Содержание
|
Предисловие | 9 |
Часть I. Привлечение иностранных инвестиций в российскую энергетику: экономика,
финансы, право (на примере нефтяного комплекса) |
Повышение энергоэффективности как стратегический подход к развитию ТЭК:
опыт преодоления мирового энергетического кризиса | 13 |
Глава 1. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА В РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ | 19 |
1.1. | Иностранные инвестиции как замыкающий источник финансирования российской энергетики | 19 |
1.2. | Иностранные инвестиции в России: исторический опыт | 24 |
1.3. | Спрос на иностранные инвестиции со стороны ТЭК России и возможность его удовлетворения | 27 |
Глава 2. РИСКОВАННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ТЭК РОССИИ | 34 |
2.1. | Риск инвестиционной деятельности в энергосырьевых отраслях с позиции инвестора | 34 |
2.2. | Существующие ограничения и риски для иностранных инвестиций в России | 37 |
Глава 3. МАГИСТРАЛЬНЫЙ ПУТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТОРОВ В ТЭК -
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ СРЕДЫ
В ЭНЕРГЕТИКЕ |
42 |
3.1. | Сотрудничество с Западом: необходимость смены форм взаимодействия | 42 |
3.2. | Российское законодательство: «три среза» законотворческой деятельности в энергетике | 43 |
3.3. | Европейская энергетическая хартия как инструмент формирования эффективной экономико-правовой среды в российской энергетике | 47 |
Глава 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕШНЕГО
ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ | 53 |
4.1. | Техническая помощь: предпроектное финансирование | 53 |
4.2. | Иностранные кредиты: от дефицитного к проектному финансированию | 54 |
4.3. | Прямые иностранные инвестиции: на пути к оптимальным формам договорных
отношений | 54 |
4.4. | Концепция привлечения иностранных инвестиций в российскую нефтяную
промышленность: кратко-, средне- и долгосрочные приоритеты | 59 |
4.5. | Продакшн-шэринг: попытка разумного компромисса между фискальным
и инвестиционным подходами к налогообложению инвесторов | 63 |
4.6. | Концепция легализации СРП в России (по версии разработчиков
законодательства об СРП) | 68 |
Выводы | 81 |
Часть II. Мировые энергетические рынки: закономерности развития |
1. | От монополии к конкуренции. Об основных закономерностях развития рынков
нефти и газа | 89 |
2. | Эволюция структуры нефтяного рынка (от сделок с реальным сырьем -
к сделкам с «бумажным» товаром) | 94 |
3. | Куда исчезли справочные цены? (Эволюция механизма ценообразования
на нефтяном рынке) | 104 |
4. | От прямого счета к обратному (эволюция формулы ценообразования) | 112 |
5. | И при низких ценах можно остаться с прибылью (уровни издержек
при нефтедобыче, динамика и факторы их изменения) | 118 |
6. | Новые роли открытий и переоценки запасов (научно-технический прогресс
и снижение издержек) | 122 |
7. | Когда спрос опережает предложение (стимулы и слагаемые процесса снижения
издержек) | 126 |
8. | Налоговый режим как фактор ценовой конъюнктуры: чем компенсировать
ухудшение природных условий добычи? | 132 |
9. | Россия и ОПЕК: союзники или конкуренты? | 134 |
10. | Баррель надежды нашей. Не упустить бы нефтяной шанс | 136 |
11. | Нефтяной рефери | 139 |
12. | Россия - ОПЕК: от конфронтации к многостороннему сотрудничеству | 141 |
13. | Ковыктинский проект и эффект объединения двух Корей | 157 |
Часть III. Освоение каспийской нефти |
1. | Ближний Восток, Россия и Каспий: новые маршруты нефтегазовых потоков? | 165 |
2. | Инвестиционные притязания Каспия (спрос на инвестиции в разработку
углеводородных ресурсов Каспия) | 169 |
3. | Каспийская нефть. В поисках рынков? В поисках капитала? В ожидании
высоких цен! | 178 |
4. | Баку - Джейхан: строить или не строить? | 185 |
5. | Каспийская нефть: новый взгляд на проблему баланса интересов | 190 |
Часть IV. Инвестиционный климат в российском ТЭК:
условия для финансирования проектов |
1. | Создание условий для частных инвестиций в энергетику | 207 |
2. | Горное законодательство России: перспективы повышения инвестиционной
привлекательности | 215 |
3. | Российский банк развития - где взять деньги для инвестиций? | 222 |
4. | Проектное финансирование в нефтегазовой промышленности: мировой опыт
и начало применения в России | 227 |
5. | Топливно-энергетический комплекс: инвестиционная политика | 254 |
6. | Анализ рисков финансирования нефтегазовых проектов: рейтинговая оценка
рисков | 260 |
7. | Андрей Конопляник: «Система конкурентоспособных производств важнее системы
(ложно понимаемых) национальных приоритетов». Интервью с «агентом
англо-американского углеводородного лобби» |
266 |
8. | Многосторонние международно-правовые инструменты как путь снижения
рисков проектного финансирования и стоимости привлечения заемных средств | 272 |
Часть V. Договор к Энергетической хартии и его инструменты |
1. | Договор к Энергетической хартии: «Ратифицировать надо, но не сегодня...» | 287 |
2. | Есть только один путь к ратификации ДЭХ: чтобы договориться, надо понять
возражения противной стороны | 291 |
3. | Страх либерализации | 296 |
4. | Протокол по транзиту к ДЭХ: проблемы, вызывающие озабоченность России,
и возможные пути их решения | 298 |
5. | Трудный путь к ДЭХ. Развитие энергетических рынков, Договор к Энергетической
хартии и законодательные приоритеты Президента В. Путина | 315 |
6. | Не потерять лицо | 319 |
7. | Протокол по транзиту к ДЭХ: на пути к согласию. Какой режим будет предоставлен
российскому газу на территории стран ЕС? | 323 |
8. | В условиях высокой конкуренции. О возможностях России по расширению
своего присутствия на европейском газовом рынке | 330 |
Часть VI. Эволюция режима СРП в России |
1. | К вопросу о разделе продукции в России | 343 |
2. | Некоторые предпосылки активизации инвестиционных процессов в экономике
страны (законодательство о разделе продукции и инвестиционный климат) | 354 |
3. | Кому достанутся деньги по проектам СРП? (Удастся ли создать в России
цивилизованный рынок нефтегазового машиностроения?) | 360 |
4. | Банки и СРП | 366 |
5. | Налоговый кодекс и соглашения о разделе продукции - два параллельных
режима пополнения государственного бюджета | 372 |
6. | Развитие законодательного и инвестиционного процесса в России в условиях
действия Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» | 376 |
7. | «Стулья» - завтра, деньги - сегодня. Как решить финансовые проблемы
российских нефтяников и машиностроителей, участвующих в СРП | 379 |
8. | К вопросу об ограничениях инвестора на заключение СРП без проведения конкур-
сов или аукционов (на примере Северо-Астраханского перспективного участка) | 383 |
9. | О порядке перевода мелких месторождений углеводородов на режим СРП
(в порядке обсуждения) | 394 |
10. | Политика российских компаний в отношении СРП | 403 |
11. | Спор об СРП: убрать конкурента | 408 |
12. | Ошибка Президента | 411 |
Часть VII. Концессии в России |
1. | Договор концессии: возможное место и роль в инвестиционном законодательстве
России | 429 |
2. | Как нефтедоллары превратить в инвестиции? Возможно, этому помогут
концессионные договоры | 437 |
3. | Концессии от Д'Арси до Козака - эволюция понятий | 443 |
Часть VIII. Энергетическая стратегия России и ее инструменты |
1. | К вопросу о создании в России Государственной нефтяной компании | 453 |
2. | Российский ТЭК на пути к новой энергетической политике страны
(переосмысливая задачи развития и возможные их решения) | 493 |
3. | Неизбежен ли кризис в российской нефтедобыче? | 509 |
4. | Силовые меры в России привычнее. Именно так правительство намерено
бороться с внутрикорпоративными ценами ВИНК | 515 |
5. | Выдержит ли скважина? О резервах улучшения законопроекта по налогу
на добычу полезных ископаемых | 521 |
6. | С новыми налогами, господа! Анализ ожидаемых результатов от налоговой
реформы нефтяной отрасли | 528 |
7. | От чего уходили - к тому и пришли. Новая налоговая система в недропользовании
оказалась ничуть не лучше прежней | 536 |
8. | Лицензионная политика как инструмент рационального управления нефтегазовым
комплексом | 538 |
Часть IX. Мультипликативные эффекты |
1. | Анализ эффекта от реализации нефтегазовых проектов СРП в России для
бюджетов разных уровней (к вопросу об оценке воздействия на социально-
экономическое положение страны крупномасштабных инвестиций
в реализуемые на условиях СРП нефтегазовые проекты) |
551 |
2. | К вопросу о рациональном взаимодействии государства и других участников
инвестиционного процесса в нефтегазовом комплексе | 563 |
Об авторе |
Андрей Конопляник: «Нужно всегда двигаться вперед» | 582 |
Рисунки | 591 |
|