ВОЗМОЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НГК


Современная структура НГК является результатом преобразования государственных предприятий в акционерные общества в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества», установившим, что приватизация объектов топливно-энергетического комплекса должна проводиться с учетом их отраслевых особенностей.

В нефтяном комплексе были созданы, частично или полностью приватизированы и в настоящее время действуют следующие крупные вертикально интегрированные нефтяные компании - «НК «ЛУКОЙЛ» с долей Российской Федерации 26,6% (в настоящее время приступает к поглощению «НК «Коми ТЭК»), «НК «ЮКОС» (доля Российской Федерации - менее 1%) и «Восточная НК» (доля Российской Федерации - 36%), «НК «Сиданко» (доли Российской Федерации нет), «НК «Сургутнефтегаз» (доля Российской Федерации - менее 1%), «Тюменская НК» (доля Российской Федерации - 49%), «НК «Роснефть» (доля Российской Федерации - 100%), «Сибирская НК» (доля Российской Федерации - менее 1%), «НГК «Славнефть» (в собственности Российской Федерации - 74,9%), «РМНТК «Нефтеотдача» (доля Российской Федерации - 100%).

В 1994-1997 годах также создавались нефтяные компании регионального масштаба - «ОНАКО» (доля Российской Федерации - 85%), «НОРСИ-ойл» (доля Российской Федерации - 85%); были переданы в собственность г. Москвы ранее закрепленные в федеральной собственности 38% акций АО «Моснефтепродукт» и 38% акций АО «Московский НПЗ» для учреждения Правительством Москвы ОАО «Центральная топливная компания», 38% акций АО «Свердловскнефтепродукт» и 38% акций АО «Екатеринбургнефтепродукт» в государственную собственность Свердловской области для учреждения правительством Свердловской области ОАО «Уралнефтепродукт».

Созданы две акционерные компании по транспорту нефти - ОАО «АК «Транснефть» (доля Российской Федерации - 75%) и нефтепродуктов - ОАО «АК «Транснефтепродукт» (доля Российской Федерации - 100%).

На базе предприятий газовой промышленности созданы РАО «Газпром» (в настоящее время - ОАО «Газпром», в свою очередь контролирующее созданное в порядке акционирования и приватизации ОАО «Сибирско-Уральская НГХК») и ОАО «Росгазификация». При этом в федеральной собственности находится пока 38,4% акций ОАО «Газпром» (закреплено 35% акций) и 100% акций ОАО «Росгазификация» (закреплено 50% акций + 1 акция).

На базе предприятий нефтегазового строительства было создано ОАО «Роснефтегазстрой».

В нефтяном комплексе Российской Федерации вертикально интегрированными нефтяными компаниями, контрольные пакеты которых пока принадлежат государству («НК «Роснефть», «НГК «Славнефть» и «ОНАКО»), контролируется примерно 10-11% рынка нефти и нефтепродуктов. Следует отметить, что над крупнейшими субъектами рынка нефти и нефтепродуктов прямой государственный контроль (через участие в капитале) фактически отсутствует («ЮКОС», «Сургутнефтегаз» и «СИДАНКО»), либо будет утрачен в ближайшее время («НК «ЛУКОЙЛ», «Тюменская НК»).

Российская Федерация частично контролирует газодобычу, газопереработку и транспорт газа и полностью - газораспределение. В нефтегазовом строительстве доля собственности Российской Федерации составляет 10,6%.

В собственности нерезидентов находится 4,48% ОАО «Газпром» (в том числе Rhurgas - 2,5%), не менее 28,4% ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» (на 01.04.98), в том числе у The Bank of New York International Nominees (номинальный держатель) - 26% и у Pictet & Cie - 2,4%; не менее 19,55% ОАО «НГК «Славнефть» (в том числе у Республики Беларусь - 10,834%, Burlington Investment Ltd. - 2,477% и Excаlibur Capital Resourses Ltd. - 6,237%), менее 1% ОАО «Восточная НК» (по состоянию на 11.02.98), не менее 7,7% ОАО «ОНАКО» (Taft Enterprises Ltd. - 4,2%, Cougar Investments Ltd. - 2,3%, Erem Systems Ltd. - 1,2%), 10% ОАО «НК «Сиданко» (BP Amoco). Определенная доля иностранного участия имеется в уставных капиталах ОАО «НК «ЮКОС» и ОАО «НК «Сургутнефтегаз».

Общая нормативная правовая база (на уровне Гражданского кодекса, Федеральных законов «Об акционерных обществах» и «О приватизации государственной и основах приватизации муниципальной собственности», указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации) по акционированию и приватизации в настоящее время практически сформировалась, однако ощущается явная нехватка подзаконных актов, регулирующих конкретный порядок управления собственностью в отраслях НГК.

Процесс управления государственной собственностью в отраслях НГК со стороны Минтопэнерго России осложнен тем, что в соответствии со статьей 7-1 Федерального закона от 21.07.97 № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в отраслях ТЭК» права собственника государственного имущества закреплены за Мингосимуществом России, которое «не вправе делегировать свои полномочия <…> другим федеральным органам».

Для усиления возможностей государственного влияния на обеспечение экономики страны и особенно ее бюджетной сферы нефтью, газом и продуктами их переработки прорабатывается вопрос о создании государственной нефтяной компании и определении ее функций.

Реализация большинства предложений, приведенных в настоящей справке, входит в компетенцию государственного регулирования НГК. Как можно видеть из самих рекомендаций, они не предусматривают прямого вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов. Для этого у государства нет объективных предпосылок, поскольку его доля собственности в собственности предприятий и компаний НГК весьма скромна, а также отсутствуют средства для увеличения этой доли. Более того, следует ожидать, что для решения бюджетных проблем государство будет и в дальнейшем продавать часть своих акций. Предлагаемый комплекс мероприятий имеет целью создание такой правовой, финансовой, технологической и институциональной инфраструктуры, которая отвечала бы требованиям экономической эффективности и социальной справедливости и была бы способна эффективно реализовать тот природно-ресурсный, технико-технологический и человеческий потенциал, который содержится в НГК.

Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса содержат изложение наиболее важных финансово-экономических проблем НГК России и некоторых путей и механизмов их решения, исходя из сегодняшнего положения НГК в экономике страны, закономерностей собственного развития НГК и задач по выводу отечественного народного хозяйства на новую траекторию развития, которые предстоит решать, опираясь в первую очередь на результаты деятельности комплекса.

Для решения возникших проблем и устранения порождающих их причин и условий Минтопэнерго России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и компаниями комплекса разработана система мер, воплощенная в пакет проектов законодательных нормативных документов, находящихся на разных стадиях подготовки и согласования (прилагается).

Сводная справка
о проектах законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность нефтегазового комплекса
Разработаны и находятся на различных стадиях принятия Разрабатываются и подлежат разработке
I. Совершенствование системы управления
Федеральные законы
1. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации УО недрахФ (введение новых норм предоставления права пользования недрами, в том числе без конкурсов и аукционов, новых норм перехода права пользования недрами, введение понятия аудита недропользования, предоставление краткосрочного пользования недрами оператору на время от аннулирования прежней лицензии до определения нового пользователя недрами) 1. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон УО естественных монополияхФ (в части уточнения сфер деятельности субъектов естественных монополий).
2. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон УО естественных монополияхФ (законопроект уточняет роль субъектов естественных монополий в обеспечении стратегических интересов страны) 2. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон УОб энергосбереженииФ
3. О федеральных энергетических системах 3. О лицензировании отдельных видов деятельности (в части приведения в соответствие со ст. 9 Федерального закона УО газоснабжении в Российской ФедерацииФ по дополнению перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия)
4. О поставках электрической, тепловой энергии, газа для государственных нужд 4. О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон УО недрахФ (в части приведения в соответствие со статьей 12 Федерального закона УО газоснабжении в Российской ФедерацииФ, касающейся бесконкурсного предоставления недр в пользование организации, осуществляющей поиск и разведку месторождений газа федерального значения)
5. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон УОб акционерных обществахФ (об усилении защиты прав акционеров, в том числе государства) 5. О порядке отнесения месторождений полезных ископаемых к месторождениям федерального значения (установление порядка отнесения месторождений к месторождениям федерального значения, предусмотренного ст. 10 Федерального закона УО газоснабжении в Российской ФедерацииФ)
6. Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ 6. Об основах государственной поддержки и экономического регулирования деятельности нефтяного комплекса
7. О государственной программе приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации  
8. О лицензировании пользования недрами  
9. О магистральных трубопроводах  
10.О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон УО введении в действие части 1 ГК РФФ (в части продления сроков преобразования предприятий, входящих в Единую систему газоснабжения). Законопроект разработан в связи с приведением в соответствие с Федеральным законом УО газоснабжении в Российской ФедерацииФ  
11.О поисках, разведке и разработке месторождений углеводородного сырья  
12. Об основах государственной поддержки и экономического регулирования деятельности нефтяного комплекса  
13. О федеральном бюджете на 2000 год  
14. О внесении изменений в федеральный Закон УО федеральном бюджете на 1999 годФ  
Указы Президента Российской Федерации
15. О совершенствовании государственной системы регулирования воспроизводства запасов полезных ископаемых  
16. О совершенствовании структуры системы газового хозяйства Российской Федерации  
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
17. О мерах государственной поддержки при разработке нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений 7. О порядке определения видов имущества субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, на которые не может быть обращено взыскание в процессе банкротства
18. О мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных скважин и скважин, находящихся на консервации на нефтяных месторождениях 8. О тарифах на транспортировку нефти по системе магистральных трубопроводов
19. Концепция (основные положения и методология) государственного регулирования цен и тарифов в газоснабжении на территории Российской Федерации 9. О государственном регулировании внешней торговли нефтью и нефтепродуктами
20. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации УО совершенствовании структуры системы газового хозяйства Российской ФедерацииФ 10. Новый проект Положения о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации
21. О лицензировании отдельных видов деятельности  
Распоряжения Правительства Российской Федерации
22. О погашении задолженности за потребленные в 1997-1998 годах топливно-энергетические ресурсы организациями Минобороны России и приравненными к нему спецпотребителями  
23. О внесении на рассмотрение Президента Российской Федерации проекта Указа Президента Российской Федерации УО совершенствовании структуры системы газового хозяйства Российской ФедерацииФ  
Межправительственные соглашения
24. Дополнение к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15.12.97 года  
25. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством США о научно-техническом сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии  
26. Дополнение к генеральному Соглашению по разработке ТЁО Ковыктинского газового месторождения  
27. Соглашение о сотрудничестве в области энергетики между Россией и Китаем  
II. Инвестиции, налоги, недропользование, ценообразование
Федеральные законы
28. О плате за пользование участками недр 11. Горный кодекс Российской Федерации
29. О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами 12. О налоге на дополнительный доход от добычи углеводородов
30. О реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам в бюджеты всех уровней 13. Проект федерального закона, предусматривающий перераспределение налоговой нагрузки с производителей нефтепродуктов на стадию потребления и розничную реализацию нефтепродуктов
31. О внесении изменений в Закон Российской Федерации УО недрахФ:
- законопроект изменяет распределение платежей за добычу углеводородного сырья и других полезных ископаемых;
- в части совершенствования недропользования для привлечения инвестиций;
- в части перераспределения средств по платежам за пользование недрами между бюджетами разных уровней
14. О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон УОб акцизахФ (в части приведения в соответствие со статьей 22 Федерального закона УО газоснабжении в Российской ФедерацииФ полномочий Правительства Российской Федерации по установлению ставок акциза на газ
32. Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (участки недр (месторождения) по дополнительному списку ) 15. О перечне участков недр Красноярского края, право пользования которыми предоставляется на условиях раздела продукции
33. О специальном налоговом режиме при добыче нефти из низкопродуктивных участков недр  
34. О едином налоге на автозаправочные станции  
35. О государственных целевых бюджетных фондах воспроизводства минерально-сырьевой базы  
36. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон УОб акцизахФ  
Постановления Правительства Российской Федерации
  16. Порядок расчета и критерии определения ставок платежей за пользование недрами
  17. Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений
  18. О тарифах на транспортировку нефти по системе магистральных трубопроводов
III. Прочие
Федеральные законы
37. Об использовании природного газа в качестве моторного топлива 19. Об обращении с радиоактивными отходами, содержащими природные радионуклиды, в отраслях топливно-энергетического комплекса, промышленности строительных материалов, сельскохозяйственных удобрений, в горнорудной промышленности и связанных с ними перерабатывающих производствах
38. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон УО пожарной безопасностиФ (в части установления сборов на обеспечение пожарной безопасности)  
38. Об обязательном экологическом страховании  

1) в сентябре 1999 года Правительством Российской Федерации принято решение о реализации 9% акций ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» на конкурсе с инвестиционными условиями и 1% акций ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» на денежном аукционе
2) завершаются работы над инвестиционными условиями конкурса по продаже государственного пакета (49% акций)
3) на совещании у Министра топлива и энергетики В.Калюжного 11 сентября 1999 года была принципиально согласована продажа 25% акций ОАО «НК «Роснефть» + 1 одной акции на конкурсе с инвестиционными условиями
4) изучаются возможность и способы продажи крупного пакета акций «НГК «Славнефть» (от 19% до 25%)