English

ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ О СИТУАЦИИ С ОТЪЕМОМ ЛИЦЕНЗИЙ

"Статья 7-я закона "О недрах" написана таким образом, что в ней нет исчерпывающего и бесспорного толкования формулировок и перечня оснований, на базе которых может изыматься лицензия на разработку месторождений. Поэтому компании вправе оспаривать правомочность действий Министерства природных ресурсов", - заявил в интервью ИМА-пресс президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования Андрей Конопляник, комментируя последние действия Минприроды РФ, отозвавшего у "Северной нефти" лицензию на разработку вала Гамбурцева и намеренного сделать то же самое с месторождениями "Архангельскгеодобычи", дочернего предприятия "ЛУКОЙЛа". "Претензии к нефтегиганту, - продолжил он, - могут быть оспорены в связи с тем, что "Архангельскгеодобыча" работала с отставанием лишь до покупки ее контрольного пакета акций "ЛУКОЙЛом", который не должен нести ответственности за действия, совершенные его предшественниками. Ведь потеря темпа и времени была осуществлена предыдущим менеджментом. Правомочно ли критиковать концерн за грехи, которые он не совершал? Министерство, конечно, будет говорить, что "ЛУКОЙЛ" получил лицензию со всеми ее плюсами и минусами и должен был наверстать упущенное, но для меня не очевидно, что суд однозначно поддержит МПР. Если же решение будет в пользу последнего, то должны быть компенсированы не только затраты нефтекомпании, но и упущенная выгода. Поскольку она получила лицензию до 1998 года, то вправе заявить, что эти средства могла бы вложить в ГКО с их дикой доходностью. Тогда цена ущерба будет колоссальной, ибо упущенная выгода связана с заинтересованностью государства в инвестициях в производственную деятельность, которые и осуществлял "ЛУКОЙЛ", вкладывая деньги в долгосрочные проекты. Я не думаю, что в случае вынесения на конкурс этого участка новый добросовестный инвестор захочет получить лицензию, которая находится в состоянии судебной тяжбы. Более того, в качестве обеспечительной меры тут может быть наложен запрет на распоряжение ею, что резко уменьшит набор потенциальных предложений, а государство получит меньше дохода. Отняв у "ЛУКОЙЛА" лицензию, оно не выиграет, потому что здесь важны не только темпы добычи нефти, но и темпы ее транспортировки в систему. Сырье из Тимано-Печоры можно отправлять либо через морской терминал Варандей, который делает "ЛУКОЙЛ" под свои месторождения, либо через строящуюся Балтийскую трубопроводную систему, которая на сегодняшний день испытывает достаточно серьезные проблемы с финансированием. Поэтому сдерживающим фактором станет уже не нефтегигант, а государство в лице своей нефтетранспортной монополии. Есть еще одна проблема: компании, которые придут на смену "ЛУКОЙЛу", будут обречены на заведомо более низкую норму возврата инвестиций, поскольку качественная тимано-печорская нефть будет поступать в БТС, на выходе из которой компаниям будет выдана идущая по системе "Транснефти" менее качественная смесь Urals. Новые компании также не смогут пользоваться основными фондами, имуществом, активами, которые там созданы, пока будет продолжаться судебное разбирательство. Не станут же они бурить новые скважины параллельно существующим? Это типичный нонсенс. В общем, в этой ситуации возможно только полюбовное решение".
     Говоря о скандале с "Северной нефтью", Конопляник пояснил, что МПР пытается лишить ее лицензии за то, что она не перечислила средства на нужды социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, в то время как руководство компании утверждает, что дело в окружных властях, которые до сих пор не приняли ни бюджет, ни программу и не предоставили реквизиты. Компания не имеет права отправлять деньги просто абы куда. Получается, государство само создало предпосылки для невыполнения условий лицензионного соглашения. Однако, подчеркнул Конопляник, в рамках лицензионного соглашения, основанного на нормах административного права, трудно предъявлять встречные иски и доказывать, что это невыполнение было результатом не разгильдяйства руководства компаний, а неадекватных действий того же государства. "В любой ситуации развязка должна быть принципиальной, - заметил он. - Если убрать всю политику, то проблема заключается в том, что система выдачи и отзыва лицензий у нас является как бы двоичной: есть только два крайних решения - либо выдать, либо отобрать. А мне кажется, должна быть целая шкала промежуточных решений. Основные параметры лицензионного соглашения завязаны на уровне добычи нефти. Так вот, если вы не выполните график, вам не будут грозить отъемом лицензии, как сейчас, а накажут рублем, т.е. наложат некие штрафные санкции, величина которых будет зависеть от масштаба невыполнения вами условий, но даст вам возможность наверстать упущенное без утраты лицензии".

Последние поступления на

10.07.2020

Статьи

643: Decarbonising European Gas: A New EU-Russia Partnership? // “Global Gas Perspectives”, 07 July 2020. Статья на сайте Naturalgasworld.com

642: Американские регуляторы в нефтяном кризисе пошли по своему пути. Насколько велик риск повторения апрельского "черного понедельника" // «Независимая газета», ежемесячное приложение «НГ-Энергия», 08.06.2020, с. 9-10. Статья на сайте «Независимой газеты»

641: «Северный поток – 2» решил защитить 8 млрд евро инвестиций от Еврокомиссии. Договор к Энергетической хартии может защитить Россию, хотя она из него вышла // «Ведомости», 01.06.2020 Статья на сайте «Ведомостей»



Презентации

Decarbonization of gas industry: The Challenge or The Crisis? // Presentation for IGU Strategy Committee meeting, Tel-Aviv, Israel, 26-27.02.2020

Газификация Российской Арктики: мтСПГ и грузовые дирижабли (старые/новые идеи, новые рынки, новые возможности) или: Как нам обустроить Россию к востоку от Урала (прекратить «опустынивание России»)? // V Международная конференция «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов» (Арктика-2020), КРУГЛЫЙ СТОЛ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СПГ В АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ, Москва, ТПП, 19-20 февраля 2020 г. (совместно с В.В.Ворошиловым)

Pyrolysis: Can it be a Pathway to a “win-win” Russia-EU collaboration in regard to decarbonisation? // Presentation at the 12th Annual European Gas Conference, Vienna, 27-29.01.2020

ТВ/радио-интервью и комментарии

09.06.2020: Участие в онлайн-заседании Экономического клуба ФБК на тему «Россия без нефти: рецепты выживания». Видео на YouTube. Анонс



23.04.2020: Интервью для программы "Вычислитель" на радио "Спутник в Крыму" (МИА "Россия сегодня") на тему: «Как «черный понедельник 20.04.2020» нефтяной отрасли США отразится на мировой и российской экономике»..

31.07.2019: Участие в аналитической программе «Деловой день» на телеканале РБК на тему «Секторальный эффект: пять лет санкций для экономики». Видео на сайте РБК.

Монографии

Вызовы для России в рамках глобальной газовой трансформации - и возможные решения (с.43-56). – в кн.: Мировая экономика и энергетика: драйверы перемен / Под ред. С.В. Жукова. – М.: ИМЭМО РАН, 2020. – 164 с. Оглавление.



"A View on the Evolution of International Energy Markets and Russia’s Gas Export Strategy within the Changing Global Economic and Gas Landscape” (based on lecture as of 15th October 2018), pp. 31-38, 65-69 // in. - “2018-2019 GECF MONTHLY GAS LECTURES”, Gas Exporting Countries Forum, 2019, 70 pp. Text. Charts.



Движущие силы и факторы риска сланцевой революции (глава 2, с.26-36); "Эффекты домино" американской сланцевой революции (глава 19, с.319-324). - в кн.: Сланцевая революция и глобальный энергетический переход / Под ред. Н. А. Иванова. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2019. — 540 с. (ISBN 978-5-4469-1664-1)