ВОЗМОЖНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НГК
Современная структура НГК
является результатом преобразования
государственных предприятий в акционерные
общества в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 922 «Об
особенностях преобразования государственных
предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического
комплекса в акционерные общества», установившим,
что приватизация объектов топливно-энергетического
комплекса должна проводиться с учетом их
отраслевых особенностей.
В нефтяном комплексе были созданы,
частично или полностью приватизированы и в
настоящее время действуют следующие крупные
вертикально интегрированные нефтяные компании - «НК «ЛУКОЙЛ» с долей Российской Федерации
26,6% (в настоящее время приступает к поглощению
«НК «Коми ТЭК»), «НК «ЮКОС» (доля Российской
Федерации - менее 1%) и «Восточная НК» (доля
Российской Федерации - 36%), «НК «Сиданко» (доли
Российской Федерации нет), «НК «Сургутнефтегаз» (доля
Российской Федерации - менее 1%), «Тюменская
НК» (доля Российской Федерации - 49%), «НК
«Роснефть» (доля Российской Федерации - 100%), «Сибирская
НК» (доля Российской Федерации - менее 1%), «НГК
«Славнефть» (в собственности Российской
Федерации - 74,9%), «РМНТК «Нефтеотдача» (доля
Российской Федерации - 100%).
В 1994-1997 годах также создавались
нефтяные компании регионального масштаба - «ОНАКО»
(доля Российской Федерации - 85%), «НОРСИ-ойл» (доля
Российской Федерации - 85%); были переданы в
собственность г. Москвы ранее закрепленные в
федеральной собственности 38% акций АО «Моснефтепродукт»
и 38% акций АО «Московский НПЗ» для учреждения
Правительством Москвы ОАО «Центральная
топливная компания», 38% акций АО «Свердловскнефтепродукт»
и 38% акций АО «Екатеринбургнефтепродукт» в
государственную собственность Свердловской
области для учреждения правительством
Свердловской области ОАО «Уралнефтепродукт».
Созданы две акционерные компании по
транспорту нефти - ОАО «АК «Транснефть» (доля
Российской Федерации - 75%) и нефтепродуктов - ОАО «АК
«Транснефтепродукт» (доля Российской Федерации -
100%).
На базе предприятий газовой
промышленности созданы РАО «Газпром» (в
настоящее время - ОАО «Газпром», в свою очередь
контролирующее созданное в порядке
акционирования и приватизации ОАО «Сибирско-Уральская
НГХК») и ОАО «Росгазификация». При этом в
федеральной собственности находится пока 38,4%
акций ОАО «Газпром» (закреплено 35% акций) и 100%
акций ОАО «Росгазификация» (закреплено 50% акций +
1 акция).
На базе предприятий нефтегазового
строительства было создано ОАО «Роснефтегазстрой».
В нефтяном комплексе Российской
Федерации вертикально интегрированными
нефтяными компаниями, контрольные пакеты
которых пока принадлежат государству («НК «Роснефть»,
«НГК «Славнефть» и «ОНАКО»), контролируется
примерно 10-11% рынка нефти и нефтепродуктов.
Следует отметить, что над крупнейшими субъектами
рынка нефти и нефтепродуктов прямой
государственный контроль (через участие в
капитале) фактически отсутствует («ЮКОС», «Сургутнефтегаз»
и «СИДАНКО»), либо будет утрачен в ближайшее
время («НК «ЛУКОЙЛ», «Тюменская НК»).
Российская Федерация частично
контролирует газодобычу, газопереработку и
транспорт газа и полностью - газораспределение. В
нефтегазовом строительстве доля собственности
Российской Федерации составляет 10,6%.
В собственности нерезидентов
находится 4,48% ОАО «Газпром» (в том числе Rhurgas - 2,5%),
не менее 28,4% ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» (на 01.04.98), в том числе
у The Bank of New York International Nominees (номинальный держатель)
- 26% и у Pictet & Cie - 2,4%; не менее 19,55% ОАО «НГК «Славнефть»
(в том числе у Республики Беларусь - 10,834%, Burlington
Investment Ltd. - 2,477% и Excаlibur Capital Resourses Ltd. - 6,237%), менее 1%
ОАО «Восточная НК» (по состоянию на 11.02.98), не
менее 7,7% ОАО «ОНАКО» (Taft Enterprises Ltd. - 4,2%, Cougar Investments
Ltd. - 2,3%, Erem Systems Ltd. - 1,2%), 10% ОАО «НК «Сиданко» (BP Amoco).
Определенная доля иностранного участия имеется
в уставных капиталах ОАО «НК «ЮКОС» и ОАО «НК «Сургутнефтегаз».
Общая нормативная правовая база (на
уровне Гражданского кодекса, Федеральных
законов «Об акционерных обществах» и «О
приватизации государственной и основах
приватизации муниципальной собственности»,
указов Президента Российской Федерации,
постановлений и распоряжений Правительства
Российской Федерации) по акционированию и
приватизации в настоящее время практически
сформировалась, однако ощущается явная нехватка
подзаконных актов, регулирующих конкретный
порядок управления собственностью в отраслях
НГК.
Процесс управления государственной
собственностью в отраслях НГК со стороны
Минтопэнерго России осложнен тем, что в
соответствии со статьей 7-1 Федерального закона
от 21.07.97 № 123-ФЗ «О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в отраслях ТЭК» права
собственника государственного имущества
закреплены за Мингосимуществом России, которое «не
вправе делегировать свои полномочия <…>
другим федеральным органам».
Для усиления возможностей
государственного влияния на обеспечение
экономики страны и особенно ее бюджетной сферы
нефтью, газом и продуктами их переработки
прорабатывается вопрос о создании
государственной нефтяной компании и определении
ее функций.
Реализация большинства предложений,
приведенных в настоящей справке, входит в
компетенцию государственного регулирования НГК.
Как можно видеть из самих рекомендаций, они не
предусматривают прямого вмешательства
государства в деятельность хозяйствующих
субъектов. Для этого у государства нет
объективных предпосылок, поскольку его доля
собственности в собственности предприятий и
компаний НГК весьма скромна, а также отсутствуют
средства для увеличения этой доли. Более того,
следует ожидать, что для решения бюджетных
проблем государство будет и в дальнейшем
продавать часть своих акций. Предлагаемый
комплекс мероприятий имеет целью создание такой
правовой, финансовой, технологической и
институциональной инфраструктуры, которая
отвечала бы требованиям экономической
эффективности и социальной справедливости и
была бы способна эффективно реализовать тот
природно-ресурсный, технико-технологический и
человеческий потенциал, который содержится в НГК.
Основные концептуальные положения
развития нефтегазового комплекса содержат
изложение наиболее важных финансово-экономических
проблем НГК России и некоторых путей и
механизмов их решения, исходя из сегодняшнего
положения НГК в экономике страны,
закономерностей собственного развития НГК и
задач по выводу отечественного народного
хозяйства на новую траекторию развития, которые
предстоит решать, опираясь в первую очередь на
результаты деятельности комплекса.
Для решения возникших проблем и
устранения порождающих их причин и условий
Минтопэнерго России совместно с
заинтересованными органами исполнительной
власти и компаниями комплекса разработана
система мер, воплощенная в пакет проектов
законодательных нормативных документов,
находящихся на разных стадиях подготовки и
согласования (прилагается).
Сводная справка
о проектах законодательных и иных нормативных
правовых актов, регулирующих деятельность
нефтегазового комплекса |
Разработаны и
находятся на различных стадиях принятия |
Разрабатываются и
подлежат разработке |
I.
Совершенствование системы управления |
Федеральные
законы |
1. О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации УО
недрахФ (введение новых норм предоставления
права пользования недрами, в том числе без
конкурсов и аукционов, новых норм перехода права
пользования недрами, введение понятия аудита
недропользования, предоставление
краткосрочного пользования недрами оператору на
время от аннулирования прежней лицензии до
определения нового пользователя недрами) |
1. О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон УО естественных
монополияхФ (в части уточнения сфер деятельности
субъектов естественных монополий). |
2. О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон УО естественных
монополияхФ (законопроект уточняет роль
субъектов естественных монополий в обеспечении
стратегических интересов страны) |
2. О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон УОб
энергосбереженииФ |
3. О федеральных энергетических
системах |
3. О лицензировании отдельных
видов деятельности (в части приведения в
соответствие со ст. 9 Федерального закона УО
газоснабжении в Российской ФедерацииФ по
дополнению перечня видов деятельности, на
осуществление которых требуется лицензия) |
4. О поставках электрической,
тепловой энергии, газа для государственных нужд |
4. О внесении изменения и
дополнения в Федеральный закон УО недрахФ (в
части приведения в соответствие со статьей 12
Федерального закона УО газоснабжении в
Российской ФедерацииФ, касающейся
бесконкурсного предоставления недр в
пользование организации, осуществляющей поиск и
разведку месторождений газа федерального
значения) |
5. О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон УОб акционерных
обществахФ (об усилении защиты прав акционеров, в
том числе государства) |
5. О порядке отнесения
месторождений полезных ископаемых к
месторождениям федерального значения (установление
порядка отнесения месторождений к
месторождениям федерального значения,
предусмотренного ст. 10 Федерального закона УО
газоснабжении в Российской ФедерацииФ) |
6. Об управлении находящимися в
федеральной собственности акциями акционерных
обществ |
6. Об основах государственной
поддержки и экономического регулирования
деятельности нефтяного комплекса |
7. О государственной программе
приватизации государственного имущества и об
основах приватизации муниципального имущества в
Российской Федерации |
|
8. О лицензировании пользования
недрами |
|
9. О магистральных
трубопроводах |
|
10.О внесении изменения и
дополнения в Федеральный закон УО введении в
действие части 1 ГК РФФ (в части продления сроков
преобразования предприятий, входящих в Единую
систему газоснабжения). Законопроект разработан
в связи с приведением в соответствие с
Федеральным законом УО газоснабжении в
Российской ФедерацииФ |
|
11.О поисках, разведке и
разработке месторождений углеводородного сырья |
|
12. Об основах государственной
поддержки и экономического регулирования
деятельности нефтяного комплекса |
|
13. О федеральном бюджете на 2000
год |
|
14. О внесении изменений в
федеральный Закон УО федеральном бюджете на 1999
годФ |
|
Указы
Президента Российской Федерации |
15. О совершенствовании
государственной системы регулирования
воспроизводства запасов полезных ископаемых |
|
16. О совершенствовании
структуры системы газового хозяйства Российской
Федерации |
|
Постановления
и распоряжения Правительства Российской
Федерации |
17. О мерах государственной
поддержки при разработке нефтяных, газовых и
газоконденсатных месторождений |
7. О порядке определения видов
имущества субъектов естественных монополий в
топливно-энергетическом комплексе, на которые не
может быть обращено взыскание в процессе
банкротства |
18. О мерах по вводу в
эксплуатацию бездействующих, контрольных
скважин и скважин, находящихся на консервации на
нефтяных месторождениях |
8. О тарифах на транспортировку
нефти по системе магистральных трубопроводов |
19. Концепция (основные
положения и методология) государственного
регулирования цен и тарифов в газоснабжении на
территории Российской Федерации |
9. О государственном
регулировании внешней торговли нефтью и
нефтепродуктами |
20. О мерах по реализации Указа
Президента Российской Федерации УО
совершенствовании структуры системы газового
хозяйства Российской ФедерацииФ |
10. Новый проект Положения о
Министерстве топлива и энергетики Российской
Федерации |
21. О лицензировании отдельных
видов деятельности |
|
Распоряжения
Правительства Российской Федерации |
22. О погашении задолженности за
потребленные в 1997-1998 годах топливно-энергетические
ресурсы организациями Минобороны России и
приравненными к нему спецпотребителями |
|
23. О внесении на рассмотрение
Президента Российской Федерации проекта Указа
Президента Российской Федерации УО
совершенствовании структуры системы газового
хозяйства Российской ФедерацииФ |
|
Межправительственные
соглашения |
24. Дополнение к Соглашению
между Правительством РФ и Правительством
Турецкой Республики о поставках российского
природного газа в Турецкую Республику через
акваторию Черного моря от 15.12.97 года |
|
25. Соглашение между
Правительством Российской Федерации и
Правительством США о научно-техническом
сотрудничестве в области энергоэффективности и
возобновляемых источников энергии |
|
26. Дополнение к генеральному
Соглашению по разработке ТЁО Ковыктинского
газового месторождения |
|
27. Соглашение о сотрудничестве
в области энергетики между Россией и Китаем |
|
II. Инвестиции,
налоги, недропользование, ценообразование |
Федеральные
законы |
28. О плате за пользование
участками недр |
11. Горный кодекс Российской
Федерации |
29. О концессионных договорах,
заключаемых с российскими и иностранными
инвесторами |
12. О налоге на дополнительный
доход от добычи углеводородов |
30. О реструктуризации
кредиторской задолженности юридических лиц по
налогам и сборам в бюджеты всех уровней |
13. Проект федерального закона,
предусматривающий перераспределение налоговой
нагрузки с производителей нефтепродуктов на
стадию потребления и розничную реализацию
нефтепродуктов |
31. О внесении изменений в Закон
Российской Федерации УО недрахФ:
- законопроект изменяет распределение платежей
за добычу углеводородного сырья и других
полезных ископаемых;
- в части совершенствования недропользования для
привлечения инвестиций;
- в части перераспределения средств по платежам
за пользование недрами между бюджетами разных
уровней |
14. О внесении изменения и
дополнения в Федеральный закон УОб акцизахФ (в
части приведения в соответствие со статьей 22
Федерального закона УО газоснабжении в
Российской ФедерацииФ полномочий Правительства
Российской Федерации по установлению ставок
акциза на газ |
32. Об участках недр, право
пользования которыми может быть предоставлено
на условиях раздела продукции (участки недр (месторождения)
по дополнительному списку ) |
15. О перечне участков недр
Красноярского края, право пользования которыми
предоставляется на условиях раздела продукции |
33. О специальном налоговом
режиме при добыче нефти из низкопродуктивных
участков недр |
|
34. О едином налоге на
автозаправочные станции |
|
35. О государственных целевых
бюджетных фондах воспроизводства минерально-сырьевой
базы |
|
36. О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон УОб акцизахФ |
|
Постановления
Правительства Российской Федерации |
|
16. Порядок расчета и критерии
определения ставок платежей за пользование
недрами |
|
17. Порядок использования
отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой
базы и освобождения пользователей недр от
указанных отчислений |
|
18. О тарифах на транспортировку
нефти по системе магистральных трубопроводов |
III. Прочие |
Федеральные
законы |
37. Об использовании природного
газа в качестве моторного топлива |
19. Об обращении с
радиоактивными отходами, содержащими природные
радионуклиды, в отраслях топливно-энергетического
комплекса, промышленности строительных
материалов, сельскохозяйственных удобрений, в
горнорудной промышленности и связанных с ними
перерабатывающих производствах |
38. О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон УО пожарной
безопасностиФ (в части установления сборов на
обеспечение пожарной безопасности) |
|
38. Об обязательном экологическом
страховании |
|
1) в сентябре 1999 года
Правительством Российской Федерации принято
решение о реализации 9% акций ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» на
конкурсе с инвестиционными условиями и 1% акций
ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» на денежном аукционе
2) завершаются работы над
инвестиционными условиями конкурса по продаже
государственного пакета (49% акций)
3) на совещании у Министра топлива и
энергетики В.Калюжного 11 сентября 1999 года была
принципиально согласована продажа 25% акций ОАО «НК
«Роснефть» + 1 одной акции на конкурсе с
инвестиционными условиями
4) изучаются возможность и способы
продажи крупного пакета акций «НГК «Славнефть» (от
19% до 25%)
|