РОЛЬ НГК В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ЕГО РАЗВИТИЯ


В течение многих лет НГК является основой энергоснабжения страны и одним из ее важнейших народнохозяйственных комплексов. Сегодня НГК обеспечивает более 2/3 общего потребления первичных энергоресурсов и 4/5 их производства. НГК является главным источником налоговых (около 40% доходов Федерального бюджета и порядка 20% консолидированного бюджета) и валютных (порядка 40%) поступлений государства. На долю НГК приходится 12% промышленного производства России и 3% занятых в нем.

В 90-е годы роль НГК в экономике России заметно выросла. Это объясняется тем, что в силу высокой конкурентоспособности его продукции глубина падения объемов производства в НГК в эти годы была существенно меньше, чем в других отраслях и в экономике в целом.

Это, во-первых, создает иллюзию того, что НГК остается весьма благополучной отраслью на фоне других отраслей народного хозяйства страны. Во-вторых, повышение роли НГК в экономике страны для неспециалистов и ряда ангажированных политиков является поводом, чтобы говорить об усилении монотоварной сырьевой ориентации экономики России, о превращении ее в своего рода «банановую республику». На самом деле «благополучие» весьма относительно, поскольку НГК является составной частью всей российской экономики и ему в той или иной степени присущи все ее недостатки и проблемы.

Не менее значимо и так называемое косвенное влияние НГК на экономику страны, проявляющееся через стимулирование развития сопряженных с ним отраслей национального хозяйства. НГК может стать одной из основных движущих сил экономического развития страны, реальным «локомотивом» ее экономического роста в силу создания им значительных косвенных, так называемых мультипликативных эффектов от капитальных и эксплуатационных затрат в результате реализации нефтегазовых проектов.

Расчеты свидетельствуют, что: - каждый рубль дополнительного производства продукции НГК увеличивает ВВП страны на 1,5-1,6 рубля;
- каждый рубль дополнительных капиталовложений в НГК обеспечивает 1-2 рубля или более (в зависимости от типа нефтегазовых проектов: освоение месторождений, строительство трубопроводов и пр.) прироста национальной экономики;
- косвенный эффект для страны от развития НГК (через обеспечение платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей с последующими налоговыми, социальными и прочими эффектами от этих отраслей) существенно (по ряду нефтегазовых проектов двукратно и более) превышает прямой эффект развития НГК (в виде добытой нефти и налогов с нее);
- помимо создания новых рабочих мест непосредственно в проектах НГК, их реализация обеспечивает прирост косвенной занятости, в связи с появлением новых потребностей в промышленном и потребительском секторе, многократно превышающих прирост прямой занятости по проектам НГК;
- основной эффект от развития НГК государство получает не в «добывающих», а в «машиностроительных» регионах. Расчеты на некоторых конкретных проектах показали, что совокупный (прямой плюс косвенный) эффект российского государства от реализации ряда новых нефтегазовых проектов (в расчет брались проекты освоения месторождений на условиях СРП) распределяется между федеральным бюджетом, бюджетом «добывающего» региона и бюджетами «машиностроительных» регионов в пропорции от 20:30:50 до 30:30:40 в случае проектов на суше и от 40:20:40 до 50:20:30 в случае проектов на шельфе.

Велико социальное значение НГК. Свет и тепло играют такую же важную роль в жизнеобеспечении населения страны, как и своевременная выплата зарплаты и пенсий, бесперебойное снабжение продуктами питания по доступным ценам. Поэтому социальная стабильность в обществе зависит в существенной мере от устойчивой работы ТЭК в целом и ее нефтегазового компонента, от того, насколько бесперебойно и эффективно будут обеспечиваться электро- и теплоснабжение потребителей (значительная часть выработки электроэнергии и тепла обеспечивается за счет сжигания жидкого и газообразного топлива).

Основными экономическими целями дальнейшего развития НГК с позиции государства являются: - стабильное, бесперебойное и экономически эффективное обеспечение внутреннего платежеспособного спроса страны нефтью и газом и продуктами их переработки (НГК = поставщик углеводородов),
- экономически эффективное обеспечение внешнего платежеспособного спроса нефтью и газом и продуктами их переработки (НГК = поставщик валюты);
- обеспечение стабильных поступлений налогов в бюджет (НГК = поставщик налогов);
- генерирование платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей российской экономики: обрабатывающих отраслей, сферы услуг и т.п. (НГК = поставщик (генератор) платежеспособного спроса на товары и услуги других отраслей).

Обеспечить эти цели развития может только такой НГК, движущей силой которого являются эффективные, конкурентоспособные нефтегазовые компании, а структура управления комплексом со стороны государства является достаточно гибкой, оставляющей этим компаниям необходимый простор для маневра в зависимости от быстроменяющейся общеэкономической конъюнктуры и состояния мировых товарных и инвестиционных рынков. Продукция НГК (нефть, газ и продукты их переработки) должна быть конкурентоспособной на внутреннем и внешнем товарных рынках, а сам НГК и его хозяйствующие субъекты должны быть конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках инвестиций по сравнению с другими потенциальными объектами приложения капитала.