МЕРЫ, КОМПЕНСИРУЮЩИЕ УХУДШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ
ВОСПРОИЗВОДСТВА СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ


Одной из важнейших проблем по праву считается резкое ухудшение состояния сырьевой базы комплекса как в количественном (сокращение ее объема), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношениях. Одной из главных причин является естественное истощение конечной по своей природе сырьевой базы на определенной стадии ее эксплуатации. Оно уже достаточно явственно проявилось еще в 80-е годы, но в то время компенсировалось ростом затрат на геологоразведочные работы. Эффективность таких затрат устойчиво снижалась. В 90-е годы прогрессирующее истощение и падение эффективности вложений в ГРР столкнулись с резким сокращением инвестиций, в том числе и в геологоразведочные работы. Такое совпадение двух причин и привело к ситуации, которую сейчас можно наблюдать.

К технико-технологическим мероприятиям, компенсирующим ухудшение минерально-сырьевой базы, способным дать скорейшую отдачу, относятся те, которые в значительной степени используют уже созданные активы и инфраструктуру. Это перестрел простаивающих скважин, гидроразрыв пласта, вскрытие продуктивных пластов горизонтальными стволами, прогрессивные методы обработки призабойной зоны и т.д. Востребованность этих и других методов, а, следовательно, и время начала их широкого использования, будут определяться динамикой спроса на нефть и её ценой на внутреннем и мировом рынках, с одной стороны, и решением государства о применении методов экономического стимулирования указанных мероприятий, с другой.

Следующим по срочности отдачи мероприятием должна стать комплексная переинтерпретация имеющегося геолого-геофизического материала с использованием новых методов и достижений науки. Такая интерпретация и геологическое моделирование приводят к выявлению новых высокопродуктивных зон на имеющихся месторождениях и лицензионных блоках.

Вклад перечисленных выше мероприятий следует оценивать как расширение минерально-сырьевой базы (в части извлекаемых запасов), что позволит частично их финансировать из источников, предназначенных для этих целей (ставки ВМСБ), или, в случае привлечения заемного финансирования, под государственные гарантии, обеспеченные ожидаемым приростом запасов, полученным в результате проведения указанных мероприятий. Основанием для финансирования из средств ВМСБ могут быть более высокие экономические показатели перечисленных мероприятий по сравнению с предлагаемыми геологоразведочными работами, оцениваемые по единому критерию - увеличению извлекаемого потенциала недр.

Направлением действий, дающих более долгосрочную отдачу, является изменение стратегии геологоразведочных работ. При этом целесообразно:
- концентрировать в распоряжении нефтегазодобывающих компаний, обеспечивающих наибольшую долю приростов запасов нефти и газа в стране, соответственно большую часть отчислений на ВМСБ в целом по Российской Федерации, при условии выполнения этими компаниями геологоразведочных работ по подготовке высокодебитных и рентабельных в разработке запасов как в пределах России, так и на лицензионных участках, принадлежащих российским компаниям за рубежом (поскольку сегодня, в соответствии с законодательством, 70% отчислений на ВМСБ остается в распоряжении субъекта Федерации, на территории которого добыты углеводороды, соответствующие регионы разрешают тратить эти средства только в пределах своих административных границ);
- предоставить пользователям недр использовать отчисления на ВМСБ в соответствии с федеральными программами геологического изучения недр на всей территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком из субъектов Российской Федерации находится источник отчислений.

В целом нормы и правила использования средств ВМСБ следует развивать в направлении максимального расширения свободы их использования в целевых рамках увеличения ресурсного потенциала, за исключением фиксированной части средств для финансирования фундаментальной и прикладной геологической науки и региональных исследований. Предлагаемые меры позволят в среднесрочной перспективе выйти на устойчивый прирост запасов нефти и газа уже в ближайшие годы за счет концентрации средств (отчислений) на ВМСБ на наиболее важных направлениях, не допуская их распыления и нецелевого использования.

Действующая законодательная база в области недропользования не стимулирует выполнение геологоразведочных работ за счет собственных средств недропользователя, так как в случае открытия месторождения он на общих основаниях должен участвовать в конкурсе на приобретение права на добычу. Необходимо установить принцип преимущественного представления прав недропользования для целей разведки и разработки организациям, выявившим и оценившим месторождение полезного ископаемого в рамках поисковой лицензии за счет собственных средств. Также необходимо законодательно разрешить переход прав пользования недрами между дочерними и материнскими компаниями в рамках вертикально интегрированных структур и при создании совместных предприятий с инофирмами.

Для более точных оценок состояния сырьевой базы НГК необходимы экономические расчеты рентабельности разработки и поисков всей совокупности залежей в недрах России, что представляет сегодня сложную задачу из-за отсутствия единого Федерального Банка данных по структуре запасов и рентабельности их освоения. Создание такого банка данных (кадастра месторождений) позволит расширить применение международных классификаций категорий ресурсов и запасов углеводородов, базирующихся на экономических критериях их оценки, что, в свою очередь, является существенным фактором повышения инвестиционной привлекательности НГК.

Действующая законодательная база в области недропользования по многим своим параметрам не соответствует сложившейся в НГК структуре, в основном, истощенных запасов и действующей системе управления и регулирования через вертикально интегрированные компании. Для преодоления сложившейся ситуации с использованием пробуренного фонда скважин главным стратегическим направлением должна стать разработка единого пакета соподчиненных законодательных и нормативных актов, обеспечивающего гибкое (стимулирующее) налогообложение в части:
- эксплуатации истощенных запасов;
- ввода в разработку трудноизвлекаемых запасов с помощью новых технологий;
- ввода в эксплуатацию бездействующих, законсервированных и контрольных скважин;
- применения методов повышения нефтеотдачи пластов.

Непринятие экстренных мер по изменению нормативно-правовой базы недропользования с целью коренного изменения ситуации с воспроизводством запасов нефти и газа через 5-7 лет может привести к снижению приростов запасов нефти и газа вдвое по сравнению с их сегодняшним уровнем.

По существу сегодня НГК стоит перед дилеммой. Можно продолжать попытки изыскания средств для широкомасштабного наращивания ГРР. Однако привлечение инвестиций в сегодняшних условиях является трудноосуществимой задачей, тем более что эффективность ГРР продолжает снижаться. Но можно изменить стратегию ГРР, сосредоточив имеющиеся средства на наиболее перспективных объектах, и мобилизовать при этом имеющиеся в других звеньях «нефтяного цикла» резервы, способные преодолеть или значительно смягчить действие фактора ухудшения качества сырьевой базы (повышение нефтеотдачи, выявление высокопродуктивных зон на уже имеющихся месторождениях, пуск бездействующих скважин, повышение глубины нефтепереработки и т.д.).

На решение проблем, отмеченных в разделе 12, нацелены законопроекты №№ 1(3), 8(3), 11(3), 15(3), 28(3), 32(3), 35(3), 4(4), 5(4) из приложения о проектах законодательных и иных нормативных актов, регулирующих деятельность НГК.