English | ||||||||||
Страничка д.э.н., проф. А.А.Конопляника | ||||||||||
Президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования А. Конопляник: снизив экспорт, Россия пошла не столько навстречу пожеланиям ОПЕК, сколько навстречу самой себеИМА-пресс, 06.12.01. Премьер Михаил Касьянов уговорил руководителей крупнейших нефтяных компаний сократить экспорт нефти на 150.000 баррелей в сутки. Как заявил в интервью ИМА-пресс президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования Андрей Конопляник, комментируя данный шаг, "сегодня нужно рассматривать две группы интересов России: краткосрочные и долгосрочные". "Краткосрочные, сиюминутные, - пояснил он, - требуют не идти навстречу просьбам ОПЕК о коллективном снижении экспорта, а, наоборот, сохранить его на прежнем уровне или даже нарастить, заняв высвобождающуюся нишу, и тем самым попытаться заработать за счет расширения поставок в условиях катастрофического снижения цен. Если говорить о долгосрочных интересах, то и страна, и ее нефтяные компании заинтересованы в том, чтобы в дальней перспективе цены были стабильные - высокие, низкие, средние, любые, но предсказуемые, чтобы получать устойчивые ценовые сигналы для соответствующего инвестиционного поведения компаний. России как стране, которая является крупным производителем и экспортером и собирается использовать свою нефтяную промышленность не только, чтобы заработать нефтедоллары, но и чтобы создать стимулы для экономического роста в других отраслях, обеспечив их заказами, важна предсказуемость цен. Поэтому позиция некоторых нефтяных компаний, в частности "ЛУКОЙЛа" и ТНК, выступающих за снижение добычи, мне достаточно близка. Надо понять, что Россия пошла не столько навстречу пожеланиям ОПЕК, сколько навстречу самой себе, действуя в собственных долгосрочных инвестиционных интересах. Сегодняшняя ситуация в корне отличается от той, что сложилась в 1997 году, когда произошел экономический кризис в Азии. Страны этого региона монопольно зависят от поставок ОПЕК, поэтому снижение спроса на нефть привело к нарушению дисциплины поставок внутри Организации и к снижению цен. Однако тогда нас никто не просил "подставить плечо". Сегодня начинается экономический кризис в Америке и Европе, затрагивающий интересы не только картеля, но и других крупных поставщиков - Мексики, Норвегии, России. Поэтому именно сейчас, в 2001 году, ОПЕК обратился к РФ с просьбой взять на себя - временно - часть издержек по нормализации рынка. Напомню, что эти призывы звучали не раз, но мы вели себя до вчерашнего дня неадекватно современному состоянию рынка, видимо, считая, что оно осталось таким же, каким было в 70-е, когда ОПЕК являлась абсолютным монополистом в добыче нефти и в установлении цен. Сейчас же картель - всего лишь один из крупных игроков. И цены к тому же устанавливает с 1986 года не он, а биржа, которая трансформирует их в соответствии с ожиданиями. Наступает рецессия в крупнейших странах-потребителях жидкого топлива, значит, увеличивается избыток предложения и котировки идут вниз. В этих условиях заявлять устами членов правительства, что Россия не будет снижать экспорт, хотя бы в пределах ежегодного сезонного его сокращения, значит способствовать развязыванию ценовой войны. Если вспомнить, в четвертом квартале 2000 года по сравнению с третьим мы снизили экспорт на 30.000 баррелей в сутки, т.е. именно на столько, сколько обещали ОПЕК уже в 2001-м. А если посчитать в среднем с 1995 года по 2001-й, получится сезонное снижение в 110.000 баррелей, за период с 1997 по 2001-й - в 150.000 баррелей в сутки. Все это связано с обычным снижением экспорта зимой, когда повышается внутреннее потребление. Так что мы совершенно спокойно могли сократить поставки чисто технически гораздо раньше, не выдавая это за некое перенапряжение сил и не раскачивая рынок - ту "общую лодку", в которой мы находимся вместе с другими производителями и потребителями. Надеюсь, вчерашнее решение правительства - начало нового, более адекватного поведения страны на мировом нефтяном рынке". |
Последние поступления на
Статьи
745. Новая ловушка для России. // «Нефтегазовая Вертикаль», 2024,№11, с.62-73, 107 (часть 4) Презентации
Децентрализованная газификация и энергоснабжение на основе малотоннажного СПГ, беспилотных грузовых дирижаблей и модульной энергетической инфраструктуры. Якутия как пилотный проект для российского Зауралья и Арктической зоны, а затем, через БРИКС, для зарубежной Азии, Африки, Латинской Америки… // Выступление на стратегической сессии Правительства Республики Саха (Якутия) «Развитие промышленности Якутии», Якутск, 09.11.2024 (онлайн)
ТВ/радио-интервью и комментарии
№22. 31.10.2024: Дирижабли ДЛЯ СПГ! Инновационное решение для газификации России?! // Интервью Борису Марцинкевичу на канале «Геоэнергетика-ИНФО» Монографии
109. The role of the ECT in EU–Russia energy relations: from its high importance in relations to the fall of relations itself and to withdrawal from the ECT by both (Chapter 10, pp. 157-223) – in: Research Handbook on EU Energy Law and Policy, Second Edition, Edited by Rafael Leal-Arcas // Edward Elgar Publishing Ltd., September 2024, 512 pp. 106. Chapter 4: Russia-EU energy relations: Most recent stages of long-term fluctuations and future research agenda (pp.57-92) (https://doi.org/10.4337/9781789901764.00014). – in “A Research Agenda for Energy Politics”, Edited by Jennifer I. Considine, Sylvain Cote, Douglas Cooke, and Geoffrey Wood, Edward Elgar Publishing, 25.04.2023, 388 pp. (ISBN: 978 1 78990 175 7) 105. Эволюция энергетических рынков и механизмов ценообразования на невозобновляемые энергоресурсы (глава 1, с.15-67) – в кн.: «Биржевая торговля энергоресурсами: истоки и развитие» (монография / авторский коллектив) под ред. Н.А. Иванова. – М.: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2022, 367 с. (ISBN 978-5-91961-459-3).Титульный лист и оглавление. |