет выделить этапы в финансировании разработки месторождений: между этими этапами в принципе и возникает возможность заключения контрактов на выполнение тех или иных видов работ. Кроме того, выделены основные виды платежей нефтедобывающей компании:
СТРУКТУРА ЦЕНЫ НА НЕФТЬ
Издержки производства |
Валовая продукция |
Производственные затраты на: научные исследования; поиски; разведку и разработку; добычу; транспорт; восстановительные работы; расширение производства. |
Расходы по обороту капитала. Амортизационные отчисления. Чистая прибыль |
Платежи: |
отчисления стране пребывания - приобретение концессии; роялти; налоги в стране пребывания;
компенсационные вложения в хозяйственную структуру страны пребывания; экспортные пошлины и сборы; прочие выплаты; отчисления метрополии - проценты по ссудам;
налог на прибыли; прочие расходы. |
Существуют различные виды контрактов, принятых в мировой практике [5-10].
Арендные соглашения. Многочисленные договоры в области разведки и освоения нефтяных месторождений включают различные концессионные и подрядные соглашения. Среди последних обычно выделяют три следующих вида: соглашения о разделе добычи ("продакшн-шэринг"), соглашения о подряде типа "риск-сервис", условия которых предусматривают финансирование поисково-разведочных и эксплуатационных работ подрядчиком, и соглашения о чистом подряде, предусматривающие осуществление подрядчиком работ за определенное вознаграждение. Подрядные соглашения, как правило, заключаются между иностранной фирмой и государственной компанией той или иной нефтедобывающей страны.
Концессионные соглашения, которые исторически были первым видом договоров на разведку и освоение нефтяных месторождений, и сейчас широко используются во многих странах. В 80-е гг. более чем в 120 странах законодательство предусматривало предоставление концессий. Это, однако, не означает, что правительство страны, где ведется нефтедобыча, не может одновременно заключать и другие виды договоров на разведку и добычу нефти. Так, например, в Нигерии с большинством добывающих фирм заключены концессионные соглашения, но с компанией "Эшленд" подписан контракт типа "продакшн-шэринг". Большинство этих договоров с добывающими фирмами заключены на условиях создания совместных предприятий, доля участия правительства Нигерии в которых составляет 55%.
В тех странах, где имеется специальное законодательство, регулирующее развитие нефтяной промышленности, концессии на разведку могут называться лицензией или разрешением, а на эксплуатацию месторождения - договором на аренду. К числу таких стран относятся, в частности, Великобритания, Норвегия, Таиланд, США, Австралия и др. В Судане, например, в свое время с американскими фирмами "Тексако" и "АРКО" были подписаны концессионные соглашения. предусматривающие выплату подоходного налога в размере 70% от прибыли.
В странах Ближнего и Среднего Востока, где почти отсутствует специальное нефтяное законодательство (исключение - Иран), условия концессионных соглашений вырабатываются непосредственно в ходе переговоров с правительствами. Двумя основными элементами этих соглашений являются платежи роялти и подоходный налог. Ставки роялти достигают 20% валовой добычи нефти. В Аргентине, например, она составляет 12% (предусмотрена возможность ее снижения до 5% в особых случаях), в Эквадоре - 12.5... 17%, в Великобритании - 12,5%, Норвегии - 10...16%, Габоне - 20%, Нигерии - 20% (что соответствует стандартной ставке в странах - членах ОПЕК). Если до образования ОПЕК платежи роялти не являлись самостоятельными платежами и включались в сумму подоходного налога, который составлял 50%, то впоследствии в большинстве стран платежи роялти стали рассматриваться как элемент издержек нефтедобычи и стали вычитаться из суммы, подлежащей налогообложению.
Доходы концессионера облагаются налогом, который взимается с валовой прибыли. Ставки подоходного налога колеблются от менее чем 50 до 85%. Они могут соответствовать общим ставкам налогообложения доходов корпораций (в этом случае они достигают 65%) или представлять из себя специальный налог, как, например, в странах - членах ОПЕК, установивших единую ставку в размере 85% валовой прибыли (за исключением Эквадора - 74,42%). Так, например, в Аргентине ставка подоходного налога равна 55% валовой выручки, в Боливии - 19%, Чили - 46%, Великобритании - 52% плюс специальный 70%-й налог на доходы от нефти ("петролеум ревеню тэкс", или сокращенно ПРТ), в Норвегии - 50,8% плюс 35%-й специальный налог.
Концессионные соглашения содержат также и другие условия, которые регулируют сроки его действия, обязанности концессионера и т.д. Статья о сроках действия концессионного соглашения (также. как и других видов договоров) состоит из двух разделов. Первый из них регламентирует продолжительность поисково-разведочных работ, а второй - эксплуатации месторождений. В концессионных соглашениях продолжительность поисково-разведочных работ на нефть обычно ограничивается 3...6 годами, причем предусматривается возобновление или продление соглашения при определенных условиях, или же расторжение договорных обязательств в том случае, если пригодные для промышленной разработки месторождения не обнаружены. Договорный срок на эксплуатацию месторождений устанавливается обычно в 20...30 лет. Первые концессии в странах Ближнего и Среднего Востока предоставлялись и на гораздо более длительные сроки, но затем большая их часть была аннулирована. В Аргентине, например, концессии с продолжительностью срока поисково-разведочных работ предоставляются на суше в 14 лет (срок эксплуатации - 35 лет), а на континентальном шельфе - в 47 лет (35), в Боливии - в 7 лет (23), в Чили - в 5 лет (30), в Эквадоре - в 5 лет (30), в Великобритании - в 7 лет (30), в Норвегии - в 3 года (36 лет).
В некоторых концессионных соглашениях предусматривается выполнение нефтяной компанией определенной рабочей программы. Первоначально требуется завершение в установленные сроки геологических, а затем и геофизических исследований. После этого от концессионера могут потребовать бурения одной или более поисковых скважин в течение определенного срока, а затем - регулярно (обычно ежегодно). Это обстоятельство может быть заменено или дополнено требованием расходовать ежегодно определенную сумму на поисково-разведочное бурение. Так, например, в Боливии нефтяная компания-концессионер обязана пробурить в первые три года действия соглашения три скважины или израсходовать на эти цели 3 млн долл. (в четвертый и пятый годы необходимо бурить по одной скважине). В Эквадоре в первые три года обязательные расходы на указанные цели составляют 1 тыс. долл. на 1 га; в Египте по отдельным соглашениям минимальные расходы на проведение поисково-разведочных работ колеблются от 5,6 до 48 млн долл. В Норвегии от концессионера требуют пробурить за три года три скважины.
Другие условия концессионных соглашений регулируют импорт концессионером оборудования и материалов, определяют обязательства по найму местной рабочей силы, предусматривают право на продажу причитающейся ему нефти, включая экспорт, выплату бонусов и т.д. Во всех странах, исключая Перу, предусматривается беспошлинный импорт оборудования и материалов, необходимых для деятельности компании-концессионера. Что касается обязательств по найму местной рабочей силы, то в Аргентине, например, на национальные кадры должно приходиться 75% всех занятых, а в Эквадоре - 95% рабочих, 90% административного и 85% технического персонала. Кроме того, в Аргентине от концессионера могут потребовать обучения национальных кадров, а в Гане на эти цели он должен расходовать по 50 тыс. долл. в год.
Считается, что основным недостатком концессионных соглашений является то, что правительства нефтедобывающих стран располагают относительно небольшими возможностями прямого вмешательства в деятельность иностранных нефтяных компаний. Это преодолевается путем включения в условия соглашений специальных пунктов об участии правительства нефтедобывающей страны в операциях концессионера (т.е. путем создания совместного предприятия) и об организации программы обучения национальных кадров. Важным требованием, предъявляемым к концессионным соглашениям, является возможность учета изменений цен на нефть. Для этой цели обычно используется механизм налогообложения. Так, например, в Великобритании установлен специальный налог на доходы от нефти ПРТ, который повышается по мере удорожания нефти с тем, чтобы исключить получение концессионером непредвиденных сверхприбылей. Ставка налога ПРТ в 1979 г. была повышена с 45 до 60%, а в 1980 г. - до 70%. Аналогичная налоговая система действует в Норвегии.
Тремя основными элементами контракта типа "продакшн-шэринг" являются: возмещение затрат; раздел произведенной продукции между правительством нефтедобывающей страны и иностранной нефтяной компанией; уплата подоходного налога. Впервые контракт этого типа был заключен в Индонезии и касался сельскохозяйственного производства. Затем он был перенесен в сферу нефтедобычи и теперь используется в Перу, Малайзии, Гватемале, Ливии, Сирии, Иордании, Бангладеш, на Филиппинах и в других странах.
Концепция возмещения затрат также была впервые сформулирована Индонезией, где первые 40% добытой нефти поступало в распоряжение подрядчика на покрытие издержек. Этот процент в других странах колеблется от 20 до 40. Однако министерство финансов США в 1976 г. приняло решение, согласно которому американским компаниям запрещается заключение контрактов, в которых предусмотрено установление ограничений на покрытие издержек в виде фиксированного процента, т.е. этим решением требуется полная (100%-я) компенсация всех затрат. Лишь в одной стране - Перу - контракты "продакшн-шэринг" не предусматривают возмещения затрат, что до недавнего времени компенсировалось, в частности, более высокой (50%-й) долей в добыче.
После возмещения затрат добытая нефть делится между правительством и иностранной компанией в определенной пропорции (в Чили - 15:85, Перу - 50:50, Индонезии - 65,9:34,1. Ливии - 81:19 и т.д.). В некоторых странах, например, в Анголе, Бангладеш, Индии размер указанной пропорции зависит от уровня добычи нефти. Как указывается, большие расхождения в размерах вышеприведенных пропорций не свидетельствуют об относительном преимуществе одних соглашений типа "продакшн-шэринг" над другими. Дело в том, что нефтяные компании облагаются налогом (на доходы от своей доли нефти) и независимо от пропорций раздела добычи норма прибыли может регулироваться посредством налогообложения.
До середины 70-х гг. добытая по контрактам "продакшн-шэринг" нефть подлежала обложению подоходным налогом, который выплачивался национальной нефтяной компанией за счет своей доли в общей добычи нефти. Иностранная нефтяная компания получала документ об уплате налога, который предоставлялся ею в соответствующие организации в своей стране для освобождения от его вторичной уплаты. В 1976 г. министерство финансов США отменило эту практику, что повлекло за собой необходимость пересмотра контрактов. Например, в Индонезии, где добытая нефть делилась в пропорции 85:15 в пользу правительства (налоги выплачивались фирмой "Петрамина"), было решено уменьшить долю правительства до 65% и установить для иностранных фирм налог в пределах до 66%, что в конечном счете сохраняло прежнее распределение прибылей.
В странах капиталистического мира нефтяные компании, заключившие контракты типа "продакшн-шэринг", обычно облагаются таким же подоходным налогом, как и другие корпорации (его размер достигает 68,5%). В странах-членах ОПЕК 85%-м подоходным налогом облагается только нефть, добытая по концессионным соглашениям старого типа, и эта ставка не распространяется на контракты типа "продакшн-шэринг". Среди указанных стран только в Ливии не взимается подоходный налог по контрактам "продакшн-шэринг", но добытая нефть делится в пропорции 81:19 в пользу правительства.
Особенностью подрядного соглашения типа "
риск-сервис" является то, что иностранная компания причитающееся ей вознаграждение получает наличными не в виде добытой нефти, хотя условиями контракта может предусматриваться закупка подрядчиком определенной части нефти по ценам мирового рынка. По условиям контрактов этого типа все риски обычно несет подрядчик - иностранная компания, которая обеспечивает финансирование капиталовложений в разведку и добычу нефти. В случае безрезультативности поисков контракт перестает действовать, а при обнаружении нефти подрядчик должен освоить месторождение, после чего оно может эксплуатироваться либо подрядчиком, либо правительством добывающей страны, которому возмещаются все расходы, связанные с освоением месторождения (включая проценты по ссуде), а также выплачивается вознаграждение за риск.
В качестве конкретного примера можно привести условия соглашений типа "риск-сервис", которые заключаются в Бразилии. Там подрядчик вкладывает в связанное с риском предприятие весь первоначально необходимый капитал, а после обнаружения нефти финансирует капиталовложения в освоение месторождения. После этого предприятие переходит в собственность государственной нефтяной компании "Петробраз". Расходы на разведку возмещаются подрядчику нефтью без выплаты процентов, а издержки по добыче - также нефтью, но с выплатой процентов по ссуде. Подрядчик имеет право закупить по мировым ценам часть добываемой им в Бразилии нефти. Если, например, прибыль составит 10 млн долл. в год, то подрядчик может на эту сумму закупить и экспортировать нефть, но при условии, что национальная нефтяная компания в свою очередь имеет возможность закупить нефть на мировом рынке. В противном случае он лишается права закупать и экспортировать нефть из Бразилии. Налоги выплачиваются подрядчиком с полученной им прибыли. В Аргентине указанные контракты предусматривают все платежи подрядчику в национальной валюте, т.е. в песо.
В Перу американская компания "Оксидентал петролеум" заключила в начале 80-х гг. соглашение типа "риск-сервис" на разведку на нефть в районе Талара. Особенность этого контракта заключалась в том, что для ведения работ была создана фирма "Петролатина", 49% акций которой принадлежало компании "Оксидентал петролеум", 25% - аргентинской компании "Бридас", специализирующейся на буровых работах, и 26% - государственной перуанской компании "Петроперу". Последняя возместила средства, затраченные частными компаниями (около 300 млн. долл.), которые затем финансировали ее в размере своей доли в фирме "Петролатина". Из 100 млн. долл. компании "Оксидентал петролеум" внесла 49 млн. долл., а компания "Бридас" - 24 млн. долл. Фирма "Петролатина" действовала на условиях подряда, выплачивая 17,5 долл. за 1 баррель закупаемой нефти и налог в размере 68,5%. Подрядчики по контрактам типа "риск сервис" облагаются обычным налогом с доходов корпораций. Размер прибыли зависит также от суммы вознаграждения за риск и платежей в счет компенсации издержек добычи.
Обычные
подрядные контракты ("стрейт" или "пьюр сервис") являются соглашениями, согласно которым подрядчик не несет риска и получает вознаграждение за предоставленные услуги. В качестве примера можно привести контракт, заключенный компанией "Арам-ко", в соответствии с которым указанная компания, добывая для Саудовской Аравии нефть, получала вознаграждение в сумме 15 центов на 1 баррель. Компания "Арамко" ведет также нефтепоисковые работы, затраты на которые возмещаются поставками нефти из обнаруженных ранее месторождений плюс дополнительное вознаграждение в размере 6 центов на каждый баррель нефти, добываемой на новых месторождениях. Аналогичные контракты действуют в Кувейте, Катаре, Бахрейне, Венесуэле.
Прибыль, получаемая по контрактам типа "стрейт сервис", облагается обычным налогом на корпорации (более высокие специальные нефтяные налоги в данном случае не взимаются). В Алжире в начале 80-х гг. была введена специальная надбавка к цене для компаний, закупающих нефть, в размере 3 долл. на 1 баррель, которая переводится на счет этих фирм. Полученные таким образом средства должны ими инвестироваться в проведение поисково-разведочных работ на нефть в стране.
Отмечается, что соглашения о создании
совместного предприятия ("джойнт венчур") часто ошибочно рассматривают как отдельный вид соглашений на разведку и добычу нефти. Фактически же это - договоренность о партнерстве, согласно которой правительство добывающей страны непосредственно или через национальную нефтяную компанию получает долю участия в совместном предприятии (например, путем приобретения акций) со всеми вытекающими из концессионного или любого другого соглашения правами и обязанностями. Правительство может получить статус партнера путем приобретения доли в совместном предприятии (обычно с момента начала промышленной эксплуатации месторождения), как это имеет место в Саудовской Аравии, или же путем частичной национализации собственности либо обязательного участия в деятельности иностранной компании. Правительство добывающей страны может с самого начала фигурировать в тексте соглашения, как, например, это имело место в заключенных в 80-х гг. соглашениях типа "джойнт венчур" в Индонезии. В качестве партнера правительству причитается часть общей добычи (по подрядному соглашению или концессии) в соответствии с его долей участия. Кроме того, часть нефти оно получает в счет налога, которым облагаются доходы иностранной фирмы.
Правительство добывающей страны или национальная нефтяная компания несут расходы также в соответствии со своей долей участия в предприятии. Однако часто соглашением предусматривается, что иностранный партнер берет на себя часть расходов на поисково-разведочные работы, которые должны финансироваться правительством (оно может оговорить право участвовать в расходах только после обнаружения нефти). Правительство может покрывать свою часть расходов или прямыми платежами, или путем передачи иностранной компании части нефти из своей доли в ее добыче.
Расходы на разведку могут не возмещаться нефтяной компании, как это имеет место в Норвегии или Ливии. С началом добычи нефти правительство покрывает свою часть эксплуатационных расходов. Доля правительства в добыче не зависит от оценки иностранной компанией размера открытого месторождения, расходов на его освоение, политических рисков и прочих факторов. Окончательные пропорции раздела добычи нефти могут, конечно, варьироваться с учетом этих факторов, но решающим обстоятельством являются финансовые и технические возможности правительства. Только в Норвегии доля участия правительства возрастает по мере увеличения добычи.
В соглашениях типа "джойнт венчур" иногда содержатся условия, учитывающие изменение объемов добычи нефти: например, может предусматриваться скользящая шкала налогов или роялти. Подобная оговорка может содержаться и в отношении цен, по мере их роста увеличивается доля правительства добывающей страны. При заключении соглашений типа "джойнт венчур" требуется взаимная договоренность по административно-хозяйственным вопросам, которые регулируются специальным документом ("оперейтинг эгримент" или "джойн венчур оперейтинг эгримент"). В нем детально определено, кто является оператором, какого рода операции могут совершаться без специального разрешения и т. д. Иногда может быть признано целесообразным создать совместный комитет управляющих для принятия важных решений, в том числе в области направлений будущей деятельности, причем правительство добывающей страны обычно сохраняет за собой пост президента этого комитета.
Соглашения о партнерстве обладают рядом преимуществ перед традиционной концессией, поскольку заключаются на основе взаимовыгодного компромисса, национальные компании получают возможность непосредственного доступа к эксплуатации своих природных ресурсов, право на контроль за действиями иностранного партнера, приобретают опыт хозяйствования и, наконец, присваивают гораздо большую долю доходов от добычи и экспорта нефти. Кроме того, национальной компании при такой форме отношений с иностранным капиталом принадлежит 50...51% акций смешанной фирмы, хотя, например, по соглашениям Саудовской Аравии и Кувейта с японской компанией "Джапан петролеум" обе страны довольствовались Ю...20% акций.
Кроме того, национальная компания перекладывает на иностранного партнера практически весь риск, связанный с разведкой нефти. Причем в соглашении точно с разбивкой по годам обозначено обязательство этого партнера вложить определенные инвестиции в разведку и пробурить заранее согласованное количество метров скважин. При неудаче с поисками нефти убытки несет иностранный партнер, а в случае успеха национальная компания возвращает ей часть затрат, соответствующих ее доле в капитале, но не наличными, а поставками нефти. Такова принципиальная схема.
Иностранная компания в рамках совместной фирмы получает сравнительно небольшую часть территории для операций, причем размеры этой территории подлежат 'последовательному сокращению в течение ряда лет. Иностранный партнер обязывается обучать местные кадры и предоставлять им технические и административные должности либо по преимуществу, либо в соответствии с принципом равенства.
Доходы национальной компании складываются из следующих частей:
- 1. Бонуса - единовременного вознаграждения за аренду территории, причем размер бонуса может возрастать по мере открытия запасов нефти и роста ее добычи.
- 2. Прибыли от добычи и экспорта нефти в соответствии с долей акций.
- З. Подоходного налога на прибыль иностранного партнера.
- 4. Роялти в зависимости от количества добываемой нефти.
Конечно, данная форма отношений с иностранным партнером имеет и свои негативные стороны. Иностранный капитал приобретает в пределах срока соглашения право собственности на часть открываемых нефтяных ресурсов и тем самым может до известной степени ограничивать суверенные права освободившихся государств. Кроме того, прибыли национальных компаний ограничиваются только операциями в первоначальных звеньях "нефтяной цепочки". В значительно большей степени учитывают интересы национальных компаний новые формы контрактных отношений, "генетически" не связанные с концессиями. К их числу относятся "сервис-контракт", соглашения подрядного типа, контракты по оказанию технических услуг национальным нефтяным компаниям и т. п.
В соответствии с соглашением типа "сервис-контракт" все запасы нефти на арендуемой территории, а также вся добытая нефть полностью принадлежит национальной компании. Иностранному партнеру разрешается закупать часть добытой нефти по льготной цене. При этом иностранный подрядчик предоставляет национальной компании для ведения разведочных работ беспроцентный кредит, который будет погашаться ею только в случае обнаружения промышленных запасов и из будущих прибылей. Иностранный партнер получает также право на определенную часть добытой нефти (от 30 до 45%) по себестоимости плюс 2% при условии отчисления национальной компании 50...55% прибылей. Близки к "сервис-контракту" и соглашения подрядного типа. Подобные соглашения давали неоспоримое право собственности национальным компаниям на собственную нефть и приносили ей опыт в управлении нефтепромыслами.
Ответвлением от "сервис-контракта", развивающим его положения, являются
соглашения о технических услугах. Соглашения о технических услугах содержали ряд положений, выгодных для стран-производителей нефти:
- их национальные компании осуществляют контроль над операциями иностранных нефтяных монополий, которые обязаны получить у правительства разрешение на осуществление всех основных работ и по первому требованию правительства нефтедобывающей страны предоставить всю необходимую информацию о ходе разведочных работ;
- иностранные компании обязаны инвестировать 100% средств в разведку нефти и брать на себя риск, связанный с этими капиталовложениями; в случае, если за оговоренный срок они не успевают инвестировать все необходимые средства, их остаток переходит к национальной нефтяной компании;
- все споры между иностранными и национальными нефтяными компаниями решаются в местных судах в соответствии с национальным законодательством страны - производителя;
- наем иностранных специалистов разрешается только, если отсутствуют необходимые национальные кадры;
- материалы и оборудование для осуществления контракта по услугам обычно разрешается импортировать только в том случае, если аналогичное оборудование невозможно было произвести в стране-производителе.
Все рассмотренные типы соглашения предусматривают в той или иной форме долгосрочное сотрудничество национальной и иностранной нефтяных компаний. В последнее время многие страны-нефтепроизводители перешли к заключению
разовых подрядных контрактов с иностранными компаниями на коммерческой основе. Обычно такие контракты охватывают одну или несколько взаимосвязанных операций, например, бурение и строительство сети нефтепроводов. Реже они предусматривают осуществление крупных проектов, таких, как разведка нефти или комплексная подготовка открытых месторождений к эксплуатации. Принципиальное отличие этого типа контрактов от всех перечисленных выше состоит в том, что в результате их выполнения между нефтедобывающей страной и иностранной компанией не возникает долгосрочных отношений, связанных с поставками нефти. Услуги иностранной компании оплачиваются на коммерческой основе. Другая особенность заключается в том, что осуществляющая подряд иностранная компания может и не быть нефтяной. Имея необходимое оборудование, она может не заниматься торговлей нефтью и нефтепродуктами, не перерабатывать нефть и не иметь собственной сбытовой сети. Это сразу же расширило круг партнеров для нефтедобывающих стран за счет машиностроительных, консультативных, инженерных и прочих фирм, прямо не связанных с нефтяными концернами.
Чаще всего подобные контракты заключаются странами, имеющими определенный опыт развития собственной нефтяной промышленности, национальные нефтяные компании, располагающие необходимыми финансовыми возможностями, но нуждающимися в инженерно-технической помощи для осуществления особо сложных операций. Наибольшее распространение контракты этого типа получили в Ираке.
Подобная форма отношений отвечает прежде всего интересам стран-производителей. Во-первых, в данном случае контроль над разработкой нефтяных месторождений полностью остается в руках правительства нефтедобывающей страны. Во-вторых, ее национальная нефтяная компания, не будучи связанной обязательствами поставлять нефть определенному потребителю, имеет возможность гибко менять направления поставок с целью увеличения своих прибылей. В-третьих, национальные нефтяные компании получают возможность приобщиться к передовому инженерному и техническому опыту. Можно предположить, что доля подобных контрактов будет со временем увеличиваться.
ЛИТЕРАТУРА
1. | Володин А. А. США: Экономика и местные органы власти. М.: Наука, 1984. |
2. | Субботин М. А. Монополистический капитал в энергетике США. М.: Наука, 1989. |
3. | Соколов В. И. Природопользование в США и Канаде: экономические аспекты. М.: Наука, 1990. |
4. | Капелюшников Р. И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО АН СССР. 1990. |
5. | Конопляник А.А. Основные виды и условия соглашений, действующих в нефтяной промышленности капиталистических государств между ТНК и принимающими странами. // Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), 1989, Приложение № 10, с. 3-23. |
6. | Примаков А. Е. Персидский залив: нефть и монополии. М.: Мысль, 1983. |
7. | Кукушкин Ю. В. Нефть и развитие: Ливия, Алжир. М.: Наука, 1985. |
8. | Brannon G. Energy taxes and subsidies. Cambridge, 1974. |
9. | Barrows G. H. Special report on world petroleum concessions // Petroleum economist. 1980. October. P. 426-428. |
10. | Barrows G. H. Worldwide concession contracts and petroleum legislation. Tulsa, 1987. |