English

ежедневная газета "ВРЕМЯ МН" 20 ноября 2002 г.
Интервью с заместителем Генерального секретаря Секретариата Энергетической Хартии

Потребительский ленинизм

Актуальное интервью

Дело труба?
Фото ИТАР — ТАСС

Добыча минерального сырья на условиях совместного раздела продукции (СРП) успешно практикуется во всем мире.

В России же ни один из проектов СРП не реализуется.

(По иронии, есть всего 3 исключения, которые заработали до вступления в силу закона о СРП.)

О причинах пробуксовки схем "продуктового раздела" рассказывает "отец" законодательства по СРП, а ныне — международный чиновник, заместитель главы секретариата Энергетической хартии, д.э.н. АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК.

Энергетическая хартия

Энергетическая хартия — международная организация, объединяющая 51 государство Европы и Азии. Ее цель — выработка единых для всех государств-членов юридически обязательных "правил игры" в области инвестиций и торговли энергетическими материалами и продуктами на формирующемся на принципах открытости, прозрачности, конкурентности энергетическом рынке Евразии.

— Андрей Александрович, на днях в правительство может быть внесен эпохальный законопроект "О концессиях". Получится ли прописать отношения бизнеса и государства при реализации совместных проектов более удачно, чем в случае закона о СРП?

— У нашего государства продолжается чисто фискальный подход к крупным проектам. "Плечо прогнозирования" для инвестора оказывается иногда короче, чем срок окупаемости инвестиций в проект. Основная цель чиновника — сделать максимальными сегодняшние налоговые поступления в бюджет, а не совокупный чистый доход за весь срок реализации проекта. Государство не пытается расширить налоговую базу. Это не столько вина, сколько беда нашего государства. Любая переходная экономика, когда меняется система управления экономическим и политическим развитием, сопряжена с дополнительными рисками. В условиях общей нестабильности в России СРП задумывались как некие анклавы стабильности, очаги притяжения иностранных и отечественных инвесторов для вложений в долгосрочные крупномасштабные проекты в минерально-сырьевой сфере. Проекты СРП давали возможность стране с низким кредитным рейтингом привлекать сравнительно дешевые инвестиции. Однако в середине 90-х годов после приватизации, в частности нефтяного сектора, наши корпорации начали крепнуть. Перспективные возможности, которые создавались в проектах СРП, отечественные компании начали подбирать под себя с тем, чтобы не допустить иностранных конкурентов в нефтяную отрасль.

— Что мешало иностранным компаниям добиться абсолютного доминирования?

— Ограничение числа месторождений, которые могут разрабатываться на условиях СРП, создало ажиотажный спрос. Когда "больше двух в одни руки не дают", тут же образуется огромная очередь. Проекты СРП проводили через Госдуму при мощном лоббировании, с использованием "административного ресурса". В результате большинство месторождений досталось российским компаниям, у многих из которых сейчас нет денег, чтобы начать новое производство. А их потенциальные западные партнеры-инвесторы хотят, прежде чем вкладывать деньги в проекты СРП, дождаться завершения корректировки законодательства и свести к минимуму риски инвестиций в проекты. Итог: практически все проекты СРП заморожены — до лучших времен.

— Не возникнет ли у российской стороны искушение создать из предприятий с иностранным капиталом "образ врага" и свалить на них всю вину за развал проектов СРП?

— Уже возникло и довольно давно. Например, вы видите перед собой "агента англо-американского углеводородного лобби". Именно так меня назвали в 1992 году в анонимном доносе в правительственную комиссию по борьбе с коррупцией, когда я отвечал за иностранные инвестиции и внешнеэкономическую деятельность в Министерстве топлива и энергетики (в правительстве Гайдара. — Ред.). Мнение очень большого числа людей однозначно: иностранные инвестиции — это распродажа Родины. Но по мере развития рынков существует объективный переход от стадии монопольного развития рынка в стадию конкурентную. Россия сегодня находится в состоянии именно такого "фазового перехода". Страны Европы и Северной Америки давно уже развиваются на стадии построения конкурентоспособных рынков, когда выигрывает тот, кто более эффективен, а не тот, у кого есть национальный паспорт. В едином мировом экономическом пространстве стираются национальные границы; государства утрачивают свою роль, усиливается роль транснациональных корпораций. Вот почему я считаю, что система конкурентоспособных производств важнее системы национальных приоритетов. Тем более что любые национальные ограничения можно легко обойти: зарегистрировал в России филиал и стал российским предприятием, хотя все поставки будут идти из других государств.

— На сегодняшний день в России совокупными признаками транснациональных корпораций обладают единичные российские компании. Большая их часть группируется в сфере ТЭК: это "ЮКОС", "Сибнефть", "Лукойл" и др. "Сибнефть", к примеру, уже обзавелась штаб-квартирой в Лондоне. Но насколько масштабы наших компаний сопоставимы с западными структурами и нет ли угрозы поглощения наших сырьевых флагманов?

— В эпоху глобализации достижения НТП, передовые методы управления и организации производства быстро становятся достоянием всего делового сообщества. Поэтому за 10 лет многие наши компании проделали такой путь в своем развитии, на который у их зарубежных конкурентов уходили десятилетия. Поэтому по многим параметрам наши компании в ТЭК уже сегодня вполне конкурентоспособны с западными. Кроме того, для минимизации рисков западные и российские компании будут все чаще образовывать альянсы для совместной инвестиционной деятельности. Наконец, если говорить прямо, я не вижу ничего плохого в том, что в каких-то отраслях мировые корпорации выйдут в этой борьбе победителями (как это произошло в автомобилестроении). Еще Владимир Ильич нас учил: российский капиталист и иностранный капиталист — одного поля ягоды. Михаил Ходорковский ("ЮКОС") мне так же близок, как лорд Брауни ("Бритиш Петролеум"). В данном случае я занимаю "антипатриотичную" позицию. Когда я покупаю бензин — мне все равно, кто его производит: главное, чтобы он был отличного качества и по приемлемой цене. Сегодня в нашей стране на государственном уровне господствует риторика защиты отечественного товаропроизводителя. Она мне не близка: я выступаю за защиту отечественного потребителя, а не производителя.

— Не превратится ли при таком раскладе Россия в сырьевой придаток мировых ТНК?

— Участь "сырьевого придатка" обычно бывает уготована странам, не располагающим иными отраслями, кроме минерально-сырьевых. Такая участь России не грозит, особенно если правительство будет проводить не фискально-ориентированную, а инвестиционно-ориентированную политику. На примере СРП было доказано: развитие ТЭК дает мощные мультипликационные эффекты, зачастую превышающие эффекты прямые (то есть налоговые доходы): при освоении месторождения нужно прокладывать дороги и линии электропередачи, развивать транспорт, строить дома, закупать продукты и одежду для рабочих и т.д.

— Где гарантии, что все это будет закупаться у российских компаний, а не привозиться из-за рубежа?

— Гарантий никаких. У кого будет меньше издержек, а значит, ниже цена услуг — тот и выиграет. Государство не должно поддерживать наши компании путем ухудшения условий для деятельности в России иностранных компаний или заставлять административным путем покупать продукцию российских компаний вне зависимости от ее цены и качества. Но государство может на стартовом этапе поднять конкурентоспособность наших компаний, стимулируя их к снижению издержек, предоставляя нашим компаниям инвестиционные и налоговые кредиты, снижая налоговую нагрузку в первые годы. Потом оно только выиграет от расширения налоговой базы. Необходимо гарантировать бизнесу стабильную обстановку, которая бы позволила ему просчитать все риски; не увеличивать налоговую нагрузку и т.д. Я считаю, что с течением времени конкуренция в нашей стране будет выстраиваться на все более справедливой основе. Мы уже прошли дикий период первоначального накопления капитала и теперь пытаемся строить конкурентоспособную, открытую, прозрачную экономику. Хорошо, если это будет происходить благодаря, а не вопреки действиям государства.

Беседовала Татьяна Онищенко

 

Последние поступления на

10.10.2024

Статьи

754. Борьба с энергетической бедностью должна стать флагманским проектом БРИКС. Необходимы единая политика и переход от экспорта к технологическому сотрудничеству. // «Независимая газета - ежемесячное приложение «НГ-Энергия»»: электронная версия, 07.10.2024 "Бумажная версия" - 08.10.2024

753. Борьба с энергетической бедностью как флагманский проект России для БРИКС и Глобального Юга. Для его реализации необходимо сложение компетенций компаний заинтересованных государств. // «Ведомости», 04.10.2024

752. Нравственность и газ. Украинский газовый транзит: контрактная и нравственная сторона вопроса. // ИнфоТЭК, 25.09.2024

751. Вековой юбилей… Галины Павловны Петуховой. // «Международная жизнь», 21.09.2024

750. У дипломатов, как у солдат. // «Москва Центр», 20.09.2024, с.10-11

749. Техническая и нравственная стороны украинского транзита. Продолжать поставки газа через Украину после 2024 года – значит облегчить ЕС подготовку к отказу от энергоимпорта из России в 2027 году. // «Ведомости», 10.09.2024

748. Техническая и юридическая стороны украинского транзита. Киев подает противоречивые сигналы в отношении будущих поставок газа. // «Независимая газета - ежемесячное приложение «НГ-Энергия»» 09.09.2024 "Бумажная версия". 10.06.2024, с. 9-10;

747. «Самая высокая женщина МИДа». 21 сентября исполняется 100 лет Галине Павловне Петуховой. // «Родина», сентябрь 2024, №9, с.68-69.

Презентации

Энергетическая политика России в пост-европейском измерении: «поворот (разворот) на Восток» или энергетическая консолидация Евразии? // Выступление на международной конференции «Центральная Азия и Россия: сотрудничество в условиях глобальной турбулентности», Сессия 2 «Россия – Центральная Азия: вопросы кооперации в области развития ТЭК», Москва, ИКСА РАН – МГИМО МИД РФ, 27-28.06.2024

Децентрализованная газификация на основе малотоннажного СПГ, беспилотных грузовых дирижаблей и модульной энергетической инфраструктуры. Байкальский регион как один из возможных пилотных проектов для российского Зауралья и Арктической зоны, а затем Евразии, Африки, Латинской Америки... // Выступление на IV Всероссийской конференции «Региональная энергетическая политика Прибайкальской территории», ИСЭМ СО РАН, Байкальск, 04-06.06.2024 (онлайн)

ЦУР ООН и борьба с энергетической бедностью в Евразии - по какой модели выстраивать энергетическое сотрудничество (избежать трех ловушек). // Выступление на круглом столе: «Российское энергетическое сотрудничество с Китаем и Индией: вызовы и перспективы», Москва, ВШЭ, 26.04.2024

ЦУР ООН, борьба с энергетической бедностью в Евразии, Африке, Латинской Америке и инструменты минимизации инвестиционных рисков. // Выступление на ежегодной международной конференции «Эволюция международной торговой системы», секция «Трансформация мировой энергетики под влиянием геополитических шоков и климатической политики», сессия «Геополитические шоки и мировая энергетика», Экономический факультет СПбГУ, Санкfт-Петербург, 11-12.04.2024

ТВ/радио-интервью и комментарии

№20. 08.10.20244: Участие в программе Артура Гаспаряна «Маршруты транзита газ в ЕС из России». // Телеканал «СоловьевLive».

№19. 29.09.2024: Участие в программе Дмитрия Евстафьева «Профессор смотрит в мир» на тему «РЭН и новое энергетическое картеллирование» . // Телеканал «СолрвьевLive».

№18. 27.09.2024: Геополитика энергетики: куда Россия направит свои ресурсы. (Газовый рынок ЕС Утерян НАВСЕГДА. Газпром, а ГАЗ ТЕПЕРЬ КУДА?). Б.Марцинкевич, А.Конопляник. // Геоэнергетика-ИНФО.

№17. 24.09.2024: Газовая война: Россия, Европа и конец Транзита Газа через Украину. Б.Марцинкевич, А.Конопляник. // Геоэнергетика-ИНФО.

Монографии

109. The role of the ECT in EU–Russia energy relations: from its high importance in relations to the fall of relations itself and to withdrawal from the ECT by both (Chapter 10, pp. 157-223) – in: Research Handbook on EU Energy Law and Policy, Second Edition, Edited by Rafael Leal-Arcas // Edward Elgar Publishing Ltd., September 2024, 512 pp.

108. Влияние новый технологий на глобальную конкуренцию на рынках сырьевых материалов: монография / под ред. А.А.Конопляника, О.И.Маликовой, К.С.Ситкиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024 – 375 с. (Введение, гл. 1, 2, 3, п.3.1, 3.2 (совм. с А.А.Сергаевой), 3.4 (совм. с А.К.Хаугом), 3.5 (совм. с В.В.Ворошиловым), гл. 4, 6, п. 6.1, 6.2 (совм. с В.В.Бузовским, Ю.А.Поповой, Н.В.Трошиной), 6.3, Заключение)

107. Appendix: Gas infrastructure in Eurasia and the role of the Energy Charter: transit issues between Russia and European Union in the past and investment issues within Asian part of Eurasia in the future (pp.507-522). – in: Commentary on the Energy Charter Treaty, 2nd edition, Edited by Rafael Leal-Arcas, Edward Elgar Publishing / Elgar Commentaries series, 05 December 2023, 596 pp. (ISBN: 978 1 03531 627 4)



106. Chapter 4: Russia-EU energy relations: Most recent stages of long-term fluctuations and future research agenda (pp.57-92) (https://doi.org/10.4337/9781789901764.00014). – in “A Research Agenda for Energy Politics”, Edited by Jennifer I. Considine, Sylvain Cote, Douglas Cooke, and Geoffrey Wood, Edward Elgar Publishing, 25.04.2023, 388 pp. (ISBN: 978 1 78990 175 7)



105. Эволюция энергетических рынков и механизмов ценообразования на невозобновляемые энергоресурсы (глава 1, с.15-67) – в кн.: «Биржевая торговля энергоресурсами: истоки и развитие» (монография / авторский коллектив) под ред. Н.А. Иванова. – М.: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2022, 367 с. (ISBN 978-5-91961-459-3).Титульный лист и оглавление.