English

ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ О ИНИЦИАТИВЕ МИНЭНЕРГО ВВЕСТИ ПОНИЖАЮЩИЙ НАЛОГОВЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ДЛЯ ВЫРАБОТАННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Министерство энергетики направило в правительство поправки во вторую часть Налогового кодекса, касающиеся налогообложения нефтяников. Документ предлагает с 1 января 2002 года применять к налогу на добычу нефти на месторождениях, выработанных на 80 процентов и более, понижающий коэффициент в размере 0,7. По мнению главного аналитика инвестиционной компании "Проспект" Дмитрия Дружинина, высказанному в интервью ИМА-пресс, идея Минэнерго довольно здравая. "Налоговая нагрузка на нефтяные компании в США и Канаде, например, вычисляется не только по отдельным месторождениям, а иногда и по отдельным скважинам, - отметил он. - Вполне возможно установить некие объективные критерии, по которым будет исчисляться выработанность месторождения. Всегда есть первоначальные запасы, которые утверждены МПР, имеются данные, сколько и когда было выкачано и пр. Понятно, что для месторождений, которые давно эксплуатируются, налоговые ставки должны быть минимальными. С одной стороны, государство потеряет в налоговых поступлениях. Но с другой, удастся изменить сегодняшнюю практику, когда месторождения или скважины закрывают из-за невыгодности их разработки, а то, что остается в земле, бывает безвозвратно утеряно. К тому же у государства появится возможность отобрать сверхдоход, который образуется от использования новых месторождений, разрабатываемых не на условиях СРП".
     За инициативу министра энергетики высказался и президент Фонда развития энергетической политики и проектного финансирования Андрей Конопляник. "Я считаю, что от дифференциации налога выиграют все - и государство, и инвестор, - заявил он. - Государство должно стимулировать компании, которые разрабатывают "трудные" месторождения, дабы они были заинтересованы продолжать работы. Поэтому чем больше выработано месторождение, тем больше должна понижаться налоговая ставка. Это выгодно государству, потому что оно начинает получать дополнительные, косвенные и мультипликативные эффекты. Если вы продолжаете разрабатывать месторождение, у вас не только увеличивается количество добытой нефти, но и расходуются материалы, оборудование и прочее. Таким образом вы увеличиваете загрузку отраслей, которые работают на нефтяников. К тому же вы сохраняете занятость, потому что большая часть старых месторождений расположена в моногородах, где люди могут только добывать нефть и другой работы для них нет. Вы избавляете государство от дополнительных трат на перепрофилирование кадров, на усиление репрессивного аппарата (МВД, ФСБ), которое становится необходимым, если увеличивается безработица, а соответственно ухудшается криминогенная ситуация". По словам Конопляника, в США, где промышленная добыча нефти началась в 1859 году, давно уже пришли к такому понятию, как скидка на исчерпание недр. "Я не вижу минусов в этой системе, - подчеркнул президент Фонда развития энергетической политики и проектного финансирования. - Утверждается, например, что появление поправочных коэффициентов усложнит налогообложение и приведет к коррупции. Но я абсолютно убежден, что при наличии желания можно создать честно работающую систему. Для этого нужно сделать кадастр месторождений, то есть четко оценить качественные характеристики каждого из них, и сформировать механизм банка качества, когда каждое месторождение, каждая нефть, которая там добыта, получат соответствующую этому качеству рыночную цену. Нужно создать систему критериев, которая бы достаточно точно улавливала разницу природных характеристик, а это вопрос желания и политической воли. Все необходимые технические возможности в стране (компьютерная база, профессиональные кадры) для этого имеются. Те, кто говорят, что с введение новых ставок мы получим возможность за взятки покупать больший коэффициент исчерпания, скорее всего ратуют за отсутствие четкой системы критериев. Ведь коррупция водится там, где мутно, а когда есть ясность, четкость и прозрачность, когда есть прописанные законодательные процедуры, когда все не отдается на откуп отдельно взятому чиновнику в отсутствии таких процедур, тогда для коррупции места нет. Нормальное законодательство формируется десятилетиями, это долгий процесс. Но я не вижу иного выхода, как быстрее ступить на этот путь".

Последние поступления на

15.10.2018

Статьи

Загадки, которые задает министр Силуанов (Стабильность инвестиционного климата в свете решений четвертьвековой давности). // «Независимая газета», ежемесячное приложение «НГ-Энергия», 10.09.2018. Статья на сайте "Независимой газеты".

По пути СРП: как компаниям из белоусовского списка защитить инвестиции. // «РБК-daily», 07.09.2018. Статья на сайте РБК. Печатная версия.

The EU, Russia and the Fair Gas Trade debate (introductory article and conversation of A.Konoplyanik with K.D.Borchardt) // “Global Gas Perspectives”, 06.07.2018, (www.naturalgasworld.com/ggp-62532/)

Презентации

Развитие мирового нефтегазового рынка: некоторые тенденции развития рынков СПГ и трубопроводного газа. Последствия для России. // Выступление на встрече с сотрудниками «Сахалин Энерджи», Россия, г.Южно-Сахалинск, 01 октября 2018 г.

How to counterbalance sanctions? On improving investment climate favourability under external limitations (some lessons from the history) // Presentation at session 5 “Legislation, Regulation and Taxation – The Latest Updates”, 22nd Annual International Conference “Sakhalin Oil & Gas 2018”, Russia, Yuzhno-Sakhalinsk, 25-27 September 2018. (Русская версия)

Introductory remarks of Moderator of Session 3 - Panel debate “Global Gas Markets of the Future: Will Gas Take the Lead in the Transition from Coal to Renewables?” // 22nd Annual International Conference “Sakhalin Oil & Gas 2018”, Russia, Yuzhno-Sakhalinsk, 25-27 September 2018

ТВ/радио-интервью и комментарии



06.06.2018: Участие в аналитической программе «Бабич. Тренд» на телеканале РБК на тему: «Нефть: неудержимый рост цен. США просит ОПЕК продлить добычу». Видео на сайте РБК.

04.05.2018: «Андрей Конопляник: отношения между Россией и Прибалтикой определит экономика»

23.04.2018: ««Газпром» не виноват в энергетической зависимости Европы»

Монографии

«О грядущей (неизбежной?) смене парадигмы развития мировой энергетики и связанных с этим рисках и вызовах для России и мира» (с. 151-180) - в кн.: «Системные исследования в энергетике: методология и результаты», М., Издательский дом МЭИ, 218, 308 с.



«Экспорт» (с. 149-153) - в кн.: «Возможности и перспективы развития малотоннажного СПГ в России», Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО, июль 2018 г., 187 с.www.energy.skolkovo.ru/ru/senec/research/transformation/



Эволюция системы ценообразования на мировом энергетическом рынке: экономические последствия для России / под ред. О. И. Маликовой, Е. С. Орловой. — М: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017. — 432 с. (главы 1, 2, 3.1-3.2, 5.2)