English

ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ О СИТУАЦИИ С ОТЪЕМОМ ЛИЦЕНЗИЙ

"Статья 7-я закона "О недрах" написана таким образом, что в ней нет исчерпывающего и бесспорного толкования формулировок и перечня оснований, на базе которых может изыматься лицензия на разработку месторождений. Поэтому компании вправе оспаривать правомочность действий Министерства природных ресурсов", - заявил в интервью ИМА-пресс президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования Андрей Конопляник, комментируя последние действия Минприроды РФ, отозвавшего у "Северной нефти" лицензию на разработку вала Гамбурцева и намеренного сделать то же самое с месторождениями "Архангельскгеодобычи", дочернего предприятия "ЛУКОЙЛа". "Претензии к нефтегиганту, - продолжил он, - могут быть оспорены в связи с тем, что "Архангельскгеодобыча" работала с отставанием лишь до покупки ее контрольного пакета акций "ЛУКОЙЛом", который не должен нести ответственности за действия, совершенные его предшественниками. Ведь потеря темпа и времени была осуществлена предыдущим менеджментом. Правомочно ли критиковать концерн за грехи, которые он не совершал? Министерство, конечно, будет говорить, что "ЛУКОЙЛ" получил лицензию со всеми ее плюсами и минусами и должен был наверстать упущенное, но для меня не очевидно, что суд однозначно поддержит МПР. Если же решение будет в пользу последнего, то должны быть компенсированы не только затраты нефтекомпании, но и упущенная выгода. Поскольку она получила лицензию до 1998 года, то вправе заявить, что эти средства могла бы вложить в ГКО с их дикой доходностью. Тогда цена ущерба будет колоссальной, ибо упущенная выгода связана с заинтересованностью государства в инвестициях в производственную деятельность, которые и осуществлял "ЛУКОЙЛ", вкладывая деньги в долгосрочные проекты. Я не думаю, что в случае вынесения на конкурс этого участка новый добросовестный инвестор захочет получить лицензию, которая находится в состоянии судебной тяжбы. Более того, в качестве обеспечительной меры тут может быть наложен запрет на распоряжение ею, что резко уменьшит набор потенциальных предложений, а государство получит меньше дохода. Отняв у "ЛУКОЙЛА" лицензию, оно не выиграет, потому что здесь важны не только темпы добычи нефти, но и темпы ее транспортировки в систему. Сырье из Тимано-Печоры можно отправлять либо через морской терминал Варандей, который делает "ЛУКОЙЛ" под свои месторождения, либо через строящуюся Балтийскую трубопроводную систему, которая на сегодняшний день испытывает достаточно серьезные проблемы с финансированием. Поэтому сдерживающим фактором станет уже не нефтегигант, а государство в лице своей нефтетранспортной монополии. Есть еще одна проблема: компании, которые придут на смену "ЛУКОЙЛу", будут обречены на заведомо более низкую норму возврата инвестиций, поскольку качественная тимано-печорская нефть будет поступать в БТС, на выходе из которой компаниям будет выдана идущая по системе "Транснефти" менее качественная смесь Urals. Новые компании также не смогут пользоваться основными фондами, имуществом, активами, которые там созданы, пока будет продолжаться судебное разбирательство. Не станут же они бурить новые скважины параллельно существующим? Это типичный нонсенс. В общем, в этой ситуации возможно только полюбовное решение".
     Говоря о скандале с "Северной нефтью", Конопляник пояснил, что МПР пытается лишить ее лицензии за то, что она не перечислила средства на нужды социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, в то время как руководство компании утверждает, что дело в окружных властях, которые до сих пор не приняли ни бюджет, ни программу и не предоставили реквизиты. Компания не имеет права отправлять деньги просто абы куда. Получается, государство само создало предпосылки для невыполнения условий лицензионного соглашения. Однако, подчеркнул Конопляник, в рамках лицензионного соглашения, основанного на нормах административного права, трудно предъявлять встречные иски и доказывать, что это невыполнение было результатом не разгильдяйства руководства компаний, а неадекватных действий того же государства. "В любой ситуации развязка должна быть принципиальной, - заметил он. - Если убрать всю политику, то проблема заключается в том, что система выдачи и отзыва лицензий у нас является как бы двоичной: есть только два крайних решения - либо выдать, либо отобрать. А мне кажется, должна быть целая шкала промежуточных решений. Основные параметры лицензионного соглашения завязаны на уровне добычи нефти. Так вот, если вы не выполните график, вам не будут грозить отъемом лицензии, как сейчас, а накажут рублем, т.е. наложат некие штрафные санкции, величина которых будет зависеть от масштаба невыполнения вами условий, но даст вам возможность наверстать упущенное без утраты лицензии".

Последние поступления на

02.08.2022

Статьи

Американский СПГ в ЕС против России и самой Европы. // «Энергетическая политика», №7(173), июль 2022, с. 26-39 (версия на сайте журнала), (анонс статьи)

Указ Президента адаптирует проект СРП «Сахалин-2» к пост-санкционным реалиям. В России создан пилотный инструмент минимизации рисков для российских инвестпроектов на этапе деглобализации. // «Независимая газета – «НГ-Энергия» - интернет версия», 17.06.2022 Статья на сайте «НГ-Энергия».

История проекта Сахалин-2. // «Эксперт», 2022, №28, 11-17 июля, с. 20-21. Статья на сайте «Эксперта».

Презентации

EU & US against Russian gas in favor of (US) LNG; US LNG against Russian gas and the EU; US LNG to enter EU from the East? // Presentation at the IENE 13th SE Europe Energy Dialogue (SEEED) “Energy Security, Market Integration and Sustainability in SE Europe”, Thessaloniki, June 16 - 17, 2022, online. Speaking notes. Полное видео выступления на YouTube (выступление А. А. Конопляника c 1:14:00 по 1:31:00). Фрагмент видео с выступлением А. А. Конопляника.

Российский газовый экспорт в Европу: внешние вызовы до и в условиях санкций (усиление попыток США вытеснить российский газ из ЕС, программы ухода от российского энергоимпорта) – и ответные меры. // Выступление в Дипломатической Академии МИД РФ, 28.04.2022. Информация о выступлении на сайте академии. Информация о выступлении на сайте академии (Версия для печати)

Российский газовый экспорт в условиях санкций и энергоперехода к низкоэмиссионному технологическому укладу: возможные алгоритмы поведения до и после завершения СВО на Украине. // Выступление в рамках Круглого стола «Возможности поддержки и развития газового экспорта в условиях энергоперехода», Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 22.04.2022, онлайн

ТВ/радио-интервью и комментарии

27.07.2022: Участие в программе «Мнение» на тему « «Газовый кризис ЕС — это спецоперация США против нас и Европы» — Андрей Конопляник». // Телеканал News Front. Интервью на сайте телеканала

27.07.2022: Участие в программе «Полный контакт с Владимиром Соловьевым» на тему «Новая энергетическая реальность». // Телеканал СоловьевLive

25.07.2022: Участие в программе «Время Голованова» на тему «Война за энергетику». // Телеканал СоловьевLive

Монографии

104. The prospects of a Black Sea/Danube small-scale LNG market, p.879-881. – in: SE EUROPE ENERGY OUTLOOK 2021/2022, IENE, 2022, 1380 pp. Описание обзора SEE Energy Outlook 2021/2022. Содержание. Текст А. А. Конопляника.



103. Особенности седьмого энергоперехода и его развилки и взаимоприемлемые внешнеэкономические решения для России, с. 231-252 (глава 2.1). – в кн: Системные исследования в энергетике: энергетический переход / Под ред. Н.И. Воропая и А.А. Макарова. — ИСЭМ СО РАН, 2021. — 594 с. Титульный лист и оглавление.



102. Hydrogen strategies EU, Germany, Russia: how to correlate different interests & the role of Russia-EU Energy Dialogue (Водородные стратегии ЕС, ФРГ, России: какова зона совпадения несовпадающих интересов и роль Энергодиалога РФ-ЕС), с. 6-18. - в кн.: (Научное издание) Международная научная конференция «ЭНЕРГЕТИКА XXI ВЕКА: ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА, ЭКОЛОГИЯ»; СБОРНИК ДОКЛАДОВ 2019–2020 гг. / Под ред. И.А. Максимцева и Д.В. Василенко, Издательство СПбГЭУ, Санкт-Петербург, 2021, 115 с. Содержание сборника