Вчера исполнилось 10 лет со дня подписания Европейской энергетической хартии и семь лет со дня подписания Договора к Энергетической хартии (ДЭХ). Этот договор устанавливает обязательные "правила игры" в области инвестиционной деятельности и торговли энергетическими товарами, включая транзит, на недискриминационной основе.
Но из 52 стран (плюс ЕС), подписавших этот договор, только шесть до сих пор не ратифицировали его, в том числе Россия. "Благодарить" за это нужно "Газпром", который является основным противником ратификации ДЭХ Россией.
"Газпром" приводит пугающие цифры потерь, якобы грозящих стране в случае ратификации ДЭХ (правда, несмотря на многократные обещания, компания так и не обнародовала соответствующих расчетов). Основную угрозу своему экспортному бизнесу "Газпром" видит в активной либерализации европейского рынка газа, которая чревата снижением экспортных цен и подрывом системы долгосрочных контрактов типа "бери и/или плати".
Однако недавние события внутри страны показали, что "Газпром" по сути выступает против международно-правового инструмента, который защищает интересы самой компании при торговле газом на европейском рынке. Правда, если торговля ведется не по тем правилам, которые сегодня доминируют во взаимоотношениях "Газпрома" с основными покупателями российского газа.
На встрече в Новом Уренгое в ноябре Путин резко критиковал "Газпром" за то, что, добыв в Сибири газ и прокачав его на 3000 - 4000 км до российской границы, компания продает его по цене франко-граница европейским "оптовым перепродавцам", которые, прокачав этот газ еще на 200 - 300 км вглубь Европы, получают со своих покупателей (конечных потребителей) этого российского газа в 2 - 3 раза более высокую цену, чем на границе от этих перепродавцов получил сам "Газпром". Никто из присутствовавших на встрече не возразил президенту...
Действительно, основным покупателем российского газа в Европе является давний друг, партнер и сегодняшний акционер "Газпрома" немецкая компания-монополист Ruhrgas, которая закупает российский газ по долгосрочным контрактам на условиях франко-граница (т. е. по более низким ценам) и продает его в Германии крупным промышленным потребителям или городским и региональным сетевым хозяйствам по существенно более высоким ценам. Именно такую схему продажи газа - по заниженным ценам, неадекватным затратам на добычу и транспортировку в конечной цене продукта, - критиковал президент России. При этом ценовые перспективы этой схемы действительно представляются достаточно пасмурными для "Газпрома" вне зависимости от того, ратифицирует Россия ДЭХ или нет.
При наращивании продаж по "схеме Ruhrgas" цены франко-граница будут испытывать понижательное давление. Во-первых, в результате активно набирающей обороты либерализации европейского рынка газа. Либерализация любого рынка усиливает конкуренцию между поставщиками и всегда ведет к снижению цен в интересах покупателей. Во-вторых, в результате произошедших изменений в структуре акционерного капитала Ruhrgas, 65% которого до прошлого года принадлежало крупнейшим нефтегазовым компаниям ExxonMobil, Royal Dutch/Shell и BP, заинтересованным в поддержании сравнительно высоких закупочных цен на газ, а 35% - консорциуму потребителей газа Bergemann во главе с электроэнергетической компанией E.ON. После того как в нынешнем году компания BP продала принадлежащий ей блокирующий пакет акций Ruhrgas (25,5% ) компании E.ON, Ruhrgas перешел под контроль компаний - потребителей газа, заинтересованных в его рентабельной работе в условиях низких цен реализации газа на внутреннем рынке Германии,
а значит, и низких закупочных цен.
А есть ли альтернатива этой вызвавшей критику президента схеме? Есть - и странно, что никто из присутствовавших на встрече в Новом Уренгое не осмелился сказать об этом вслух. Не знали? Вряд ли, по крайней мере, представители "старой" команды менеджеров "Газпрома" должны об этом знать. Ведь по "схеме Ruhrgas" реализуется лишь 70 - 80% газа, продаваемого в Германию. Остальные 20 - 30% реализуются по "схеме Wingas" совместного предприятия "Газпрома" и немецкой компании Wintershall, при которой данное СП продает газ как раз конечным потребителям по ценам, существенно превышающим цены франко-граница. То есть ведет именно тот бизнес, который (по принципу "от противного") поддержал президент России. И доля этих продаж медленно, но верно расширяется. Именно в такой торговле, на мой взгляд, залог дальнейшего развития газового бизнеса "Газпрома" и других российских компаний (нефтяников, "независимых" производителей газа),
выходящих завтра или послезавтра наряду с "Газпромом" на газовый рынок Европы.
На таком - конкурентном - рынке наиболее эффективной защитой от недобросовестной конкуренции и протекционистских мер правительств принимающих и транзитных стран являются инструменты международного права, в первую очередь - многосторонние договорно-правовые механизмы. Первым и единственным таким механизмом в сфере инвестиций, торговли и транзита энергетических материалов и продуктов является ДЭХ, обеспечивающий российским компаниям в Европе и других экспортных рынках недискриминационный "национальный режим" (т. е. такой же, как и национальным компаниям этих стран). Так что в долгосрочных интересах "Газпрома", стоящего перед неизбежностью изменения бизнес-стратегии на главном своем сегодняшнем и завтрашнем экспортном рынке, на мой взгляд, - поддержать ратификацию ДЭХ и использовать его механизмы, параллельно добиваясь их дальнейшего совершенствования для расширения своего проникновения в секторы конечного потребления газа,
минуя "оптовых перепродавцов" и увеличивая тем самым свои прибыли и минимизируя соответствующие риски.
Автор - президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования
|