14. Выводы


  1. Каспийская нефть, даже в объемах первой фазы ее освоения (2005 г. – 70 млн.т, 2010 г. – 100 млн.т, 2015 г. – 120 млн.т), в обозримой перспективе, видимо, может не найти своего места на традиционных рынках потребления жидкого топлива в Восточном полушарии (Западная Европа, Юго-Восточная Азия) по балансовым и ценовым соображениям.
  2. Широкомасштабное появление каспийской нефти на рынке Западной Европы приведет к образованию избытка предложения жидкого топлива в этом регионе и к снижению цен. Каспийская нефть на западноевропейском рынке вступает в ценовую конкуренцию не только с традиционными источниками поставок (БСВ, Северная Африка, Северное море, Западная Сибирь), но и с "новой" российской нефтью севера Европейской части страны.
  3. На азиатском рынке существует неудовлетворенный прогнозный прирост спроса на нефть, поэтому по балансовым соображениям азиатский рынок является более привлекательным для каспийской нефти, чем рынок западноевропейский. Однако доставка каспийской нефти в Азию сегодня связана с большими экономическими препятствиями, чем маршруты в иных направлениях. При поставках в Южную и Юго-Восточную Азию каспийская нефть вступает в ценовую конкуренцию с ближневосточной нефтью и должна при этом поставляться на азиатские рынки через территории стран–экспортеров нефти.
  4. В рамках концепции "множественности путей доставки" каспийской нефти на западноевропейский рынок неоспоримые экономические преимущества имеют маршруты через территорию России и Грузии (в том числе при строительстве обходящего черноморские проливы трубопровода) по сравнению с турецкими маршрутами при любых комбинациях пропускных способностей этих трубопроводов. Маршруты на Джейхан отсекают каспийскую (азербайджанскую) нефть от наиболее перспективного для нее рынка государств Центральной Европы и Черноморского региона.
  5. Транспортировка каспийской нефти в южном направлении по экономическим соображениям является более предпочтительной, чем турецкие маршруты с поставками в Западную Европу, и выводит нефть Каспия кратчайшим путем на более емкий азиатский рынок.
  6. Основная конкуренция при выборе маршрутов транспортировки каспийской нефти складывается между трубопроводами Баку-Джейхан и Тенгиз-Новороссийск (КТК). Эти трубопроводы являются взаимоисключающими по экономическим соображениям и при замедлении темпов освоении нефти Каспия могут оба оказаться невостребованными.
  7. Имеются серьезные сомнения в возможности профинансировать в полном объеме на приемлемых условиях существующий, хотя бы только в рамках первой фазы освоения каспийской нефти, спрос на инвестиции, необходимые для этого освоения (60-70 млрд.долл.).
  8. Рыночные ниши для каспийской нефти существуют в основном на новых рынках. Поглотить избыточное предложение каспийской нефти могут государства Черноморского региона (азербайджанская нефть) и СУАР Китая (казахская нефть) в случае интенсивного экономического роста в этих регионах. В этих новых районах потребления жидкого топлива каспийская нефть может иметь неоспоримые ценовые конкурентные преимущества по сравнению с традиционными источниками поставок.
  9. Ориентация на эти новые рынки предполагает кардинальное переосмысление существующей сегодня концепции основных маршрутов доставки каспийской нефти на мировой рынок, предусматривающей множественность путей ее доставки в Западную Европу.
  10. В рамках многостороннего сотрудничества государств региона могут быть найдены иные, более действенные транспортные решения. Поставки в СУАР Китая могут оказаться наиболее эффективными при использовании схем замещения казахской нефти российской нефтью из Западной Сибири.
  11. В экономических интересах России - всемерное расширение любых форм участия российских компаний в освоении каспийского шельфа. В этом случае суммарные экономические выгоды России могут оказаться выше, чем потенциальные доходы страны от транзита нефти по российской территории.