![]() |
![]() |
![]() |
English | ||||||||||||||
Страничка д.э.н., проф. А.А.Конопляника | |||||||||||||||||
ежедневная газета "ВРЕМЯ МН" 20 ноября 2002 г.
|
Актуальное интервью
|
|||||
— Андрей Александрович, на днях в правительство может быть внесен эпохальный законопроект "О концессиях". Получится ли прописать отношения бизнеса и государства при реализации совместных проектов более удачно, чем в случае закона о СРП? — У нашего государства продолжается чисто фискальный подход к крупным проектам. "Плечо прогнозирования" для инвестора оказывается иногда короче, чем срок окупаемости инвестиций в проект. Основная цель чиновника — сделать максимальными сегодняшние налоговые поступления в бюджет, а не совокупный чистый доход за весь срок реализации проекта. Государство не пытается расширить налоговую базу. Это не столько вина, сколько беда нашего государства. Любая переходная экономика, когда меняется система управления экономическим и политическим развитием, сопряжена с дополнительными рисками. В условиях общей нестабильности в России СРП задумывались как некие анклавы стабильности, очаги притяжения иностранных и отечественных инвесторов для вложений в долгосрочные крупномасштабные проекты в минерально-сырьевой сфере. Проекты СРП давали возможность стране с низким кредитным рейтингом привлекать сравнительно дешевые инвестиции. Однако в середине 90-х годов после приватизации, в частности нефтяного сектора, наши корпорации начали крепнуть. Перспективные возможности, которые создавались в проектах СРП, отечественные компании начали подбирать под себя с тем, чтобы не допустить иностранных конкурентов в нефтяную отрасль.
— Что мешало иностранным компаниям добиться абсолютного доминирования? — Ограничение числа месторождений, которые могут разрабатываться на условиях СРП, создало ажиотажный спрос. Когда "больше двух в одни руки не дают", тут же образуется огромная очередь. Проекты СРП проводили через Госдуму при мощном лоббировании, с использованием "административного ресурса". В результате большинство месторождений досталось российским компаниям, у многих из которых сейчас нет денег, чтобы начать новое производство. А их потенциальные западные партнеры-инвесторы хотят, прежде чем вкладывать деньги в проекты СРП, дождаться завершения корректировки законодательства и свести к минимуму риски инвестиций в проекты. Итог: практически все проекты СРП заморожены — до лучших времен.
— Не возникнет ли у российской стороны искушение создать из предприятий с иностранным капиталом "образ врага" и свалить на них всю вину за развал проектов СРП? — Уже возникло и довольно давно. Например, вы видите перед собой "агента англо-американского углеводородного лобби". Именно так меня назвали в 1992 году в анонимном доносе в правительственную комиссию по борьбе с коррупцией, когда я отвечал за иностранные инвестиции и внешнеэкономическую деятельность в Министерстве топлива и энергетики (в правительстве Гайдара. — Ред.). Мнение очень большого числа людей однозначно: иностранные инвестиции — это распродажа Родины. Но по мере развития рынков существует объективный переход от стадии монопольного развития рынка в стадию конкурентную. Россия сегодня находится в состоянии именно такого "фазового перехода". Страны Европы и Северной Америки давно уже развиваются на стадии построения конкурентоспособных рынков, когда выигрывает тот, кто более эффективен, а не тот, у кого есть национальный паспорт. В едином мировом экономическом пространстве стираются национальные границы; государства утрачивают свою роль, усиливается роль транснациональных корпораций. Вот почему я считаю, что система конкурентоспособных производств важнее системы национальных приоритетов. Тем более что любые национальные ограничения можно легко обойти: зарегистрировал в России филиал и стал российским предприятием, хотя все поставки будут идти из других государств.
— На сегодняшний день в России совокупными признаками транснациональных корпораций обладают единичные российские компании. Большая их часть группируется в сфере ТЭК: это "ЮКОС", "Сибнефть", "Лукойл" и др. "Сибнефть", к примеру, уже обзавелась штаб-квартирой в Лондоне. Но насколько масштабы наших компаний сопоставимы с западными структурами и нет ли угрозы поглощения наших сырьевых флагманов? — В эпоху глобализации достижения НТП, передовые методы управления и организации производства быстро становятся достоянием всего делового сообщества. Поэтому за 10 лет многие наши компании проделали такой путь в своем развитии, на который у их зарубежных конкурентов уходили десятилетия. Поэтому по многим параметрам наши компании в ТЭК уже сегодня вполне конкурентоспособны с западными. Кроме того, для минимизации рисков западные и российские компании будут все чаще образовывать альянсы для совместной инвестиционной деятельности. Наконец, если говорить прямо, я не вижу ничего плохого в том, что в каких-то отраслях мировые корпорации выйдут в этой борьбе победителями (как это произошло в автомобилестроении). Еще Владимир Ильич нас учил: российский капиталист и иностранный капиталист — одного поля ягоды. Михаил Ходорковский ("ЮКОС") мне так же близок, как лорд Брауни ("Бритиш Петролеум"). В данном случае я занимаю "антипатриотичную" позицию. Когда я покупаю бензин — мне все равно, кто его производит: главное, чтобы он был отличного качества и по приемлемой цене. Сегодня в нашей стране на государственном уровне господствует риторика защиты отечественного товаропроизводителя. Она мне не близка: я выступаю за защиту отечественного потребителя, а не производителя.
— Не превратится ли при таком раскладе Россия в сырьевой придаток мировых ТНК? — Участь "сырьевого придатка" обычно бывает уготована странам, не располагающим иными отраслями, кроме минерально-сырьевых. Такая участь России не грозит, особенно если правительство будет проводить не фискально-ориентированную, а инвестиционно-ориентированную политику. На примере СРП было доказано: развитие ТЭК дает мощные мультипликационные эффекты, зачастую превышающие эффекты прямые (то есть налоговые доходы): при освоении месторождения нужно прокладывать дороги и линии электропередачи, развивать транспорт, строить дома, закупать продукты и одежду для рабочих и т.д.
— Где гарантии, что все это будет закупаться у российских компаний, а не привозиться из-за рубежа? — Гарантий никаких. У кого будет меньше издержек, а значит, ниже цена услуг — тот и выиграет. Государство не должно поддерживать наши компании путем ухудшения условий для деятельности в России иностранных компаний или заставлять административным путем покупать продукцию российских компаний вне зависимости от ее цены и качества. Но государство может на стартовом этапе поднять конкурентоспособность наших компаний, стимулируя их к снижению издержек, предоставляя нашим компаниям инвестиционные и налоговые кредиты, снижая налоговую нагрузку в первые годы. Потом оно только выиграет от расширения налоговой базы. Необходимо гарантировать бизнесу стабильную обстановку, которая бы позволила ему просчитать все риски; не увеличивать налоговую нагрузку и т.д. Я считаю, что с течением времени конкуренция в нашей стране будет выстраиваться на все более справедливой основе. Мы уже прошли дикий период первоначального накопления капитала и теперь пытаемся строить конкурентоспособную, открытую, прозрачную экономику. Хорошо, если это будет происходить благодаря, а не вопреки действиям государства.
Беседовала Татьяна Онищенко |
710. «Любовь Москвы не быстрая, но светлая и чистая…». Альбом Алены Дергилевой «Нарисованная Москва» вернул автора «Родины» в счастливое детство. // «Родина», февраль 2023 г., №2, с. 86-89.
709. In Memory of Wim Groenendijk. The personal reflections of Andrey Konoplyanik on sudden passing away of Wim Groenendijk, his long-standing counterpart in EU-Russia WS2 GAC. // «Natural Gas World – Global Gas- Perspectives”, 22.02.2023. Статья на сайте Natural Gas World
708. Футуризм и коридоры возможностей для российского ТЭК в условиях начала конца «долгого века» США в мировой экономике и формирования Единого Евроазиатского энергетического пространства. // «Энергетическая политика», 17 февраля 2023, №2(180), с. 54-69. Статья на сайте журнала
Внешние вызовы для газовой отрасли России и варианты решения проблем в рамках реконфигурации основных рынков. // Выступление на Программе профессиональной переподготовки «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» - «Управление нефтегазовым бизнесом / Нефтегазотрейдинг», Модуль 4 «Природный газ и СПГ», Москва, Губкинский Университет, 09.02.2023
Сланцевая революция США: истоки, механизмы реализации, множественные эффекты домино, последствия. // Выступление на заседании клуба "Мировая энергетическая политика" и Англо-саксонского клуба МГИМО, Москва, 19.12.2022
Конец «долгого века» США в мировой экономике как источник разрыва ЕС с РФ в энергетике и деиндустриализации Европы (реинкарнация «Интермариума» и «плана Моргентау»). // Выступление на международной конференции «Трансформация мировой экономики и глобальная климатическая повестка», ИМЭМО РАН, 16.12.2022
№2. 19.01.2023: Участие в программе «Полный контакт с Владимиром Соловьевым» на тему «Почему снижаются цены на газ в Европе?» // Телеканал «СоловьевLive»
№1. 10.01.2023: Участие в программе «Лабиринт Карнаухова» на тему «Обзор изменений в мировой энергетике 2022 г.». // Телеканал «СоловьевLive»
105. Эволюция энергетических рынков и механизмов ценообразования на невозобновляемые энергоресурсы (глава 1, с.15-67) – в кн.: «Биржевая торговля энергоресурсами: истоки и развитие» (монография / авторский коллектив) под ред. Н.А. Иванова. – М.: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2022, 367 с. (ISBN 978-5-91961-459-3).Титульный лист и оглавление.