5. Производственные возможности по добыче каспийской нефти (первая фаза освоения)


Для анализа производственных возможностей по добыче нефти в Каспийском регионе нами был построен график возможной добычи нефти по отдельным странам на ближайшие 20 лет – на период до 2018 г. (см. рис. 3). Методика расчета основана на переложении динамики добычи нефти на аналогичных месторождениях в других странах на проекты на Каспии исходя из величины существующих оценок доказанных извлекаемых запасов отдельных каспийских месторождений (что эквивалентно накопленной добыче за полный срок их разработки).

В расчетах по Азербайджану (рис. 4) использовались данные по первым четырем проектам из числа девяти, по которым на сегодня подписаны соглашения о разведке и разработке с нефтяными компаниями (в скобках – оценки их доказанных извлекаемых запасов нефти и конденсата):

  1. Азери-Чираг-Гюнешли (520 млн т),
  2. Карабах (85 млн т),
  3. Шах-Дениз (300 млн т),
  4. Дан Улдузу-Ашрафи (140 млн т).

По остальным пяти проектам устойчивые оценки доказанных запасов пока отсутствуют и на настоящей стадии исследования эти проекты в расчеты не включены. Таким образом, данные по добыче нефти в Азербайджане являются заниженными (при том, что часть неучтенной добычи пойдет на погашение внутреннего спроса), поскольку касаются только первой фазы освоения нефтяных месторождений каспийского шельфа страны.

Прогноз возможностей добычи в Казахстане (рис. 5) основан на скорректированных нами на базе данных, полученных из разных источников, сводных оценках добычи жидкого топлива из месторождений Тенгиз, Карачаганак и ряда других расположенных на суше более мелких месторождений (Кумколь, Узень и др.) и, начиная с 2004 г., добычи нефти на казахстанском шельфе Каспия. Официальные прогнозные оценки Правительством Казахстана уровней добычи нефти в стране, на наш взгляд, представляются завышенными, поэтому в основу настоящего прогноза положены не были.

Отсутствие Туркменистана в расчетах поставок нефти на мировой рынок объясняется тем, что нефтяная отрасль этой страны в рассматриваемом периоде будет ориентирована в первую очередь на внутренний рынок (в стране остается довольно существенный непокрытый внутренний спрос), поэтому исходим из предположения, что в анализируемой перспективе Туркменистан не будет выступать в качестве нетто-экспортера нефти.

Помимо прикаспийских государств мы также включили в наш анализ (руководствуясь соображениями, изложенными в начальной части настоящей работы) и некоторые новые нефтегазовые проекты в России, в частности те из них, которые очевидно будут в своей нефтяной части носить экспортно-ориентированный характер и будут конкурировать с каспийской нефтью, а также прогноз наращивания добычи нефти в Ираке в случае отмены санкций ООН.

В России это проекты освоения Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и проекты на шельфе острова Сахалин (рис. 6). В расчетах учитывались проект Тиман-Печора Компани (11 месторождений – Титова, Требса и др.) и два сахалинских проекта, находящиеся в стадии освоения: Сахалин-1 (месторождения Чайво, Одопту и Аркутун-Даги) и Сахалин-2 (месторождения Пильтун-Астохское и Лунское). Все эти месторождения будут разрабатываться параллельно с каспийскими и будут ориентированы на те же рынки, что и каспийская нефть (соответственно, Тиман-Печора – на западноевропейский рынок, сахалинские проекты – на рынок азиатский), конкурируя с нею. На данной стадии исследования не учтены потенциальные объемы поставок из других находящихся на разных стадиях подготовки экспортно-ориентированных проектов Тиман-Печоры (Северные территории, Центрально-Хорейверская впадина и др.) и Сахалина (Сахалин-3 и последующие). Поэтому приведенные в табл. 5 оценки конкурентного предложения жидкого топлива из района Тиман-Печоры и с сахалинского шельфа являются заниженными, что расширяет зону потенциального спроса на каспийскую нефть. В действительности эта зона будет уже, чем полученная в расчетах.

Предполагаемые объёмы поставок нефти из Ирака после 2000 г. (табл. 5) взяты из прогноза, сделанного расположенным в Париже Арабским Нефтяным Исследовательским Центром (Arab Petroleum Research Center) [18]. Оценка на 2000 г. являются следствием допущения, что даже если к этому времени санкции ООН и будут сняты, на уровень добычи нефти это ещё не успеет оказать существенного влияния. Поэтому при оценке величины иракского экспорта в 2000 г. мы исходили из сохранения нынешнего уровня добычи примерно в 40 млн т/год (после пересмотра в сторону повышения потолка добычи нефти в стране в рамках программы "нефть на продовольствие"). При этом поставки в Средиземноморье ограничиваются пропускной способностью нефтепровода Киркук-Джейхан (составляющей около 80 млн т в год). Следует отметить, что данный прогноз является весьма оптимистическим для Ирака. Какой будет ситуация на самом деле после снятия санкций будет зависеть от того, удастся ли привлечь необходимые инвестиции в иракский нефтегазовый комплекс. Кроме того, прохождение трассы нефтепровода Киркук-Джейхан через территории, контролируемые курдскими партизанами, осложняет обеспечение безопасности поставок.

Расчеты показали, что уже в начале будущего века один Азербайджан, только в рамках первой фазы освоения его каспийских месторождений, способен обеспечить добычу 60-70 млн т нефти ежегодно. Ещё больше может дать нефтяная промышленность в Казахстане. Таким образом, приблизительно к 2005 г. прирост добычи нефти в регионе в потенциале мог бы превысить 100 млн т (поскольку мы пока говорим о потенциальных добывающих возможностях Каспия, ограничения пропускной способности экспортных трубопроводов в данном случае в расчет не принимаются). В дальнейшем уровень добычи на Каспии будет определяться тем, какими темпами пойдет освоение казахстанского шельфа (см. рис. 5). При наиболее быстрых темпах его освоения, добыча нефти на Каспии может достичь к 2010 г. почти 200 млн. т/год и удерживаться на этом уровне в течение некоторого времени (см. рис. 3). Основными "техническими" (то есть в принципе преодолимыми – вопрос лишь в том, какой ценой и в какие сроки) ограничениями здесь являются проблемы отсутствия в настоящее время путей транспортировки добытой нефти на рынок, потенциальное негативное воздействие каспийских нефтепромыслов на экологию региона (как возможная угроза уникальному каспийскому стаду осетровых, так и повышенная сейсмоопасность - особенно для подводных трубопроводных систем - южной части Каспия) и ряд других ограничений.

Таким образом, "технически" возможный уровень добычи нефти на Каспии весьма значителен. Возникают два естественных вопроса, касающиеся двух основных возможных "экономических" ограничений становлению Каспия как новой нефтедобывающей провинции:

(а) будут ли востребованы рынком такие объемы поставок нефти из этого региона (существует ли ограничение по спросу на каспийскую нефть) и

(б) смогут ли проекты разработки и транспортировки каспийской нефти быть обеспеченными соответствующими объемами необходимых инвестиций (существует ли ограничение по инвестиционному предложению в освоение каспийской нефти).