English

ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ О ИНИЦИАТИВЕ МИНЭНЕРГО ВВЕСТИ ПОНИЖАЮЩИЙ НАЛОГОВЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ДЛЯ ВЫРАБОТАННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Министерство энергетики направило в правительство поправки во вторую часть Налогового кодекса, касающиеся налогообложения нефтяников. Документ предлагает с 1 января 2002 года применять к налогу на добычу нефти на месторождениях, выработанных на 80 процентов и более, понижающий коэффициент в размере 0,7. По мнению главного аналитика инвестиционной компании "Проспект" Дмитрия Дружинина, высказанному в интервью ИМА-пресс, идея Минэнерго довольно здравая. "Налоговая нагрузка на нефтяные компании в США и Канаде, например, вычисляется не только по отдельным месторождениям, а иногда и по отдельным скважинам, - отметил он. - Вполне возможно установить некие объективные критерии, по которым будет исчисляться выработанность месторождения. Всегда есть первоначальные запасы, которые утверждены МПР, имеются данные, сколько и когда было выкачано и пр. Понятно, что для месторождений, которые давно эксплуатируются, налоговые ставки должны быть минимальными. С одной стороны, государство потеряет в налоговых поступлениях. Но с другой, удастся изменить сегодняшнюю практику, когда месторождения или скважины закрывают из-за невыгодности их разработки, а то, что остается в земле, бывает безвозвратно утеряно. К тому же у государства появится возможность отобрать сверхдоход, который образуется от использования новых месторождений, разрабатываемых не на условиях СРП".
     За инициативу министра энергетики высказался и президент Фонда развития энергетической политики и проектного финансирования Андрей Конопляник. "Я считаю, что от дифференциации налога выиграют все - и государство, и инвестор, - заявил он. - Государство должно стимулировать компании, которые разрабатывают "трудные" месторождения, дабы они были заинтересованы продолжать работы. Поэтому чем больше выработано месторождение, тем больше должна понижаться налоговая ставка. Это выгодно государству, потому что оно начинает получать дополнительные, косвенные и мультипликативные эффекты. Если вы продолжаете разрабатывать месторождение, у вас не только увеличивается количество добытой нефти, но и расходуются материалы, оборудование и прочее. Таким образом вы увеличиваете загрузку отраслей, которые работают на нефтяников. К тому же вы сохраняете занятость, потому что большая часть старых месторождений расположена в моногородах, где люди могут только добывать нефть и другой работы для них нет. Вы избавляете государство от дополнительных трат на перепрофилирование кадров, на усиление репрессивного аппарата (МВД, ФСБ), которое становится необходимым, если увеличивается безработица, а соответственно ухудшается криминогенная ситуация". По словам Конопляника, в США, где промышленная добыча нефти началась в 1859 году, давно уже пришли к такому понятию, как скидка на исчерпание недр. "Я не вижу минусов в этой системе, - подчеркнул президент Фонда развития энергетической политики и проектного финансирования. - Утверждается, например, что появление поправочных коэффициентов усложнит налогообложение и приведет к коррупции. Но я абсолютно убежден, что при наличии желания можно создать честно работающую систему. Для этого нужно сделать кадастр месторождений, то есть четко оценить качественные характеристики каждого из них, и сформировать механизм банка качества, когда каждое месторождение, каждая нефть, которая там добыта, получат соответствующую этому качеству рыночную цену. Нужно создать систему критериев, которая бы достаточно точно улавливала разницу природных характеристик, а это вопрос желания и политической воли. Все необходимые технические возможности в стране (компьютерная база, профессиональные кадры) для этого имеются. Те, кто говорят, что с введение новых ставок мы получим возможность за взятки покупать больший коэффициент исчерпания, скорее всего ратуют за отсутствие четкой системы критериев. Ведь коррупция водится там, где мутно, а когда есть ясность, четкость и прозрачность, когда есть прописанные законодательные процедуры, когда все не отдается на откуп отдельно взятому чиновнику в отсутствии таких процедур, тогда для коррупции места нет. Нормальное законодательство формируется десятилетиями, это долгий процесс. Но я не вижу иного выхода, как быстрее ступить на этот путь".

Последние поступления на

16.04.2021

Статьи

661: In Memoriam Yamani. A Symbol of the Oil Age... Who Predicted its Demise… Has Passed Away (A subjective attempt at critical reflection on some of the key moments of his biography and oil market developments). // OGEL (Oil, Gas & Energy Law Intelligence), March 2021 (provisional), 19 pp.

660: Памяти Ямани. Ушел один из символов нефтяной эры… предсказавший ее закат. // «Нефтегазовая Вертикаль», 2021, №7, с. 77-83 (часть 1), №8, с. 80-85 (часть 2)

659: Водородная энергетика России: альтернативный внешнеэкономический сценарий. // «Энергетическая политика», 2021, № 3 (157), с. 20-32

Презентации

A personal view on Russia-EU energy collaboration story (in gas): evolution in line with & adaptation to changing externalities within broader globalized energy environment. // Visiting lector’s presentation at the course “Russia’s Energy between West, East and south”, Columbia University, School of International and Public Affairs, 31 March 2021, online

Трансформация глобального рынка СПГ: Вторая Глобальная Газовая Революция с лагом запаздывания по нефтяной модели. // Выступление на международной конференции «СПГ Конгресс Россия 2021», Москва, отель Кемпински, 17-18.03.2021 (Transformation of global LNG market: Second Global Gas Revolution with time-lag based on oil-market model. // Presentation at the LNG Congress Russia 2021, Moscow, Kempinsky Hotel, 17-18.03.2021)

О реакции России на трансграничное углеродное регулирование (ТУР) ЕС: «лобовое сопротивление» и/или поиск взаимоприемлемого компромисса (на примере декарбонизации газовой сферы путем развития водородной энергетики и водородного сотрудничества РФ-ЕС). // Выступление на Международной научно-практической конференции «Трансграничные углеродные барьеры в мировой экономике», организованной ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и ФГБУН «Институт Европы РАН», Москва, 25.02.2021 (онлайн)

ТВ/радио-интервью и комментарии

05.03.2021: Участие в аналитической программе «Деловой день» на телеканале РБК на тему «Заседание ОПЕК+: что ждет энергетические рынки». Видео на сайте РБК.

02.01.2021: Видеозапись вечера памяти В.И. Фейгина и презентация книги «Неравнодушный человек». Видео на YouTube.

05.02.2021: Участие в аналитической программе «Деловой день» на телеканале РБК на тему «Будущее нефти: рост потребления или зеленые технологии». Видео на сайте РБК.

Монографии

101. Неравнодушный человек. Книга памяти В.И. Фейгина: воспоминания, биография, архивные документы, избранные публикации / под ред. А.М. Белогорьева и А.А. Конопляника (стр. 1-4; 8-12; 13-15; 200-214; 491-496)



100. Вызовы для России в рамках глобальной газовой трансформации - и возможные решения (с.43-56). – в кн.: Мировая экономика и энергетика: драйверы перемен / Под ред. С.В. Жукова. – М.: ИМЭМО РАН, 2020. – 164 с. Оглавление.



2019 г.


99. A View on the Evolution of International Energy Markets and Russia’s Gas Export Strategy within the Changing Global Economic and Gas Landscape (based on lecture as of 15th October 2018), pp. 31-38, 65-69 // in. - 2018-2019 GECF MONTHLY GAS LECTURES, Gas Exporting Countries Forum, 2019, 70 pp. Text. Charts.