14. Выводы
- Каспийская нефть, даже в объемах первой фазы ее
освоения (2005 г. – 70 млн.т, 2010 г. – 100 млн.т, 2015 г. – 120
млн.т), в обозримой перспективе, видимо, может не
найти своего места на традиционных рынках
потребления жидкого топлива в Восточном
полушарии (Западная Европа, Юго-Восточная Азия)
по балансовым и ценовым соображениям.
- Широкомасштабное появление каспийской нефти на
рынке Западной Европы приведет к образованию
избытка предложения жидкого топлива в этом
регионе и к снижению цен. Каспийская нефть на
западноевропейском рынке вступает в ценовую
конкуренцию не только с традиционными
источниками поставок (БСВ, Северная Африка,
Северное море, Западная Сибирь), но и с "новой"
российской нефтью севера Европейской части
страны.
- На азиатском рынке существует
неудовлетворенный прогнозный прирост спроса на
нефть, поэтому по балансовым соображениям
азиатский рынок является более привлекательным
для каспийской нефти, чем рынок
западноевропейский. Однако доставка каспийской
нефти в Азию сегодня связана с большими
экономическими препятствиями, чем маршруты в
иных направлениях. При поставках в Южную и
Юго-Восточную Азию каспийская нефть вступает в
ценовую конкуренцию с ближневосточной нефтью и
должна при этом поставляться на азиатские рынки
через территории стран–экспортеров нефти.
- В рамках концепции "множественности путей
доставки" каспийской нефти на
западноевропейский рынок неоспоримые
экономические преимущества имеют маршруты через
территорию России и Грузии (в том числе при
строительстве обходящего черноморские проливы
трубопровода) по сравнению с турецкими
маршрутами при любых комбинациях пропускных
способностей этих трубопроводов. Маршруты на
Джейхан отсекают каспийскую (азербайджанскую)
нефть от наиболее перспективного для нее рынка
государств Центральной Европы и Черноморского
региона.
- Транспортировка каспийской нефти в южном
направлении по экономическим соображениям
является более предпочтительной, чем турецкие
маршруты с поставками в Западную Европу, и
выводит нефть Каспия кратчайшим путем на более
емкий азиатский рынок.
- Основная конкуренция при выборе маршрутов
транспортировки каспийской нефти складывается
между трубопроводами Баку-Джейхан и
Тенгиз-Новороссийск (КТК). Эти трубопроводы
являются взаимоисключающими по экономическим
соображениям и при замедлении темпов освоении
нефти Каспия могут оба оказаться
невостребованными.
- Имеются серьезные сомнения в возможности
профинансировать в полном объеме на приемлемых
условиях существующий, хотя бы только в рамках
первой фазы освоения каспийской нефти, спрос на
инвестиции, необходимые для этого освоения (60-70
млрд.долл.).
- Рыночные ниши для каспийской нефти существуют в
основном на новых рынках. Поглотить избыточное
предложение каспийской нефти могут государства
Черноморского региона (азербайджанская нефть) и
СУАР Китая (казахская нефть) в случае
интенсивного экономического роста в этих
регионах. В этих новых районах потребления
жидкого топлива каспийская нефть может иметь
неоспоримые ценовые конкурентные преимущества
по сравнению с традиционными источниками
поставок.
- Ориентация на эти новые рынки предполагает
кардинальное переосмысление существующей
сегодня концепции основных маршрутов доставки
каспийской нефти на мировой рынок,
предусматривающей множественность путей ее
доставки в Западную Европу.
- В рамках многостороннего сотрудничества
государств региона могут быть найдены иные,
более действенные транспортные решения.
Поставки в СУАР Китая могут оказаться наиболее
эффективными при использовании схем замещения
казахской нефти российской нефтью из Западной
Сибири.
- В экономических интересах России - всемерное
расширение любых форм участия российских
компаний в освоении каспийского шельфа. В этом
случае суммарные экономические выгоды России
могут оказаться выше, чем потенциальные доходы
страны от транзита нефти по российской
территории.
|