English

Президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования А. Конопляник: снизив экспорт, Россия пошла не столько навстречу пожеланиям ОПЕК, сколько навстречу самой себе

ИМА-пресс, 06.12.01. Премьер Михаил Касьянов уговорил руководителей крупнейших нефтяных компаний сократить экспорт нефти на 150.000 баррелей в сутки. Как заявил в интервью ИМА-пресс президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования Андрей Конопляник, комментируя данный шаг, "сегодня нужно рассматривать две группы интересов России: краткосрочные и долгосрочные". "Краткосрочные, сиюминутные, - пояснил он, - требуют не идти навстречу просьбам ОПЕК о коллективном снижении экспорта, а, наоборот, сохранить его на прежнем уровне или даже нарастить, заняв высвобождающуюся нишу, и тем самым попытаться заработать за счет расширения поставок в условиях катастрофического снижения цен. Если говорить о долгосрочных интересах, то и страна, и ее нефтяные компании заинтересованы в том, чтобы в дальней перспективе цены были стабильные - высокие, низкие, средние, любые, но предсказуемые, чтобы получать устойчивые ценовые сигналы для соответствующего инвестиционного поведения компаний. России как стране, которая является крупным производителем и экспортером и собирается использовать свою нефтяную промышленность не только, чтобы заработать нефтедоллары, но и чтобы создать стимулы для экономического роста в других отраслях, обеспечив их заказами, важна предсказуемость цен. Поэтому позиция некоторых нефтяных компаний, в частности "ЛУКОЙЛа" и ТНК, выступающих за снижение добычи, мне достаточно близка. Надо понять, что Россия пошла не столько навстречу пожеланиям ОПЕК, сколько навстречу самой себе, действуя в собственных долгосрочных инвестиционных интересах. Сегодняшняя ситуация в корне отличается от той, что сложилась в 1997 году, когда произошел экономический кризис в Азии. Страны этого региона монопольно зависят от поставок ОПЕК, поэтому снижение спроса на нефть привело к нарушению дисциплины поставок внутри Организации и к снижению цен. Однако тогда нас никто не просил "подставить плечо". Сегодня начинается экономический кризис в Америке и Европе, затрагивающий интересы не только картеля, но и других крупных поставщиков - Мексики, Норвегии, России. Поэтому именно сейчас, в 2001 году, ОПЕК обратился к РФ с просьбой взять на себя - временно - часть издержек по нормализации рынка. Напомню, что эти призывы звучали не раз, но мы вели себя до вчерашнего дня неадекватно современному состоянию рынка, видимо, считая, что оно осталось таким же, каким было в 70-е, когда ОПЕК являлась абсолютным монополистом в добыче нефти и в установлении цен. Сейчас же картель - всего лишь один из крупных игроков. И цены к тому же устанавливает с 1986 года не он, а биржа, которая трансформирует их в соответствии с ожиданиями. Наступает рецессия в крупнейших странах-потребителях жидкого топлива, значит, увеличивается избыток предложения и котировки идут вниз. В этих условиях заявлять устами членов правительства, что Россия не будет снижать экспорт, хотя бы в пределах ежегодного сезонного его сокращения, значит способствовать развязыванию ценовой войны. Если вспомнить, в четвертом квартале 2000 года по сравнению с третьим мы снизили экспорт на 30.000 баррелей в сутки, т.е. именно на столько, сколько обещали ОПЕК уже в 2001-м. А если посчитать в среднем с 1995 года по 2001-й, получится сезонное снижение в 110.000 баррелей, за период с 1997 по 2001-й - в 150.000 баррелей в сутки. Все это связано с обычным снижением экспорта зимой, когда повышается внутреннее потребление. Так что мы совершенно спокойно могли сократить поставки чисто технически гораздо раньше, не выдавая это за некое перенапряжение сил и не раскачивая рынок - ту "общую лодку", в которой мы находимся вместе с другими производителями и потребителями. Надеюсь, вчерашнее решение правительства - начало нового, более адекватного поведения страны на мировом нефтяном рынке".

Последние поступления на

27.04.2017

Статьи

«Большая энергетическая Европа. Интервью с А.Конопляником» // Корпоративный журнал «Газпром», Январь-февраль 2017 г., № 1-2, с.12-17.

«Лица необщим выраженьем…» // «Нефтегазовая Вертикаль», 2017, № 3-4, с. 20.

Анализ стратегий освоения Арктического шельфа России ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром» // «Газовая промышленность», 2016, № 12 (746), с.16-22 (в соавторстве с В.Бузовским).

Презентации

«Проект Quo Vadis ЕС: путь к (мифическому) Четвертому энергопакету ЕС или попытка (корректной?) оценки эффективности выстроенной за 6 лет системы регулирования / функционирования формирующегося единого внутреннего рынка газа ЕС на базе Третьего энергопакета EC?» // Presentation at the EXPERT MEETING “Russian response to the upcoming 4th energy package - EU gas market regulatory framework”, 19 April 2017, Moscow School of Management SKOLKOVO

«Новая парадигма развития мировой энергетики и ее последствия для СПГ и газовой конкуренции в Европе» // Выступление на Международной Конференции «СПГ КОНГРЕСС РОССИЯ 2017», 15-17 марта 2017, Москва

«О новой парадигме развития мировой энергетики, рисках и вызовах для России и мира» // Выступление на 176-м заседании Международного открытого постоянно действующего научного семинара «Экономические проблемы энергетического комплекса (семинар А.С.Некрасова)», Москва, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 28.02.2017

ТВ/радио-интервью и комментарии

Комментарий об истории, экономической мотивации и российско-европейских спорах в отношении «территориальных ограничений на продажу» в статье: Е.Калюков, Л.Подобедова, А.Басисини. "«Газпром» согласился снять ограничения на реэкспорт газа Европе" (РБК, 13.03.2017). PDF. Текст на сайте РБК.

Участие в программе РБК ТВ «Бабич. Тренд» на тему: «Нефть: год без шоков»

Участие в программе РБК ТВ «Бабич. Тренд» на тему: «Рынок нефти: надежды и реальность»

Монографии

«COP-21: цель или средство? Возможные последствия для России и международных рынков нефти и газа (размышления вслух на заданную тему) (с.54-64). – в кн.: «Мировые рынки нефти и природного газа: ужесточение конкуренции» / отв. Ред. С.В.Жуков. – М.: ИМЭМО РАН, 2017. – 192 с.



“The US Shale Gas Revolution And Its Economic Impacts In The Non-US Setting: A Russian Perspective” (pp. 65-106). – in: “Handbook of Shale Gas Law and Policy”/ed. by Tina Hunter, Intersentia, 2016, 412 pp.



Энергетика Евразии: новые тенденции и перспективы/Отв. редактор С.В. Жуков. - Москва, ИМЭМО РАН, 2016, 185 с. (глава «Россия: сложная адаптация к новым реалиям европейского газового рынка», с. 5-22).