English

Президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК: «Балтийская трубопроводная система нужна не только России, но и Европе»

Россия начала активно использовать свое геостратегическое положение в экономических целях. Ввод в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы позволит изменить экономическую ситуацию в приграничных государствах на севере и юге, а также внутри России.

Главное достоинство Балтийской трубопроводной системы - в том, что она дает экспортерам нефти альтернативу: можно выбрать северный маршрут транспортировки, а можно и южный - через Черное море. Причем остается еще и третий - через латвийский порт Вентспилс, услуги которого будут дешеветь из-за конкуренции.
     "Раньше латыши брали очень высокий тариф за перевалку - 6 долларов за тонну, - говорит аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский. - Но уже сейчас этот тариф снизился до 4 долларов. Только это даст нефтяным экспортерам экономию более чем в 30 миллионов долларов. Но если тариф для БТС будет более привлекательным, то в целом экономия для России составит 400-500 миллионов долларов".
     По мнению Дмитрия Авдеева, аналитика UFG, экспорт через Вентспилс все равно не уменьшится, поскольку Россия намерена наращивать его объемы. Но после введения в строй второй очереди БТС Россия при необходимости может обойтись и без прибалтийского транзита. А это весьма существенный аргумент в отстаивании национальных и коммерческих интересов, если учесть, что, к примеру, бюджет той же Латвии на 30-35% состоит из транзитных отчислений России. Кроме того, Балтийская трубопроводная система позволит создать потенциальную конкуренцию Каспийскому трубопроводному консорциуму.
     Потенциальную, потому что его участники обязались обеспечить приоритетную загрузку именно каспийского маршрута, однако наличие более дешевого и удобного альтернативного пути Атырау - Самара - Альметьевск - Приморск не может не сказаться самым благоприятным образом на России. В любом случае при увеличении пропускной способности через территорию России увеличится и поток казахской нефти, что приведет к росту отчислений в бюджет.
     Проблема с транспортировкой российской нефти из экономической переросла уже в политическую. Именно поэтому Владимир Путин в пятницу потребовал от главы "Транснефти" Семена Вайнштока убрать все политические составляющие. И в Латвии, и в России все хорошо помнят, что строительство новой системы началось на волне обсуждения возможности введения экономических санкций против Латвии из-за несоблюдения прав русскоязычного населения. Но тогда предложения ряда депутатов не прошли просто потому, что реальной альтернативы экспортным маршрутам через Латвию просто не было. Однако теперь главным фактором должна быть экономическая эффективность.
     Проект строительства БТС поддерживается европейским сообществом. «Европа крайне заинтересована в наращивании экспорта из стран, которые не зависят от ОПЕК, - считает президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики Андрей Конопляник. - А также в увеличении инфраструктуры. Кроме того, прямая выгода для европейцев заключается в том, что трубопровод минует транзитные страны Балтии - а значит, доставка будет дешевле по крайней мере на величину тех тарифов, которые брали прибалты. И здесь уже начинается чисто экономическое измерение эффективности российского проекта. Кроме того, возникнет конкуренция между российским монополистом "Транснефтью" и латышским портом Вентспилс за право перевалки российской нефти. Это пойдет России только на пользу».
    

Плетнев Сергей

 

Последние поступления на

07.07.2024

Статьи

744. Этапы большого пути СРП. // Вести. ООО «Сахалинская энергия», июнь 2024, с.12

743. Второй транзитный план Роберта Фицо. Как премьер Словакии намерен сохранить прокачку газа через Украину в Словакию. // «Ведомости», 19.06.2024

742. Этапы большого пути закона «О Соглашениях о разделе продукции». // «Газовая промышленность», 2024, спецвыпуск №2 (866), с.142-144

Презентации

Децентрализованная газификация на основе малотоннажного СПГ, беспилотных грузовых дирижаблей и модульной энергетической инфраструктуры. Байкальский регион как один из возможных пилотных проектов для российского Зауралья и Арктической зоны, а затем Евразии, Африки, Латинской Америки... // Выступление на IV Всероссийской конференции «Региональная энергетическая политика Прибайкальской территории», ИСЭМ СО РАН, Байкальск, 04-06.06.2024 (онлайн)

ЦУР ООН и борьба с энергетической бедностью в Евразии - по какой модели выстраивать энергетическое сотрудничество (избежать трех ловушек). // Выступление на круглом столе: «Российское энергетическое сотрудничество с Китаем и Индией: вызовы и перспективы», Москва, ВШЭ, 26.04.2024

ЦУР ООН, борьба с энергетической бедностью в Евразии, Африке, Латинской Америке и инструменты минимизации инвестиционных рисков. // Выступление на ежегодной международной конференции «Эволюция международной торговой системы», секция «Трансформация мировой энергетики под влиянием геополитических шоков и климатической политики», сессия «Геополитические шоки и мировая энергетика», Экономический факультет СПбГУ, Санкfт-Петербург, 11-12.04.2024

ТВ/радио-интервью и комментарии

№10. 12.06.2024: Участие в программе «Лабиринт Карнаухова» на тему «второй шанс для Фицо». // Телеканал «СоловьевLive».

№9. 06.06.2024: Андрей Конопляник в программе «Большой эфир» (о том, что США готовы дать кредит Украине за счет доходов от активов РФ в обмен на бессрочное продление антироссийских санкций Евросоюзом). // Телеканал News Front, Радио «Таврия», Программа «Мнения». Материал на сайте news-front.ru.

№8. 04.06.2024: Участие в программе «Лабиринт Карнаухова» с обсуждением причинно-следственных связей основных значимых для России событий в международной энергетике. // Телеканал «СоловьевLive».

Монографии

107. Appendix: Gas infrastructure in Eurasia and the role of the Energy Charter: transit issues between Russia and European Union in the past and investment issues within Asian part of Eurasia in the future (pp.507-522). – in: Commentary on the Energy Charter Treaty, 2nd edition, Edited by Rafael Leal-Arcas, Edward Elgar Publishing / Elgar Commentaries series, 05 December 2023, 596 pp. (ISBN: 978 1 03531 627 4)



106. Chapter 4: Russia-EU energy relations: Most recent stages of long-term fluctuations and future research agenda (pp.57-92) (https://doi.org/10.4337/9781789901764.00014). – in “A Research Agenda for Energy Politics”, Edited by Jennifer I. Considine, Sylvain Cote, Douglas Cooke, and Geoffrey Wood, Edward Elgar Publishing, 25.04.2023, 388 pp. (ISBN: 978 1 78990 175 7)



105. Эволюция энергетических рынков и механизмов ценообразования на невозобновляемые энергоресурсы (глава 1, с.15-67) – в кн.: «Биржевая торговля энергоресурсами: истоки и развитие» (монография / авторский коллектив) под ред. Н.А. Иванова. – М.: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2022, 367 с. (ISBN 978-5-91961-459-3).Титульный лист и оглавление.