ВЫШЛА БРОШЮРА:

«Реформы в нефтяной отрасли России
(налоги, СРП, концессии) и
их последствия для инвесторов»
Реформы в нефтяной отрасли России (налоги, СРП, концессии) и их последствия для инвесторов

А.А. Конопляник
Реформы в нефтяной отрасли России (налоги, СРП, концессии) и их последствия для инвесторов. - М., 2002, 224 с.

В книге представлен анализ изменений в системе налогообложения в связи с начавшейся с 1 января 2002 г. налоговой реформой в нефтяной отрасли России. Рассмотрены отдельные аспекты трех систем недропользования: действующих (лицензионной системы и системы, построенной на применении СРП) и готовящейся к применению (концессионной системы), которые могут существовать в нашей стране одновременно - каждая занимая свою нишу - и использоваться для обеспечения реального баланса интересов государства и инвесторов.

Книга представляет интерес для работников управленческого аппарата, руководителей и специалистов, занимающихся проблемами инвестиционной деятельности и налогообложения нефтяной отрасли, работников вузов, аспирантов и студентов.

Издание книги осуществлено при спонсорской поддержке
ОАО «Нефтяная компания «Роснефть».




Оглавление

Введение

Раздел 1.
Налоговая реформа в рамках лицензионной системы (НДПИ и др.)

1.1.    Цель налоговой реформы

1.2.    Налог на прибыль организаций
1.2.1. Объект налогообложения и налоговая база
1.2.2. Налоговые ставки и их бюджетное распределение
1.2.3. Эффекты от изменения ставки НП (номинальные и эффективные ставки)
1.3.    Акциз

1.4.    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
1.4.1. Объект налогообложения и налоговая база
1.4.2. Налоговая нагрузка - уровни
1.4.3. Налоговая нагрузка - дифференциация
1.4.4. Дифференцированное налогообложение и «банк качества» нефти
1.4.5. НДПИ и малые и средние (неинтегрированные) компании
1.4.6. Бюджетное распределение НДПИ
1.4.7. НДПИ и СРП
1.4.8. Сравнительный анализ НДПИ и замещаемых им платежей

1.5.    Таможенная (вывозная экспортная) пошлина

Раздел 2.
Альтернативные режимы недропользования: СРП

2.1.    Оценка макроэкономических эффектов от реализации проектов СРП (исторический обзор)
2.1.1. Понятия и определения
2.1.2. Дополнительные прямые налоговые эффекты СРП
2.1.3. Косвенные эффекты СРП
2.1.4. Полные (мультипликативные) эффекты СРП
2.1.5. Бюджетное распределение полных эффектов СРП
2.1.6. Косвенные налоговые эффекты СРП
2.1.7. Сопряженные налоговые эффекты СРП - прямой счет
2.2. О порядке перевода мелких месторождений углеводородов на режим СРП
2.2.1. История вопроса
2.2.2. Варианты решения проблемы «мелких» СРП
2.3. Об обеспечении баланса интересов инвестора и государства при реализации инвестиционного
       нефтегазового проекта (на примере двух моделей СРП)
2.3.1. Общие положения
2.3.2. Экономические критерии и целевые установки инвестора при оценке эффективности проекта
2.3.2.1. Экономические критерии эффективности проекта
2.3.2.2. Критерий качества проекта для инвестора
2.3.2.3. Экономические критерии и целевые установки государства при оценке эффективности проекта
2.3.2.4. Критерий качества проекта для государства
2.3.4. Точка баланса интересов государства и инвестора
2.3.5. Критерий качества общеприменимой схемы СРП и схемы прямого раздела

Раздел 3.
Альтернативные режимы недропользования: концессии

3.1. Концессионный режим недропользования: возможное место в российском законодательстве
3.1.1. «Закон о концессиях» - причины неудач
3.1.2. «Цена нестабильности» российского законодательства
3.1.3. «Правовая стабильность» и «налоговая благоприятность» российского инвестиционного законодательства: матрица возможностей
3.1.3. Предлагаемое экономическое содержание «договора концессии»
3.2. Концессионная инициатива «Комиссии Козака»
3.2.1. Власть и бизнес
3.2.2. Центр и регионы
3.2.3. Позитивный элемент
3.2.4. Концессии - мировой опыт
3.2.5. Концессии в России: исторический опыт
3.2.6. Эволюция отношения к концессиям в современной России

Приложение

 Таблица 1. Этапы введения НДПИ для добычи нефти
 Таблица 2. Некоторые эффекты от принятия закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты РФ"
 Таблица 3. Прогнозные уровни цен на нефть, долл./баррель (*)
 Таблица 4. Основные экономические характеристики нефтедобывающего инвестиционного проекта по стадиям разработки нефтяного месторождения
 Таблица 5. Инвестиционные стимулы в налогообложении недропользователей: двойственная позиция Правительства России в отношении специальных нефтяных налогов
 Таблица 6. Бюджетное распределение НДПИ и замещаемых им платежей
 Таблица 7. Размер НДПИ, подлежащего уплате в период до 01.01.2005 по проектам, осуществляемым на условиях СРП
 Таблица 8. "Пороговые" значения цен для различных проектов и уровней экспорта, долл./баррель *
 Таблица 9. Размер вывозной таможенной пошлины на нефть, подлежащей уплате по налоговому законодательству
 Таблица 10. Основные показатели эффективности инвестиционного проекта
 Таблица 11. СРП: оптимизация налогообложения как основа роста бюджетных поступлений
 Таблица 12. Величина экономического мультипликатора для различных инвестиционных нефтегазовых проектов
 Таблица 13. Распределение совокупного (прямого + косвенного) эффекта от реализации нефтегазовых проектов СРП в России между бюджетами разных уровней
 Таблица 14. Соотношение прямых и косвенных налоговых эффектов от реализации трех проектов СРП
 Таблица 15-А. Пример возможной структуризации Элементарных платежей и Ассоциированных налогов инвестора-недропользователя
 Таблица 15-Б. Пример возможной реструктуризации Элементарных платежей и Ассоциированных налогов инвестора-недропользователя
 Таблица 16. "Мелкие" СРП - позиции ведомств
 Таблица 17. Возможные экономические преимущества договора концессии
 Таблица 18. Эволюция статьи 12 "Содержание лицензии на пользование недрами" закона «О недрах» в отношении концессий
  
 Рисунок 1. Бюджетное распределение налога на прибыль
 Рисунок 2. Налог на прибыль: номинальные и эффективные ставки до и после 01.01.2002
 Рисунок 3. Динамика НДПИ в 2002-2004 гг. в соответствии с первоначальной и окончательной версией закона
 Рисунок 4. Изменение налоговой нагрузки от первоначальной к окончательной версии закона о НДПИ: факторный анализ
 Рисунок 5. Схема движения финансовых потоков при разработке нефтяного месторождения
 Рисунок 6. Распределение добываемой в России нефти по плотности и по содержанию серы
 Рисунок 7. Усредненные показатели качества нефти нефтедобывающих компаний России
 Рисунок 8. Схема нормальных технологических грузопотоков применительно к нефти, добываемой российскими компаниями
 Рисунок 9. Среднемесячный объем нефти различного качества, добываемой российскими компаниями
 Рисунок 10. Соотношение качества российских и зарубежных нефтей
 Рисунок 11. Размер НДПИ, подлежащего уплате в период до и после 01.01.2005 по нефтяным проектам, осуществляемым на условиях СРП, в перерасчете на адвалорные ставки
 Рисунок 12. Сравнительный анализ НДПИ и замещаемых им платежей
 Рисунок 13. Механизм снижения «порогового» значения цены при уменьшении доли экспорта
 Рисунок 14. Сравнение НДПИ при СРП и лицензионной системе недропользования при 100%-ном, 60%-ном и 30%-ном экспорте
 Рисунок 15. НДПИ ВИНК (% от выручки) при продаже части нефти внутри страны по отраслевым ценам
 Рисунок 16. НДПИ ВИНК (% от выручки) при продаже части нефти внутри страны по свободным ценам
 Рисунок 17. НДПИ независимых нефтяных компаний (% от выручки) при продаже части нефти внутри страны по свободным ценам
 Рисунок 18. Динамика цен на нефть марки Юралс в период I.2000 - VIII.2001
 Рисунок 19. Динамика внутренних цен производителей нефти и нефтепродуктов (средние по России оптовые цены, вместе с налогами)
 Рисунок 20. Виды налогов и их фактическая уплата нефтяными компаниями по данным М.Ходорковского (ЮКОС)
 Рисунок 21. Таможенная пошлина - хронологическая динамика
 Рисунок 22. Таможенная пошлина - упорядочненая с ростом цен на нефть динамика
 Рисунок 23. Взаимосвязь между элементарными платежами, прямыми и ассоциированными налогами инвестора (недропользователя)
 Рисунок 24. Механизм формирования дополнительных прямых налоговых эффектов от нефтегазовых инвестиционных проектов, реализуемых на условиях СРП
 Рисунок 25. Взаимосвязь между проектными затратами и экономикой - схема образования прямых и косвенных социально-экономических эффектов (по А.Арбатову)
 Рисунок 26. Зоны применения СРП
 Рисунок 27. Общий порядок заключения СРП
 Рисунок 28. Порядок заключения СРП по мелким месторождениям - предложение 1999 г.
 Рисунок 29. Порядок заключения СРП по мелким месторождениям - предложение 2000 г.
 Рисунок 30. Чистый дисконтированный доход по каждому месторождению Удмурского проекта и в сумме
 Рисунок 31. Предлагаемая упрощенная процедура заключения СРП по мелким месторождениям
 Рисунок 32. Динамика годовой и накопленной добычи нефти по гипотетическому проекту
 Рисунок 33. Динамика капитальных и эксплуатационных затрат по гипотетическому проекту
 Рисунок 34. Точка баланса интересов государства и инвестора - общеприменимый режим раздела продукции (Цена нефти 100$/т)
 Рисунок 35. Точка баланса интересов государства и инвестора - общеприменимый режим раздела продукции (Цена нефти 120$/т)
 Рисунок 36. Точка баланса интересов государства и инвестора - общеприменимый режим раздела продукции (Цена нефти 140$/т)
 Рисунок 37. Точка баланса интересов государства и инвестора - общеприменимый режим раздела продукции (Цена нефти 160$/т)
 Рисунок 38. Точка баланса интересов государства и инвестора - общеприменимый режим раздела продукции (Цена нефти 180$/т)
 Рисунок 39. Точка баланса интересов государства и инвестора - режим прямого раздела продукции (Цена нефти 100$/т)
 Рисунок 40. Точка баланса интересов государства и инвестора - режим прямого раздела продукции (Цена нефти 120$/т)
 Рисунок 41. Точка баланса интересов государства и инвестора - режим прямого раздела продукции (Цена нефти 140$/т)
 Рисунок 42. Точка баланса интересов государства и инвестора - режим прямого раздела продукции (Цена нефти 160$/т)
 Рисунок 43. Точка баланса интересов государства и инвестора - режим прямого раздела продукции (Цена нефти 180$/т)
 Рисунок 44. Точка баланса интересов государства и инвестора с учетом косвенных эффектов от проекта
 Рисунок 45. «Цена нестабильности» российского законодательства (на примере неинтегрированных нефтяных компаний)
 Рисунок 46. Договор концессии: возможное место в инвестиционном законодательстве России
 Рисунок 47. Эволюция продолжительности стабилизационной оговорки в российском инвестиционном законодательстве (1)
 Рисунок 48. Продолжительность стабилизационной оговорки и сроки жизни инвестиционных проектов
 Рисунок 49. Эволюция продолжительности стабилизационной оговорки в российском инвестиционном законодательстве (2)
 Рисунок 50. Договор концессии в системе экономико-правовых координат
 Рисунок 51. Эволюция экономической политики в современной России
 Рисунок 52. Рейтинговая история Российской Федерации по оценкам рейтингового агенства Стандард энд Пулз
 Рисунок 53. Долгосрочные кредитные рейтинги, проставленные России основными международными рейтинговыми агенствами. Место России на рейтинговой шкале






Краткое содержание раздела 1 представлено в статье "С новыми налогами, господа!" в журнале "Нефть и капитал", 2002, №1, с. 6-10.