English

Президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК: «Балтийская трубопроводная система нужна не только России, но и Европе»

Россия начала активно использовать свое геостратегическое положение в экономических целях. Ввод в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы позволит изменить экономическую ситуацию в приграничных государствах на севере и юге, а также внутри России.

Главное достоинство Балтийской трубопроводной системы - в том, что она дает экспортерам нефти альтернативу: можно выбрать северный маршрут транспортировки, а можно и южный - через Черное море. Причем остается еще и третий - через латвийский порт Вентспилс, услуги которого будут дешеветь из-за конкуренции.
     "Раньше латыши брали очень высокий тариф за перевалку - 6 долларов за тонну, - говорит аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский. - Но уже сейчас этот тариф снизился до 4 долларов. Только это даст нефтяным экспортерам экономию более чем в 30 миллионов долларов. Но если тариф для БТС будет более привлекательным, то в целом экономия для России составит 400-500 миллионов долларов".
     По мнению Дмитрия Авдеева, аналитика UFG, экспорт через Вентспилс все равно не уменьшится, поскольку Россия намерена наращивать его объемы. Но после введения в строй второй очереди БТС Россия при необходимости может обойтись и без прибалтийского транзита. А это весьма существенный аргумент в отстаивании национальных и коммерческих интересов, если учесть, что, к примеру, бюджет той же Латвии на 30-35% состоит из транзитных отчислений России. Кроме того, Балтийская трубопроводная система позволит создать потенциальную конкуренцию Каспийскому трубопроводному консорциуму.
     Потенциальную, потому что его участники обязались обеспечить приоритетную загрузку именно каспийского маршрута, однако наличие более дешевого и удобного альтернативного пути Атырау - Самара - Альметьевск - Приморск не может не сказаться самым благоприятным образом на России. В любом случае при увеличении пропускной способности через территорию России увеличится и поток казахской нефти, что приведет к росту отчислений в бюджет.
     Проблема с транспортировкой российской нефти из экономической переросла уже в политическую. Именно поэтому Владимир Путин в пятницу потребовал от главы "Транснефти" Семена Вайнштока убрать все политические составляющие. И в Латвии, и в России все хорошо помнят, что строительство новой системы началось на волне обсуждения возможности введения экономических санкций против Латвии из-за несоблюдения прав русскоязычного населения. Но тогда предложения ряда депутатов не прошли просто потому, что реальной альтернативы экспортным маршрутам через Латвию просто не было. Однако теперь главным фактором должна быть экономическая эффективность.
     Проект строительства БТС поддерживается европейским сообществом. «Европа крайне заинтересована в наращивании экспорта из стран, которые не зависят от ОПЕК, - считает президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики Андрей Конопляник. - А также в увеличении инфраструктуры. Кроме того, прямая выгода для европейцев заключается в том, что трубопровод минует транзитные страны Балтии - а значит, доставка будет дешевле по крайней мере на величину тех тарифов, которые брали прибалты. И здесь уже начинается чисто экономическое измерение эффективности российского проекта. Кроме того, возникнет конкуренция между российским монополистом "Транснефтью" и латышским портом Вентспилс за право перевалки российской нефти. Это пойдет России только на пользу».
    

Плетнев Сергей

 

Последние поступления на

8.02.2019

Статьи

Когда Америка всегда прежде всего… (Попытки выдавливания российского газа из Европы в пользу американского СПГ имеют исключительно прагматическую экономическую подоплеку со стороны США и политический инструментарий реализации). // «Нефтегазовая Вертикаль», 2019, №1, с.87-94 (часть 2-я цикла из четырех статей).

Этапы большого пути и люди, создавшие СРП (часть 1) // «Вести Сахалин Энерджи», декабрь 2018, с.17.

Малотоннажный СПГ: новый game-changer? Новые возможности для российского газа на внешнем и внутреннем рынке. // «Газ-Информ» (Вестник «Газового клуба», Ежеквартальный научно-технический журнал), 2018, №4 (62), с.26-31

Презентации

Перспективы взаимодействия РФ и ЕС в сфере декарбонизации: есть ли возможности расширения рынка для российского газа в Европе? // Выступление в рамках проекта «Из первых уст», ООО «Газпром экспорт», Санкт-Петербург, 17.01.2019

Продвижение СПГ США в Европу: американская специфика «рационального поведения» в условиях ужесточения многовекторной конкуренции на рынке газа и за его пределами. // Выступление на VI Международной конференции «Глобальные энергетические и экономические тренды», организованной Центром энергетических исследований ИМЭМО РАН им.Е.М.Примакова и факультетом международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа (НИУ) им.И.М.Губкина, 21 декабря 2018 г., Москва, ИМЭМО РАН

Proposal for a Roadmap for coordination of EU-Russia activities to help achieve full decarbonisation of EU energy, incl. decarbonisation of gas sector. // Presentation of Co-chairs at the 27th meeting of EU-RU GAC “internal markets” workstream, Brussels, 07.12.2018 (together with W.Boltz)

ТВ/радио-интервью и комментарии



06.06.2018: Участие в аналитической программе «Бабич. Тренд» на телеканале РБК на тему: «Нефть: неудержимый рост цен. США просит ОПЕК продлить добычу». Видео на сайте РБК.

04.05.2018: «Андрей Конопляник: отношения между Россией и Прибалтикой определит экономика»

23.04.2018: ««Газпром» не виноват в энергетической зависимости Европы»

Монографии

“Gas Transit in Eurasia: Transit issues between Russia and the European Union and the role of the Energy Charter” (p. 504-514) – in: “Commentary on the Energy Charter Treaty” / ed. by Rafael Leal-Arcas, Edward Elgar Publishing, Elgar Commentaries series, published 28 December 2018, 584 pp (ISBN: 978 1 78811 748 7). Оглавление. Статья.



«О грядущей (неизбежной?) смене парадигмы развития мировой энергетики и связанных с этим рисках и вызовах для России и мира» (с. 151-180) - в кн.: «Системные исследования в энергетике: методология и результаты», М., Издательский дом МЭИ, 218, 308 с.



«Экспорт» (с. 149-153) - в кн.: «Возможности и перспективы развития малотоннажного СПГ в России», Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО, июль 2018 г., 187 с.www.energy.skolkovo.ru/ru/senec/research/transformation/