English

Президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК: «Балтийская трубопроводная система нужна не только России, но и Европе»

Россия начала активно использовать свое геостратегическое положение в экономических целях. Ввод в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы позволит изменить экономическую ситуацию в приграничных государствах на севере и юге, а также внутри России.

Главное достоинство Балтийской трубопроводной системы - в том, что она дает экспортерам нефти альтернативу: можно выбрать северный маршрут транспортировки, а можно и южный - через Черное море. Причем остается еще и третий - через латвийский порт Вентспилс, услуги которого будут дешеветь из-за конкуренции.
     "Раньше латыши брали очень высокий тариф за перевалку - 6 долларов за тонну, - говорит аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский. - Но уже сейчас этот тариф снизился до 4 долларов. Только это даст нефтяным экспортерам экономию более чем в 30 миллионов долларов. Но если тариф для БТС будет более привлекательным, то в целом экономия для России составит 400-500 миллионов долларов".
     По мнению Дмитрия Авдеева, аналитика UFG, экспорт через Вентспилс все равно не уменьшится, поскольку Россия намерена наращивать его объемы. Но после введения в строй второй очереди БТС Россия при необходимости может обойтись и без прибалтийского транзита. А это весьма существенный аргумент в отстаивании национальных и коммерческих интересов, если учесть, что, к примеру, бюджет той же Латвии на 30-35% состоит из транзитных отчислений России. Кроме того, Балтийская трубопроводная система позволит создать потенциальную конкуренцию Каспийскому трубопроводному консорциуму.
     Потенциальную, потому что его участники обязались обеспечить приоритетную загрузку именно каспийского маршрута, однако наличие более дешевого и удобного альтернативного пути Атырау - Самара - Альметьевск - Приморск не может не сказаться самым благоприятным образом на России. В любом случае при увеличении пропускной способности через территорию России увеличится и поток казахской нефти, что приведет к росту отчислений в бюджет.
     Проблема с транспортировкой российской нефти из экономической переросла уже в политическую. Именно поэтому Владимир Путин в пятницу потребовал от главы "Транснефти" Семена Вайнштока убрать все политические составляющие. И в Латвии, и в России все хорошо помнят, что строительство новой системы началось на волне обсуждения возможности введения экономических санкций против Латвии из-за несоблюдения прав русскоязычного населения. Но тогда предложения ряда депутатов не прошли просто потому, что реальной альтернативы экспортным маршрутам через Латвию просто не было. Однако теперь главным фактором должна быть экономическая эффективность.
     Проект строительства БТС поддерживается европейским сообществом. «Европа крайне заинтересована в наращивании экспорта из стран, которые не зависят от ОПЕК, - считает президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики Андрей Конопляник. - А также в увеличении инфраструктуры. Кроме того, прямая выгода для европейцев заключается в том, что трубопровод минует транзитные страны Балтии - а значит, доставка будет дешевле по крайней мере на величину тех тарифов, которые брали прибалты. И здесь уже начинается чисто экономическое измерение эффективности российского проекта. Кроме того, возникнет конкуренция между российским монополистом "Транснефтью" и латышским портом Вентспилс за право перевалки российской нефти. Это пойдет России только на пользу».
    

Плетнев Сергей

 

Последние поступления на

09.06.2018

Статьи

Зарождение рынка сжиженного природного газа в Дунайском регионе (Аналогии развития рынка СПГ Дунайского региона и региона Северного и Балтийского морей) // «Транспорт на альтернативном топливе», 2018, №2 (62), с.32-43 (в соавторстве с А.Сергаевой)

Модельные аспекты проекта Еврокомиссии по реформированию газового рынка ЕС «Quo Vadis» // «Энергетическая политика», 2018, выпуск 2, с. 46-57 (в соавторстве с Горячевым А. А.).

«Четвертый энергопакет ЕС? К чему готовиться «Газпрому» в Европе». // «Нефтегазовая Вертикаль», 2018, №3, с. 26-36.

Презентации

Quo Vadis Final Report: Policy Recommendations leave the space for interpretations, thus require clarifications // Presentation at the 25th meeting of Work Stream 2 "Internal Markets" of the Russia-EU Gas Advisory Council/32nd round of Informal Russia-EU Consultations on EU Regulatory Issues, ENTSOG, Brussels, May 3rd, 2018

Риски и вызовы для России и мира в связи с грядущим переходом к новой парадигме развития мировой энергетики // Выступление на конференции «Трансформация мировой энергетики: новые подходы», Москва, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 12 апреля 2018 г.

Russian gas: why new pipelines to Europe are needed // Presentation at the American Chamber of Commerce Energy Committee meeting, Moscow, 10 April 2018

ТВ/радио-интервью и комментарии



06.06.2018: Участие в аналитической программе «Бабич. Тренд» на телеканале РБК на тему: «Нефть: неудержимый рост цен. США просит ОПЕК продлить добычу». Видео на сайте РБК.

04.05.2018: «Андрей Конопляник: отношения между Россией и Прибалтикой определит экономика»

23.04.2018: ««Газпром» не виноват в энергетической зависимости Европы»

Монографии

92. Эволюция системы ценообразования на мировом энергетическом рынке: экономические последствия для России / под ред. О. И. Маликовой, Е. С. Орловой. — М: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017. — 432 с. (главы 1, 2, 3.1-3.2, 5.2)



“The (New) Political Economy of Oil and Gas: The Implications of the Changing Dominant Paradigm of International Energy Development” (Chapter 16, pp. 241-278) – in: “International Political Economy of Oil & Gas: Governing the Resources in a Changing Political, Regulatory and Business Contexts”, Palgrave Macmillan, 2017, XXI+300 pp.



“The role of the ECT in EU-Russia energy relations” (Chapter 7, pp. 114-149) – in: “Research Handbook on EU Energy Law and Policy”, Edward Elgar Publishing, 2017, 576 pp. Оглавление, Введение/краткое содержание глав.