А.Конопляник, М. Субботин 15. КТО НЕ УСПЕЕТ, Существование ст. 104 Конституции РФ о праве законодательной инициативы, естественно предполагает, что этим правом будут умело распоряжаться. В частности, у Президента и Правительства всегда есть выбор: активно участвовать в процессе выработки законов путем включения своих представителей в состав “думских” групп, воздействуя на этот процесс, одновременно сохраняя за собой право предлагать собственную редакцию отдельных статей (в случае согласия с концепцией самого законопроекта) или предложить альтернативный вариант (в случае полного неприятия соответствующей “думской” версии). При этом надо иметь в виду, что в такой процедуре есть глубокий смысл: всегда существует опасность того, что при самостоятельном написании законов правительство будет писать их не так, как надо, а так, как удобнее исполнять, а с другой стороны, именно оно и никто другой создает всю нормативную базу (готовит положения, инструкции, распоряжения и т.п.), т.е. ту практическую основу, без которой любой — даже принятый — закон, как без рук. Как известно, 24 ноября прошлого года Совет Госдумы разослал законопроекты “О концессионных договорах” и “О соглашениях о разделе продукции”. К середине января было получено около двухсот откликов из регионов, от всех заинтересованных ведомств, организаций и т.п. И, в том числе, — от правительства РФ. Они были проанализированы и частично учтены при доработке законопроектов перед вынесением на первые чтения. И вот 12 января 1995 г. с нарушением ряда процедурных норм вносится “президентский” вариант законопроекта “О соглашениях о разделе продукции при пользовании недрами” (см.таблицу сопоставлений), готовится к внесению в Госдуму “правительственный” вариант концессионного закона... Если кто-то думает, что чем больше разных вариантов, тем лучше, так вот это — не тот случай! Появление соответствующих законов, наверняка, будет задержано, а значит будет поставлено под угрозу начало осуществления уже в этом году крупных инвестиционных проектов с тяжелыми последствиями для всей экономики. Многие иностранные инвесторы просто устали ждать нормальной законодательной базы в России и “пакуют чемоданы”... Постановление правительства №1108 от 29.09.94 “Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации” породило создание новых групп разработчиков законов—уже из правительственной среды. Кампания, одним словом... При этом не стоит вопрос: а всегда ли нужно такое вмешательство в разработку того или иного проекта закона, существуют ли уже “заделы” у законодателей, каково состояние дел с тем или иным законопроектом? Да, и вообще, нужно ли такое вмешательство, поскольку производство законов —дело штучное: тут нужен индивидуальный подход. Речь идет о простой целесообразности... Что происходит сегодня? По каждому из законопроектов возникла, как минимум, неразлучная пара групп разработчиков—от Госдумы и правительства — и, независимо от их воли и желания, отныне законы обречены готовить не законодатели, а некие сборные команды, которые, кто-то, возможно из лучших побуждений, предложил называть “согласительными комиссиями”. Тем, кто имел опыт работы в таких комиссиях, хорошо известно, что от такого “согласия” частенько рождаются уродцы. Ой, непросто происходит в нашей стране претворение в повседневную жизнь принципа “разделения властей”. Казалось бы, уже всем ясно, что каждый должен заниматься своим делом... Исполнительная власть так долго и часто безуспешно боролась с Советами против их вмешательства в хозяйственные дела. Дублирование правительственных функций Верховным Советом при Р. Хасбулатове было источником постоянных и серьезных конфликтов. Сегодня, похоже, мы наблюдаем не всегда праведное вмешательство исполнительной власти в сферу законотворчества. Можно констатировать, что налицо — законотворческий зуд исполнительной власти, который объективно противоречит ее же интересам и может дорого стоить экономике страны. 1 «Бизнес — Московские Новости», 1995, 22 февраля. |
Далее -> 16.
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА «О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ»
(Ответ г-ну СТРУГОВУ)