МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ И НЕПЛАТЕЖЕЙ


Важнейшим фактором ухудшения финансово-экономического состояния НГК является проблема неплатежей. Темпы роста кредиторской задолженности по-прежнему превышают темпы роста задолженности дебиторской. Отрасль живет в кредит, но при этом сама вынуждена кредитовать другие отрасли и государство поставками энергоносителей.

Чрезмерный налоговый пресс и жесткая фискальная политика в отношении НГК привели к тому, что выручки от реализации не хватает на уплату налогов, выплату зарплаты и покрытие затрат на производство (при опережающем росте цен на элементы затрат), не говоря уже об инвестициях в поддержание и наращивание уровней добычи. Поэтому НГК превратился в крупнейшего заемщика финансовых средств как у внутренних кредиторов, так и у внешних.

Наблюдается устойчивая тенденция падения платежеспособного спроса внутри страны, прежде всего промышленности. Особенно актуальной эта проблема является для газовой промышленности, где на 1 июля 1999 года задолженность внутренних потребителей за поставки газа достигла объема его потребления за 1,5 года (задолженность внутренних потребителей за поставки нефти и нефтепродуктов - «всего» около 4-месячного объема потребления жидкого топлива).

Значительная доля в оплате за продукцию НГК приходится на бартер и зачетные схемы, причем по «виртуальным» ценам, резко отличающимся от реальных, используемых при оплате «живыми» деньгами, доля которых в оплате продукции комплекса составляет сейчас 21% по газу и порядка 60% по нефти (остальные средства поступают в виде бартера, ликвидных банковских векселей, федеральных денежных зачетов, товарных зачетов, зачетов ценными бумагами, налоговыми освобождениями и прочими суррогатами).

Однако именно эти «виртуальные» и, как правило, существенно более высокие цены (для некоторых видов денежных суррогатов - на десятки процентов) являются фактической базой для определения начисленных на предприятия комплекса налогов, поскольку завышенные «виртуальные» цены поставщиков переносятся на себестоимость продукции отраслей НГК и формируют более высокий уровень цен на отгружаемую комплексом продукцию. НГК не имеет возможности самостоятельно сократить долю дебиторской задолженности, поскольку значительная часть должников комплекса - бюджетные организации-потребители энергоресурсов. Поэтому такой порядок приводит к прогрессирующему росту начисленных на предприятия НГК налогов и опережающими темпами увеличивает их налоговую задолженность перед бюджетом.

Неплатежи в ТЭК в значительной степени создаются самим государством, которое не предусматривает в соответствующих бюджетах средств на оплату электроэнергии, тепла, топлива (в бюджете нынешнего года заложено в два раза меньше средств на энергопотребление, чем потребляют бюджетные организации: 11 млрд рублей против 22 млрд рублей). Поэтому рост налоговой задолженности комплекса в значительной мере вызван задолженностью перед НГК самого бюджета, причем, как напрямую (через задолженность бюджетных организаций), так и опосредованно (например, задолженность бюджетных организаций за поставки электроэнергии трансформируется в задолженность электроэнергетики, являющейся крупнейшим должником НГК). Так, в 1998 году крупнейшими должниками газовой отрасли являлись бюджетные организации (17%) и электроэнергетика (43%).

Устранить это положение можно, предусмотрев в бюджетах всех уровней (федеральном, региональном, местном) отдельной строкой средства на топливо- и энергообеспечение тех структур, которые финансируются из этих бюджетов, и строго контролируя их выполнение в соответствии с принятыми поправками к закону «О бюджетной классификации». И именно поэтому необходимо исключить практику ареста товарной продукции компаний НГК в счет погашения бюджетной задолженности.

Преодолению кризиса неплатежей и упорядочению денежного обращения в народном хозяйстве, увеличению денежной составляющей в оплате продукции (работ, услуг), в том числе энергоресурсов, и устранению причин, вызывающих образование и рост задолженности потребителей продукции (работ, услуг), могут способствовать следующие меры:
- при реализации продукции НГК на внутреннем рынке России и при ее поставках в страны СНГ процент оплаты налогов «живыми» деньгами во все уровни бюджетов производить пропорционально объему выручки в денежном выражении от реализации энергоресурсов;
- в счет платежей в бюджеты осуществлять поставку материально-технических ресурсов, в том числе энергоресурсов, для нужд потребителей, финансируемых из федерального и местных бюджетов, для чего в бюджетах учитывать это как в доходной, так и в расходной частях. В этих целях можно запустить механизм связанного товарного кредитования федерального бюджета;
- осуществлять прямые расчеты между поставщиками и бюджетными потребителями энергоресурсов путем списания задолженностей бюджетных потребителей в счет уплаты поставщиками налогов в бюджеты соответствующих уровней;
- не допускать принятия законодательных и нормативных актов, предусматривающих прямое изъятие средств у компаний НГК путем введения льготных цен для отдельных категорий потребителей (сельскохозяйственных предприятий, производителей минеральных удобрений и др.);
- при формировании федерального и региональных бюджетов предусматривать отдельной строкой ассигнования для оплаты поставок энергоресурсов, потребляемых бюджетными организациями в соответствии с утвержденными и реальными лимитами;
- активизировать на межправительственном уровне работу по формированию, согласованию и реализации графиков погашения странами СНГ долгов за поставленные энергоресурсы. Увязывать предоставление российской экономической помощи должникам-странам СНГ с опережающим погашением ими долговых обязательств. В переговорах с МВФ и Всемирным банком ставить вопрос о том, чтобы эти финансовые институты при предоставлении займов странам-должникам СНГ ставили жесткие условия по расчетам с Россией за поставки энергоресурсов или уменьшали на сумму задолженности этих стран за поставки энергоресурсов России объемы предоставляемых этими финансовыми институтами кредитов странам СНГ, являющимся наиболее злостными должниками.

При подготовке законопроектов о программе реструктуризации кредиторской задолженности организаций целесообразно предусмотреть:
- механизм списания долгов по штрафам и пеням для организаций в случае полного и своевременного внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет и выполнения графиков погашения задолженности по налогам и сборам в течение всего срока реструктуризации;
- особые условия реструктуризации той части задолженности организаций-должников, которая образовалась в результате неоплаты товаров и услуг организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета (несанкционированная кредиторская задолженность). При этом условия реструктуризации задолженности по обязательным платежам должны быть симметричными условиям погашения задолженности бюджетополучателей за поставленные товары и услуги;
- возможность использования государственных ценных бумаг, полученных поставщиками товаров и услуг в процессе реструктуризации несанкционированной кредиторской задолженности бюджетополучателей за поставленные им ресурсы, в качестве обеспечения погашения реструктуризированной задолженности перед федеральным бюджетом поставщиков этих ресурсов.

На решение проблем, отмеченных в разделе 9, нацелены законопроекты №№ 22(3), 30(3), 6(4) из приложения о проектах законодательных и иных нормативных актов, регулирующих деятельность НГК.