English

ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ О СИТУАЦИИ С ОТЪЕМОМ ЛИЦЕНЗИЙ

"Статья 7-я закона "О недрах" написана таким образом, что в ней нет исчерпывающего и бесспорного толкования формулировок и перечня оснований, на базе которых может изыматься лицензия на разработку месторождений. Поэтому компании вправе оспаривать правомочность действий Министерства природных ресурсов", - заявил в интервью ИМА-пресс президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования Андрей Конопляник, комментируя последние действия Минприроды РФ, отозвавшего у "Северной нефти" лицензию на разработку вала Гамбурцева и намеренного сделать то же самое с месторождениями "Архангельскгеодобычи", дочернего предприятия "ЛУКОЙЛа". "Претензии к нефтегиганту, - продолжил он, - могут быть оспорены в связи с тем, что "Архангельскгеодобыча" работала с отставанием лишь до покупки ее контрольного пакета акций "ЛУКОЙЛом", который не должен нести ответственности за действия, совершенные его предшественниками. Ведь потеря темпа и времени была осуществлена предыдущим менеджментом. Правомочно ли критиковать концерн за грехи, которые он не совершал? Министерство, конечно, будет говорить, что "ЛУКОЙЛ" получил лицензию со всеми ее плюсами и минусами и должен был наверстать упущенное, но для меня не очевидно, что суд однозначно поддержит МПР. Если же решение будет в пользу последнего, то должны быть компенсированы не только затраты нефтекомпании, но и упущенная выгода. Поскольку она получила лицензию до 1998 года, то вправе заявить, что эти средства могла бы вложить в ГКО с их дикой доходностью. Тогда цена ущерба будет колоссальной, ибо упущенная выгода связана с заинтересованностью государства в инвестициях в производственную деятельность, которые и осуществлял "ЛУКОЙЛ", вкладывая деньги в долгосрочные проекты. Я не думаю, что в случае вынесения на конкурс этого участка новый добросовестный инвестор захочет получить лицензию, которая находится в состоянии судебной тяжбы. Более того, в качестве обеспечительной меры тут может быть наложен запрет на распоряжение ею, что резко уменьшит набор потенциальных предложений, а государство получит меньше дохода. Отняв у "ЛУКОЙЛА" лицензию, оно не выиграет, потому что здесь важны не только темпы добычи нефти, но и темпы ее транспортировки в систему. Сырье из Тимано-Печоры можно отправлять либо через морской терминал Варандей, который делает "ЛУКОЙЛ" под свои месторождения, либо через строящуюся Балтийскую трубопроводную систему, которая на сегодняшний день испытывает достаточно серьезные проблемы с финансированием. Поэтому сдерживающим фактором станет уже не нефтегигант, а государство в лице своей нефтетранспортной монополии. Есть еще одна проблема: компании, которые придут на смену "ЛУКОЙЛу", будут обречены на заведомо более низкую норму возврата инвестиций, поскольку качественная тимано-печорская нефть будет поступать в БТС, на выходе из которой компаниям будет выдана идущая по системе "Транснефти" менее качественная смесь Urals. Новые компании также не смогут пользоваться основными фондами, имуществом, активами, которые там созданы, пока будет продолжаться судебное разбирательство. Не станут же они бурить новые скважины параллельно существующим? Это типичный нонсенс. В общем, в этой ситуации возможно только полюбовное решение".
     Говоря о скандале с "Северной нефтью", Конопляник пояснил, что МПР пытается лишить ее лицензии за то, что она не перечислила средства на нужды социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, в то время как руководство компании утверждает, что дело в окружных властях, которые до сих пор не приняли ни бюджет, ни программу и не предоставили реквизиты. Компания не имеет права отправлять деньги просто абы куда. Получается, государство само создало предпосылки для невыполнения условий лицензионного соглашения. Однако, подчеркнул Конопляник, в рамках лицензионного соглашения, основанного на нормах административного права, трудно предъявлять встречные иски и доказывать, что это невыполнение было результатом не разгильдяйства руководства компаний, а неадекватных действий того же государства. "В любой ситуации развязка должна быть принципиальной, - заметил он. - Если убрать всю политику, то проблема заключается в том, что система выдачи и отзыва лицензий у нас является как бы двоичной: есть только два крайних решения - либо выдать, либо отобрать. А мне кажется, должна быть целая шкала промежуточных решений. Основные параметры лицензионного соглашения завязаны на уровне добычи нефти. Так вот, если вы не выполните график, вам не будут грозить отъемом лицензии, как сейчас, а накажут рублем, т.е. наложат некие штрафные санкции, величина которых будет зависеть от масштаба невыполнения вами условий, но даст вам возможность наверстать упущенное без утраты лицензии".

Последние поступления на

09.01.2025

Статьи

737. Клубок пост-транзитных интересов: рубить нельзя развязывать… // «Нефтегазовая Вертикаль», 2024, № 5, с.50-62 (часть 3).

745. Новая ловушка для России. // «Нефтегазовая Вертикаль», 2024,№11, с.62-73, 107 (часть 4)

754. Борьба с энергетической бедностью должна стать флагманским проектом БРИКС. Необходимы единая политика и переход от экспорта к технологическому сотрудничеству. // «Независимая газета - ежемесячное приложение «НГ-Энергия»»: электронная версия, 07.10.2024 "Бумажная версия" - 08.10.2024

753. Борьба с энергетической бедностью как флагманский проект России для БРИКС и Глобального Юга. Для его реализации необходимо сложение компетенций компаний заинтересованных государств. // «Ведомости», 04.10.2024

Презентации

Пирамида энерготехнологической кооперации в рамках "БРИКС-плюс" как возможный ответ на новые вызовы перед Россией и миром. // Выступление на международной научной конференции «Влияние экзогенных шоков на мировой энергетический переход: радикализация, замедление или откат?», ИМЭМО РАН, Москва, 19.12.2024

Техника, логистика, экономика, перспективы экспорта газа. // // Выступление в рамках Молодежного совета Минэнерго РФ, Москва, 25.10.2024

Эволюция мировых энергетических рынков и вызовы для России. // Выступление в Уфимском государственном нефтяном техническом университете, Уфа, 07.11.2024 Видео / Rutube

ТВ/радио-интервью и комментарии

№22. 31.10.2024: Дирижабли ДЛЯ СПГ! Инновационное решение для газификации России?! // Интервью Борису Марцинкевичу на канале «Геоэнергетика-ИНФО»

№21. 29.10.2024: Зеленая Энергетика: Миф или Реальность? Правда о ВИЭ и Энергетической Бедности. // Интервью Борису Марцинкевичу на канале «Геоэнергетика-ИНФО».

№20. 08.10.20244: Участие в программе Артура Гаспаряна «Маршруты транзита газ в ЕС из России». // Телеканал «СоловьевLive».

№19. 29.09.2024: Участие в программе Дмитрия Евстафьева «Профессор смотрит в мир» на тему «РЭН и новое энергетическое картеллирование» . // Телеканал «СолрвьевLive».

№18. 27.09.2024: Геополитика энергетики: куда Россия направит свои ресурсы. (Газовый рынок ЕС Утерян НАВСЕГДА. Газпром, а ГАЗ ТЕПЕРЬ КУДА?). Б.Марцинкевич, А.Конопляник. // Геоэнергетика-ИНФО.

№17. 24.09.2024: Газовая война: Россия, Европа и конец Транзита Газа через Украину. Б.Марцинкевич, А.Конопляник. // Геоэнергетика-ИНФО.

Монографии

109. The role of the ECT in EU–Russia energy relations: from its high importance in relations to the fall of relations itself and to withdrawal from the ECT by both (Chapter 10, pp. 157-223) – in: Research Handbook on EU Energy Law and Policy, Second Edition, Edited by Rafael Leal-Arcas // Edward Elgar Publishing Ltd., September 2024, 512 pp.

108. Влияние новый технологий на глобальную конкуренцию на рынках сырьевых материалов: монография / под ред. А.А.Конопляника, О.И.Маликовой, К.С.Ситкиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024 – 375 с. (Введение, гл. 1, 2, 3, п.3.1, 3.2 (совм. с А.А.Сергаевой), 3.4 (совм. с А.К.Хаугом), 3.5 (совм. с В.В.Ворошиловым), гл. 4, 6, п. 6.1, 6.2 (совм. с В.В.Бузовским, Ю.А.Поповой, Н.В.Трошиной), 6.3, Заключение)

107. Appendix: Gas infrastructure in Eurasia and the role of the Energy Charter: transit issues between Russia and European Union in the past and investment issues within Asian part of Eurasia in the future (pp.507-522). – in: Commentary on the Energy Charter Treaty, 2nd edition, Edited by Rafael Leal-Arcas, Edward Elgar Publishing / Elgar Commentaries series, 05 December 2023, 596 pp. (ISBN: 978 1 03531 627 4)



106. Chapter 4: Russia-EU energy relations: Most recent stages of long-term fluctuations and future research agenda (pp.57-92) (https://doi.org/10.4337/9781789901764.00014). – in “A Research Agenda for Energy Politics”, Edited by Jennifer I. Considine, Sylvain Cote, Douglas Cooke, and Geoffrey Wood, Edward Elgar Publishing, 25.04.2023, 388 pp. (ISBN: 978 1 78990 175 7)



105. Эволюция энергетических рынков и механизмов ценообразования на невозобновляемые энергоресурсы (глава 1, с.15-67) – в кн.: «Биржевая торговля энергоресурсами: истоки и развитие» (монография / авторский коллектив) под ред. Н.А. Иванова. – М.: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2022, 367 с. (ISBN 978-5-91961-459-3).Титульный лист и оглавление.