English

ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ О ИНИЦИАТИВЕ МИНЭНЕРГО ВВЕСТИ ПОНИЖАЮЩИЙ НАЛОГОВЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ДЛЯ ВЫРАБОТАННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Министерство энергетики направило в правительство поправки во вторую часть Налогового кодекса, касающиеся налогообложения нефтяников. Документ предлагает с 1 января 2002 года применять к налогу на добычу нефти на месторождениях, выработанных на 80 процентов и более, понижающий коэффициент в размере 0,7. По мнению главного аналитика инвестиционной компании "Проспект" Дмитрия Дружинина, высказанному в интервью ИМА-пресс, идея Минэнерго довольно здравая. "Налоговая нагрузка на нефтяные компании в США и Канаде, например, вычисляется не только по отдельным месторождениям, а иногда и по отдельным скважинам, - отметил он. - Вполне возможно установить некие объективные критерии, по которым будет исчисляться выработанность месторождения. Всегда есть первоначальные запасы, которые утверждены МПР, имеются данные, сколько и когда было выкачано и пр. Понятно, что для месторождений, которые давно эксплуатируются, налоговые ставки должны быть минимальными. С одной стороны, государство потеряет в налоговых поступлениях. Но с другой, удастся изменить сегодняшнюю практику, когда месторождения или скважины закрывают из-за невыгодности их разработки, а то, что остается в земле, бывает безвозвратно утеряно. К тому же у государства появится возможность отобрать сверхдоход, который образуется от использования новых месторождений, разрабатываемых не на условиях СРП".
     За инициативу министра энергетики высказался и президент Фонда развития энергетической политики и проектного финансирования Андрей Конопляник. "Я считаю, что от дифференциации налога выиграют все - и государство, и инвестор, - заявил он. - Государство должно стимулировать компании, которые разрабатывают "трудные" месторождения, дабы они были заинтересованы продолжать работы. Поэтому чем больше выработано месторождение, тем больше должна понижаться налоговая ставка. Это выгодно государству, потому что оно начинает получать дополнительные, косвенные и мультипликативные эффекты. Если вы продолжаете разрабатывать месторождение, у вас не только увеличивается количество добытой нефти, но и расходуются материалы, оборудование и прочее. Таким образом вы увеличиваете загрузку отраслей, которые работают на нефтяников. К тому же вы сохраняете занятость, потому что большая часть старых месторождений расположена в моногородах, где люди могут только добывать нефть и другой работы для них нет. Вы избавляете государство от дополнительных трат на перепрофилирование кадров, на усиление репрессивного аппарата (МВД, ФСБ), которое становится необходимым, если увеличивается безработица, а соответственно ухудшается криминогенная ситуация". По словам Конопляника, в США, где промышленная добыча нефти началась в 1859 году, давно уже пришли к такому понятию, как скидка на исчерпание недр. "Я не вижу минусов в этой системе, - подчеркнул президент Фонда развития энергетической политики и проектного финансирования. - Утверждается, например, что появление поправочных коэффициентов усложнит налогообложение и приведет к коррупции. Но я абсолютно убежден, что при наличии желания можно создать честно работающую систему. Для этого нужно сделать кадастр месторождений, то есть четко оценить качественные характеристики каждого из них, и сформировать механизм банка качества, когда каждое месторождение, каждая нефть, которая там добыта, получат соответствующую этому качеству рыночную цену. Нужно создать систему критериев, которая бы достаточно точно улавливала разницу природных характеристик, а это вопрос желания и политической воли. Все необходимые технические возможности в стране (компьютерная база, профессиональные кадры) для этого имеются. Те, кто говорят, что с введение новых ставок мы получим возможность за взятки покупать больший коэффициент исчерпания, скорее всего ратуют за отсутствие четкой системы критериев. Ведь коррупция водится там, где мутно, а когда есть ясность, четкость и прозрачность, когда есть прописанные законодательные процедуры, когда все не отдается на откуп отдельно взятому чиновнику в отсутствии таких процедур, тогда для коррупции места нет. Нормальное законодательство формируется десятилетиями, это долгий процесс. Но я не вижу иного выхода, как быстрее ступить на этот путь".

Последние поступления на

02.08.2022

Статьи

Американский СПГ в ЕС против России и самой Европы. // «Энергетическая политика», №7(173), июль 2022, с. 26-39 (версия на сайте журнала), (анонс статьи)

Указ Президента адаптирует проект СРП «Сахалин-2» к пост-санкционным реалиям. В России создан пилотный инструмент минимизации рисков для российских инвестпроектов на этапе деглобализации. // «Независимая газета – «НГ-Энергия» - интернет версия», 17.06.2022 Статья на сайте «НГ-Энергия».

История проекта Сахалин-2. // «Эксперт», 2022, №28, 11-17 июля, с. 20-21. Статья на сайте «Эксперта».

Презентации

EU & US against Russian gas in favor of (US) LNG; US LNG against Russian gas and the EU; US LNG to enter EU from the East? // Presentation at the IENE 13th SE Europe Energy Dialogue (SEEED) “Energy Security, Market Integration and Sustainability in SE Europe”, Thessaloniki, June 16 - 17, 2022, online. Speaking notes. Полное видео выступления на YouTube (выступление А. А. Конопляника c 1:14:00 по 1:31:00). Фрагмент видео с выступлением А. А. Конопляника.

Российский газовый экспорт в Европу: внешние вызовы до и в условиях санкций (усиление попыток США вытеснить российский газ из ЕС, программы ухода от российского энергоимпорта) – и ответные меры. // Выступление в Дипломатической Академии МИД РФ, 28.04.2022. Информация о выступлении на сайте академии. Информация о выступлении на сайте академии (Версия для печати)

Российский газовый экспорт в условиях санкций и энергоперехода к низкоэмиссионному технологическому укладу: возможные алгоритмы поведения до и после завершения СВО на Украине. // Выступление в рамках Круглого стола «Возможности поддержки и развития газового экспорта в условиях энергоперехода», Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 22.04.2022, онлайн

ТВ/радио-интервью и комментарии

27.07.2022: Участие в программе «Мнение» на тему « «Газовый кризис ЕС — это спецоперация США против нас и Европы» — Андрей Конопляник». // Телеканал News Front. Интервью на сайте телеканала

27.07.2022: Участие в программе «Полный контакт с Владимиром Соловьевым» на тему «Новая энергетическая реальность». // Телеканал СоловьевLive

25.07.2022: Участие в программе «Время Голованова» на тему «Война за энергетику». // Телеканал СоловьевLive

Монографии

104. The prospects of a Black Sea/Danube small-scale LNG market, p.879-881. – in: SE EUROPE ENERGY OUTLOOK 2021/2022, IENE, 2022, 1380 pp. Описание обзора SEE Energy Outlook 2021/2022. Содержание. Текст А. А. Конопляника.



103. Особенности седьмого энергоперехода и его развилки и взаимоприемлемые внешнеэкономические решения для России, с. 231-252 (глава 2.1). – в кн: Системные исследования в энергетике: энергетический переход / Под ред. Н.И. Воропая и А.А. Макарова. — ИСЭМ СО РАН, 2021. — 594 с. Титульный лист и оглавление.



102. Hydrogen strategies EU, Germany, Russia: how to correlate different interests & the role of Russia-EU Energy Dialogue (Водородные стратегии ЕС, ФРГ, России: какова зона совпадения несовпадающих интересов и роль Энергодиалога РФ-ЕС), с. 6-18. - в кн.: (Научное издание) Международная научная конференция «ЭНЕРГЕТИКА XXI ВЕКА: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, ЭКОЛОГИЯ»; СБОРНИК ДОКЛАДОВ 2019–2020 гг. / Под ред. И.А. Максимцева и Д.В. Василенко, Издательство СПбГЭУ, Санкт-Петербург, 2021, 115 с. Содержание сборника