English

Президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования АНДРЕЙ КОНОПЛЯНИК: «Балтийская трубопроводная система нужна не только России, но и Европе»

Россия начала активно использовать свое геостратегическое положение в экономических целях. Ввод в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы позволит изменить экономическую ситуацию в приграничных государствах на севере и юге, а также внутри России.

Главное достоинство Балтийской трубопроводной системы - в том, что она дает экспортерам нефти альтернативу: можно выбрать северный маршрут транспортировки, а можно и южный - через Черное море. Причем остается еще и третий - через латвийский порт Вентспилс, услуги которого будут дешеветь из-за конкуренции.
     "Раньше латыши брали очень высокий тариф за перевалку - 6 долларов за тонну, - говорит аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский. - Но уже сейчас этот тариф снизился до 4 долларов. Только это даст нефтяным экспортерам экономию более чем в 30 миллионов долларов. Но если тариф для БТС будет более привлекательным, то в целом экономия для России составит 400-500 миллионов долларов".
     По мнению Дмитрия Авдеева, аналитика UFG, экспорт через Вентспилс все равно не уменьшится, поскольку Россия намерена наращивать его объемы. Но после введения в строй второй очереди БТС Россия при необходимости может обойтись и без прибалтийского транзита. А это весьма существенный аргумент в отстаивании национальных и коммерческих интересов, если учесть, что, к примеру, бюджет той же Латвии на 30-35% состоит из транзитных отчислений России. Кроме того, Балтийская трубопроводная система позволит создать потенциальную конкуренцию Каспийскому трубопроводному консорциуму.
     Потенциальную, потому что его участники обязались обеспечить приоритетную загрузку именно каспийского маршрута, однако наличие более дешевого и удобного альтернативного пути Атырау - Самара - Альметьевск - Приморск не может не сказаться самым благоприятным образом на России. В любом случае при увеличении пропускной способности через территорию России увеличится и поток казахской нефти, что приведет к росту отчислений в бюджет.
     Проблема с транспортировкой российской нефти из экономической переросла уже в политическую. Именно поэтому Владимир Путин в пятницу потребовал от главы "Транснефти" Семена Вайнштока убрать все политические составляющие. И в Латвии, и в России все хорошо помнят, что строительство новой системы началось на волне обсуждения возможности введения экономических санкций против Латвии из-за несоблюдения прав русскоязычного населения. Но тогда предложения ряда депутатов не прошли просто потому, что реальной альтернативы экспортным маршрутам через Латвию просто не было. Однако теперь главным фактором должна быть экономическая эффективность.
     Проект строительства БТС поддерживается европейским сообществом. «Европа крайне заинтересована в наращивании экспорта из стран, которые не зависят от ОПЕК, - считает президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики Андрей Конопляник. - А также в увеличении инфраструктуры. Кроме того, прямая выгода для европейцев заключается в том, что трубопровод минует транзитные страны Балтии - а значит, доставка будет дешевле по крайней мере на величину тех тарифов, которые брали прибалты. И здесь уже начинается чисто экономическое измерение эффективности российского проекта. Кроме того, возникнет конкуренция между российским монополистом "Транснефтью" и латышским портом Вентспилс за право перевалки российской нефти. Это пойдет России только на пользу».
    

Плетнев Сергей

 

Последние поступления на

03.03.2020

Статьи

Памяти товарища, коллеги, профессионала. // «Нефтегазовая Вертикаль», 2020, № 3-4, с. 115-119.

Dr. Vladimir Feygin: An Appreciation. // “Natural Gas News”, 29.01.2020. Статья на сайте Natural Gas News

Этапы большого пути и люди, создавшие СРП (часть 10). // «Вести Сахалин Энерджи», декабрь 2019, с. 20-21.

Презентации

Decarbonization of gas industry: The Challenge or The Crisis? // Presentation for IGU Strategy Committee meeting, Tel-Aviv, Israel, 26-27.02.2020

Газификация Российской Арктики: мтСПГ и грузовые дирижабли (старые/новые идеи, новые рынки, новые возможности) или: Как нам обустроить Россию к востоку от Урала (прекратить «опустынивание России»)? // V Международная конференция «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов» (Арктика-2020), КРУГЛЫЙ СТОЛ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СПГ В АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ, Москва, ТПП, 19-20 февраля 2020 г. (совместно с В.В.Ворошиловым)

Pyrolysis: Can it be a Pathway to a “win-win” Russia-EU collaboration in regard to decarbonisation? // Presentation at the 12th Annual European Gas Conference, Vienna, 27-29.01.2020

ТВ/радио-интервью и комментарии



31.07.2019: Участие в аналитической программе «Деловой день» на телеканале РБК на тему «Секторальный эффект: пять лет санкций для экономики». Видео на сайте РБК.

06.06.2018: Участие в аналитической программе «Бабич. Тренд» на телеканале РБК на тему: «Нефть: неудержимый рост цен. США просит ОПЕК продлить добычу». Видео на сайте РБК.

04.05.2018: «Андрей Конопляник: отношения между Россией и Прибалтикой определит экономика»

Монографии

"A View on the Evolution of International Energy Markets and Russia’s Gas Export Strategy within the Changing Global Economic and Gas Landscape” (based on lecture as of 15th October 2018), pp. 31-38, 65-69 // in. - “2018-2019 GECF MONTHLY GAS LECTURES”, Gas Exporting Countries Forum, 2019, 70 pp. Text. Charts.



Движущие силы и факторы риска сланцевой революции (глава 2, с.26-36); "Эффекты домино" американской сланцевой революции (глава 19, с.319-324). - в кн.: Сланцевая революция и глобальный энергетический переход / Под ред. Н. А. Иванова. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2019. — 540 с. (ISBN 978-5-4469-1664-1)



“On the New Paradigm of International Energy Development: Risks and Challenges for Russia and the World on the Way to the Low-Carbon Future” (pp. 287-339). – chapter 11 in: “The Palgrave Handbook of Managing Fossil Fuels and Energy Transitions”, Geoffrey Wood and Keith Baker (Editors), Palgrave Macmillan, xxxiii+637 pp., published 26 November 2019 (ISBN 978-3-030-28076-5)