English

ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ О СИТУАЦИИ С ОТЪЕМОМ ЛИЦЕНЗИЙ

"Статья 7-я закона "О недрах" написана таким образом, что в ней нет исчерпывающего и бесспорного толкования формулировок и перечня оснований, на базе которых может изыматься лицензия на разработку месторождений. Поэтому компании вправе оспаривать правомочность действий Министерства природных ресурсов", - заявил в интервью ИМА-пресс президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования Андрей Конопляник, комментируя последние действия Минприроды РФ, отозвавшего у "Северной нефти" лицензию на разработку вала Гамбурцева и намеренного сделать то же самое с месторождениями "Архангельскгеодобычи", дочернего предприятия "ЛУКОЙЛа". "Претензии к нефтегиганту, - продолжил он, - могут быть оспорены в связи с тем, что "Архангельскгеодобыча" работала с отставанием лишь до покупки ее контрольного пакета акций "ЛУКОЙЛом", который не должен нести ответственности за действия, совершенные его предшественниками. Ведь потеря темпа и времени была осуществлена предыдущим менеджментом. Правомочно ли критиковать концерн за грехи, которые он не совершал? Министерство, конечно, будет говорить, что "ЛУКОЙЛ" получил лицензию со всеми ее плюсами и минусами и должен был наверстать упущенное, но для меня не очевидно, что суд однозначно поддержит МПР. Если же решение будет в пользу последнего, то должны быть компенсированы не только затраты нефтекомпании, но и упущенная выгода. Поскольку она получила лицензию до 1998 года, то вправе заявить, что эти средства могла бы вложить в ГКО с их дикой доходностью. Тогда цена ущерба будет колоссальной, ибо упущенная выгода связана с заинтересованностью государства в инвестициях в производственную деятельность, которые и осуществлял "ЛУКОЙЛ", вкладывая деньги в долгосрочные проекты. Я не думаю, что в случае вынесения на конкурс этого участка новый добросовестный инвестор захочет получить лицензию, которая находится в состоянии судебной тяжбы. Более того, в качестве обеспечительной меры тут может быть наложен запрет на распоряжение ею, что резко уменьшит набор потенциальных предложений, а государство получит меньше дохода. Отняв у "ЛУКОЙЛА" лицензию, оно не выиграет, потому что здесь важны не только темпы добычи нефти, но и темпы ее транспортировки в систему. Сырье из Тимано-Печоры можно отправлять либо через морской терминал Варандей, который делает "ЛУКОЙЛ" под свои месторождения, либо через строящуюся Балтийскую трубопроводную систему, которая на сегодняшний день испытывает достаточно серьезные проблемы с финансированием. Поэтому сдерживающим фактором станет уже не нефтегигант, а государство в лице своей нефтетранспортной монополии. Есть еще одна проблема: компании, которые придут на смену "ЛУКОЙЛу", будут обречены на заведомо более низкую норму возврата инвестиций, поскольку качественная тимано-печорская нефть будет поступать в БТС, на выходе из которой компаниям будет выдана идущая по системе "Транснефти" менее качественная смесь Urals. Новые компании также не смогут пользоваться основными фондами, имуществом, активами, которые там созданы, пока будет продолжаться судебное разбирательство. Не станут же они бурить новые скважины параллельно существующим? Это типичный нонсенс. В общем, в этой ситуации возможно только полюбовное решение".
     Говоря о скандале с "Северной нефтью", Конопляник пояснил, что МПР пытается лишить ее лицензии за то, что она не перечислила средства на нужды социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, в то время как руководство компании утверждает, что дело в окружных властях, которые до сих пор не приняли ни бюджет, ни программу и не предоставили реквизиты. Компания не имеет права отправлять деньги просто абы куда. Получается, государство само создало предпосылки для невыполнения условий лицензионного соглашения. Однако, подчеркнул Конопляник, в рамках лицензионного соглашения, основанного на нормах административного права, трудно предъявлять встречные иски и доказывать, что это невыполнение было результатом не разгильдяйства руководства компаний, а неадекватных действий того же государства. "В любой ситуации развязка должна быть принципиальной, - заметил он. - Если убрать всю политику, то проблема заключается в том, что система выдачи и отзыва лицензий у нас является как бы двоичной: есть только два крайних решения - либо выдать, либо отобрать. А мне кажется, должна быть целая шкала промежуточных решений. Основные параметры лицензионного соглашения завязаны на уровне добычи нефти. Так вот, если вы не выполните график, вам не будут грозить отъемом лицензии, как сейчас, а накажут рублем, т.е. наложат некие штрафные санкции, величина которых будет зависеть от масштаба невыполнения вами условий, но даст вам возможность наверстать упущенное без утраты лицензии".

Последние поступления на

31.07.2018

Статьи

The EU, Russia and the Fair Gas Trade debate (introductory article and conversation of A.Konoplyanik with K.D.Borchardt) // “Global Gas Perspectives”, 06.07.2018, (www.naturalgasworld.com/ggp-62532/)

Эффект «твитломатии» Трампа или новый консенсус? // «Нефть и капитал», июль-август 2018, № 7-8, с. 4-9.

Газовый пакет 2020 и Quo Vadis (интервью с К.Д,Борхардтом) // «Нефтегазовая Вертикаль», 2018, №12, с. 10-17.

Презентации

Российский газ в Европу: от линейной (радиальной) к радиально-кольцевой системе поставок - и новая роль транзита // Выступление на 14-м Российском Нефтегазовом Конгрессе (RPGC) в рамках 15-й Международной выставки «Нефть и газ» (MIOGE), Москва, 19 июня 2018 г.

Перспективы и целевые рынки для экспорта малотоннажного СПГ из РФ в Европу // Выступление на конференции «СПГ Конгресс Россия 2018», Восток капитал, Москва, Балчуг Кемпински, 07.06.2018 (совместно с А.Сергаевой).

Quo Vadis Final Report: Policy Recommendations leave the space for interpretations, thus require clarifications // Presentation at the 25th meeting of Work Stream 2 "Internal Markets" of the Russia-EU Gas Advisory Council/32nd round of Informal Russia-EU Consultations on EU Regulatory Issues, ENTSOG, Brussels, May 3rd, 2018

ТВ/радио-интервью и комментарии



06.06.2018: Участие в аналитической программе «Бабич. Тренд» на телеканале РБК на тему: «Нефть: неудержимый рост цен. США просит ОПЕК продлить добычу». Видео на сайте РБК.

04.05.2018: «Андрей Конопляник: отношения между Россией и Прибалтикой определит экономика»

23.04.2018: ««Газпром» не виноват в энергетической зависимости Европы»

Монографии

«Экспорт» (с. 149-153) - в кн.: «Возможности и перспективы развития малотоннажного СПГ в России», Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО, июль 2018 г., 187 с.www.energy.skolkovo.ru/ru/senec/research/transformation/



Эволюция системы ценообразования на мировом энергетическом рынке: экономические последствия для России / под ред. О. И. Маликовой, Е. С. Орловой. — М: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017. — 432 с. (главы 1, 2, 3.1-3.2, 5.2)



“The (New) Political Economy of Oil and Gas: The Implications of the Changing Dominant Paradigm of International Energy Development” (Chapter 16, pp. 241-278) – in: “International Political Economy of Oil & Gas: Governing the Resources in a Changing Political, Regulatory and Business Contexts”, Palgrave Macmillan, 2017, XXI+300 pp.