М.Субботин

21. ГОСУДАРСТВО И ИНВЕСТОР:
В ПОИСКАХ СОГЛАСИЯ
 1


Хорошо известно, что в свое время концессии широко использовались ведущими мировыми державами при колониальном разделе и переделе мира. Куда менее известно, что после краха колониальной системы, концессионное законодательство было “очищено” от элементов “проклятого прошлого” и сегодня концессионные договоры как чисто договорная форма широко практикуются во Франции, Италии, Германии и в десятках других странах системы континентального права. В конце 80-х годов “очищенные” подобным образом так называемые “модернизированные концессии” с успехом использовались в нефтяной промышленности 121 страны мира. [1]

В приснопамятные времена на Руси существовала так называемая “система откупов” — по существу прообраз концессий в современном понимании этого слова, т.е. форма договора государства с предпринимателями.

Откуп — это передача государством за определенную плату и на определенных условиях права взимать налоги, другие государственные доходы. Откупа известны с древнейших времен и в Европе, и в Азии, и в нашей России. Откуп применялся главным образом в условиях натурального хозяйства, неразвитости кредита, финансовых затруднений государства, слабости коммуникаций. Все до боли знакомо, не правда ли?..

Впервые откупа получили распространение в Древнем Иране (VI век до н.э.), в Древней Греции и Древнем Риме (IV век до н.э.). О системе откупов рассказывает Библия. Мытарь — так называется в Евангелии сборщик и откупщик римских податей и пошлин... Иисусу нередко приходилось выслушивать упреки за сношение с мытарями. Один из мытарей — Левий, вошел в историю под именем апостола Матфея... В средние века откупа были распространены во Франции (с XIII века), в Голландии, Испании, Англии. Откупа стали одним из важных источников первоначального накопления капитала. С развитием капитализма откупа сохраняются в своеобразных формах в Италии (XX век) в виде взимания некоторых налогов частными банками, сберкассами. В США в конце XIX — начале XX веков существовали формы откупов при взимании налоговых недоимок.

Во все времена опасны были предрассудки в отношении системы откупов и предвзятость, подозрительность в отношении тех, кто занимается этой деятельностью. Во времена Великой Французской революции Учредительное собрание объявило генеральные откупа упраздненными, а впоследствии Революционный трибунал приговорил всех откупщиков (числом 31) к смерти, кроме одного, вычеркнутого Робеспьером из списка. Они обвинялись в заговоре против французского народа, помощи врагам французской нации... Приговор был приведен в исполнение. Вскоре стали раздаваться голоса, что откупщики осуждены безвинно и что конфискация их имуществ неправильна. В 1795 г. была назначена комиссия, которая после многолетних расследований пришла к заключению, что откупщики не только не были должны казне 130 млн., как утверждали их обвинители в 1793 г., но напротив, выдали казне вперед 8 млн. (решение 1 мая 1806 г.).

В России откупа были введены в конце XV — начале XVI веков. Особенно большое развитие получили таможенные, соляные, винные откупа. Последние были введены в XVI веке и наибольшее значение приобрели в XVIII — XIX веках. Доход казны от питейного налога составлял свыше 40% суммы всех налогов госбюджета. В 1863 г. винные откупа были отменены и заменены акцизом. (Из статьи А.Байтеновой “Торговые ряды” организованного рынка.// Эхо деловой жизни. 1992, Ng 9, с. 6.)

В дореволюционной России и в Советской России в ранний период ее существования заметную роль в ее хозяйственном развитии сыграли иностранные концессии. Из этого однако вовсе не следует, что принцип договорности государства с частным инвестором может и должен распространяться только на иностранный капитал. При этом следует помнить, что концессии в тот период широко использовались во многих отраслях экономики: в обрабатывающей и добывающей промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном строительстве и т.п.

Сегодня для проведения полноценной инвестиционной политики в России жизненно необходимым становится создание надежной правовой среды, стимулирующей как иностранных, так и отечественных инвесторов к вложению производственного капитала в отечественную экономику. При этом у граждан России, казалось бы, не должно быть предубеждения против концессий: с одной стороны, нет печального колониального прошлого, а с другой стороны, это понятие в памяти народа осталось как успешная попытка преодоления экономической разрухи после гражданской войны, т.е. для коммунистов—существует положительный опыт “ленинских” концессий, а для либералов-западников — опыт ведущих капиталистических стран. Однако на практике понятие “концессии” окутано массой предрассудков.

Закон “О концессионных договорах” в любой из его теперь уже многочисленных версий (Верховного Совета РСФСР, РАМСИР, МВЭС, Госдумы, Минэкономики) охватывает три основных вида производственных соглашений между принимающей страной и инвестором:

собственно концессии в узком смысле (которые иногда называют соглашениями “налог плюс роялти”), соглашения о предоставлении услуг (с риском и без риска) и соглашения о разделе продукции (СРП). Последние являются предметом проекта соответствующего “специального” закона “О соглашениях о разделе продукции”. А ведь кроме того, могут быть и другие модификации договоров “концессионного типа”. Поэтому не вполне корректна сама постановка вопроса: концессионное соглашение или соглашение о разделе продукции? [2] Как говорится, и первое, и второе, и третье...

Действительно, в большинстве случаев при разработке недр в России по-видимому наиболее популярны будут соглашения о разделе продукции [З], но не только и не всегда: например, во всем мире распространены сервисные контракты на обслуживание месторождений. Там, где это целесообразно могут широко использоваться концессии в узком смысле слова— неоклассические концессии [4, 5]. Поэтому, в частности, для комплексной разработки минерально-сырьевой базы одного закона “О разделе продукции” явно недостаточно. Кроме того, в законе “О концессионных договорах” речь ведь идет не только о недрах: именно введение в действие закона “О концессионных договорах” позволило бы преодолеть узкую ориентацию действующего российского специального законодательства лишь или прежде всего — на правовое обеспечение условий разработки национальной минерально-сырьевой базы.

В случае принятия такого закона у государства появляется возможность подыскать настоящего хозяина (распорядителя) своей собственности, не прибегая ни к немедленной (часто — поспешной) приватизации, с окончательным переходом собственности из рук в руки, ни к заключению арендных отношений, которые далеко не всегда устраивают инвестора: так может быть найдена действительно “золотая середина”. У государства есть возможность выбрать достойного инвестора, который обладал бы всеми необходимыми финансовыми, технологическими возможностями, умеющего соответствующий опыт управленческих решений стоящих перед ним задач. В свою очередь инвестор может в концессионном договоре не только зафиксировать достигнутые в ходе переговоров и устраивающие его коммерческие результаты, но и гарантировать стабильность соблюдения условий договора на протяжении всего срока его действия. Это особенно важно для экономики переходного периода, когда за рамками концессионного договора — нестабильность политическая, экономическая и, в том числе, законодательная...

Соглашения концессионного типа обеспечивают максимальную гибкость: цена уступки прав государства в том или ином конкретном случае определяется сугубо рыночными обстоятельствами и позволяет получить максимально возможную цену. Экономику все равно не обманешь: назовет государство “сверху” завышенную цену — не придет покупатель. И наоборот, набежала масса желающих — значит, государство наверняка “продешевило”, т.е. можно только случайно угадать настоящую цену — правилом будет не пропагандистское, а вполне осязаемое “разбазаривание” национального богатства. Необходимо сближение позиций сторон в ходе кропотливых переговоров. Поэтому принятие закона “О концессионных договорах” — шаг в направлении создания законодательной базы для преодоления инвестиционного кризиса в стране: у инвесторов, наконец-то, появляется обоснованная надежда на стабильный правовой режим, обеспечивающий не временные льготы (которые одинаково легко предоставляются и забираются назад), а необходимые долгосрочные гарантии возврата вложенного в экономику России капитала. [6] Рост предпринимательского риска ведет к сокращению инвестиционного предложения и бегству капитала из страны. (И никакие амнистии не помогут: если уж он ушел из страны “по-английски” — молча и не прощаясь, то и вернулся бы без каких-либо дополнительных условий, если бы в стране был нормальный инвестиционный климат...)

Напомним, что слово “концессия” в переводе с латинского — это разрешение или уступка: договор, заключаемый государством с частным предпринимателем; а лицензия (с того же латинского) — разрешение, право: разрешение на ведение того или иного вида деятельности. Как видим, понятия эти очень близки. И в том, и в другом случае государство разрешает инвестору, но в первом случае, — уступая ему часть своих функций, а в другом, — давая право на что-либо. Поэтому весьма неестественно выглядят попытки предоставить концессию, которая по сути своей есть уступка, без права переуступки (как это, в частности, предполагалось в законопроекте “О недрах”, отправленном Президентом в начале января 1995 г. на доработку).

В российском недропользовании в случае принятия концессионного законодательства допускается мирное сосуществование как административного, так и гражданско-правового регулирования. Парадоксально, но факт: сейчас государство лишено правовой возможности “на равных” договариваться с инвестором, оно может только приказывать, указывать и т.п. Появление концессионного законодательства заметно расширило бы возможности государства по хозяйственному маневрированию.

Предложенная экспертами Комитета по экономической политике Государственной Думы правовая конструкция представляет в своей основе структуру “зонтичного” типа, состоящую из “рамочного” закона “О концессионных договорах” и серии “специальных” законов, первым из которых является закон “О соглашениях о разделе продукции”. Тем самым удается избежать смешения общих и частных вопросов в одном законе — жанровой эклектики: от инструкции до конституции.

В любом случае соглашение (договор) заключается между государством и инвестором, законы в равной мере действуют для российских и иностранных инвесторов, обеспечивается недискриминационный характер взаимоотношений, действует принцип “двух ключей” (Российской Федерации и ее субъекта) в отношении объектов недропользования, особый характер налогообложения, включающий предоставление необходимых гарантий стабильности налогового режима на весь срок действия соглашения, договорный характер взаимоотношений с инвестором, возможный отказ государства от иммунитета, инвестору разрешается уступка прав и т.д.

Принятие концессионного законодательства предоставляет государству возможность выбора формы взаимоотношений с частным инвестором. В умелом использовании разных видов соглашений как раз и заключается искусство государственных органов маневрировать своими ресурсами, “выжимая” из инвесторов максимум возможного, и, одновременно, не отбивая у них охоту вкладывать средства.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Бэрроуз Компани Инк. “Основные формы деловых взаимоотношений в мировой нефтедобывающей промышленности”.// Нью-Йорк, 1992.

[2] Клубничкин М.К. “Концессионное соглашение или соглашение о разделе продукции?”// Минеральные ресурсы России. — 1994. — № 6.

[3] Конопляник А.А. “Основные формы внешнего финансирования при освоении нефтегазовых месторождений России” // Минеральные ресурсы России. — 1994. — № 1.

[4]Дьячкова Е.А. “формы собственности...Зарубежный опыт”// В кн.: Иностранные инвестиции в России: проблемы и перспективы. (Аналитический доклад независимых экспертов). М., 1993. '

[5] Субботин М.А. “Анализ теории и практики установления цены разведанных запасов за рубежом”// Экономика и хозрасчет предприятий ТЭК. — 1991.—Вып.3.

[6] Конопляник А.А., Сосна С.А., Субботин М.А. “Россия стремится обрести инвестиционное законодательство” // Финансовые Известия. 20 декабря 1994.


1 «Минеральные ресурсы России», 1995, № 1, стр. 34-36.

Далее -> 22. ЗАКОН О СРП ВЫГОДЕН ВСЕМ:
ИНВЕСТОРАМ, ПРАВИТЕЛЬСТВУ И РЕГИОНАМ -
КАК “СЫРЬЕВЫМ”, ТАК И “МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ”


СОДЕРЖАНИЕ