English

Президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК: «Балтийская трубопроводная система нужна не только России, но и Европе»

Россия начала активно использовать свое геостратегическое положение в экономических целях. Ввод в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы позволит изменить экономическую ситуацию в приграничных государствах на севере и юге, а также внутри России.

Главное достоинство Балтийской трубопроводной системы - в том, что она дает экспортерам нефти альтернативу: можно выбрать северный маршрут транспортировки, а можно и южный - через Черное море. Причем остается еще и третий - через латвийский порт Вентспилс, услуги которого будут дешеветь из-за конкуренции.
     "Раньше латыши брали очень высокий тариф за перевалку - 6 долларов за тонну, - говорит аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский. - Но уже сейчас этот тариф снизился до 4 долларов. Только это даст нефтяным экспортерам экономию более чем в 30 миллионов долларов. Но если тариф для БТС будет более привлекательным, то в целом экономия для России составит 400-500 миллионов долларов".
     По мнению Дмитрия Авдеева, аналитика UFG, экспорт через Вентспилс все равно не уменьшится, поскольку Россия намерена наращивать его объемы. Но после введения в строй второй очереди БТС Россия при необходимости может обойтись и без прибалтийского транзита. А это весьма существенный аргумент в отстаивании национальных и коммерческих интересов, если учесть, что, к примеру, бюджет той же Латвии на 30-35% состоит из транзитных отчислений России. Кроме того, Балтийская трубопроводная система позволит создать потенциальную конкуренцию Каспийскому трубопроводному консорциуму.
     Потенциальную, потому что его участники обязались обеспечить приоритетную загрузку именно каспийского маршрута, однако наличие более дешевого и удобного альтернативного пути Атырау - Самара - Альметьевск - Приморск не может не сказаться самым благоприятным образом на России. В любом случае при увеличении пропускной способности через территорию России увеличится и поток казахской нефти, что приведет к росту отчислений в бюджет.
     Проблема с транспортировкой российской нефти из экономической переросла уже в политическую. Именно поэтому Владимир Путин в пятницу потребовал от главы "Транснефти" Семена Вайнштока убрать все политические составляющие. И в Латвии, и в России все хорошо помнят, что строительство новой системы началось на волне обсуждения возможности введения экономических санкций против Латвии из-за несоблюдения прав русскоязычного населения. Но тогда предложения ряда депутатов не прошли просто потому, что реальной альтернативы экспортным маршрутам через Латвию просто не было. Однако теперь главным фактором должна быть экономическая эффективность.
     Проект строительства БТС поддерживается европейским сообществом. «Европа крайне заинтересована в наращивании экспорта из стран, которые не зависят от ОПЕК, - считает президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики Андрей Конопляник. - А также в увеличении инфраструктуры. Кроме того, прямая выгода для европейцев заключается в том, что трубопровод минует транзитные страны Балтии - а значит, доставка будет дешевле по крайней мере на величину тех тарифов, которые брали прибалты. И здесь уже начинается чисто экономическое измерение эффективности российского проекта. Кроме того, возникнет конкуренция между российским монополистом "Транснефтью" и латышским портом Вентспилс за право перевалки российской нефти. Это пойдет России только на пользу».
    

Плетнев Сергей

 

Последние поступления на

16.02.2024

Статьи

734. Почему Россия не учитывает использование беспилотных грузовых дирижаблей? Инновационная авиатехника позволит осуществлять перевозки в сложных метеоусловиях. // «Независимая газета - ежемесячное приложение «НГ-Энергия»», 16.01.2024, с.12.

733. Белое на белом Лилии Славинской. Что тянет успешную деловую женщину в суровые места, мало пригодные для жизни. Фоторазворот. // «Родина», 2024, №1, с.76-80.

732. Кто заменит северный завоз? Беспилотные дирижабли не попали в стратегию развития БАС. // «Ведомости», 29.12.2023. Статья на сайте газеты.

Презентации

СССР/РФ: от «Большой энергетической Европы» к энергетической консолидации Евразии. // Выступление на XI Международной научной конференции «Мировая экономика и энергетика: основные тенденции развития и новые вызовы», ИМЭМО РАН, 22.12.2023

СПГ и либерализация экспорта газа из РФ в новых - пост-2022 - условиях (приглашение к дискуссии). // Выступление на вебинаре №3 «Экспорт СПГ из России. Законодательство. Рынки сбыта» в серии четырех вебинаров «СПГ: Экономика. Технологии. Решения», 04.10.2023 (онлайн)

Современный многовекторный цивилизационный разлом: новые вызовы для России и варианты нетривиальных решений (от газификации российского Зауралья и Арктической зоны к энергетической консолидации Евразии). // Выступление на IV международной конференции «Системные исследования в энергетике-2023» (СИЭ-2023) / IV-th International Conference “ENERGY SYSTEMS RESEARCH” (ESR-2023), ИСЭМ СО РАН, Иркутск, 11-15.09.2023 (онлайн)

ТВ/радио-интервью и комментарии

04.01.2024: Участие в программе «Лабиринт Карнаухова» на тему «Итоги года и чего ожидать». // Телеканал «СоловьевLive»

22.12.2023: Участие в программе «Умные парни» на тему «Нефтегазовые итоги года». // «Говорит Москва». Интервью на YouTube.

06.11.2023: Участие в программе «Рынки. Разбор» с Татьяной Ладен на тему «Новый газовый рынок».// Телеканал РБК-ТВ, 06.11.2023. Интервью на YouTube. Полная (рабочая) версия интервью.

Монографии

107. Appendix: Gas infrastructure in Eurasia and the role of the Energy Charter: transit issues between Russia and European Union in the past and investment issues within Asian part of Eurasia in the future (pp.507-522). – in: Commentary on the Energy Charter Treaty, 2nd edition, Edited by Rafael Leal-Arcas, Edward Elgar Publishing / Elgar Commentaries series, 05 December 2023, 596 pp. (ISBN: 978 1 03531 627 4)



106. Chapter 4: Russia-EU energy relations: Most recent stages of long-term fluctuations and future research agenda (pp.57-92) (https://doi.org/10.4337/9781789901764.00014). – in “A Research Agenda for Energy Politics”, Edited by Jennifer I. Considine, Sylvain Cote, Douglas Cooke, and Geoffrey Wood, Edward Elgar Publishing, 25.04.2023, 388 pp. (ISBN: 978 1 78990 175 7)



105. Эволюция энергетических рынков и механизмов ценообразования на невозобновляемые энергоресурсы (глава 1, с.15-67) – в кн.: «Биржевая торговля энергоресурсами: истоки и развитие» (монография / авторский коллектив) под ред. Н.А. Иванова. – М.: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2022, 367 с. (ISBN 978-5-91961-459-3).Титульный лист и оглавление.