ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НГК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕГО РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ, ВЫЗВАВШИЕ ИХ ПОЯВЛЕНИЕ


Учитывая высокую инерционность и капиталоемкость развития НГК, падение добычи нефти в России в 1990-1993 годы было предопределено политикой инвестиций в нефтяную отрасль, проводимой в предыдущие годы, а затем и спросовыми ограничениями. Начиная с 1988 года, наиболее значительные бюджетные инвестиции в нефтяную отрасль направлялись на развитие крупнейшего Тенгизского месторождения в Казахстане, которое должно было стать новой базой развития отрасли, идущей на смену Западной Сибири.

После распада СССР подготовленная новая минерально-сырьевая база нефтедобычи оказалась за пределами России. В этих условиях сдерживать падение добычи нефти в стране оказалось возможным только за счет работы с существующим фондом скважин, а не за счет ввода в эксплуатацию новых нефтяных провинций. Стабилизация уровня добычи с 1994 года была осуществлена благодаря реабилитационным нефтяным займам Всемирного Банка (закупки оборудования для восстановления действующего фонда скважин), которые в настоящее время исчерпаны.

Сегодняшние проблемы НГК носят, в основном, финансово-экономический и управленческий характер и могут быть укрупненно сведены к следующим:
- финансовая дестабилизация в отраслях НГК из-за обвального роста неплатежей со стороны потребителей жидкого и газообразного топлива, ведущая к росту задолженности предприятий НГК в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
- дефицит инвестиций, особенно острый в условиях прогрессирующего старения и высокой изношенности основных фондов, приводящий к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей и сокращающий возможности не только расширенного, но и простого воспроизводства, и неблагоприятный в целом инвестиционный климат, не создающий для потенциальных отечественных и иностранных инвесторов склонности к инвестициям;
- отсутствие стимулов к инвестициям сохраняет высокими издержки производства в НГК и обеспечивает слабую восприимчивость к НТП для их снижения;
- ухудшение процессов воспроизводства сырьевой базы комплекса, вызванное резким сокращением объемов геологоразведочных работ на фоне перехода крупнейших нефтегазодобывающих провинций и НГК страны в целом на поздние стадии «естественной динамики», с одной стороны, и отсутствие экономических стимулов к наращиванию ресурсного потенциала разрабатываемых месторождений за счет продления периода их рентабельной эксплуатации и увеличения нефтеотдачи, с другой;
- политика ценообразования на продукцию НГК, приводящая к нарушению оптимальных ценовых пропорций как между ценами на различные энергоресурсы, так и между ценами на углеводороды и другие товары;
- фискально-ориентированная налоговая политика в отраслях НГК, не нацеленная на достижение максимального инвестиционного эффекта при разработке нефтегазовых месторождений, приводящая к уменьшению сроков разработки, величины рентабельно извлекаемых запасов, накопленных налоговых поступлений и других прямых и косвенных эффектов как для инвесторов (нефтегазовых компаний), так и для государства;
- недостаточно диверсифицированная институциональная структура НГК и низкая эффективность государственного регулирования комплексом, оборачивающаяся в значительном числе случаев упущенной выгодой государства и инвесторов.