English | ||||||||||
Страничка д.э.н., проф. А.А.Конопляника | ||||||||||
Президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК: «Балтийская трубопроводная система нужна не только России, но и Европе»Россия начала активно использовать свое геостратегическое положение в экономических целях. Ввод в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы позволит изменить экономическую ситуацию в приграничных государствах на севере и юге, а также внутри России.Главное достоинство Балтийской трубопроводной системы - в том, что она дает экспортерам нефти альтернативу: можно выбрать северный маршрут транспортировки, а можно и южный - через Черное море. Причем остается еще и третий - через латвийский порт Вентспилс, услуги которого будут дешеветь из-за конкуренции.
"Раньше латыши брали очень высокий тариф за перевалку - 6 долларов за тонну, - говорит аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский. - Но уже сейчас этот тариф снизился до 4 долларов. Только это даст нефтяным экспортерам экономию более чем в 30 миллионов долларов. Но если тариф для БТС будет более привлекательным, то в целом экономия для России составит 400-500 миллионов долларов". По мнению Дмитрия Авдеева, аналитика UFG, экспорт через Вентспилс все равно не уменьшится, поскольку Россия намерена наращивать его объемы. Но после введения в строй второй очереди БТС Россия при необходимости может обойтись и без прибалтийского транзита. А это весьма существенный аргумент в отстаивании национальных и коммерческих интересов, если учесть, что, к примеру, бюджет той же Латвии на 30-35% состоит из транзитных отчислений России. Кроме того, Балтийская трубопроводная система позволит создать потенциальную конкуренцию Каспийскому трубопроводному консорциуму. Потенциальную, потому что его участники обязались обеспечить приоритетную загрузку именно каспийского маршрута, однако наличие более дешевого и удобного альтернативного пути Атырау - Самара - Альметьевск - Приморск не может не сказаться самым благоприятным образом на России. В любом случае при увеличении пропускной способности через территорию России увеличится и поток казахской нефти, что приведет к росту отчислений в бюджет. Проблема с транспортировкой российской нефти из экономической переросла уже в политическую. Именно поэтому Владимир Путин в пятницу потребовал от главы "Транснефти" Семена Вайнштока убрать все политические составляющие. И в Латвии, и в России все хорошо помнят, что строительство новой системы началось на волне обсуждения возможности введения экономических санкций против Латвии из-за несоблюдения прав русскоязычного населения. Но тогда предложения ряда депутатов не прошли просто потому, что реальной альтернативы экспортным маршрутам через Латвию просто не было. Однако теперь главным фактором должна быть экономическая эффективность. Проект строительства БТС поддерживается европейским сообществом. «Европа крайне заинтересована в наращивании экспорта из стран, которые не зависят от ОПЕК, - считает президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики Андрей Конопляник. - А также в увеличении инфраструктуры. Кроме того, прямая выгода для европейцев заключается в том, что трубопровод минует транзитные страны Балтии - а значит, доставка будет дешевле по крайней мере на величину тех тарифов, которые брали прибалты. И здесь уже начинается чисто экономическое измерение эффективности российского проекта. Кроме того, возникнет конкуренция между российским монополистом "Транснефтью" и латышским портом Вентспилс за право перевалки российской нефти. Это пойдет России только на пользу». Плетнев Сергей
|
Последние поступления на
Статьи
745. Новая ловушка для России. // «Нефтегазовая Вертикаль», 2024,№11, с.62-73, 107 (часть 4) Презентации
Децентрализованная газификация и энергоснабжение на основе малотоннажного СПГ, беспилотных грузовых дирижаблей и модульной энергетической инфраструктуры. Якутия как пилотный проект для российского Зауралья и Арктической зоны, а затем, через БРИКС, для зарубежной Азии, Африки, Латинской Америки… // Выступление на стратегической сессии Правительства Республики Саха (Якутия) «Развитие промышленности Якутии», Якутск, 09.11.2024 (онлайн)
ТВ/радио-интервью и комментарии
№22. 31.10.2024: Дирижабли ДЛЯ СПГ! Инновационное решение для газификации России?! // Интервью Борису Марцинкевичу на канале «Геоэнергетика-ИНФО» Монографии
109. The role of the ECT in EU–Russia energy relations: from its high importance in relations to the fall of relations itself and to withdrawal from the ECT by both (Chapter 10, pp. 157-223) – in: Research Handbook on EU Energy Law and Policy, Second Edition, Edited by Rafael Leal-Arcas // Edward Elgar Publishing Ltd., September 2024, 512 pp. 106. Chapter 4: Russia-EU energy relations: Most recent stages of long-term fluctuations and future research agenda (pp.57-92) (https://doi.org/10.4337/9781789901764.00014). – in “A Research Agenda for Energy Politics”, Edited by Jennifer I. Considine, Sylvain Cote, Douglas Cooke, and Geoffrey Wood, Edward Elgar Publishing, 25.04.2023, 388 pp. (ISBN: 978 1 78990 175 7) 105. Эволюция энергетических рынков и механизмов ценообразования на невозобновляемые энергоресурсы (глава 1, с.15-67) – в кн.: «Биржевая торговля энергоресурсами: истоки и развитие» (монография / авторский коллектив) под ред. Н.А. Иванова. – М.: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2022, 367 с. (ISBN 978-5-91961-459-3).Титульный лист и оглавление. |