Неполный перечень разногласий | ||
Позиции |
Законопроект, подготовленный |
Законопроект, внесенный |
1. Авторский коллектив | Известен; утвержден в качестве рабочей группы экспертов решением профильного подкомитета КЭП ГД; состав опубликован в пояснительной записке к закону и в "Финансовых известиях" от 20.12.94г. | Аноним. (Уже после опубликования данной статьи список разработчиков "президентской" версии был, наконец, обнародован: С. Котов, М. Махлина, А. Павленко, А. Пашков, А. Перчик, Г. Шалманов плюс использовались материа-лы М. Клубничкина - авт.) |
2. Инвесторы | Российские и иностранные | Отношения, регулируемые законом, распространяются только на иностранных инвесторов (ст. 2), хотя в ст. 1 ("Определения") в понятие "инвестор* включен и рос-сийский инвестор . |
3. Режим инвестиций | Национальный (в соответствии с действующим российским законодательством) | Преференциальный для иностранных инвесторов (вразрез с действующим российским законодательством) |
4. Связь с Указом № 2285 Президента РФ от 24.12.93 г. "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами" | Соответствует | Противоречит |
5. Взаимодействие с "концессионным" законом | Образует с концессионным законом правовую конструкцию "зон тачного" типа, где "концессионный закон является общим (рамочным), а "О СРП" - специальным | Отрицает необходимость "концессионного" закона и находится в противоречии с ним |
6. Взамиодействие с законом "О недрах" | Допускает параллельное существование двух инвестиционных режимов в недропользовании с четким разграничением сфер их действия: административного - в соответствии с Законом "О недрах" и договорного (т. е. преимущественно гражданско-правового) - в соответствии с Законом "О СРП". Использует (частично) процедурные решения, предусмотренные Законом "О недрах" | Вводит новые процедурные решения, отличные от положений Закона "О недрах"; требует создания новых бюрократических структур |
7. Целостность | Авторы предлагают единую и целостную концепцию закона | Авторы не предлагают единой и целостной концепции закона, поскольку три ключевые его статьи представлены в двух версиях |
8. Получение права доступа к недрам | Конкурсы, аукционы, в строго определенных законом случаях возможны прямые переговоры | Только конкурсы |
9. Право пользования недрами | Предоставляется на основании соглашения и удостоверяется лицензией (ст. 4), т. е. не требует создания новых бюрократических структур | Предоставляется на основании соглашения, выдача лицензии не требуется (ст. 3) , но подлежит регистрации во вновь создаваемом государственном реестре с выдачей свидетельства о регистрации (ст. 6) |
10. Получение горного и земельного отвода | Решается автоматически по получении лицензии в рамках действующей процедуры | Остается открытым (действующий порядок исключается, а новый не прописан) |
11. Государственные гарантии прав инвесторов | Предоставляются российским и иностранным инвесторам; номенклатура гарантий шире, чем в "президентской" версии | Предоставляются только иностранным инвесторам; номенклатура гарантий уже, чем в "думской" версии |
12. Предельный срок соглашения | Не выше установленного законодательством, действующим на момент заключения СРП, с правом продления на срок до 25 лет без проведения конкурса или аукциона: т. е. от 25+25 (Закон "О недрах") до 50+25 лет (проект закона "О концессион-ных договорах") (ст. 5) | 70 лет (ст. 5) |
13. Платежи инвестора | Платежи за право пользования недрами, налог на прибыль. Остальные обязательные платежи заменяются разделом прибыльной продукции | Вариант 1: плата за право на добычу (роялти); налог на прибыль и еще, как минимум, 12 групп федеральных налогов и сборов, уплачиваемых из прибыльной нефти инвестора; остальные обязательные платежи включаются в состав возмещаемых затрат инвестора (ст. 14-1); оставшаяся часть прибыльной продукции за вычетом доли инвестора в ней (ст. 3).
Вариант 2: налог на прибыль; платежи за пользование недрами; налог на добавленную стоимость; обязательные платежи субъекта РФ в особых случаях включаются в состав возмещаемых затрат инвестора (ст. 14-2); оставшаяся часть прибыльной продукции за вычетом до-ли инвестора в ней (ст. 3) |
14. Раздел прибыльной продукции | Предусмотрены условия и порядок раздела сторонами СРП | Не прописан, но допускает понимание о возможности одностороннего (государством) раздела. Отсутствует само понятие "прибыльной продукции" |
15. Собственность на имущество | Вопрос прописан | Вопрос в законе отсутствует |
16. Реализация доли государства в продукции | На основе специальных договоров между органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ | Вариант 1: определяется Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Вариант 2: на основе специального договора между Правительством РФ и органом исполнительной власти субъекта РФ или совместного решения указанных органов |