А.Конопляник

1. КОНЦЕССИОННАЯ ПОЛИТИКА:
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ?
1


    Сегодня наша страна нуждается в западных технологиях и капитале для рывка в развитии производительных сил не меньше, чем 70 лет назад. Наиболее эффективной формой их привлечения и использования представляется совместное предпринимательство, причем не только и не столько для вовлечения в народное хозяйство современных технологий, оборудования, материалов, сколько для "привития" производственной культуры принципиально иного, чем достигнутый, уровня. Для эффективности "прививки" важно правильно определить все параметры "инъекций": размер, место, время. Таким образом, необходимо формирование обоснованной и долгосрочной программы развития совместного предпринимательства, которой в настоящее время у нас фактически нет. Решение же о создании трех первых специализированных зон совместного предпринимательства в районах городов Выборга, Находки и Новгорода является скорее частным экспериментом, чем частью долгосрочной программы. При разработке такой программы представляется принципиально важным использовать позитивный опыт концессионной политики периода НЭПа.
    "Мы, крестьяне, готовы еще три года голодать, холодать, нести повинности, только Россию-матушку на концессии не продавайте". (Из заявления беспартийного крестьянина на Арзамасском уездном съезде Нижегородской губернии, конец 1921 года).
    "...Обращаемся к Вам с просьбой выступить с законодательной инициативой об аннулировании Верховным Советом всех сделок о сдаче в аренду участков территорий Советского Союза иностранным и смешанным фирмам. О запрещении подобных сделок впредь, а также об аннулировании всех прочих концессий и аренд... Мало того, что внутренние доброхоты готовы за доллары выгрести подчистую все богатства страны... теперь пошло и разбазаривание территорий своей собственной страны. Что это - крайняя степень политического слабоумия, крайняя степень безответственности, скрытая ненависть к своей стране или циничная продажность?"... (Из выступления писателя В.И. Белова на 1 Съезде народных депутатов СССР, июнь 1989 г.).
Трудно не согласиться с этими авторами...
    Совпадение взглядов арзамасского крестьянина и народного депутата СССР на смысл и назначение концессий лишь подчеркивает живучесть и распространенность одностороннего, во многом эмоционального понимания этой формы совместного предпринимательства. Концессионная политика России в 20-х годах и международная практика последующих лет свидетельствуют о возможности иного подхода к концессии, весьма далекого от "выгребания богатств" и "разбазаривания территорий".
    "Что такое концессии (в Советской России - А. К.)? Договор государства с капиталистом, который берется поставить или усовершенствовать производство (например, добычу и сплав леса, добычу угля, нефти, руды и т.п.), платя за это государству долю добываемого продукта, а другую долю получая в виде прибыли... Концессия есть своего рода арендный договор. Капиталист становится арендатором части государственной собственности, по договору, на определенный срок, но не становится собственником. Собственность остается за государством..." (В. И. Ленин).
    Концессия в Советской России 20-х годов - это и не "традиционная", и не "модернизированная" концессия в их международном понимании. Более того, это вообще не концессионное, а в чистом виде подрядное соглашение, поскольку оно не передавало прав собственности на разрабатываемые природные ресурсы иностранному капиталу. Например, российская нефтяная концессия тех лет имеет отличительные признаки соглашения о разделе продукции, хотя считается. что этот вид соглашения появился в мировой практике лишь в 60-е годы. Таким образом, Советская Россия была почти на полвека впереди всего остального мира в выработке прогрессивного хозяйственного механизма взаимоотношений принимающей страны и инофирмы в добывающих отраслях, а "концессия" - это не более чем устоявшийся термин, сформировавшийся в ту пору, когда иных видов соглашений еще не существовало.
    Важно и другое. Политика концессий - по Ленину - это вопрос не о форме эксплуатации природных ресурсов нашего государства, а вопрос о способах взаимовыгодного привлечения иностранного капитала для развития всех производительных сил страны на территориально-отраслевой основе. Советская Россия в 20-е годы начала с предложения лесных, горных, продовольственных концессий и путей сообщения с последующим вовлечением в концессионную практику фабрик и заводов. Концессии давались преимущественно на окраинах, их места выбирало государство, решая тем самым и задачи освоения территорий. Условия концессий были индивидуальны в каждом районе и учитывали передовой по тем временам зарубежный опыт.
    Взаимовыгодные принципы, положенные в основу концессий (главный из которых: от конвертируемых товаров, то есть сырья и других ресурсов - к фабрикам и заводам), привели к резкому росту их числа Всего за период 1922-1927 гг. поступило 2211 концессионных предложений, из которых 163 реализовались в соглашениях. В рамках концессии, уже через два года после провозглашения НЭПа, в европейской части России функционировало более 3,3 тысяч промышленно-кустарных предприятий. Они стали хорошей школой приобщения наших рабочих и управленческих кадров к мировой производственной культуре.
    "...Практическая цель нашей новой экономической политики состояла в получении концессий", - писал Ленин.
    В последующие годы система договорных отношений между инофирмами и принимающими странами в капиталистическом мире развивалась и непрерывно совершенствовалась. В СССР же концессионная практика была прекращена со свертыванием НЭПа (последняя концессия была аннулирована в 1937 году), и нам, спустя полвека, предстоит наверстывать упущенное.
    Взглянем на совместное предпринимательство в стране сквозь призму нашего опыта концессионной политики. Единственными нашими конвертируемыми товарами, как и 70 лет назад, продолжают оставаться товары сырьевые, в первую очередь - топливно-энергетической группы. В то же время, создание совместных предприятий происходит в основном в обрабатывающей промышленности, торговле и сфере нефинансовых услуг. Вклад СП в экономику страны пока невелик, масштабы привлечения иностранного капитала далеки от возможного.
    Считается, что развитие СП сдерживается неконвертируемостью рубля. Что же нам мешает активизировать иностранный капитал, поставив политику совместного предпринимательства на твердую "конвертируемую" основу, как прежде? Долгосрочное и взаимовыгодное участие иностранных фирм в инфраструктуре и сырьевых отраслях нашей экономики создаст благоприятные предпосылки для развития совместного предпринимательства и на "верхних" этажах хозяйства, способствуя экономичному и гарантированному поступлению сырья и материалов на эти этажи, общему укреплению атмосферы доверия и надежности.
    Кроме того, вовлечение, как и в 20-е годы, иностранного капитала в производство "конвертируемых товаров", дало бы возможность переориентировать высвобождающиеся тем самым ресурсы на решение иных приоритетных задач. Например, коль скоро объявляется, что, экспорт жидкого топлива нельзя значительно сократить в ближайшее время (хотя эта точка зрения представляется спорной), то концессионная политика может способствовать его замещению вывозом нефти, получаемой инофирмами по соглашениям о разделе продукции или предоставлении услуг с риском.
    Стоит повнимательней присмотреться и к современной зарубежной практике концессий и подрядных соглашений, выработавшей весьма гибкие экономические механизмы, в первую очередь налоговые.
    Диапазон изменения максимальной налоговой ставки на прибыль нефтяных компаний по 140 странам составляет от 0 до 85%, а платежей с добычи - "роялти" - от 0 до 40%, в зависимости от природных условий, экономического положения, приоритетов концессионной политики.
    Как правило, подрядные соглашения инофирм с принимающими странами носят комплексный характер и включают в текст договора положения о развитии инфраструктуры в пределах законтрактованной территории, о профессиональном обучении местных кадров и т.п. Опыт таких соглашений мог бы послужить хорошим аналогом экономически обоснованных взаимоотношений предприятий и объединений, с одной стороны, и органов Советской власти соответствующих территорий, с другой.
    Предоставление местным Советам прав собственности на ресурсы территории и распоряжения прибылью от их эксплуатации даст возможность территориям реализовать самостоятельную хозяйственную деятельность на собственной ресурсной базе. Каким образом? Заключая на конкурсной основе соглашения с хозрасчетными предприятиями об освоении комплекса ресурсов территории, то есть фактически организуя совместные предприятия. И, строго говоря, здесь уже становится неважным, какое предприятие - советское или иностранное, частное или государственное - окажется победителем в конкурсе.
    Пусть поначалу шансы западных компаний на получение того или иного подряда будут предпочтительнее (и в этом смысле нынешняя ситуация также сходна с периодом 70-летней давности). Внедрившись на советский рынок в условиях реального хозрасчета, инофирмы будут только подстегивать наши аналогичные предприятия работать эффективнее. Кроме того, развитие "верхних этажей" совместного предпринимательства с иностранными фирмами на той или иной территории получит свою собственную "конвертируемую" основу, в свою очередь питающую и советские предприятия.
    "...Всякий договор о концессиях с русскими рабочими вообще принципиально вполне допустим, но такое решение вопроса для нашей крупной промышленности не серьезно, так как мы гарантировать им ничего не можем, тогда как иностранные концессионеры могут привезти из-за границы. Вот в чем отличие договора с иностранными капиталистами. Они имеют всемирный рынок, мы не имеем обеспеченного экономического тыла и должны убить не менее 10 лет на то, чтобы его создать". (В. И. Ленин)

 

Справочно:

    Концессия - соглашение, по которому в собственность инофирме передается часть территории принимающей страны с находящимися в ее недрах и на поверхности природными ресурсами. Подряд - соглашение, по которому инофирма, без передачи ей прав собственности на землю и недра, выполняет какие-либо работы на территории принимающей страны.
    Концессии бывают традиционные и модернизированные. Отличительные черты традиционной концессии: очень большая площадь, охватывающая в некоторых случаях всю территорию страны, и продолжительность - вплоть до 99 лет, чаще - 60-75 лет; в течение этого срока неиспользуемые участки в собственность государства не возвращаются; полный и единоличный контроль концессионера над всеми аспектами деятельности в рамках концессии; финансовые отчисления от доходов концессионера в пользу принимающей стороны незначительны. К настоящему времени этот тип концессий практически перестал существовать.
    Основные положения модернизированной концессии: относительно небольшая площадь и срок действия - обычно не более 30 лет, в течение которого предусматривается возврат государству неиспользуемых участков; правительство осуществляет частичный контроль за принимаемыми концессионером решениями, участвует в управлении концессией и может создавать совместное предприятие с концессионером; денежные отчисления инофирмы в пользу принимающей страны включают 4 вида платежей. В начале 80-х годов модернизированные концессии были зафиксированы в 121 стране.
    Главные элементы соглашения о разделе продукции: государственная компания создает совместное предприятие с инофирмой, но риск изыскательских работ возлагается на подрядчика, который полностью финансирует все расходы по соглашению; эти затраты компенсируются ему при начале коммерческого освоения ресурсов частью продукции; оставшаяся часть продукции подлежит разделу между подрядчиком и собственником недр; принадлежащая инофирме доля распределяемой продукции облагается налогом.
    Характерный признак соглашения о предоставлении услуг: инофирма выполняет оговоренный круг работ за определенное вознаграждение. При соглашении о предоставлении услуг с риском, риск изыскательских работ (целиком или частично) возлагается на подрядчика, полностью финансирующего все расходы по соглашению, которые с определенным процентом от прибыли постепенно возмещаются ему после передачи объекта государственной компании в коммерческую эксплуатацию. При соглашении о предоставлении услуг без риска (о предоставлении технической помощи, на управление предприятием, на сдачу объекта под ключ, компенсационные соглашения) инофирма заключает чисто сервисный контракт, т.е. работает за фиксированное вознаграждение и не несет риска изыскательских работ, даже если их выполнение входит в ее обязанность.

    1 "Коммерсантъ", 1990, №2, стр.16-17.


 Далее -> 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И УСЛОВИЯ СОГЛАШЕНИЙ,
ДЕЙСТВУЮЩИХ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ МЕЖДУ
ТНК И ПРИНИМАЮЩИМИ СТРАНАМИ

СОДЕРЖАНИЕ