МЕРЫ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ И
НЕПЛАТЕЖЕЙ
Важнейшим фактором ухудшения
финансово-экономического состояния НГК является
проблема неплатежей. Темпы роста кредиторской
задолженности по-прежнему превышают темпы роста
задолженности дебиторской. Отрасль живет в
кредит, но при этом сама вынуждена кредитовать
другие отрасли и государство поставками
энергоносителей.
Чрезмерный налоговый пресс и жесткая
фискальная политика в отношении НГК привели к
тому, что выручки от реализации не хватает на
уплату налогов, выплату зарплаты и покрытие
затрат на производство (при опережающем росте
цен на элементы затрат), не говоря уже об
инвестициях в поддержание и наращивание уровней
добычи. Поэтому НГК превратился в крупнейшего
заемщика финансовых средств как у внутренних
кредиторов, так и у внешних.
Наблюдается устойчивая тенденция
падения платежеспособного спроса внутри страны,
прежде всего промышленности. Особенно
актуальной эта проблема является для газовой
промышленности, где на 1 июля 1999 года
задолженность внутренних потребителей за
поставки газа достигла объема его потребления за
1,5 года (задолженность внутренних потребителей
за поставки нефти и нефтепродуктов - «всего»
около 4-месячного объема потребления жидкого
топлива).
Значительная доля в оплате за
продукцию НГК приходится на бартер и зачетные
схемы, причем по «виртуальным» ценам, резко
отличающимся от реальных, используемых при
оплате «живыми» деньгами, доля которых в оплате
продукции комплекса составляет сейчас 21% по газу
и порядка 60% по нефти (остальные средства
поступают в виде бартера, ликвидных банковских
векселей, федеральных денежных зачетов, товарных
зачетов, зачетов ценными бумагами, налоговыми
освобождениями и прочими суррогатами).
Однако именно эти «виртуальные» и, как
правило, существенно более высокие цены (для
некоторых видов денежных суррогатов - на десятки
процентов) являются фактической базой для
определения начисленных на предприятия
комплекса налогов, поскольку завышенные «виртуальные»
цены поставщиков переносятся на себестоимость
продукции отраслей НГК и формируют более высокий
уровень цен на отгружаемую комплексом продукцию.
НГК не имеет возможности самостоятельно
сократить долю дебиторской задолженности,
поскольку значительная часть должников
комплекса - бюджетные организации-потребители
энергоресурсов. Поэтому такой порядок приводит к
прогрессирующему росту начисленных на
предприятия НГК налогов и опережающими темпами
увеличивает их налоговую задолженность перед
бюджетом.
Неплатежи в ТЭК в значительной степени
создаются самим государством, которое не
предусматривает в соответствующих бюджетах
средств на оплату электроэнергии, тепла, топлива
(в бюджете нынешнего года заложено в два раза
меньше средств на энергопотребление, чем
потребляют бюджетные организации: 11 млрд рублей
против 22 млрд рублей). Поэтому рост налоговой
задолженности комплекса в значительной мере
вызван задолженностью перед НГК самого бюджета,
причем, как напрямую (через задолженность
бюджетных организаций), так и опосредованно (например,
задолженность бюджетных организаций за поставки
электроэнергии трансформируется в
задолженность электроэнергетики, являющейся
крупнейшим должником НГК). Так, в 1998 году
крупнейшими должниками газовой отрасли являлись
бюджетные организации (17%) и электроэнергетика
(43%).
Устранить это положение можно,
предусмотрев в бюджетах всех уровней (федеральном,
региональном, местном) отдельной строкой
средства на топливо- и энергообеспечение тех
структур, которые финансируются из этих бюджетов,
и строго контролируя их выполнение в
соответствии с принятыми поправками к закону «О
бюджетной классификации». И именно поэтому
необходимо исключить практику ареста товарной
продукции компаний НГК в счет погашения
бюджетной задолженности.
Преодолению кризиса неплатежей и
упорядочению денежного обращения в народном
хозяйстве, увеличению денежной составляющей в
оплате продукции (работ, услуг), в том числе
энергоресурсов, и устранению причин, вызывающих
образование и рост задолженности потребителей
продукции (работ, услуг), могут способствовать
следующие меры:
- при реализации продукции НГК на внутреннем
рынке России и при ее поставках в страны СНГ
процент оплаты налогов «живыми» деньгами во все
уровни бюджетов производить пропорционально
объему выручки в денежном выражении от
реализации энергоресурсов;
- в счет платежей в бюджеты осуществлять поставку
материально-технических ресурсов, в том числе
энергоресурсов, для нужд потребителей,
финансируемых из федерального и местных
бюджетов, для чего в бюджетах учитывать это как в
доходной, так и в расходной частях. В этих целях
можно запустить механизм связанного товарного
кредитования федерального бюджета;
- осуществлять прямые расчеты между поставщиками
и бюджетными потребителями энергоресурсов путем
списания задолженностей бюджетных потребителей
в счет уплаты поставщиками налогов в бюджеты
соответствующих уровней;
- не допускать принятия законодательных и
нормативных актов, предусматривающих прямое
изъятие средств у компаний НГК путем введения
льготных цен для отдельных категорий
потребителей (сельскохозяйственных предприятий,
производителей минеральных удобрений и др.);
- при формировании федерального и региональных
бюджетов предусматривать отдельной строкой
ассигнования для оплаты поставок энергоресурсов,
потребляемых бюджетными организациями в
соответствии с утвержденными и реальными
лимитами;
- активизировать на межправительственном уровне
работу по формированию, согласованию и
реализации графиков погашения странами СНГ
долгов за поставленные энергоресурсы. Увязывать
предоставление российской экономической помощи
должникам-странам СНГ с опережающим погашением
ими долговых обязательств. В переговорах с МВФ и
Всемирным банком ставить вопрос о том, чтобы эти
финансовые институты при предоставлении займов
странам-должникам СНГ ставили жесткие условия по
расчетам с Россией за поставки энергоресурсов
или уменьшали на сумму задолженности этих стран
за поставки энергоресурсов России объемы
предоставляемых этими финансовыми институтами
кредитов странам СНГ, являющимся наиболее
злостными должниками.
При подготовке законопроектов о
программе реструктуризации кредиторской
задолженности организаций целесообразно
предусмотреть:
- механизм списания долгов по штрафам и пеням для
организаций в случае полного и своевременного
внесения текущих налоговых платежей в
федеральный бюджет и выполнения графиков
погашения задолженности по налогам и сборам в
течение всего срока реструктуризации;
- особые условия реструктуризации той части
задолженности организаций-должников, которая
образовалась в результате неоплаты товаров и
услуг организациями, финансируемыми за счет
средств федерального бюджета (несанкционированная
кредиторская задолженность). При этом условия
реструктуризации задолженности по обязательным
платежам должны быть симметричными условиям
погашения задолженности бюджетополучателей за
поставленные товары и услуги;
- возможность использования государственных
ценных бумаг, полученных поставщиками товаров и
услуг в процессе реструктуризации
несанкционированной кредиторской задолженности
бюджетополучателей за поставленные им ресурсы, в
качестве обеспечения погашения
реструктуризированной задолженности перед
федеральным бюджетом поставщиков этих ресурсов.
На решение проблем, отмеченных в
разделе 9, нацелены законопроекты №№ 22(3), 30(3), 6(4)
из приложения о проектах законодательных и иных
нормативных актов, регулирующих деятельность
НГК.
|