Обложка Журнал  "Нефтегазовая Вертикаль"  №10 (47)  октябрь 2000 г.                 

Андрей КОНОПЛЯНИК
"Стулья" - завтра, деньги - сегодня
Как решить финансовые проблемы российских машиностроителей, участвующих в СРП


                          

В "Основных концептуальных положениях развития нефтегазового комплекса России", рассмотренных на заседании Правительства РФ в октябре 1999 года, отмечено, что преодолению кризиса инвестиций в нефтегазовом комплексе способствовало бы формирование института "проектных" государственных гарантий, обеспеченных будущей государственной долей прибыльной нефти в проектах СРП. Протокольным решением Правительства РФ от 31 августа 2000 года "О состоянии подготовки и реализации соглашений о разделе продукции" предусмотрено создание механизмов, обеспечивающих российским юридическим лицам преимущественное право на участие в работах по соглашениям о разделе продукции. Ниже предлагается один из таких механизмов.

 

В условиях пока еще низкого кредитного рейтинга России привлечение крупных финансовых средств, необходимых для реализации долгосрочных инвестиционных проектов, через традиционные механизмы заемного финансирования оказывается невозможным. В то же время повышение инвестиционной привлекательности таких системообразующих отраслей, как отрасли ТЭК, может быть обеспечено в рамках механизмов проектного финансирования, применяемых при реализации соглашений о разделе продукции.
Именно механизм СРП в условиях сегодняшней России мог бы обеспечить инвестору наибольшую правовую и налоговую стабильность при реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Предлагаемый Фондом ЭНИПиПФ механизм поможет выровнять неравные "стартовые" условия российских и иностранных компаний, участвующих в проектах СРП, при привлечении заемного финансирования, создать дополнительные стимулы для повышения конкурентоспособности российского бизнеса (как в добывающих, так и в обрабатывающих отраслях), что также соответствует интересам потребителей энергоресурсов, а следовательно, интересам всего населения России.

В залоге - будущие доходы
В основе предлагаемого нами механизма лежит идея использования государственной доли будущей прибыльной нефти проектов СРП в качестве обеспечения заемного финансирования, привлекаемого российскими нефтегазовыми компаниями, участвующими в проектах СРП в качестве инвесторов и/или операторов. Этот же механизм может использоваться российскими товаропроизводителями - потенциальными подрядчиками и субподрядчиками проектов СРП - для осуществления ими программ производства доказавших свою конкурентоспособность товаров и услуг для этих нефтегазовых проектов.
Предлагаемая финансовая технология имеет два варианта реализации. Первый связан с привлечением долгосрочных банковских кредитов. Второй - с размещением облигационных займов.
Первый вариант исходит из того, что проект СРП может обеспечить государственной долей прибыльной нефти ту контргарантию, которую Российская Федерация по соглашению с международным финансовым институтом, членом которого она является (МБРР, ЕБРР), может выставить в обеспечение его гарантии коммерческим банкам, предоставляющим по схеме проектного финансирования долгосрочный кредит конкретному проекту СРП. (Как известно, предоставляемые МБРР и ЕБРР инвестиционные ресурсы являются самыми дешевыми на кредитном рынке, но предоставляются только государству или под его гарантию). Когда приходит время получения госдоли от проекта СРП, ее реализация осуществляется через уполномоченную нефтяную компанию (например, государственную нефтяную компанию или негосударственную компанию, получившую на конкурсе это право). Денежные средства от реализации госдоли поступают на проектный накопительный счет в специальном уполномоченном банке (например, в Российском Банке Развития, ЕБРР), обусловленная часть которых идет на обслуживание кредита и его погашение (см. "Механизм привлечения кредитов, обеспеченных госдолей СРП").
Механизм привлечения кредитов, обеспеченных госдолей СРП

Второй вариант предусматривает, что вместо получения кредита от коммерческих банков под гарантию международных финансовых институтов Российская Федерация, в качестве эмитента, осуществляет размещение государственного облигационного займа в объемах, обеспеченных государственной долей прибыльной нефти конкретного проекта СРП. Средства от размещения такого займа аккумулируются в специальном уполномоченном банке (например, в Российском Банке Развития, ЕБРР), а его погашение происходит за счет поступления средств от реализации госдоли в проектах СРП, которые также аккумулируются в этом банке (Российском Банке Развития, ЕБРР) на проектном накопительном счете (см. "Механизм размещения облигационного займа, обеспеченного госдолей СРП").
Механизм размещения облигационного займа, обеспеченного госдолей СРП

Привлеченные под залог будущей госдоли в проектах СРП (по сути - под "проектную" государственную гарантию) финансовые средства могут оказаться более дешевыми, а потому более привлекательными кредитными ресурсами для российских компаний-участниц этих проектов СРП. Государство же, обеспечив отечественным товаропроизводителям более дешевое финансирование, сможет реально поддержать экономическими инструментами финансовый рейтинг российских компаний-участниц проектов СРП, снизить для них цену заимствования и повысить внутреннюю норму рентабельности проекта (сократив возмещаемые затраты на величину уменьшения цены заимствования). Как следствие, увеличится объем прибыльной нефти, пропорции раздела изменятся в пользу государства, и оно получит как большую часть долевой нефти, так и больший налог на прибыль. В итоге повысится бюджетная эффективность проекта.

Преимущества облигаций
Таким образом, существуют две схемы, в рамках которых не работающая сегодня в качестве финансового актива будущая государственная доля прибыльной нефти конкретного проекта СРП может быть введена в финансовый оборот, послужив катализатором для ускорения и повышения эффективности финансирования проектов на условиях СРП. Возможны варианты, при которых в схеме реализации предложенного механизма будут участвовать только отечественные государственные институты (ГНК, РБР, Бюджет развития) либо также и международные финансовые институты (ЕБРР), негосударственные нефтяные компании и банки и т.д. Окончательный состав институциональных участников предлагаемых схем может быть уточнен в процессе определения оптимальной схемы работы предлагаемых механизмов.
Облигационная схема имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с кредитной. Во-первых, с точки зрения сроков и процентных ставок (см. "Срочность и доходность различных заемных инструментов"). Облигационные займы как форма привлечения финансирования характеризуются более высокой ликвидностью, наличием вторичного рынка и благоприятными (в мировой практике, но пока еще не в России) условиями налогообложения. Облигационные займы более прозрачны, поскольку их оценка производится более широким кругом участников рынка. При облигационных займах происходит более эффективное распределение инвестиционных рисков и достигаются более длительные сроки финансирования, а фиксированная ставка процента является более удобной для данной категории заемщиков.
Срочность и доходность различных заемных инструментов

Предварительный анализ показывает, что для целей освоения нефтегазовых месторождений на основе СРП наиболее перспективными долговыми бумагами могли бы стать долгосрочные обеспеченные облигации с постоянным или переменным купоном и со сроком обращения от 5-ти до 30-ти лет. Купонные выплаты по таким облигациям, как правило, привязаны к курсу доллара США, чем устраняется валютная составляющая рисков для инвесторов. Номинальная стоимость облигаций также индексируется в соответствии с ростом курса доллара путем выплаты индексируемого купона в дату погашения облигаций.
В пользу облигационной схемы свидетельствует также тот факт, что в практике развивающихся стран за последние 20 лет удельный вес облигаций в финансировании инвестиций имеет отчетливую тенденцию к росту, а доля банковских кредитов, соответственно, уменьшается. Иными словами, облигации становятся все более распространенным и типичным инструментом привлечения инвестиций.

Проектные госгарантии
По сути, мы предлагаем механизм формирования государственных гарантий совершенно нового качества, а именно: проектных государственных гарантий. Этот механизм предполагает, что собранные по данной схеме финансовые средства будут работать в рамках отдельного конкретно взятого проекта, государственная доля будущей продукции которого и помогла собрать на рынке эти средства (по кредитной или облигационной схеме привлечения ресурсов). Таким образом, в максимальной степени сокращаются политические риски, свойственные данной конкретной стране, поскольку движение финансовых потоков происходит в рамках отдельно взятого проекта СРП.
Расчеты показали, что предложенная нами схема позволяет аккумулировать существенные финансовые ресурсы до начала реализации проекта, то есть до начала добычи нефти и собственно нефтяных доходов. Это очень важно, поскольку дает возможность использовать привлеченные с помощью государства средства не только для закупок товаров и услуг, но и для финансирования их производства на конкурентоспособных российских предприятиях. Или для финансирования программ реконструкции и/или модернизации производств, доказавших свою конкурентоспособность. Привлеченные под залог будущей госдоли (более дешевые) средства могут рассматриваться в этом случае как аналог "связанного" кредита, где условием их получения может быть обязательство заемщика закупать конкурентоспособную отечественную продукцию (товары и услуги) сопряженных с нефтегазовым комплексом отраслей.
Проведенные нами расчеты показали, что в зависимости от характера проекта СРП и количества учитываемых технологических переделов при производстве продукции сопряженных отраслей до 50% совокупного (прямого плюс косвенного) эффекта для российской стороны от СРП не относится к собственно "нефтяным" доходам и производится за пределами добывающего региона. При этом поступления в бюджет "машиностроительных" регионов происходят раньше, чем начинает поступать первая нефть с проектов СРП.
Таким образом, эффективная организация финансирования программ реконструкции и модернизации отечественных предприятий обрабатывающей промышленности для повышения их конкурентоспособности может принести существенно больше совокупных эффектов для страны и в более ранние сроки, чем поступления в бюджет "добывающего" региона или в федеральный бюджет. Эффективная реализация этих косвенных эффектов, на мой взгляд, является важнейшей задачей макроэкономической политики государства и ответственных за ее выработку государственных ведомств.

Слово за политиками
Крайне важной представляется эффективная организация государственной политики, которая не была бы нацелена на усиление административных рычагов, вынуждающих нефтяников и газовиков в ряде случаев закупать продукцию, критерием выбора которой не являются только ее конкурентные преимущества. Государственная политика должна стимулировать повышение конкурентоспособности российских подрядчиков и субподрядчиков с целью завоевания и удержания ими рынка товаров и услуг для нефтегазовых проектов.
Видимо, это поле деятельности (меры по повышению конкурентоспособности отечественных подрядчиков и субподрядчиков, обеспечивающих до половины всех финансовых потоков от СРП в пользу принимающей страны) могло бы стать основной сферой приложения усилий Министерства экономического развития и торговли, нацеленных на повышение совокупного эффекта от реализации проектов СРП.
Тогда вместо намечающейся конкуренции трех министерств за право единолично контролировать все вопросы, связанные с СРП, могло бы сложиться следующее эффективное взаимодополнение их усилий, в рамках которого каждое из ведомств отвечало бы за обеспечение соответствующего профильного для него направления деятельности, связанного с реализацией того или иного эффекта для принимающей страны:
- Министерство энергетики и Министерство природных ресурсов продолжали бы заниматься вопросами наращивания прямых эффектов от реализации, соответственно, нефтегазовых и неуглеводородных проектов СРП (основное взаимодействие - с добывающими компаниями соответствующего профиля);
- Министерство экономического развития и торговли (видимо, совместно с Министерством промышленности, науки и технологий) - вопросами повышения косвенных и мультипликативных эффектов от реализации этих проектов СРП (основное взаимодействие - с подрядчиками и субподрядчиками).
Экономический механизм привлечения финансирования для решения указанных задач за счет неиспользуемых сегодня государством потенциально ликвидных ресурсов, "таящихся в недрах" проектов СРП, представлен в этой статье. Необходимые для его реализации меры законодательного характера вполне очевидны и требуют только политической воли.