English

Президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК: «Балтийская трубопроводная система нужна не только России, но и Европе»

Россия начала активно использовать свое геостратегическое положение в экономических целях. Ввод в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы позволит изменить экономическую ситуацию в приграничных государствах на севере и юге, а также внутри России.

Главное достоинство Балтийской трубопроводной системы - в том, что она дает экспортерам нефти альтернативу: можно выбрать северный маршрут транспортировки, а можно и южный - через Черное море. Причем остается еще и третий - через латвийский порт Вентспилс, услуги которого будут дешеветь из-за конкуренции.
     "Раньше латыши брали очень высокий тариф за перевалку - 6 долларов за тонну, - говорит аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский. - Но уже сейчас этот тариф снизился до 4 долларов. Только это даст нефтяным экспортерам экономию более чем в 30 миллионов долларов. Но если тариф для БТС будет более привлекательным, то в целом экономия для России составит 400-500 миллионов долларов".
     По мнению Дмитрия Авдеева, аналитика UFG, экспорт через Вентспилс все равно не уменьшится, поскольку Россия намерена наращивать его объемы. Но после введения в строй второй очереди БТС Россия при необходимости может обойтись и без прибалтийского транзита. А это весьма существенный аргумент в отстаивании национальных и коммерческих интересов, если учесть, что, к примеру, бюджет той же Латвии на 30-35% состоит из транзитных отчислений России. Кроме того, Балтийская трубопроводная система позволит создать потенциальную конкуренцию Каспийскому трубопроводному консорциуму.
     Потенциальную, потому что его участники обязались обеспечить приоритетную загрузку именно каспийского маршрута, однако наличие более дешевого и удобного альтернативного пути Атырау - Самара - Альметьевск - Приморск не может не сказаться самым благоприятным образом на России. В любом случае при увеличении пропускной способности через территорию России увеличится и поток казахской нефти, что приведет к росту отчислений в бюджет.
     Проблема с транспортировкой российской нефти из экономической переросла уже в политическую. Именно поэтому Владимир Путин в пятницу потребовал от главы "Транснефти" Семена Вайнштока убрать все политические составляющие. И в Латвии, и в России все хорошо помнят, что строительство новой системы началось на волне обсуждения возможности введения экономических санкций против Латвии из-за несоблюдения прав русскоязычного населения. Но тогда предложения ряда депутатов не прошли просто потому, что реальной альтернативы экспортным маршрутам через Латвию просто не было. Однако теперь главным фактором должна быть экономическая эффективность.
     Проект строительства БТС поддерживается европейским сообществом. «Европа крайне заинтересована в наращивании экспорта из стран, которые не зависят от ОПЕК, - считает президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики Андрей Конопляник. - А также в увеличении инфраструктуры. Кроме того, прямая выгода для европейцев заключается в том, что трубопровод минует транзитные страны Балтии - а значит, доставка будет дешевле по крайней мере на величину тех тарифов, которые брали прибалты. И здесь уже начинается чисто экономическое измерение эффективности российского проекта. Кроме того, возникнет конкуренция между российским монополистом "Транснефтью" и латышским портом Вентспилс за право перевалки российской нефти. Это пойдет России только на пользу».
    

Плетнев Сергей

 

Последние поступления на

31.07.2021

Статьи

666: Как США и ФРГ собираются помогать Украине бороться с «Северным потоком-2». Платить придется самой Украине, поскольку за счет России вряд ли это получится. // «Независимая газета – интернет версия: НГ – Энергия», 21.07.2021Версия на сайте "Независимой газеты"

665: Где производить водород для Европы? Иллюзии безграничных транспортных возможностей России. // «Независимая газета – интернет версия: НГ – Энергия», 16.07.2021. Версия на сайте "Независимой газеты"

664: Энергопереход на полуправде. // «Ведомости», 01.07.2021, с.9. Бумажная версия. Версия на сайте "Ведомостей"


Презентации

Как газифицировать оставшиеся неохваченными сетевой газификацией 17% российских домохозяйств? Вариант ответа – мтСПГ и грузовые дирижабли. // Выступление на конференции «Восточный нефтегазовый форум», Владивосток, 08.07.2021, онлайн (совместно с В.В.Ворошиловым)

Is it possible to achieve a reduction in greenhouse gas emissions with an increase in energy demand? Yes, if it is (an option) hydrogen from (Russian) natural gas produced by pyrolysis (no direct CO2 emissions) within EU “hydrogen valleys”. // Presentation at the Sixth “Energy Initiatives” Seminar in memory of Vladimir Feygin (1946-2020) “Post-Covid oil and energy markets between growth inertia and low-carbon constraints: in search of new approaches”, 08.06.2021, online

Gas Markets during energy transition in Europe: decarbonization challenges and draft solutions for Russia and the EU (with reference to hydrogen economy). // Presentation at the IENE's Webinar on: "Key Issues for Gas Markets during Energy Transition in SE Europe“, 08.06.2021, online

ТВ/радио-интервью и комментарии

21.07.2021: Участие в телепередаче «США и Германия договорились по "Северному потоку-2": мнения экспертов.» // 5-я студия - Россия 24 ТВ. Видео на YouTube

31.05.2021: «Акклиматизация» России: как страна собирается зарабатывать в зеленом мире.//EurAsia Daily. Статья на сайте EurAsia Daily.

05.04.2021: «Андрей Конопляник – о цветовой гамме водородной энергетики» - интервью для Ассоциации «Глобальная энергия». Видео на YouTube

Монографии

101. Неравнодушный человек. Книга памяти В.И.Фейгина: воспоминания, биография, архивные документы, избранные публикации / под ред. А.М.Белогорьева и А.А.Конопляника, М.: «Весь мир», 2020 (стр. 1-4; 8-12; 13-15; 200-214; 491-496)



100. Вызовы для России в рамках глобальной газовой трансформации - и возможные решения (с.43-56). – в кн.: Мировая экономика и энергетика: драйверы перемен / Под ред. С.В. Жукова. – М.: ИМЭМО РАН, 2020. – 164 с. Оглавление.



2019 г.


99. A View on the Evolution of International Energy Markets and Russia’s Gas Export Strategy within the Changing Global Economic and Gas Landscape (based on lecture as of 15th October 2018), pp. 31-38, 65-69 // in. - 2018-2019 GECF MONTHLY GAS LECTURES, Gas Exporting Countries Forum, 2019, 70 pp. Text. Charts.