English

ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ О ИНИЦИАТИВЕ МИНЭНЕРГО ВВЕСТИ ПОНИЖАЮЩИЙ НАЛОГОВЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ДЛЯ ВЫРАБОТАННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Министерство энергетики направило в правительство поправки во вторую часть Налогового кодекса, касающиеся налогообложения нефтяников. Документ предлагает с 1 января 2002 года применять к налогу на добычу нефти на месторождениях, выработанных на 80 процентов и более, понижающий коэффициент в размере 0,7. По мнению главного аналитика инвестиционной компании "Проспект" Дмитрия Дружинина, высказанному в интервью ИМА-пресс, идея Минэнерго довольно здравая. "Налоговая нагрузка на нефтяные компании в США и Канаде, например, вычисляется не только по отдельным месторождениям, а иногда и по отдельным скважинам, - отметил он. - Вполне возможно установить некие объективные критерии, по которым будет исчисляться выработанность месторождения. Всегда есть первоначальные запасы, которые утверждены МПР, имеются данные, сколько и когда было выкачано и пр. Понятно, что для месторождений, которые давно эксплуатируются, налоговые ставки должны быть минимальными. С одной стороны, государство потеряет в налоговых поступлениях. Но с другой, удастся изменить сегодняшнюю практику, когда месторождения или скважины закрывают из-за невыгодности их разработки, а то, что остается в земле, бывает безвозвратно утеряно. К тому же у государства появится возможность отобрать сверхдоход, который образуется от использования новых месторождений, разрабатываемых не на условиях СРП".
     За инициативу министра энергетики высказался и президент Фонда развития энергетической политики и проектного финансирования Андрей Конопляник. "Я считаю, что от дифференциации налога выиграют все - и государство, и инвестор, - заявил он. - Государство должно стимулировать компании, которые разрабатывают "трудные" месторождения, дабы они были заинтересованы продолжать работы. Поэтому чем больше выработано месторождение, тем больше должна понижаться налоговая ставка. Это выгодно государству, потому что оно начинает получать дополнительные, косвенные и мультипликативные эффекты. Если вы продолжаете разрабатывать месторождение, у вас не только увеличивается количество добытой нефти, но и расходуются материалы, оборудование и прочее. Таким образом вы увеличиваете загрузку отраслей, которые работают на нефтяников. К тому же вы сохраняете занятость, потому что большая часть старых месторождений расположена в моногородах, где люди могут только добывать нефть и другой работы для них нет. Вы избавляете государство от дополнительных трат на перепрофилирование кадров, на усиление репрессивного аппарата (МВД, ФСБ), которое становится необходимым, если увеличивается безработица, а соответственно ухудшается криминогенная ситуация". По словам Конопляника, в США, где промышленная добыча нефти началась в 1859 году, давно уже пришли к такому понятию, как скидка на исчерпание недр. "Я не вижу минусов в этой системе, - подчеркнул президент Фонда развития энергетической политики и проектного финансирования. - Утверждается, например, что появление поправочных коэффициентов усложнит налогообложение и приведет к коррупции. Но я абсолютно убежден, что при наличии желания можно создать честно работающую систему. Для этого нужно сделать кадастр месторождений, то есть четко оценить качественные характеристики каждого из них, и сформировать механизм банка качества, когда каждое месторождение, каждая нефть, которая там добыта, получат соответствующую этому качеству рыночную цену. Нужно создать систему критериев, которая бы достаточно точно улавливала разницу природных характеристик, а это вопрос желания и политической воли. Все необходимые технические возможности в стране (компьютерная база, профессиональные кадры) для этого имеются. Те, кто говорят, что с введение новых ставок мы получим возможность за взятки покупать больший коэффициент исчерпания, скорее всего ратуют за отсутствие четкой системы критериев. Ведь коррупция водится там, где мутно, а когда есть ясность, четкость и прозрачность, когда есть прописанные законодательные процедуры, когда все не отдается на откуп отдельно взятому чиновнику в отсутствии таких процедур, тогда для коррупции места нет. Нормальное законодательство формируется десятилетиями, это долгий процесс. Но я не вижу иного выхода, как быстрее ступить на этот путь".

Последние поступления на

21.11.2022

Статьи

Как США руками Польши разрушают энергосистему ЕС. От построения объединенного рынка к реинкарнации "плана Моргентау" // «Независимая газета - ежемесячное приложение «НГ-Энергия»», 08.11.2022, с.9, 11. Статья на сайте газеты

Новые внешние вызовы для России в газовой сфере и возможные ответные меры. // «Энергетическая политика», октябрь 2022, №10 (176), с. 34-53. Статья на сайте журнала

В основе энергетических проблем Европы лежит конец "долгого века" США. Борьба Белого дома против России, ЕС и Китая сопровождается отказом от фундаментальных норм международного права. // «Независимая газета - ежемесячное приложение «НГ-Энергия»», 11.10.2022, с.11. Статья на сайте газеты.

Презентации

От «Большой Энергетической Европы» к «Единому Евроазиатскому энергетическому пространству» - и меняющаяся роль международного права на пути к обретению Россией технологического суверенитета. // Выступление на секции «Новейшие тенденции совершенствования правового регулирования интеграционных процессов и решение задач обретения технологического суверенитета», XIV Конвент Российской ассоциации международных исследований, Москва, МГИМО МИД РФ, 14.10.2022

Футуризм и коридоры возможностей для российского ТЭК в условиях начала конца «долгого века» США в мировой экономике и формирования Единого Евроазиатского Энергетического Пространства. // Выступление на панельной сессии «Образ будущего. Футуризм и коридоры возможностей для ТЭК» научно-практической конференции «Территория энергетического диалога», Российская энергетическая неделя – 2022, Москва, 11 октября 2022 г.

Энергетические отношения России и Европы: эволюция, ее причины и перспективы. // Выступление на семинаре «Перспективы энергетических отношений России и Европы» Форума «Глобальный энергетический диалог» ИМЭМО РАН, Москва, 30.09.2022

ТВ/радио-интервью и комментарии

08.11.2022: Участие в программе «Лабиринт Карнаухова» на теме «Кратко- и долгосрочные последствия кризиса в европейской энергетике». // Телеканал «СоловьевLive»

28.10.2022: Участие в программе «Пятая студия» на тему «О ситуации на энергетическом рынке Европы» // Телеканал «Россия-24»

28.10.2022: Участие в программе «Лабиринт Карнаухова» на теме «Энергетика и глобальная политика». // Телеканал «СоловьевLive»

Монографии

105. Эволюция энергетических рынков и механизмов ценообразования на невозобновляемые энергоресурсы (глава 1, с.15-67) – в кн.: «Биржевая торговля энергоресурсами: истоки и развитие» (монография / авторский коллектив) под ред. Н.А. Иванова. – М.: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2022, 367 с. (ISBN 978-5-91961-459-3).Титульный лист и оглавление.



104. The prospects of a Black Sea/Danube small-scale LNG market, p.879-881. – in: SE EUROPE ENERGY OUTLOOK 2021/2022, IENE, 2022, 1380 pp. Описание обзора SEE Energy Outlook 2021/2022. Содержание. Текст А. А. Конопляника.



103. Особенности седьмого энергоперехода и его развилки и взаимоприемлемые внешнеэкономические решения для России, с. 231-252 (глава 2.1). – в кн: Системные исследования в энергетике: энергетический переход / Под ред. Н.И. Воропая и А.А. Макарова. — ИСЭМ СО РАН, 2021. — 594 с. Титульный лист и оглавление.