English

Президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования А. Конопляник: снизив экспорт, Россия пошла не столько навстречу пожеланиям ОПЕК, сколько навстречу самой себе

ИМА-пресс, 06.12.01. Премьер Михаил Касьянов уговорил руководителей крупнейших нефтяных компаний сократить экспорт нефти на 150.000 баррелей в сутки. Как заявил в интервью ИМА-пресс президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования Андрей Конопляник, комментируя данный шаг, "сегодня нужно рассматривать две группы интересов России: краткосрочные и долгосрочные". "Краткосрочные, сиюминутные, - пояснил он, - требуют не идти навстречу просьбам ОПЕК о коллективном снижении экспорта, а, наоборот, сохранить его на прежнем уровне или даже нарастить, заняв высвобождающуюся нишу, и тем самым попытаться заработать за счет расширения поставок в условиях катастрофического снижения цен. Если говорить о долгосрочных интересах, то и страна, и ее нефтяные компании заинтересованы в том, чтобы в дальней перспективе цены были стабильные - высокие, низкие, средние, любые, но предсказуемые, чтобы получать устойчивые ценовые сигналы для соответствующего инвестиционного поведения компаний. России как стране, которая является крупным производителем и экспортером и собирается использовать свою нефтяную промышленность не только, чтобы заработать нефтедоллары, но и чтобы создать стимулы для экономического роста в других отраслях, обеспечив их заказами, важна предсказуемость цен. Поэтому позиция некоторых нефтяных компаний, в частности "ЛУКОЙЛа" и ТНК, выступающих за снижение добычи, мне достаточно близка. Надо понять, что Россия пошла не столько навстречу пожеланиям ОПЕК, сколько навстречу самой себе, действуя в собственных долгосрочных инвестиционных интересах. Сегодняшняя ситуация в корне отличается от той, что сложилась в 1997 году, когда произошел экономический кризис в Азии. Страны этого региона монопольно зависят от поставок ОПЕК, поэтому снижение спроса на нефть привело к нарушению дисциплины поставок внутри Организации и к снижению цен. Однако тогда нас никто не просил "подставить плечо". Сегодня начинается экономический кризис в Америке и Европе, затрагивающий интересы не только картеля, но и других крупных поставщиков - Мексики, Норвегии, России. Поэтому именно сейчас, в 2001 году, ОПЕК обратился к РФ с просьбой взять на себя - временно - часть издержек по нормализации рынка. Напомню, что эти призывы звучали не раз, но мы вели себя до вчерашнего дня неадекватно современному состоянию рынка, видимо, считая, что оно осталось таким же, каким было в 70-е, когда ОПЕК являлась абсолютным монополистом в добыче нефти и в установлении цен. Сейчас же картель - всего лишь один из крупных игроков. И цены к тому же устанавливает с 1986 года не он, а биржа, которая трансформирует их в соответствии с ожиданиями. Наступает рецессия в крупнейших странах-потребителях жидкого топлива, значит, увеличивается избыток предложения и котировки идут вниз. В этих условиях заявлять устами членов правительства, что Россия не будет снижать экспорт, хотя бы в пределах ежегодного сезонного его сокращения, значит способствовать развязыванию ценовой войны. Если вспомнить, в четвертом квартале 2000 года по сравнению с третьим мы снизили экспорт на 30.000 баррелей в сутки, т.е. именно на столько, сколько обещали ОПЕК уже в 2001-м. А если посчитать в среднем с 1995 года по 2001-й, получится сезонное снижение в 110.000 баррелей, за период с 1997 по 2001-й - в 150.000 баррелей в сутки. Все это связано с обычным снижением экспорта зимой, когда повышается внутреннее потребление. Так что мы совершенно спокойно могли сократить поставки чисто технически гораздо раньше, не выдавая это за некое перенапряжение сил и не раскачивая рынок - ту "общую лодку", в которой мы находимся вместе с другими производителями и потребителями. Надеюсь, вчерашнее решение правительства - начало нового, более адекватного поведения страны на мировом нефтяном рынке".

Последние поступления на

09.06.2018

Статьи

Зарождение рынка сжиженного природного газа в Дунайском регионе (Аналогии развития рынка СПГ Дунайского региона и региона Северного и Балтийского морей) // «Транспорт на альтернативном топливе», 2018, №2 (62), с.32-43 (в соавторстве с А.Сергаевой)

Модельные аспекты проекта Еврокомиссии по реформированию газового рынка ЕС «Quo Vadis» // «Энергетическая политика», 2018, выпуск 2, с. 46-57 (в соавторстве с Горячевым А. А.).

«Четвертый энергопакет ЕС? К чему готовиться «Газпрому» в Европе». // «Нефтегазовая Вертикаль», 2018, №3, с. 26-36.

Презентации

Quo Vadis Final Report: Policy Recommendations leave the space for interpretations, thus require clarifications // Presentation at the 25th meeting of Work Stream 2 "Internal Markets" of the Russia-EU Gas Advisory Council/32nd round of Informal Russia-EU Consultations on EU Regulatory Issues, ENTSOG, Brussels, May 3rd, 2018

Риски и вызовы для России и мира в связи с грядущим переходом к новой парадигме развития мировой энергетики // Выступление на конференции «Трансформация мировой энергетики: новые подходы», Москва, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 12 апреля 2018 г.

Russian gas: why new pipelines to Europe are needed // Presentation at the American Chamber of Commerce Energy Committee meeting, Moscow, 10 April 2018

ТВ/радио-интервью и комментарии



06.06.2018: Участие в аналитической программе «Бабич. Тренд» на телеканале РБК на тему: «Нефть: неудержимый рост цен. США просит ОПЕК продлить добычу». Видео на сайте РБК.

04.05.2018: «Андрей Конопляник: отношения между Россией и Прибалтикой определит экономика»

23.04.2018: ««Газпром» не виноват в энергетической зависимости Европы»

Монографии

92. Эволюция системы ценообразования на мировом энергетическом рынке: экономические последствия для России / под ред. О. И. Маликовой, Е. С. Орловой. — М: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017. — 432 с. (главы 1, 2, 3.1-3.2, 5.2)



“The (New) Political Economy of Oil and Gas: The Implications of the Changing Dominant Paradigm of International Energy Development” (Chapter 16, pp. 241-278) – in: “International Political Economy of Oil & Gas: Governing the Resources in a Changing Political, Regulatory and Business Contexts”, Palgrave Macmillan, 2017, XXI+300 pp.



“The role of the ECT in EU-Russia energy relations” (Chapter 7, pp. 114-149) – in: “Research Handbook on EU Energy Law and Policy”, Edward Elgar Publishing, 2017, 576 pp. Оглавление, Введение/краткое содержание глав.