English

ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ О СИТУАЦИИ С ОТЪЕМОМ ЛИЦЕНЗИЙ

"Статья 7-я закона "О недрах" написана таким образом, что в ней нет исчерпывающего и бесспорного толкования формулировок и перечня оснований, на базе которых может изыматься лицензия на разработку месторождений. Поэтому компании вправе оспаривать правомочность действий Министерства природных ресурсов", - заявил в интервью ИМА-пресс президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования Андрей Конопляник, комментируя последние действия Минприроды РФ, отозвавшего у "Северной нефти" лицензию на разработку вала Гамбурцева и намеренного сделать то же самое с месторождениями "Архангельскгеодобычи", дочернего предприятия "ЛУКОЙЛа". "Претензии к нефтегиганту, - продолжил он, - могут быть оспорены в связи с тем, что "Архангельскгеодобыча" работала с отставанием лишь до покупки ее контрольного пакета акций "ЛУКОЙЛом", который не должен нести ответственности за действия, совершенные его предшественниками. Ведь потеря темпа и времени была осуществлена предыдущим менеджментом. Правомочно ли критиковать концерн за грехи, которые он не совершал? Министерство, конечно, будет говорить, что "ЛУКОЙЛ" получил лицензию со всеми ее плюсами и минусами и должен был наверстать упущенное, но для меня не очевидно, что суд однозначно поддержит МПР. Если же решение будет в пользу последнего, то должны быть компенсированы не только затраты нефтекомпании, но и упущенная выгода. Поскольку она получила лицензию до 1998 года, то вправе заявить, что эти средства могла бы вложить в ГКО с их дикой доходностью. Тогда цена ущерба будет колоссальной, ибо упущенная выгода связана с заинтересованностью государства в инвестициях в производственную деятельность, которые и осуществлял "ЛУКОЙЛ", вкладывая деньги в долгосрочные проекты. Я не думаю, что в случае вынесения на конкурс этого участка новый добросовестный инвестор захочет получить лицензию, которая находится в состоянии судебной тяжбы. Более того, в качестве обеспечительной меры тут может быть наложен запрет на распоряжение ею, что резко уменьшит набор потенциальных предложений, а государство получит меньше дохода. Отняв у "ЛУКОЙЛА" лицензию, оно не выиграет, потому что здесь важны не только темпы добычи нефти, но и темпы ее транспортировки в систему. Сырье из Тимано-Печоры можно отправлять либо через морской терминал Варандей, который делает "ЛУКОЙЛ" под свои месторождения, либо через строящуюся Балтийскую трубопроводную систему, которая на сегодняшний день испытывает достаточно серьезные проблемы с финансированием. Поэтому сдерживающим фактором станет уже не нефтегигант, а государство в лице своей нефтетранспортной монополии. Есть еще одна проблема: компании, которые придут на смену "ЛУКОЙЛу", будут обречены на заведомо более низкую норму возврата инвестиций, поскольку качественная тимано-печорская нефть будет поступать в БТС, на выходе из которой компаниям будет выдана идущая по системе "Транснефти" менее качественная смесь Urals. Новые компании также не смогут пользоваться основными фондами, имуществом, активами, которые там созданы, пока будет продолжаться судебное разбирательство. Не станут же они бурить новые скважины параллельно существующим? Это типичный нонсенс. В общем, в этой ситуации возможно только полюбовное решение".
     Говоря о скандале с "Северной нефтью", Конопляник пояснил, что МПР пытается лишить ее лицензии за то, что она не перечислила средства на нужды социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, в то время как руководство компании утверждает, что дело в окружных властях, которые до сих пор не приняли ни бюджет, ни программу и не предоставили реквизиты. Компания не имеет права отправлять деньги просто абы куда. Получается, государство само создало предпосылки для невыполнения условий лицензионного соглашения. Однако, подчеркнул Конопляник, в рамках лицензионного соглашения, основанного на нормах административного права, трудно предъявлять встречные иски и доказывать, что это невыполнение было результатом не разгильдяйства руководства компаний, а неадекватных действий того же государства. "В любой ситуации развязка должна быть принципиальной, - заметил он. - Если убрать всю политику, то проблема заключается в том, что система выдачи и отзыва лицензий у нас является как бы двоичной: есть только два крайних решения - либо выдать, либо отобрать. А мне кажется, должна быть целая шкала промежуточных решений. Основные параметры лицензионного соглашения завязаны на уровне добычи нефти. Так вот, если вы не выполните график, вам не будут грозить отъемом лицензии, как сейчас, а накажут рублем, т.е. наложат некие штрафные санкции, величина которых будет зависеть от масштаба невыполнения вами условий, но даст вам возможность наверстать упущенное без утраты лицензии".

Последние поступления на

07.03.2017

Статьи

Анализ стратегий освоения Арктического шельфа России ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром» // «Газовая промышленность», 2016, № 12 (746), с.16-22 (в соавторстве с В.Бузовским).

Рецензия на монографию «Регулирование нефтегазодобывающей отрасли: сопоставительный анализ лицензионных и концессионных cистем» (под ред. Тины Хантер). // «Нефть, газ и право», 2016, №3, с. 49-53.

Двадцать лет топтания на месте. Преимущества Закона «О СРП», принятого 20 лет назад, так и не были востребованы в России. // «Нефть России», сентябрь 2016, №9, с.4-10 (часть 1), (часть 2).

Презентации

«О новой парадигме развития мировой энергетики, рисках и вызовах для России и мира» // Выступление на 176-м заседании Международного открытого постоянно действующего научного семинара «Экономические проблемы энергетического комплекса (семинар А.С.Некрасова)», Москва, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 28.02.2017

“Gazprom long-term positioning on internal and external markets: current and new production basins and related transportation infrastructure development. Preamble: “Matrix effect” for Russian gas export strategy to the EU”. // Presentation at the 29th round of Informal Russia-EU Consultations on EU Regulatory Topics & 22nd meeting of the EU-Russia Gas Advisory Council’s Work Stream on Internal Market Issues, Vienna, European Commission Representation in Austria, 14.02.2017

«Экономика энергетики и устойчивое развитие: современная парадигма развития мировой энергетики, риски ее радикальной смены, возможные последствия для России и мира – и для российского газа в Европе и Азии». // Выступление на программе “MBA Газпром: управление нефтегазовой корпорацией в глобальной среде», Высшая Экономическая Школа, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (ВЭШ СПБГЭУ), 10.02.2017

ТВ/радио-интервью и комментарии

Участие в программе РБК ТВ «Бабич. Тренд» на тему: «Нефть: год без шоков»

Участие в программе РБК ТВ «Бабич. Тренд» на тему: «Рынок нефти: надежды и реальность»

Участие в программе РБК ТВ «Демидович. Реальная экономика» на тему «Nord Stream 2: польский барьер»

Монографии

“The US Shale Gas Revolution And Its Economic Impacts In The Non-US Setting: A Russian Perspective” (pp. 65-106). – in: “Handbook of Shale Gas Law and Policy”/ed. by Tina Hunter, Intersentia, 2016, 412 pp.



Энергетика Евразии: новые тенденции и перспективы/Отв. редактор С.В. Жуков. - Москва, ИМЭМО РАН, 2016, 185 с. (глава «Россия: сложная адаптация к новым реалиям европейского газового рынка», с. 5-22).



Влияние антироссийских санкций на освоение нефтегазового потенциала российского арктического шельфа - и развилки энергетической политики России. (Текст). Иллюстрации – Москва, «Восток Капитал», ноябрь 2015, 106 с. (совместно с В.Бузовским, Ю.Поповой, Н.Трошиной).