Газета  "ВЕК"  № 37,  15-22 Сентябрь, 2000 г., полоса № 01    (www.wek.ru)

Баррель надежды нашей
Не упустить бы нефтяной шанс

Андрей КОНОПЛЯНИК, президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования (ЭНИПиПФ), доктор экономических наук

Ни государство, ни зависящие от него отечественные нефтяные компании не оказались готовыми к тому, чтобы грамотно распорядиться высокими доходами от нефтяного экспорта. Чтобы эффективно перераспределить их в инвестиции на развитие самого нефтяного комплекса или на решение иных общенациональных проблем. Решения ОПЕК об увеличении суточной добычи нефти, принятые на юбилейной сессии, существенного влияния на уровень цен не оказали. Обольщаться, правда, вряд ли стоит. Рано или поздно цены упадут. Но у России пока есть шанс воспользоваться выгодной ценовой конъюнктурой.

В середине 80-х годов весь мир вступил в новый этап развития нефтегазового рынка, где доминирует биржевая система цен. А биржевая система оторвана от отраслевых, технических, технологических и прочих чисто нефтегазовых факторов ее формирования. Эта система является предметом, который подпадает под влияние не только глобальных макроэкономических, конъюнктурных факторов, но и глобальных ожиданий.

Кризисов, связанных с ужасом возможной физической недопоставки, сейчас в принципе быть не может, но могут быть кризисы, связанные с политической конъюнктурой. Например, с «выбросом» Ираком своей нефти на рынок в объемах, сопоставимых с российским экспортом. Если возобладают такие ожидания, то начнут выигрывать те, кто работает на понижение цен. Проигрывать же будут те, у кого издержки высокие. При возможном избытке нефти в первую очередь будут отсекаться те проекты освоения нефтегазовых месторождений, которые не смогут удержаться в зоне рентабельности. То есть в первую очередь проигравшими окажутся российские компании.

Президент Венесуэлы (страна, председательствующая в этом году в ОПЕК) Уго Чавес предложил принять в Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК) несколько стран — экспортеров нефти. В том числе и Россию. На мой взгляд, вступать в ОПЕК нам нет смысла. Прежде всего потому, что Россия из-за своего относительно небольшого объема экспорта нефти не будет иметь там достаточного веса. А вот использовать трибуну ОПЕК для того, чтобы выступить и заявить свою позицию, – от этого отказываться нельзя. Нам и без вступления в эту организацию предоставляют возможность участвовать в дискуссиях, заявлять свою позицию, а потом проводить самостоятельную, но взаимосогласованную политику. Это можно делать и без членства в ОПЕК. Напротив, нашим внешнеполитическим ведомствам — без оглядки на ограничения, связанные с членством в подобной международной организации, будет гораздо легче использовать пусть и не богатый, но имеющийся в распоряжении России инструментарий воздействия на ту самую систему ожиданий, которая формирует и удерживает сегодняшний высокий уровень цен на нефть.

В случае резкого падения цены нефти мы действительно многое потеряем. Не имея сегодня возможности инвестировать в достаточном количестве в нефтяную отрасль, российские нефтяники не имеют эффективной возможности снижать издержки разведки и добычи. Все страны, добывающие нефть, в 80-е годы активно снижали издержки. Сначала мы остались в стороне от этого процесса. А сейчас включаемся в него слишком медленно. Поэтому нефтяная отрасль многих других стран может достаточно успешно развиваться и при низком уровне цен на нефть. Российский нефтегазовый комплекс — не может.

Поэтому для нас принципиально важно трансформировать сохраняющийся пока взлет цен в инвестиции. Чтобы у нас была восприимчивость к научно-техническому прогрессу. Чтобы следующее снижение цен, которое рано или поздно произойдет, оказалось более медленным, чем снижение издержек. Или, наоборот, чтобы издержки снижались теми же темпами, что и цены, или даже быстрее. И тогда мы ничего не потеряем.

Как может государство распорядиться соответствующими нефтяными доходами? Здесь есть варианты. Когда нефтяные компании получают повышенные доходы в период высокой конъюнктуры, то у государства возникает соблазн пустить эти высокие доходы на бюджетные расходы и просто их, что называется, «проесть». Но возможен и другой ход — трансформировать доходы в инвестиции. Это возможно осуществить двумя путями.

Первый – трансформировать доходы компаний в инвестиции через эффективную либерализацию налогового режима. Сдвиг от запретительной налоговой системы в либеральную сторону наметился. Но еще очень рано утверждать, что у нас уже есть налоговая система, адекватная нашим потребностям в инвестициях. Уровень либеральности налоговой системы определяется не абсолютными выражениями или цифрами. Он определяется конкурентоспособностью налоговой системы страны по привлечению капиталов на мировом рынке. Можно сколько угодно говорить, что у нас налоговые ставки не столь высоки. Такие аргументы некорректны.

Сегодня даже собственные средства (назовем их «непредвиденными доходами») отечественные нефтяные компании прячут, поскольку из-за несовершенной налоговой системы не заинтересованы пускать их в инвестиции. Налоговые системы надо сравнивать в координатах «правовая стабильность» и «налоговая благоприятность» потому, что на инвестиции воздействуют не только налоговые ставки. Многочисленные риски (в том числе политические) также удорожают проектное финансирование, увеличивают финансовые издержки и влияют на привлекательность того или иного инвестиционного режима.

Если мы говорим, что боремся за инвестиции, наша экономико-правовая среда должна быть более благоприятна для инвесторов. Для того чтобы они могли получить здесь более высокую норму рентабельности при меньших рисках, чем в конкурентных странах. Если у нас технические издержки добычи барреля нефти превышают семь долларов, на Ближнем и Среднем Востоке они составляют один доллар, а в Северном море и на Каспии — 3—5 долларов, то вряд ли найдутся возможности запросто переориентировать мировой рынок инвестиций в сторону нашей страны. Пока наши риски сопоставими с ближневосточными.

Следовательно, необходимо в формуле «технические плюс финансовые издержки» снизить ее финансовую составляющую. Более высокие, по мировым меркам, технические издержки могли бы компенсироваться низкими финансовыми, и в силу этого инвестиционная привлекательность нашего нефтяного комплекса могла бы быть больше, чем в тех странах, где технические издержки меньше. А когда мы говорим об издержках финансовых, то в первую очередь это совокупность правовой стабильности плюс налоговая благоприятность. Российским компаниям важно иметь благоприятную налоговую систему, с тем чтобы иметь возможности вкладывать средства в долгосрочные проекты.

Второй путь – направить «нефтяные доходы» на выплату внешнего государственного долга и тем самым косвенно влиять на инвестиционную привлекательность нашего же нефтяного комплекса. Это тоже задача государственная и имеющая право на существование. Но для этого нужно выстраивать более гибкую систему эффективного распределения дополнительных доходов нефтяных компаний между ними и государством.

Сегодня государство не успевает за ценовой конъюнктурой. Когда цена на нефть растет, «сверхдоходы» компаний фискальные органы государства изымать не могут. А когда цена уже упала, компании продолжают платить «по полной программе». Еще и из-за этого компании не заинтересованы пускать средства на инвестиции. Государству в этом случае необходимо наладить систему законного «изъятия» части сверхдоходов от роста цен на нефть и пустить их на погашение огромной внешней задолженности. Тогда изменится финансовый рейтинг государства. Что принесет несомненную пользу экономике. Финансовый рейтинг государства устанавливается международными финансовыми организациями, исследующими целый комплекс факторов. Один из основных – это даже не объемы внешней задолженности, а умение государства в срок и полностью возвращать долги. Чем выше финансовый рейтинг страны на мировом рынке капиталов, тем ниже ставка, по которой возможно (в том числе частным компаниям) привлекать заемные средства на мировом рынке инвестиций. Соответственно тем дешевле обходится финансирование проекта. Тем большая часть добытой нефти идет не на погашение затрат, а формирует прибыльную часть, которая остается в стране, пускается на нужды развития.

В общем, государству необходимо серьезно готовиться к грядущему падению цены на нефть. С тем чтобы в дальнейшем в меньшей степени зависеть от текущей конъюнктуры.

 

Подготовил Константин БАСКАЕВ