English

Президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК: «Балтийская трубопроводная система нужна не только России, но и Европе»

Россия начала активно использовать свое геостратегическое положение в экономических целях. Ввод в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы позволит изменить экономическую ситуацию в приграничных государствах на севере и юге, а также внутри России.

Главное достоинство Балтийской трубопроводной системы - в том, что она дает экспортерам нефти альтернативу: можно выбрать северный маршрут транспортировки, а можно и южный - через Черное море. Причем остается еще и третий - через латвийский порт Вентспилс, услуги которого будут дешеветь из-за конкуренции.
     "Раньше латыши брали очень высокий тариф за перевалку - 6 долларов за тонну, - говорит аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский. - Но уже сейчас этот тариф снизился до 4 долларов. Только это даст нефтяным экспортерам экономию более чем в 30 миллионов долларов. Но если тариф для БТС будет более привлекательным, то в целом экономия для России составит 400-500 миллионов долларов".
     По мнению Дмитрия Авдеева, аналитика UFG, экспорт через Вентспилс все равно не уменьшится, поскольку Россия намерена наращивать его объемы. Но после введения в строй второй очереди БТС Россия при необходимости может обойтись и без прибалтийского транзита. А это весьма существенный аргумент в отстаивании национальных и коммерческих интересов, если учесть, что, к примеру, бюджет той же Латвии на 30-35% состоит из транзитных отчислений России. Кроме того, Балтийская трубопроводная система позволит создать потенциальную конкуренцию Каспийскому трубопроводному консорциуму.
     Потенциальную, потому что его участники обязались обеспечить приоритетную загрузку именно каспийского маршрута, однако наличие более дешевого и удобного альтернативного пути Атырау - Самара - Альметьевск - Приморск не может не сказаться самым благоприятным образом на России. В любом случае при увеличении пропускной способности через территорию России увеличится и поток казахской нефти, что приведет к росту отчислений в бюджет.
     Проблема с транспортировкой российской нефти из экономической переросла уже в политическую. Именно поэтому Владимир Путин в пятницу потребовал от главы "Транснефти" Семена Вайнштока убрать все политические составляющие. И в Латвии, и в России все хорошо помнят, что строительство новой системы началось на волне обсуждения возможности введения экономических санкций против Латвии из-за несоблюдения прав русскоязычного населения. Но тогда предложения ряда депутатов не прошли просто потому, что реальной альтернативы экспортным маршрутам через Латвию просто не было. Однако теперь главным фактором должна быть экономическая эффективность.
     Проект строительства БТС поддерживается европейским сообществом. «Европа крайне заинтересована в наращивании экспорта из стран, которые не зависят от ОПЕК, - считает президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики Андрей Конопляник. - А также в увеличении инфраструктуры. Кроме того, прямая выгода для европейцев заключается в том, что трубопровод минует транзитные страны Балтии - а значит, доставка будет дешевле по крайней мере на величину тех тарифов, которые брали прибалты. И здесь уже начинается чисто экономическое измерение эффективности российского проекта. Кроме того, возникнет конкуренция между российским монополистом "Транснефтью" и латышским портом Вентспилс за право перевалки российской нефти. Это пойдет России только на пользу».
    

Плетнев Сергей

 

Последние поступления на

10.07.2020

Статьи

643: Decarbonising European Gas: A New EU-Russia Partnership? // “Global Gas Perspectives”, 07 July 2020. Статья на сайте Naturalgasworld.com

642: Американские регуляторы в нефтяном кризисе пошли по своему пути. Насколько велик риск повторения апрельского "черного понедельника" // «Независимая газета», ежемесячное приложение «НГ-Энергия», 08.06.2020, с. 9-10. Статья на сайте «Независимой газеты»

641: «Северный поток – 2» решил защитить 8 млрд евро инвестиций от Еврокомиссии. Договор к Энергетической хартии может защитить Россию, хотя она из него вышла // «Ведомости», 01.06.2020 Статья на сайте «Ведомостей»



Презентации

Decarbonization of gas industry: The Challenge or The Crisis? // Presentation for IGU Strategy Committee meeting, Tel-Aviv, Israel, 26-27.02.2020

Газификация Российской Арктики: мтСПГ и грузовые дирижабли (старые/новые идеи, новые рынки, новые возможности) или: Как нам обустроить Россию к востоку от Урала (прекратить «опустынивание России»)? // V Международная конференция «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов» (Арктика-2020), КРУГЛЫЙ СТОЛ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СПГ В АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ, Москва, ТПП, 19-20 февраля 2020 г. (совместно с В.В.Ворошиловым)

Pyrolysis: Can it be a Pathway to a “win-win” Russia-EU collaboration in regard to decarbonisation? // Presentation at the 12th Annual European Gas Conference, Vienna, 27-29.01.2020

ТВ/радио-интервью и комментарии

09.06.2020: Участие в онлайн-заседании Экономического клуба ФБК на тему «Россия без нефти: рецепты выживания». Видео на YouTube. Анонс



23.04.2020: Интервью для программы "Вычислитель" на радио "Спутник в Крыму" (МИА "Россия сегодня") на тему: «Как «черный понедельник 20.04.2020» нефтяной отрасли США отразится на мировой и российской экономике»..

31.07.2019: Участие в аналитической программе «Деловой день» на телеканале РБК на тему «Секторальный эффект: пять лет санкций для экономики». Видео на сайте РБК.

Монографии

Вызовы для России в рамках глобальной газовой трансформации - и возможные решения (с.43-56). – в кн.: Мировая экономика и энергетика: драйверы перемен / Под ред. С.В. Жукова. – М.: ИМЭМО РАН, 2020. – 164 с. Оглавление.



"A View on the Evolution of International Energy Markets and Russia’s Gas Export Strategy within the Changing Global Economic and Gas Landscape” (based on lecture as of 15th October 2018), pp. 31-38, 65-69 // in. - “2018-2019 GECF MONTHLY GAS LECTURES”, Gas Exporting Countries Forum, 2019, 70 pp. Text. Charts.



Движущие силы и факторы риска сланцевой революции (глава 2, с.26-36); "Эффекты домино" американской сланцевой революции (глава 19, с.319-324). - в кн.: Сланцевая революция и глобальный энергетический переход / Под ред. Н. А. Иванова. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2019. — 540 с. (ISBN 978-5-4469-1664-1)