Андрей КОНОПЛЯНИК,
доктор экономических наук, президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования (ЭНИПиПФ)
За годы экономических реформ в стране был создан фактически только один правовой инструмент действительно привлекательный для инвесторов, причем только в добывающих отраслях, - законодательство о соглашениях о разделе продукции (СРП). Но экономическое, инвестиционное законодательство страны нуждается в поступательном развитии не только по линии СРП. В последнее время буквально в воздухе носится идея концессий. Насколько она актуальна для наших дней?
Сегодня к слову "концессия" большинство добропорядочных граждан по-прежнему относится с предубеждением. Для многих слово "концессия" - синоним распродажи Родины. В то же время английское слово "соncession" в буквальном переводе означает всего лишь уступку права собственности или права пользования ею. Можно вспомнить мытарей Римской империи, которым за определенную долю предоставлялось право собирать налоги. История концессий уходит вглубь веков, но существуют они в модернизированном и преобразованном виде и в наши дни. Причем не только в развивающихся, но и в развитых странах.
С наших сегодняшних позиций можно говорить о том, что самые первые концессии были несбалансированными в отношении соблюдения интересов обеих сторон - государства и инвестора (концессионера). Это была система договорных отношений, и перекос был явно в пользу концессионера. Приходила международная компания в нищую страну и диктовала свои условия. Отсюда и остался тот неприятный "колонизаторский" осадок, который ассоциируется обычно со словом "концессия". Однако к тем первым концессиям вряд ли стоит подходить с сегодняшними мерками. В экономике есть понятие соотношения спроса и предложения. В то время для экономики развивающихся стран получить то, что предлагали концессионеры, было благом (да и альтернативных источников не существовало).
Было бы наивно ожидать, что развивающаяся страна в те далекие годы (первой нефтяной концессии, известной как "концессия Д'Арси", в будущем году исполняется 100 лет) стала бы говорить о справедливом - с сегодняшних позиций - распределении доходов (50 на 50, или когда еще большая их часть остается у принимающей стороны).
Сегодняшние концессии - это, по сути, специфические соглашения о долгосрочной аренде государственной собственности. В рамках этих соглашений действует не только, как правило, весь спектр платежей, налогов и сборов, установленных в данной стране, но и даются гарантии стабильности для инвестора на весь срок деятельности таких соглашений.
Концессионная система - это альтернатива приватизации. Приватизация передает право собственности от государства инвестору бессрочно. Традиционная концессия делает это на длительный срок на символических условиях, а современная концессия передает лишь право пользования этой собственностью и к тому же на существенно меньший срок и на весьма жестких условиях, превращаясь, по сути, в подрядное соглашение.
В определенный момент (с начала 60-х годов) развитие концессий пошло не только по пути совершенствования конкретного механизма, который предполагает, что, получив право пользования государственным имуществом, вы с его помощью, вкладывая на свой страх и риск свои собственные инвестиции, производите продукцию. А потом из доходов производите необходимые платежи в бюджет принимающей страны,
в том числе и за право пользования этим имуществом. Появились различные модификации хозяйственных договоров между инвестором и суверенным государством. Одной из таких разновидностей стали соглашения о разделе продукции - СРП (production sharing), другой - риск-сервисный (risk-service) контракт. Концессия осталась в понимании большинства людей неким собирательным термином, который, однако, по определению, не является ни хорошим, ни плохим. Приведу такой пример: с помощью кухонного ножа можно приготовить замечательный обед, а можно - зарезать человека. Концессия тоже всего лишь экономический инструмент, который необходимо грамотно применять ради привлечения инвестиций, современных
технологий, оборудования и прочего, причем отнюдь не только в сырьевых отраслях.
Наверное, нужно заниматься приватизацией, продавать объекты госсобственности частному инвестору. Но почему бы параллельно с этим пойти и по концессионному пути - передавать часть этих объектов в долгосрочную аренду. Сегодня речь идет о заключении всего лишь договора долгосрочной аренды, уступки права пользования государственной собственностью на срочной и возмездной основе. По этому договору либо госсобственность передается на оговоренные время и условия в пользование иностранному или отечественному концессионеру (инвестору), либо ему предоставляется право осуществления на срочной и возмездной основе вида деятельности, являющегося государственной монополией.
За сто лет развития этих отношений в мире накопилось достаточно много инструментов и механизмов, которыми государство может быть надежно защищено. Но и инвестор должен быть защищен не менее надежно от возможного государственного произвола. Это равноправный двусторонний договор - с обоюдной системой прав и обязательств, ответственности за их нарушение. Экономический договор не между двумя хозяйствующими субъектами, а договор между государством, наделенным суверенными правами, и хозяйствующим субъектом. То есть концессионный закон должен занимать свою четко определенную нишу в правовом пространстве.
|