А.Конопляник

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА

"Глобализация энергетических рынков: эффективность,
либерализация, единые "правила игры", международное право"



для конференции "ЭКСПО 2010, Россия, Москва.
Ресурсы, технологии, идеи - путь к единому миру"
(Москва, 05.11.2001)



Комиссия № 1: "Глобальная экономика - миф и реальность"
Подтема для обсуждения: "Объективный характер процессов
глобализации в экономике и их основные возможные последствия"


  1. Развитие мировой экономики сопровождается наращиванием энергопотребления, которое, несмотря на повышение эффективности использования энергетических ресурсов на всех стадиях энергетического цикла, требует вовлечения в хозяйственный оборот все новых объемов природных энергетических ресурсов. Увеличение масштабов воспроизводственных процессов в энергетических отраслях отдельных государств в условиях неравномерности размещения основных производителей и потребителей энергетических ресурсов, привело в середине ХХ века к росту международной торговли энергоресурсами, формированию межстрановых, региональных, а по нефти - и мирового рынка.
  В 1970-1980-е гг. мировая экономика и ее энергетический сектор прошли через череду потрясений, связанных с перестройкой сложившейся в первой половине прошлого века институциональной структуры энергетических рынков. Первоочередной системной трансформации подверглась преимущественно монопольная до той поры структура нефтяного рынка, наращивание количественных параметров которого первым потребовало адекватных качественных преобразований. Масштабы развития нефтяного рынка, диверсификация, интернационализация и последующая глобализация нефтяных операций - все это предопределило переход от преимущественно монопольной к преимущественно конкурентной структуре нефтяного бизнеса. Потребовались новые эффективные инструменты его регулирования, соответствующие нынешнему этапу его развития, механизмы снижения рисков инвестиционной деятельности в условиях растущей капиталоемкости новых проектов. Эти инструменты и механизмы все в большей степени стали искаться не только в политической сфере, но и в области международного права.
  По сходным объективно обусловленным сценариям развиваются рынки и других энергоресурсов - с соответствующими лагами запаздывания по сравнению с этапами развития рынка нефти и с более поздним переходом к конкурентному этапу (см. рисунок). Конечной же целью развития, видимо, станет формирование единого мирового энергетического рынка с едиными правилами игры на нем, построенными на принципах справедливой конкуренции.

Закономерности естественной динамики освоения невозобновляемых энергоресурсов: от монополии к конкуренции


  При отсутствии единой мировой системы энергоснабжения отдельными энергоресурсами, возможны разные сроки объективно обусловленного перехода региональных систем энергоснабжения ими от монопольной структуры организации рынка к конкурентной. Сегодня мировая система энергоснабжения сформирована только на рынке нефти. Рынок газа развивается пока в рамках региональных систем - развитие рынка сжиженного природного газа (СПГ) не вышло пока на уровень, на котором он может связать региональные газоснабжающие системы, развивающиеся преимущественно (за исключением стран Юго-Восточной Азии) на базе сетевого газа, в единую мировую систему газоснабжения. При этом раньше всех произошел переход к конкурентной форме организации на рынке газа США. Следом за ним конкурентный рынок газа сформировался в Соединенном Королевстве. В настоящее время такой рынок формируется в континентальной Европе, подкрепленный принятием ЕС "Европейской Директивы по газу".
  Таким образом, темпы и масштабы формирования рынков отдельных энергоресурсов отличаются, но основные закономерности формирования остаются едиными для всех энергетических рынков. Одна из таких закономерностей: на определенном этапе развития монопольная форма организации рынка утрачивает возможности для его дальнейшего эффективного развития и уступает место конкурентной организации рыночного пространства.

  2. В 1970-1980-е гг. произошло осознание того, что выход на современные уровни энергопотребления и энергопроизводства делает невозможным обеспечение надежности, бесперебойности эффективного энергоснабжения за счет "старых" инструментов монопольного рынка. Произошел переход от стратегии развития рынков, базирующейся на философии "энергетической независимости", к стратегии, основанной на философии "энергетической взаимозависимости" основных игроков на энергетических рынках. Соответствующим образом стали меняться стратегические интересы и стратегии поведения этих игроков - государств-потребителей (импортеров), стран-производителей (экспортеров), крупнейших энергетических и финансовых компаний, различных международных институтов. По мере увеличения числа субъектов энергетического бизнеса на первый план стали выходить не индивидуальные договоренности между отдельными игроками, и не коллективные договоренности внутри отдельных групп игроков, а коллективные договоренности между группами игроков. А такие договоренности, если они нацелены на достижение коллективного баланса интересов всех субъектов деловой инфраструктуры международного бизнеса, могут быть построены только на основе международного права. При этом процессы обострения конкуренции на глобализирующихся рынках и расширение международного взаимодействия, включая межгосударственное регулирование, на мой взгляд, являются, двумя сторонами одной медали.
  По мере расширения зоны единого рыночного пространства (будь-то в экономической или в энергетической сфере), все большее значение приобретает формирование унифицированных правовых механизмов его регулирования. Наряду с двусторонними договорами и соглашениями все большую роль стали играть многосторонние договоры, нацеленные на формирование единых "правил игры" в этих единых рыночных зонах. Пока эти зоны охватывают, в основном, отдельные регионы или же ограничены рамками того или иного континента, что связано, как правило, с технологическими и экономическими ограничениями развития рынка того или иного энергоресурса.

  3. К началу 90-х гг., к моменту выхода России на международную арену в качестве самостоятельного субъекта международного права и политики, строящего свою экономическую политику по иным, отличным от предыдущих десятилетий принципам, новая институциональная структура мирового нефтяного рынка была уже фактически сформирована. Причем была сформирована в рамках "несоциалистического мира", для которого Россия была всего лишь составной частью СССР, закрытой экономики, находившейся за "железным занавесом" и связанной с остальным миром - в энергетической сфере - экспортными поставками энергоресурсов и закупками оборудования для их освоения. Будучи одним из основных мировых экспортеров энергоресурсов, наша страна по сути не влияла на конъюнктуру основных их рынков, оставаясь на этом рынке как "price-taker", а не как "price-maker".
  После окончания "холодной войны", распада СССР и последовавших вслед за этим значительных геополитических и экономических изменений Россия наметила стратегический курс на широкую интеграцию в мировое хозяйство, в том числе в энергетической сфере. Как новый субъект системы международно-правовых отношений наша страна столкнулась с необходимостью встраиваться в новую, непривычную для себя среду, по сути заново налаживать взаимодействие с основными субъектами мировой энергетического хозяйства, теперь уже не только на внешнеполитическом уровне, но и на уровне субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивая их эффективное взаимопроникновение в экономики друг друга (поначалу - создавая нормальные условия для иностранных инвестиций, затем - для экспорта капитала).
  Начальный этап любых переходных процессов, как правило, концентрируется на текущих проблемах, связанных с необходимостью "выживания" новых и старых субъектов предпринимательской деятельности в новых для себя условиях. Государство на этом этапе также обычно концентрируется на решении текущих проблем. Россия в этом отношении не является исключением. Однако по мере вхождения в новую среду, по мере закрепления рыночных преобразований, все большее внимание начинает уделяться разработке долгосрочных вопросов - определению стратегических интересов страны в новых условиях ее функционирования (учитывая изменения, произошедшие и в стране, и извне, на внешних рынках в рамках объективно обусловленных процессов глобализации мировой экономики и энергетики) и стратегии ее поведения адекватно этим интересам.
  
  
А.Конопляник, д.э.н.,
Президент Фонда развития
энергетической и инвестиционной политики
и проектного финансирования (ЭНИПиПФ)