English

ежедневная газета "ВРЕМЯ МН" 20 ноября 2002 г.
Интервью с заместителем Генерального секретаря Секретариата Энергетической Хартии

Потребительский ленинизм

Актуальное интервью

Дело труба?
Фото ИТАР — ТАСС

Добыча минерального сырья на условиях совместного раздела продукции (СРП) успешно практикуется во всем мире.

В России же ни один из проектов СРП не реализуется.

(По иронии, есть всего 3 исключения, которые заработали до вступления в силу закона о СРП.)

О причинах пробуксовки схем "продуктового раздела" рассказывает "отец" законодательства по СРП, а ныне — международный чиновник, заместитель главы секретариата Энергетической хартии, д.э.н. АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК.

Энергетическая хартия

Энергетическая хартия — международная организация, объединяющая 51 государство Европы и Азии. Ее цель — выработка единых для всех государств-членов юридически обязательных "правил игры" в области инвестиций и торговли энергетическими материалами и продуктами на формирующемся на принципах открытости, прозрачности, конкурентности энергетическом рынке Евразии.

— Андрей Александрович, на днях в правительство может быть внесен эпохальный законопроект "О концессиях". Получится ли прописать отношения бизнеса и государства при реализации совместных проектов более удачно, чем в случае закона о СРП?

— У нашего государства продолжается чисто фискальный подход к крупным проектам. "Плечо прогнозирования" для инвестора оказывается иногда короче, чем срок окупаемости инвестиций в проект. Основная цель чиновника — сделать максимальными сегодняшние налоговые поступления в бюджет, а не совокупный чистый доход за весь срок реализации проекта. Государство не пытается расширить налоговую базу. Это не столько вина, сколько беда нашего государства. Любая переходная экономика, когда меняется система управления экономическим и политическим развитием, сопряжена с дополнительными рисками. В условиях общей нестабильности в России СРП задумывались как некие анклавы стабильности, очаги притяжения иностранных и отечественных инвесторов для вложений в долгосрочные крупномасштабные проекты в минерально-сырьевой сфере. Проекты СРП давали возможность стране с низким кредитным рейтингом привлекать сравнительно дешевые инвестиции. Однако в середине 90-х годов после приватизации, в частности нефтяного сектора, наши корпорации начали крепнуть. Перспективные возможности, которые создавались в проектах СРП, отечественные компании начали подбирать под себя с тем, чтобы не допустить иностранных конкурентов в нефтяную отрасль.

— Что мешало иностранным компаниям добиться абсолютного доминирования?

— Ограничение числа месторождений, которые могут разрабатываться на условиях СРП, создало ажиотажный спрос. Когда "больше двух в одни руки не дают", тут же образуется огромная очередь. Проекты СРП проводили через Госдуму при мощном лоббировании, с использованием "административного ресурса". В результате большинство месторождений досталось российским компаниям, у многих из которых сейчас нет денег, чтобы начать новое производство. А их потенциальные западные партнеры-инвесторы хотят, прежде чем вкладывать деньги в проекты СРП, дождаться завершения корректировки законодательства и свести к минимуму риски инвестиций в проекты. Итог: практически все проекты СРП заморожены — до лучших времен.

— Не возникнет ли у российской стороны искушение создать из предприятий с иностранным капиталом "образ врага" и свалить на них всю вину за развал проектов СРП?

— Уже возникло и довольно давно. Например, вы видите перед собой "агента англо-американского углеводородного лобби". Именно так меня назвали в 1992 году в анонимном доносе в правительственную комиссию по борьбе с коррупцией, когда я отвечал за иностранные инвестиции и внешнеэкономическую деятельность в Министерстве топлива и энергетики (в правительстве Гайдара. — Ред.). Мнение очень большого числа людей однозначно: иностранные инвестиции — это распродажа Родины. Но по мере развития рынков существует объективный переход от стадии монопольного развития рынка в стадию конкурентную. Россия сегодня находится в состоянии именно такого "фазового перехода". Страны Европы и Северной Америки давно уже развиваются на стадии построения конкурентоспособных рынков, когда выигрывает тот, кто более эффективен, а не тот, у кого есть национальный паспорт. В едином мировом экономическом пространстве стираются национальные границы; государства утрачивают свою роль, усиливается роль транснациональных корпораций. Вот почему я считаю, что система конкурентоспособных производств важнее системы национальных приоритетов. Тем более что любые национальные ограничения можно легко обойти: зарегистрировал в России филиал и стал российским предприятием, хотя все поставки будут идти из других государств.

— На сегодняшний день в России совокупными признаками транснациональных корпораций обладают единичные российские компании. Большая их часть группируется в сфере ТЭК: это "ЮКОС", "Сибнефть", "Лукойл" и др. "Сибнефть", к примеру, уже обзавелась штаб-квартирой в Лондоне. Но насколько масштабы наших компаний сопоставимы с западными структурами и нет ли угрозы поглощения наших сырьевых флагманов?

— В эпоху глобализации достижения НТП, передовые методы управления и организации производства быстро становятся достоянием всего делового сообщества. Поэтому за 10 лет многие наши компании проделали такой путь в своем развитии, на который у их зарубежных конкурентов уходили десятилетия. Поэтому по многим параметрам наши компании в ТЭК уже сегодня вполне конкурентоспособны с западными. Кроме того, для минимизации рисков западные и российские компании будут все чаще образовывать альянсы для совместной инвестиционной деятельности. Наконец, если говорить прямо, я не вижу ничего плохого в том, что в каких-то отраслях мировые корпорации выйдут в этой борьбе победителями (как это произошло в автомобилестроении). Еще Владимир Ильич нас учил: российский капиталист и иностранный капиталист — одного поля ягоды. Михаил Ходорковский ("ЮКОС") мне так же близок, как лорд Брауни ("Бритиш Петролеум"). В данном случае я занимаю "антипатриотичную" позицию. Когда я покупаю бензин — мне все равно, кто его производит: главное, чтобы он был отличного качества и по приемлемой цене. Сегодня в нашей стране на государственном уровне господствует риторика защиты отечественного товаропроизводителя. Она мне не близка: я выступаю за защиту отечественного потребителя, а не производителя.

— Не превратится ли при таком раскладе Россия в сырьевой придаток мировых ТНК?

— Участь "сырьевого придатка" обычно бывает уготована странам, не располагающим иными отраслями, кроме минерально-сырьевых. Такая участь России не грозит, особенно если правительство будет проводить не фискально-ориентированную, а инвестиционно-ориентированную политику. На примере СРП было доказано: развитие ТЭК дает мощные мультипликационные эффекты, зачастую превышающие эффекты прямые (то есть налоговые доходы): при освоении месторождения нужно прокладывать дороги и линии электропередачи, развивать транспорт, строить дома, закупать продукты и одежду для рабочих и т.д.

— Где гарантии, что все это будет закупаться у российских компаний, а не привозиться из-за рубежа?

— Гарантий никаких. У кого будет меньше издержек, а значит, ниже цена услуг — тот и выиграет. Государство не должно поддерживать наши компании путем ухудшения условий для деятельности в России иностранных компаний или заставлять административным путем покупать продукцию российских компаний вне зависимости от ее цены и качества. Но государство может на стартовом этапе поднять конкурентоспособность наших компаний, стимулируя их к снижению издержек, предоставляя нашим компаниям инвестиционные и налоговые кредиты, снижая налоговую нагрузку в первые годы. Потом оно только выиграет от расширения налоговой базы. Необходимо гарантировать бизнесу стабильную обстановку, которая бы позволила ему просчитать все риски; не увеличивать налоговую нагрузку и т.д. Я считаю, что с течением времени конкуренция в нашей стране будет выстраиваться на все более справедливой основе. Мы уже прошли дикий период первоначального накопления капитала и теперь пытаемся строить конкурентоспособную, открытую, прозрачную экономику. Хорошо, если это будет происходить благодаря, а не вопреки действиям государства.

Беседовала Татьяна Онищенко

 

Последние поступления на

02.08.2022

Статьи

Американский СПГ в ЕС против России и самой Европы. // «Энергетическая политика», №7(173), июль 2022, с. 26-39 (версия на сайте журнала), (анонс статьи)

Указ Президента адаптирует проект СРП «Сахалин-2» к пост-санкционным реалиям. В России создан пилотный инструмент минимизации рисков для российских инвестпроектов на этапе деглобализации. // «Независимая газета – «НГ-Энергия» - интернет версия», 17.06.2022 Статья на сайте «НГ-Энергия».

История проекта Сахалин-2. // «Эксперт», 2022, №28, 11-17 июля, с. 20-21. Статья на сайте «Эксперта».

Презентации

EU & US against Russian gas in favor of (US) LNG; US LNG against Russian gas and the EU; US LNG to enter EU from the East? // Presentation at the IENE 13th SE Europe Energy Dialogue (SEEED) “Energy Security, Market Integration and Sustainability in SE Europe”, Thessaloniki, June 16 - 17, 2022, online. Speaking notes. Полное видео выступления на YouTube (выступление А. А. Конопляника c 1:14:00 по 1:31:00). Фрагмент видео с выступлением А. А. Конопляника.

Российский газовый экспорт в Европу: внешние вызовы до и в условиях санкций (усиление попыток США вытеснить российский газ из ЕС, программы ухода от российского энергоимпорта) – и ответные меры. // Выступление в Дипломатической Академии МИД РФ, 28.04.2022. Информация о выступлении на сайте академии. Информация о выступлении на сайте академии (Версия для печати)

Российский газовый экспорт в условиях санкций и энергоперехода к низкоэмиссионному технологическому укладу: возможные алгоритмы поведения до и после завершения СВО на Украине. // Выступление в рамках Круглого стола «Возможности поддержки и развития газового экспорта в условиях энергоперехода», Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 22.04.2022, онлайн

ТВ/радио-интервью и комментарии

27.07.2022: Участие в программе «Мнение» на тему « «Газовый кризис ЕС — это спецоперация США против нас и Европы» — Андрей Конопляник». // Телеканал News Front. Интервью на сайте телеканала

27.07.2022: Участие в программе «Полный контакт с Владимиром Соловьевым» на тему «Новая энергетическая реальность». // Телеканал СоловьевLive

25.07.2022: Участие в программе «Время Голованова» на тему «Война за энергетику». // Телеканал СоловьевLive

Монографии

104. The prospects of a Black Sea/Danube small-scale LNG market, p.879-881. – in: SE EUROPE ENERGY OUTLOOK 2021/2022, IENE, 2022, 1380 pp. Описание обзора SEE Energy Outlook 2021/2022. Содержание. Текст А. А. Конопляника.



103. Особенности седьмого энергоперехода и его развилки и взаимоприемлемые внешнеэкономические решения для России, с. 231-252 (глава 2.1). – в кн: Системные исследования в энергетике: энергетический переход / Под ред. Н.И. Воропая и А.А. Макарова. — ИСЭМ СО РАН, 2021. — 594 с. Титульный лист и оглавление.



102. Hydrogen strategies EU, Germany, Russia: how to correlate different interests & the role of Russia-EU Energy Dialogue (Водородные стратегии ЕС, ФРГ, России: какова зона совпадения несовпадающих интересов и роль Энергодиалога РФ-ЕС), с. 6-18. - в кн.: (Научное издание) Международная научная конференция «ЭНЕРГЕТИКА XXI ВЕКА: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, ЭКОЛОГИЯ»; СБОРНИК ДОКЛАДОВ 2019–2020 гг. / Под ред. И.А. Максимцева и Д.В. Василенко, Издательство СПбГЭУ, Санкт-Петербург, 2021, 115 с. Содержание сборника