3. Существующие источники и подходы
к освещению экономических проблем освоения
Каспия
Проблемам освоения ресурсов
углеводородов Каспийского моря в последнее
время уделяется значительное внимание.
Каспийская тематика не сходит со страниц прессы,
как общеделовой, так и специальной нефтегазовой -
особенно нацеленной на инвестиционно-нефтяную
ее часть - аудитории.
На Западе специализированная нефтяная пресса ( Oil
& Gas Journal, World Oil, Petroleum Economist, International Petroleum Encyclopedia и др.) стала
уделять пристальное внимание этому региону, по
понятным причинам, намного раньше, чем
российская печать. В России ведут мониторинг
каспийских событий такие, например, общеделовые
газеты как "Коммерсантъ-Daily "
и почивший недавно в бозе "Русский Телеграф". В
апреле с.г. каспийская нефть стала "Темой
номера" спецвыпуска "Независимой Газеты" [1], а
в мае - журнала "Эксперт" [2] .
Постоянно, практически в каждом номере,
анализируют различные аспекты освоения и
транспортировки каспийской нефти и газа
специальные нефтяные журналы - такие как
"Нефтегазовая вертикаль", "Нефть и капитал",
"Нефть России". Известный в нефтяных кругах
журнал "Russian Petroleum Investor "
сначала завел специальную рубрику "Caspian Investor ", а затем стал выпускать отдельный
журнал под таким названием. Запускает
специальный "дочерний" журнал "Нефть и газ
Каспия" журнал "Нефтегазовая вертикаль".
Однако, у абсолютного большинства всех
указанных публикаций есть одна особенность –
они отслеживают, в основном, событийную канву
освоения каспийских углеводородов, либо
анализируют отдельные проекты их освоения и
транспортировки.
Регулярно проходят международные конференции,
посвященные различным аспектам освоения
каспийской нефти. Организаторами (иногда
негласными) этих конференций выступают обычно:
- отдельные государства бассейна Каспийского
моря (чаще других – Азербайджан, Казахстан и
Турция), стремящиеся тем самым подогреть интерес
потенциальных инвесторов к освоению своих
нефтегазовых ресурсов и/или предложить свою
территорию в качестве транзитной для каспийских
углеводородов,
- международные (чаще – консалтинговые,
исследовательские) фирмы в стремлении расширить
число своих потенциальных клиентов,
- фирмы, специализирующиеся на проведении
конференций, рассматривающие такие конференции
как коммерческий проект и поэтому стремящиеся
заработать на существующем сегодня среди
деловых кругов интересе к каспийской
проблематике.
Чаще всего эти конференции
строятся по единому сценарию: сначала
высокопоставленные политические деятели
прикаспийских государств оценивают перспективы
экономического развития своих стран, показывая,
как освоение ресурсов каспийской нефти поможет
обеспечить их интенсивный экономический рост,
рост благополучия и экономического процветания
населения этих государств, обеспечивая высокий
уровень возврата на иностранные инвестиции в
каспийские нефтегазовые проекты. Затем
начинается обсуждение отдельных проектов по
разведке и добыче (прогресс в их подготовке и/или
реализации), плюсов и минусов отдельных
транспортных маршрутов. Иными словами,
представители отдельных компаний и
многочисленные эксперты как правило ведут
обсуждение "микроэкономических" проблем
освоения каспийских углеводородов.
Макроэкономика Каспия (место каспийских
углеводородов в мировом энергоснабжении –
экономические аспекты), как правило, остается вне
сферы детального обсуждения на такого рода
конференциях, хотя и бывает обычно заявлена в
повестку дня.
Однако, существуют и отдельные исключения. Так,
наибольшую известность приобрели ставшие
регулярными (раз в полгода) "Каспийские"
конференции известной американской
консалтинговой фирмы CERA (Cambridge Energy Research Associates) , последняя из которых прошла в конце
мая 1998 г. в Стамбуле (Турция) [3] ,
предыдущая – в конце 1997 г. в Вашингтоне (США)
[4] . На этих конференциях
предпринимается попытка комплексного анализа
проблем освоения ресурсов нефти и газа
каспийского региона, включая макроэкономические
аспекты. Отдельные аспекты освоения каспийских
углеводородов исследуются в многочисленных
публикациях CERA на эту тему [5], в том числе
обобщающих материалы упомянутых и других
аналогичных конференций.
На Западе появились несколько обстоятельных
аналитических обзоров проблем и перспектив
освоения каспийских углеводородов. Например
(список, естественно, не является исчерпывающим) :
- серия докладов Шейлы Хеслин, одного из основных
американских "каспиеведов", в недавнем прошлом
– директора по России, Украине и Евразии Совета
по Национальной Безопасности США [6, 7 и др.]
;
опубликованный в "Интернете" в октябре 1997 г.
доклад Энергетического информационного
управления (ЭИУ) США [8];
опубликованный в апреле 1998 г. и завершающий
серию из 15-ти "промежуточных" публикаций
международной "команды" авторов сводный доклад
Центра государственной политики им. Джеймса
А.Бэйкера Университета Райса (США) [9],
ряд работ Лондонского Королевского института
международных отношений под руководством
нынешнего руководителя энергетической и
экологической программы исследований КИМА, а в
недавнем прошлом – Вице-Президента компании
"Бритиш Петролеум" по стратегическому
развитию, одного из лучших "прикладных"
экономистов-энергетиков в мире Джона В.Митчелла [10,
11],
ряд работ Немецкого
Института Экономических Ислледований [12] и др.
Все они в большей или меньшей степени
концентрируются либо на правовых аспектах
освоения Каспия, либо на анализе тенденций
развития мирового энергетического баланса, в том
числе на анализе реорганизации энергетического
хозяйства на пост-советском пространстве, либо
на путях транспортировки каспийских
углеводородов. И как правило все они
характеризуются геополитическим уклоном в
исследовании каспийских проблем.
Так, например, доклад ЭИУ США в качестве
основных проблем в регионе отмечает: (1) правовые
вопросы - относительно прав собственности и прав
на разведку и добычу в Каспийском море, (2)
региональную нестабильность, (3) направления
развития экспортных трубопроводов, (4) проблемы
связанные с осуществлением экспортных поставок
через Босфор и акваторию Черного моря, и (5)
проблему иранских санкций и роль Ирана [8].
Пожалуй, наиболее
фундаментальным экономическим исследованием
энергетических проблем Каспийского региона
является опубликованный в июне 1998 г. доклад
Международного энергетического агентства (МЭА) [13].
Однако, на наш взгляд, до сих пор
отсутствует (по крайней мере – не была
опубликована и/или не была представлена ни на
одной из конференций), даже в наиболее
обстоятельной из увидевших свет работ –
указанном исследовании МЭА [13] ,
сводная экономическая оценка перспектив
освоения каспийских углеводородов, которая
охватывала бы в комплексе следующие ключевые
вопросы (в том числе, давая им сценарную оценку):
- оценка ресурсного потенциала каспийских
углеводородов,
- оценка производственных возможностей по добыче
нефти и газа на Каспии,
- спрос на инвестиции при освоении каспийских
углеводородов и возможности его удовлетворения,
- перспективы спроса на каспийские нефть и газ на
основных рынках,
- оценка издержек добычи и транспортировки
каспийских углеводородов при их поставках на
основные рынки сбыта,
- конкурентные позиции нефти и газа Каспия на
основных рынках по сравнению с другими
источниками поставок.
В России такого рода
исследования также не были опубликованы.
Насколько известно авторам, ни МИД, ни
Минтопэнерго (которые в первую очередь должны
были бы быть заинтересованы в проведении такого
анализа) таких исследований не проводили.
Отдельные экономические расчеты выполнены
компаниями "Лукойл" и " Транснефть"
(в случае "Лукойла" такие расчеты, возможно,
носят даже комплексный характер - в части оценки
производственных нефтедобывающих возможностей
Каспия), но их результаты не стали достоянием
широкой общественности. К тому же, у авторов есть
все основания предполагать, что сегодня
российские компании, поставленные в непростые
условия борьбы за выживание
фискально-ориентированной, рестриктивной
(запретительной для инвестиций) налоговой
политикой государства, отсутствием правовой
стабильности, непрекращающейся борьбой
политических элит за власть, вынуждены в своем
развитии руководствоваться в первую очередь
исключительно тактическими задачами,
ориентироваться на кратко- и среднесрочные
перспективы развития рынка и искать ниши для
отдельных своих проектов, работая на опережение
конкурентов. В этих условиях (хотя это и может
показаться парадоксальным) сводная
экономическая оценка перспектив освоения
каспийских углеводородов становится для
компаний как бы избыточной, чересчур
академичной.
Пожалуй, наиболее обстоятельная из
существующих российских работ на тему Каспия, в
которой в достаточной мере представлены
экономические аспекты освоения Каспийской
нефти, – это аналитический доклад Ю.Федорова [14] . Однако он построен как свод
выступлений докладчиков состоявшейся в Москве в
марте 1996 г. конференции "Каспийская нефть и
международная безопасность" [15] . Автор проделал большую работу по
сведению воедино изложенных в этих докладах
различных мнений, собрал обширный
дополнительный цифровой и фактологический
материал, но естественно, не мог дать сводную
(систематизированную и унифицированную)
экономическую оценку перспектив освоения Каспия
по вышеизложенным позициям.
В то же время, такая оценка, безусловно,
необходима.
Во-первых, сводная экономическая оценка
перспектив освоения каспийских углеводородов
нужна для того, чтобы определить
конкурентоспособность будущих поставок
российских углеводородов на различные рынки (как
вне, так и внутри России), а значит – чтобы
определить место Каспия как зоны возможного
соперничества, так и возможного сотрудничества
российских и зарубежных (в первую очередь – из
прикаспийских государств СНГ) нефтяников и
газовиков.
Во-вторых, имея такого рода сводные данные,
России было бы легче вести аргументированную
полемику о сравнительных преимуществах
различных сценариев освоения ресурсов
углеводородов Каспийского региона и выбора
путей их доставки на основные рынки, в первую
очередь в дискуссиях на межгосударственном
уровне, и в первую очередь со своим основным
оппонентом в регионе - США. Более того, это
позволило бы нашей стране проводить с регионе
последовательную, системную политику,
направленную на защиту государственных
интересов, интересов российских компаний,
основанную на балансе интересов государств и
предпринимательских кругов Каспийского региона,
в том числе – на балансе интересов российского
государства и российских предпринимательских
кругов. (В этой связи попытка проследить
объективные экономические предпосылки эволюции
государственной нефтяной политики России в
регионе представляет самостоятельный интерес).
У авторов были все основания предполагать, что
политика США в регионе опирается на такого рода
сводные экономические оценки. Однако, в ходе
неоднократных бесед одного из авторов настоящей
работы с высокопоставленными представителями
американских правительственных и деловых кругов
появились серьезные основания сомневаться в том,
что в основе американской внешней политики в
регионе лежат вышеуказанные системные
экономические расчеты. Причина проста (если
этому объяснению можно верить, поскольку нам оно
представляется абсолютно неправдоподобным) - ни
американское правительство, ни американские
компании таких комплексных расчетов просто
(пока) не проводили. По крайней мере, насколько
известно авторам, ни на каких-либо
межгосударственных переговорах с участием США,
ни на деловых встречах с участием американских
компаний и правительственных кругов, результаты
такого рода расчетов не фигурировали.
Если это так, то напрашиваются два вывода:
- если такого рода исследования не проводились –
их проведение является тем более актуальным;
- если такого рода исследования проводились, но
их результаты не были обнародованы, то имеются
все основания предполагать, что их результаты не
вполне вписываются в аргументацию политической
линии США в регионе. Тогда тем более необходимо
проведение такого рода самостоятельных
исследований в целях аргументированной защиты
интересов России в регионе.
Известные авторам комплексные
американские исследования энергетических
проблем Каспия не дают макроэкономических
оценок различных сценариев освоения ресурсов
нефти и газа Каспийского моря. Это относится и к
уже упомянутым работам Шейлы Хеслин [6] , и к исследованиям Института
государственной политики им. Дж.А.Бэйкера
Университета Райса [9] . При
этом работы Ш.Хеслин носят достаточно явно
выраженный (по очевидным причинам)
про-американский характер, достигая апогея своей
политизированности, нацеленной на полное
устранение России из региона, в ее ноябрьской 1997
г. статье в "Нью-Йорк Таймс" [16] . Исследование ИГП Университета
Райса является существенно более взвешенным.
Более того, некоторые содержащиеся в нем выводы
(например, в отношении концепции
"множественности путей доставки", американской
политики по отношении к Ирану и др.) по сути
расходятся с проводимой США в
регионе нефтяной политикой и прямо рекомендуют
пересмотреть некоторые ключевые ее положения.
Поэтому, сегодня, похоже, не столько экономика
руководит американской политикой при принятии
стратегических решений в отношении направлений
развития нефтегазового комплекса Каспия,
сколько политика диктует экономике варианты
отдельных частных решений каспийских
нефтегазовых проблем.
Сегодня американская политика в регионе,
похоже, преследует главным образом сугубо
политические цели – любой ценой вытеснить
Россию из региона, вывести каспийскую нефть и газ
из сферы влияния России [16].
Другой очевидной
внешнеполитической задачей США является решение
"иранской" проблемы [15] – до
тех пор, пока любые действия американских или
иных компаний в иранских проектах подпадают под
анти-иранские санкции со стороны США
(подписанные в 1995 г. распоряжения Администрации
США, запрещающие американским компаниям
осуществлять деловые связи с Ираном и "Закон о
санкциях" против Ливии и Ирана от 1996 г.,
налагающий санкции на не-американские компании,
осуществляющие крупные инвестиции в
нефтегазовую отрасль Ирана), США будут
заинтересованы в таком решении каспийских
проблем, при котором интересы американских
компаний будут в наименьшей степени ущемлены. А
это значит, что при решении проблем
делимитации американская сторона будет
максимально заинтересована в реализации таких
сценариев, при которых зоны России и Ирана на
Каспии будут сведены к минимуму. Поэтому, исходя
из прагматических американских интересов в
рамках существующих сегодня
"внутриамериканских" политических
ограничений, для США должна быть предельно
близка позиция Азербайджана о национальных
секторах, которая максимально сужает площадь
секторов и ресурсную базу на Каспии Ирана и
России (см. табл. 3), и столь же неприемлема
основополагающая Российско-Иранская позиция о
10-ти (20-ти, 30-ти, 45-ти) –мильной зоне национальной
юрисдикции и международном секторе Каспия,
которая существенно расширяет площадь секторов
и ресурсный потенциал указанных двух стран на
Каспии, уменьшая тем самым зону деятельности
американских и про-американски настроенных
компаний.
В то же время, по крайней мере на
межгосударственном уровне, ведутся
многочисленные разговоры о необходимости
сотрудничества государств региона в освоении
ресурсов каспийских углеводородов, о
необходимости российско-американского
сотрудничества в этом вопросе. Эта тема
неоднократно поднималась в рамках формальных
двусторонних (например, в ходе заседаний
двусторонней российско-американской комиссии по
экономическому и технологическому
сотрудничеству – бывшая "комиссия
Гора-Черномырдина") и многосторонних (например,
в ходе встречи министров энергетики государств
"восьмерки" в Москве), а также неформальных
(например, в рамках конференций, организованных
совместно Советом по внешней и оборонной
политике России (СВОП) и Аспенским Институтом США
– пристанищем отставных, но по сей день
влиятельных американских политиков) встреч с
участием представителей России и США. Однако для
развития любого сотрудничества необходимо
четкое представление об экономических
предпосылках (основе) такого сотрудничества, т.е.
в данном случае - нужна комплексная микро- и
макроэкономическая оценка перспектив освоения
ресурсов нефти и газа Каспийского региона.
Попытку частично восполнить этот пробел
(применительно к каспийской нефти) и
представляет собой данная работа. В силу
отсутствия систематизированной исходной
информации представленные в работе результаты
расчетов носят предварительный характер и будут
уточняться авторами.
|