English

ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ О ИНИЦИАТИВЕ МИНЭНЕРГО ВВЕСТИ ПОНИЖАЮЩИЙ НАЛОГОВЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ДЛЯ ВЫРАБОТАННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Министерство энергетики направило в правительство поправки во вторую часть Налогового кодекса, касающиеся налогообложения нефтяников. Документ предлагает с 1 января 2002 года применять к налогу на добычу нефти на месторождениях, выработанных на 80 процентов и более, понижающий коэффициент в размере 0,7. По мнению главного аналитика инвестиционной компании "Проспект" Дмитрия Дружинина, высказанному в интервью ИМА-пресс, идея Минэнерго довольно здравая. "Налоговая нагрузка на нефтяные компании в США и Канаде, например, вычисляется не только по отдельным месторождениям, а иногда и по отдельным скважинам, - отметил он. - Вполне возможно установить некие объективные критерии, по которым будет исчисляться выработанность месторождения. Всегда есть первоначальные запасы, которые утверждены МПР, имеются данные, сколько и когда было выкачано и пр. Понятно, что для месторождений, которые давно эксплуатируются, налоговые ставки должны быть минимальными. С одной стороны, государство потеряет в налоговых поступлениях. Но с другой, удастся изменить сегодняшнюю практику, когда месторождения или скважины закрывают из-за невыгодности их разработки, а то, что остается в земле, бывает безвозвратно утеряно. К тому же у государства появится возможность отобрать сверхдоход, который образуется от использования новых месторождений, разрабатываемых не на условиях СРП".
     За инициативу министра энергетики высказался и президент Фонда развития энергетической политики и проектного финансирования Андрей Конопляник. "Я считаю, что от дифференциации налога выиграют все - и государство, и инвестор, - заявил он. - Государство должно стимулировать компании, которые разрабатывают "трудные" месторождения, дабы они были заинтересованы продолжать работы. Поэтому чем больше выработано месторождение, тем больше должна понижаться налоговая ставка. Это выгодно государству, потому что оно начинает получать дополнительные, косвенные и мультипликативные эффекты. Если вы продолжаете разрабатывать месторождение, у вас не только увеличивается количество добытой нефти, но и расходуются материалы, оборудование и прочее. Таким образом вы увеличиваете загрузку отраслей, которые работают на нефтяников. К тому же вы сохраняете занятость, потому что большая часть старых месторождений расположена в моногородах, где люди могут только добывать нефть и другой работы для них нет. Вы избавляете государство от дополнительных трат на перепрофилирование кадров, на усиление репрессивного аппарата (МВД, ФСБ), которое становится необходимым, если увеличивается безработица, а соответственно ухудшается криминогенная ситуация". По словам Конопляника, в США, где промышленная добыча нефти началась в 1859 году, давно уже пришли к такому понятию, как скидка на исчерпание недр. "Я не вижу минусов в этой системе, - подчеркнул президент Фонда развития энергетической политики и проектного финансирования. - Утверждается, например, что появление поправочных коэффициентов усложнит налогообложение и приведет к коррупции. Но я абсолютно убежден, что при наличии желания можно создать честно работающую систему. Для этого нужно сделать кадастр месторождений, то есть четко оценить качественные характеристики каждого из них, и сформировать механизм банка качества, когда каждое месторождение, каждая нефть, которая там добыта, получат соответствующую этому качеству рыночную цену. Нужно создать систему критериев, которая бы достаточно точно улавливала разницу природных характеристик, а это вопрос желания и политической воли. Все необходимые технические возможности в стране (компьютерная база, профессиональные кадры) для этого имеются. Те, кто говорят, что с введение новых ставок мы получим возможность за взятки покупать больший коэффициент исчерпания, скорее всего ратуют за отсутствие четкой системы критериев. Ведь коррупция водится там, где мутно, а когда есть ясность, четкость и прозрачность, когда есть прописанные законодательные процедуры, когда все не отдается на откуп отдельно взятому чиновнику в отсутствии таких процедур, тогда для коррупции места нет. Нормальное законодательство формируется десятилетиями, это долгий процесс. Но я не вижу иного выхода, как быстрее ступить на этот путь".

Последние поступления на

22.09.2020

Статьи

648: Новое зеленое лицемерие. // «Ведомости», 11.09.2020, с.7. (Электронная версия: Новое зеленое лицемерие. Как Европарламент использует высокие климатические идеалы против инвесторов). Статья на сайте «Ведомостей».

647: Декарбонизация газовой отрасли в Европе и перспективы для России. Чистый водород из природного газа как новая основа для взаимовыгодного сотрудничества РФ и ЕС в газовой сфере. // «Нефтегазовая Вертикаль», 2020, №16, с. 30-41 (часть 1)

646: Три «плана Маршалла» - уроки истории. Новые зеленые проекты Комиссии ЕС.) // «Независимая газета», ежемесячное приложение «НГ-Энергия», 08.09.2020, с. 9-10. (Электронная версия: Три «плана Маршалла» - уроки истории. Еврокомиссия готовит к реализации новые зеленые проекты», 07.09.2020). Статья на сайте "Независимой газеты"

Презентации

A “Clean Hydrogen from Natural Gas Alliance” Proposal – why it is in mutual benefit for the EU and Russia; proposal for creation of the platform. // Presentation at the 31-th meeting of WS2 GAC, online, 18.09.2020

GAC WS2 - reflection on GAC WS2 evolution to its 30th meeting. // Presentation at the 30-th meeting of WS2 GAC, online 13.07.2020

Decarbonization of gas industry: The Challenge or The Crisis? // Presentation for IGU Strategy Committee meeting, Tel-Aviv, Israel, 26-27.02.2020

ТВ/радио-интервью и комментарии

03.09.2020: Участие в Онлайн-конференции на тему: "США против "Северного потока-2": история повторяется?", в ходе которой представлена книга группы авторов "Великая газовая игра: полвека борьбы США против Европы". Видео на сайте "Россия сегодня". Анонс.

09.06.2020: Участие в онлайн-заседании Экономического клуба ФБК на тему «Россия без нефти: рецепты выживания». Видео на YouTube. Анонс.

23.04.2020: Интервью для программы "Вычислитель" на радио "Спутник в Крыму" (МИА "Россия сегодня") на тему: «Как «черный понедельник 20.04.2020» нефтяной отрасли США отразится на мировой и российской экономике».

Монографии

Вызовы для России в рамках глобальной газовой трансформации - и возможные решения (с.43-56). – в кн.: Мировая экономика и энергетика: драйверы перемен / Под ред. С.В. Жукова. – М.: ИМЭМО РАН, 2020. – 164 с. Оглавление.



"A View on the Evolution of International Energy Markets and Russia’s Gas Export Strategy within the Changing Global Economic and Gas Landscape” (based on lecture as of 15th October 2018), pp. 31-38, 65-69 // in. - “2018-2019 GECF MONTHLY GAS LECTURES”, Gas Exporting Countries Forum, 2019, 70 pp. Text. Charts.



Движущие силы и факторы риска сланцевой революции (глава 2, с.26-36); "Эффекты домино" американской сланцевой революции (глава 19, с.319-324). - в кн.: Сланцевая революция и глобальный энергетический переход / Под ред. Н. А. Иванова. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2019. — 540 с. (ISBN 978-5-4469-1664-1)