6. МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕФИЦИТА ИНВЕСТИЦИЙ
И ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА



           6.1. До 1988 г. динамичное развитие отраслей НТК обеспечивалось в основном за счет направления на эти цели значительных объемов государственных централизованных капитальных вложений при среднегодовом их приросте до 10%. Начиная с 1989 г. в связи с переходом на новые условия хозяйствования и дальнейшим переводом отраслей на самоокупаемость и самофинансирование объем государственных инвестиций резко сократился. В 1998 г. доля этого источника в общем объеме капитальных вложений по ТЭКу составила 0,6%, а без учета господдержки угольной промышленности - 0,1%. В условиях истощения производственного потенциала НГК на первый план выходит решение проблемы нехватки инвестиционных ресурсов для поддержания нормального воспроизводственного процесса в его отраслях, формирование благоприятного инвестиционного климата для обеспечения необходимого притока инвестиций, генерирующих экономический рост как внутри НГК, так и вне его.

           6.2. Нехватка инвестиций является сегодня основной проблемой НГК. Понятно, что это проблема не только и не столько "внутрикомплексная", сколько макроэкономическая. Нельзя всерьез говорить о привлечении инвестиций в страну, когда отток капитала из нее составляет порядка 30% экспорта, достигая по высшим оценкам 20--25 млрд. долларов в год. Стратегические иностранные инвесторы начнут финансировать проекты в реальном секторе российской экономики тогда, когда это начнут делать инвесторы отечественные, т. е. когда отток капитала из страны сократится до разумных пределов. Понятно, что полностью вернуть этот поток в Россию невозможно, да это и противоречило бы нормальным законам ведения бизнеса. В целях распределения и снижения рисков компании (как западные, так и российские), во-первых, стремятся вкладывать свои деньги там, где им будет обеспечена большая отдача, где экономико-правовая среда является более стабильной, более благоприятной для инвестиций. Во-вторых, они стремятся диверсифицировать свои вложения, осуществляя их не только в разные проекты, но и на разных рынках, т. е. "не кладут все яйца в одну корзину". Поэтому какая-то часть экспорта капитала из России неизбежно сохранится.
           Однако необходимо предпринять решительные меры, чтобы большая часть вывозимого капитала вкладывалась в российскую экономику - туда, где он был заработан. Одними административными и репрессивными мерами поток капитала из страны не повернуть вспять. По крайней мере, в долгосрочном плане. Это можно сделать только одним способом - обеспечив для инвесторов более привлекательные условия вложения капитала на российском рынке, чем в странах, являющихся основными конкурентами России в борьбе за инвестиции.

           6.3. Государство сегодня не в состоянии обеспечить необходимый уровень инвестиций за счет бюджетных ассигнований. Но сегодня так вопрос и не ставится. Государство должно обеспечить условия, при которых компании окажутся в состоянии сами привлечь необходимые инвестиции с мирового рынка капитала, ведь только государству по силам изменить условия, препятствующие притоку инвестиций в НГК страны, поскольку само государство их и установило.
Необходимо проведение быстрейшего и радикального улучшения российского законодательства и формирование институциональной среды, обеспечивающей баланс интересов государства, производителей и потребителей - с одной стороны, и платежеспособный спрос потребителей и склонность производителей к инвестициям - с другой. Учитывая высокую капиталоемкость и инерционность НГК, сегодняшние решения по либерализации инвестиционного климата в России должны быть даже более радикальными, чем на старте экономических реформ в стране.

           6.4. По расчетам Минэкономики России, общая сумма инвестиций в ТЭК за 2000-2015 гг может составить 200 - 215 млрд. долларов, три четверти которых придется на долю НГК. Среднегодовой их объем за это время может увеличиться в 3 раза. Основным источником этих инвестиционных ресурсов будут оставаться собственные средства хозяйствующих субъектов. На их долю сегодня приходится около 90% общего объема инвестиций в основной капитал КОМПлекса. Чрезвычайно высокая доля собственных средств в структуре инвестиций свидетельствует о вынужденной нацеленности инвестиционных программ компаний НГК на решение текущих задач. А низкая доля иностранных заемных средств в общем объеме инвестиций свидетельствует о непривлекательности российского инвестиционного климата даже в таких традиционно и повсеместно пользующихся повышенным инвестиционным спросом отраслях, как отрасли ТЭК.

           6.5. При указанной структуре инвестиций важнейшим сдерживающим их фактором являются неплатежи. В условиях действующей налоговой системы, при которой объем начисленных налогов зачастую превышает налогооблагаемую базу с одной стороны, и низком платежеспособном спросе потребителей энергоресурсов, с другой стороны, не- | платежи комплекса в бюджет превращаются в основной источник инвестиций, поскольку выплачивать полностью, и Ц тем более на 100% "живыми" деньгами, все начисляемые налоги и одновременно осуществлять необходимую для расширенного или хотя бы для поддержания простого воспроизводства инвестиционную деятельность ТЭК не в состоянии.
Это означает, что для формирования необходимых инвестиционных ресурсов за счет собственных средств предприятий потребуется пересмотр налоговой и ценовой политики государства с фискально-конъюнктурной на перспективно-ориентированную, несмотря на всю остроту стоящих перед государством текущих бюджетных проблем. Либерализация, повышение гибкости и адаптивности налогового режима и снижение рисков инвестиционной деятельности (в первую очередь - институциональных, т. е. зависящих от механизма и институтов принятия решений государством) есть необходимый элемент повышения инвестиционной привлекательности России и ее ТЭКа.

           6.6. После августа 1998 г. привлечение инвестиций под суверенную гарантию государства стало практически невозможным. Уход значительной части нерезидентов с фондового рынка России обвально сузил возможности корпоративного финансирования, т. е. привлечение инвестиций под гарантии российских корпораций. Остается единственная возможность привлечения инвестиций, причем не финансовых, т. е. в основном спекулятивных, а прямых инвестиций, являющихся носителями НТП, от стратегических инвесторов на долгосрочной основе. Это - проектное финансирование, т. е. привлечение' инвестиций на реализацию конкретного проекта, где возврат инвестиций обеспечивается за счет финансовых потоков, генерируемых самим проектом. В перспективе заемный и акционерный капитал составит до 25-30% от общего объема инвестиций в отраслях ТЭК.

           6.7. Формирование приемлемого для целей проектного финансирования законодательства, относящегося к добывающим отраслям ТЭКа, должно происходить в направлении совершенствования как лицензионной системы недропользования, так и системы недропользования, построенной на применении режима соглашений о разделе продукции. Избыточные, дискриминационные барьеры на пути инвесторов по подготовке, финансированию проектов следует устранить, внеся, при необходимости, соответствующие поправки в действующее недропользовательское, инвестиционное и налоговое законодательство.

           6.8. В целях расширения возможностей привлечений инвестиций, в том числе и иностранных, для освоения месторождений ископаемого топлива и удешевления стоимости привлечения заемных средств необходимо законодательно разрешить залог прав пользования недрами. Такой шаг следует рассматривать в качестве частного случая формирования более общей системы обращения (оборота) прав пользования недрами. Целесообразно сформировать новый сегмент фондового рынка - рынок лицензий на право пользования недрами с приданием ему всех необходимых атрибутов рынка ценных бумаг Учитывая специфику горных отношений, на этом сегменте рынка должно быть введено разумное ограничение оборотоспособности участков недр и прав пользования ими со стороны собственника недр - государства. Таким образом, переуступка прав пользования недрами будет осуществляться не через государство, а напрямую между субъектами предпринимательской деятельности под контролем государства, что резко повысит ликвидность лицензии на право пользования недрами как предмета залога.

           6.9. Следует законодательно оформить возможность для инвесторов, не являющихся недропользователями, но осуществляющих совместную деятельность по добыче энергоресурсов с предприятиями-недропользователями, реализовывать причитающуюся им по договору часть добытого сырья как продукцию собственного производства. Такой закон даст дополнительные стимулы привлечения инвестиций и передовых технологий в отрасли НГК.

           6.10. Для осуществления крупномасштабных инвестиций в освоение месторождений углеводородного сырья, в первую очередь в северных районах Европейской части страны, Восточной Сибири, Дальнем Востоке, шельфовых зонах, реализации крупных инвестиционных программ - таких, как программа энергосбережения, - потребуется эффективная государственная поддержка. Одним из возможных механизмов ее осуществления может стать формирование специализированного государственного инвестиционного фонда, функционирующего на принципах и условиях бюджета развития, но с учетом специфики инвестиционных проектов НГК. Ресурсы этого фонда могут выступать в качестве обеспечения (залога) под привлекаемые российскими компаниями для финансирования проектов НГК заемные средства. В качестве источника формирования фонда может служить будущая государственная доля прибыльной нефти в разрабатываемых и подготовленных к разработке проектах (например, проектах СРП).

           6.11. Преодолению кризиса инвестиций в НГК способствовало бы также:
  • временное освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на ввозимое импортное оборудование, используемое при реконструкции и модернизации предприятий НГК, на срок его окупаемости при отсутствии конкурентоспособных российских аналогов;
  • формирование системы экономического стимулирования производства экологически чистых моторных топлив и других нефтепродуктов;
  • обеспечение в законодательном порядке защиты интересов производителей нефтепродуктов за счет снижения налогового бремени путем переноса части налогов на потребителей нефтепродуктов;
  • отмена обязательной продажи части валютной выручки для нефтяных компаний на сумму обязательств по обслуживанию кредитов в иностранной валюте (выплата процентов и суммы основного долга), полученных на инвестиционные цели;
  • освобождение от налогообложения всей прибыли компаний, идущей на рефинансирование инвестиций;
  • обеспечение функционирования предусмотренной Налоговым кодексом схемы предоставления инвестиционного налогового кредита;
  • формирование механизма финансирования инвестиционных проектов на условиях СРП, обеспечиваемого государственной долей прибыльной нефти (кредиты под гарантию международных финансовых организаций облигационные займы);
  • предоставление государственных гарантий по инвестиционным займам компаний, не имеющих бюджетной задолженности, на основе заключения с ними долгов срочных договорных соглашений, обеспеченных активами компаний или поставками продукции, источниками получения которой являются эти инвестиционные займы;
  • формирование института "проектных" государственных гарантий, обеспеченных будущей государственной долей прибыльной нефти в проектах СРП;
  • полное правовое обеспечение Закона "Об СРП" необходимыми нормативными документами, ускорение и упрощение законодательных процедур пополнения перечня месторождений, разрабатываемых на условиях СРП;
  • формирование Государственного нефтяного резерва, определенная часть которого могла бы выполнять роль залогового фонда товара высокой ликвидности при организации финансирования инвестиционных проектов.