7. Прогнозный баланс спроса и предложения каспийской нефти: основные сценарии


Как соотносятся объемы прироста спроса с возможными масштабами экспорта каспийской нефти? Сегодня основные потребности двух указанных рынков покрываются поставками ближневосточной нефти. Поэтому выход на мировой рынок нефти из каспийского региона будет происходить: (1) в условиях существующего избытка мощностей по добыче ближневосточной нефти – примерно 500 млн.т/год, что превышает все прогнозные оценки добычи каспийской нефти, (2) одновременно с реализацией новых проектов в российской нефтегазовой промышленности. Как уже отмечалось ранее, и Россия, и БСВ, и Каспий будут одновременно оказывать свое влияние на сложившиеся направления потоков и расстановку сил на рынках нефти Восточного полушария (см. [20]).

Рассмотрим два основных сценария поставок каспийской нефти: "Западный" и "Восточный" (см. табл. 5.1 и 5.2).

Первый сценарий ("Западный" табл. 5.1) предполагает, что основной поток каспийской нефти поступает в Европу.

Исходим из предположения, что проект КТК для экспорта нефти из Казахстана (нефть месторождения Тенгиз и др.) реализован, а строительство нефтепровода Баку-Джейхан (пропускной способностью 40 млн т/год) для экспорта азербайджанской нефти осуществлено. Какой потенциальный объём нефти может поступить на рынок в начале будущего века в этом случае?

Объём поставок из Казахстана будет, видимо, ограничен проектной пропускной способностью КТК - 28 млн т после реализации первой фазы проекта с последующим выходом на 67 млн т приблизительно к 2015 году. Правда, чтобы заполнить трубу полностью и вывести ее на наиболее экономичный режим транспортировки, потребуется вводить в разработку месторождения, эквивалентные по сути еще одному Тенгизу (поставки нефти с Тенгиза и конденсата с Карачаганака составят в 2005 г. лишь 50% мощностей КТК, в 2010 г. – 63%, в 2015 – 45%).

Азербайджан уже сейчас может использовать нефтепровод Баку - Новороссийск пропускной способностью 17 млн т/год (с перспективами ее расширения до 25 млн.т/год), а с конца 1998 г. (но, скорее, несколько позже) - и нефтепровод Баку - Супса на 7 млн т/год. Прокладка трубы до Джейхана добавит ещё 40 млн т/год. Таким образом, верхней границей экспорта нефти из Азербайджана является 64 млн т/год. Достижение этой величины в принципе представляется весьма вероятным - объем поставок нефти только в рамках первого азербайджанского каспийского проекта ("проект века" АМОК - месторождения Азери, Чираг, Гюнешли) к 2005 году должен составить 35-40 млн т. Проекты второй очереди - по месторождениям Карабах, Шах-Дениз, Дан-Улдузу/Ашрафи - могут добавить ещё 20-25 млн т. Напомним, что всего же в Азербайджане подписано уже девять соглашений о разведке и добыче нефти и газа с консорциумами иностранных фирм; пять последних подписанных проектов (Ленкорань-Талыш Дениз, Апшерон, Нахчыван, Огуз, Д-222) в прогнозе добычи (рис. 3 и табл. 5) не учтены.

Важным элементом нефтяной конъюнктуры будет являться добыча нефти в Ираке. Рано или поздно с Ирака будут сняты экономические санкции, и являющаяся одной из самых дешевых (по издержкам добычи) в мире нефть из этой страны мощным потоком хлынет на мировой рынок. Согласно прогнозам Арабского Нефтяного Исследовательского Центра, Париж, уже через 2-3 года после отмены эмбарго Ирак сможет добывать около 120 млн т нефти в год, а к 2010 году – и все 300 млн т/год. [18]. Имеющейся сегодня производственной инфраструктуры недостаточно, чтобы "переварить" такой объём нефти (существующие мощности позволят экспортировать до 80 млн т/год в западном направлении), однако, учитывая экономическую привлекательность проектов в Ираке, необходимые инвестиции на весь объем добычи будут скорее всего найдены.

Более 40 млн т к 2010 году может дать Тимано-Печорский бассейн с очевидным направлением поставки – в Северо-Западную Европу.

Подведем итог. 2000 год. Прирост спроса в Европе - 30 млн т. Предложение: Казахстан - экспорт остается на нынешнем уровне (5 млн т – в рамках выделяемой этой стране Россией экспортной квоты на прокачку казахской нефти по системе российских трубопроводов), т.к. к этому времени проект КТК (либо какой-то другой) реализован не будет. Азербайджан сможет дать немногим более 10 млн т, экспорт из Ирака, даже если с него будут к этому времени сняты санкции, также, вероятно, останется на прежнем уровне - около 40 млн т (с учетом недавнего повышения санкционированных ООН объемов экспортных поставок нефти из Ирака в рамках программы "нефть за продовольствие"), Тиман-Печора начнет давать нефть явно позднее 2000 года. В сумме прирост предложения к 2000 г. на западноевропейском рынке составит почти 60 млн. т, т.е. почти вдвое больше нетто-прироста спроса. И это при условии, что поставки из "традиционных" источников (Северная Африка, Ближний и Средний Восток) останутся на неизменном уровне. Поэтому даже на уровне 2000 г. допущение о наличии свободного сегмента рынка для Каспийской нефти в Западной Европе не подтверждается расчетами – каспийская нефть с самого начала своего проникновения на этот рынок должна будет его в прямом смысле слова "завоевывать", вытесняя нефти традиционных поставщиков.

К 2005 году ежегодный спрос на нефть в Европе возрастет на 54 млн т, а с учетом падения добычи в Северном море – на 84 млн т. К этому времени Казахстан, вероятно, уже сможет предложить 28 млн т первой очереди КТК, Азербайджан – выведет на максимум добычи месторождения "первой фазы" (более 40 млн.т с учетом внутреннего потребления), Ирак - 120 млн т (санкции сняты), из которых половина может быть отправлена в Европу (имеются транспортные мощности). Еще примерно 18 млн т может дать Тиман-Печора. Вместе это составит порядка 150 млн т предложения нефти на европейском рынке. Почти половина этого объема, похоже, не найдет своего потребителя - более чем достаточно для обвала рынка, даже без учета нефти ОПЕК.

К 2010 году прирост спроса составит 160 млн т, предложения – почти вполовину больше. Получается еще более разрушительная картина для нефтяного рынка, чем в 2005 г., с итоговым выводом: выход каспийской нефти только на западноевропейский рынок неизбежно ведет к его обрушению. А учитывая мировой характер рынка нефти и взаимосвязь цен на отдельных его региональных сегментах через всемирную систему биржевой торговли нефтью, приходим к выводу о неизбежности повторения в этом случае событий, аналогичных "антикризису" 1986 г.

Принимая во внимание тот факт, что затраты, связанные с добычей и экспортом нефти из России превышают аналогичные затраты на Каспии и в Ираке, в этом случае вполне вероятным становится вытеснение с мирового рынка российской нефти, либо экспорт нефти из России может стать убыточным. Отчасти компенсировать потери России при таком развитии событий сможет массированное участие российских компаний в проектах по разработке углеводородных ресурсов на Каспии или на Ближнем Востоке (по крайней мере ряд российских компаний, как отмечалось выше, заявили о расширении своих операций в этом регионе, к чему их подталкивает также ряд объективных предпосылок [20]), а также неплохие возможные доходы от транзита казахской нефти в рамках КТК (при тарифе в 15 долларов прокачка 28 млн т нефти в год даст 420 млн долларов в год, 67 млн т - 1 млрд долларов). Вообще, развитие событий в этом направлении будет способствовать переводу крупнейшими российскими нефтяными компаниями своих операций за рубеж в целях снижения издержек и повышения конкурентоспособности. Неблагоприятное влияние конъюнктуры мирового рынка может быть несколько смягчено в том случае, если в стране все же начнется заметный экономический подъём и рост спроса на нефть и нефтепродукты повысит привлекательность операций на внутреннем рынке.

Избежать обрушения рынка при выводе на него каспийской нефти можно двумя путями. Первый - установление контроля за объёмами добычи. Учитывая, однако, отсутствие реальных механизмов осуществления такого контроля (пример ОПЕК – организации с почти 40-летним стажем – лишнее тому подтверждение), с одной стороны, и тот факт, что нефтяной экспорт является фактически единственным источником прогнозируемого экономического благосостояния прикаспийских государств, такой вариант представляется маловероятным.

Второй - попытаться каким-либо образом распределить потоки нефти с Каспия, России и Ирака между европейскими и азиатскими рынками, с тем, чтобы не вызывать чрезмерных диспропорций между спросом и предложением на отдельных региональных рынках. При этом надо учесть, что для ряда месторождений существует жесткая привязанность к определенным рынкам (например, для Тиман-Печоры это Северо-Западная Европа, для сахалинских проектов – страны АТР). Несмотря на наличие принципиальной возможности экспорта азербайджанской нефти в восточном направлении, реально она будет направляться на европейский рынок. Таким образом, среди рассмотренных стран лишь Ирак и Казахстан обладают определенной свободой выбора направлений экспорта своих углеводородов. Очевидно, что оптимальным будет вариант, когда основной объём иракской нефти будет поступать к азиатским потребителям – в Южную и Юго-Восточную Азию. Другой вопрос, насколько реальна эта переориентация, учитывая, что традиционно иракская нефть поступала в Средиземноморье. Кроме того, вполне вероятно, что действительные масштабы экспорта из Ирака окажутся гораздо скромнее в силу инвестиционных ограничений.

Возможным вариантом "западного" сценария, при котором избыток предложения на западноевропейском рынке будет меньше указанного в табл. 5.1, может быть такой, при котором часть поставляемой в Средиземноморье нефти транзитом отправляется на другие – в первую очередь растущие - рынки (например, в Латинскую Америку). Однако такой сценария требует дополнительных расчетов как в части спроса/предложения на растущих рынках за пределами Евразии, так и анализа сравнительных издержек добычи и доставки каспийской нефти на эти рынки. Это – одна из задач следующего этапа исследования.

Принципиально иная ситуация, чем в Европе, складывается на азиатском рынке: при прочих равных условиях (то есть без учета поставок из ОПЕК), на нем нарастает дефицит предложения, который к 2015 г. может превысить объем резерва производственных мощностей ОПЕК. Это означает, что основным рынком сбыта для новых нефтяных проектов остается Азия.

Второй сценарий ("Восточный" – табл. 5.2) предполагает, что часть каспийской нефти направляется в Азию. В этом случае от 20 до 50 млн т нефти из Казахстана и других среднеазиатских государств уйдет на восток, что, естественно, будет способствовать укреплению рынка в Европе.

В силу географического положения, направления поставок нефти ряда российских проектов предопределены (Тиман-Печора, Сахалин). Вся азербайджанская нефть, как и в "западном" сценарии, пойдет на европейский рынок.

Казахстан: поставки на запад остаются на уровне сегодняшнего экспорта нефти (5 млн.т/год), проект КТК остается нереализованным (постоянные задержки с продвижением вперед этого проекта, активное лоббирование заинтересованными сторонами маршрута Баку-Джейхан – являющегося, как будет показано далее, взаимоисключающим для КТК конкурентным маршрутом транспортировки каспийской нефти, пробные поставки Тенгизской нефти железнодорожным транспортом в Китай и др. дают основание рассматривать и такой сценарий), а весь прирост экспорта осуществляется в восточном направлении – в Китай в рамках трубопроводного проекта с Китайской Национальной Нефтяной Компанией (КННК), объем поставок определяется объявленной мощностью этого трубопровода (20 млн.т/год).

Как следует из данных табл. 5.2, реализация "восточного" сценария кардинально не меняет ситуации на рынке нефти: избыток предложения каспийской нефти на европейском рынке все равно сохраняется, хотя и несколько снизившись по сравнению с "западным" сценарием.

Вопрос, однако, состоит в том, насколько реалистичен "восточный" сценарий. На пути проектов строительства нефтепроводов на юг или восток встают многочисленные экономические (восток) и политические (юг) сложности.

Восточный вариант является менее привлекательным по той простой причине, что, как будет показано далее, чисто трубопроводный экспорт нефти с Каспия в Азию потребует гораздо больших расходов на транспортировку. Тем самым существенно повысятся издержки добычи плюс транспортировки (цена с.и.ф.) одной тонны нефти у потребителя. Возникнут проблемы с обеспечением финансирования - трансконтинентальные проекты транспортировки углеводородов с Каспия требуют привлечения огромных инвестиций, что, с учетом политической обстановки в регионе (высокие и многочисленные риски), приведет к существенному увеличению цены заимствования. Следовательно, при этом сценарии "финансовые" издержки его осуществления (с учетом цены привлечения капитала) могут существенно повысить его "технические" издержки (без учета цены привлечения капитала).

В случае осуществления смешанной схемы транспортировки (вывод каспийской нефти кратчайшим путем на терминалы Персидского залива и далее танкерным флотом в Азию), экономика "восточного" сценария резко улучшится по сравнению с вариантами трансконтинентальных трубопроводов. В этом случае, ключом к решению проблемы создания транзитных нефтепроводов от Каспия на юг становится возможность конструктивных политических развязок по линии США-Иран и ООН-Ирак. Сегодня такая возможность представляется абсолютно нереальной в практическом плане. Вопрос в том, сможет ли указанное политическое урегулирование быть достигнуто в обозримой перспективе до принятия принципиальных решений об основных маршрутах поставки каспийской нефти.

Третий сценарий (табл. 5.3) является единственным теоретически наиболее благоприятным для экспортеров (для балансировки спроса и предложения каспийской нефти), но, будучи нереалистическим в практическом плане, представляет лишь академический интерес.

Четвертый сценарий (табл. 5.4) показывает возможные направления смягчения ситуации на европейском рынке при поставках каспийской нефти в основном в Европу. Из данных этой таблицы следует, что в случае интенсивного экономического роста в странах Причерноморья и Центральной Европы существующий прогнозный избыток предложения каспийской нефти может быть существенно снижен или даже сведен почти до нуля. Для получения более устойчивых выводов этот сценарий требует проведения дальнейших расчетов, однако основной вывод напрашивается со всей очевидностью – только такой вариант "Западного" сценария может спасти рынок от обрушения при начале массированных поставок каспийской нефти в европейском направлении.

Перемещение центра потребления каспийской нефти в Центральную Европу предопределит смещение приоритетов и в вопросах выбора основных экспортных маршрутов. В этом случае:

  • появляются дополнительные аргументы в пользу трубопроводных маршрутов, выводящих нефть Каспия на терминалы восточного побережья Черного моря с последующей перевалкой на танкеры и доставкой на черноморские терминалы, расположенные на западном побережье, и дальнейшей интеграцией в существующую в Центральной Европе (впоследствии модернизированную и расширенную) систему нефтеснабжения,
  • проблема черноморских проливов (Босфор, Дарданеллы – судоходство, экология и т.п.) практически полностью снимается с повестки дня,
  • реализация инфраструктурных проектов транспортировки каспийской нефти даст мощный дополнительный толчок экономическому развитию причерноморских государств Центральной Европы, что, в свою очередь, вызовет дополнительный рост энерго- и нефтепотребления, поглощая тем самым дополнительные количества каспийской нефти, являющейся в противном случае избыточной на европейском рынке. (Для справки: по расчетам специалистов КЕПС РАН, эффект мультипликатора для трубопроводных проектов, рассчитанный на примере КТК – то есть для российских условий, составил 2,15 [21]; для условий Центральной Европы величина мультипликатора трубопроводных проектов будет по крайней мере не ниже указанного уровня).