Обложка Журнал  "Нефть России"  №5  май 1999 г.                  

КАСПИЙ

Андрей КОНОПЛЯНИК,
Антон ЛОБЖАНИДЗЕ 

 

Каспийская нефть


В поисках рынков? В поисках капитала? В ожидании высоких цен!

1. Производственные возможности по добыче каспийской нефти

Нами был построен график возможной добычи нефти по отдельным странам Каспийского региона на ближайшие 30 лет (рис. 1).

Методика расчета основана на переложении динамики добычи нефти на аналогичных месторождениях в других странах на проекты на Каспии, исходя из величины существующих оценок доказанных извлекаемых запасов отдельных каспийских месторождений (напомним, что величина доказанных извлекаемых запасов месторождения эквивалентна накопленной добыче за полный срок его разработки). Помимо прикаспийских государств мы включили в наш анализ и некоторые новые экспортно ориентированные нефтегазовые проекты в России (проекты освоения Тимано-Печорской провинции и на шельфе о. Сахалин), которые, очевидно, будут конкурировать с каспийской нефтью на отдельных рынках (вопрос о новой геополитике нефтегазовых потоков в Восточном полушарии в связи с вводом в разработку каспийских месторождений рассматривался в журнале "Нефть России" ранее1).

Расчеты показали, что один Азербайджан, только в рамках первой фазы освоения его каспийских месторождений, способен поставлять на рынок 60-70 млн т нефти ежегодно. Почти вдвое больше может дать экспорт из Казахстана. Таким образом, к концу следующего десятилетия добыча нефти на Каспии может достичь примерно 180 млн т в год (так как пока мы говорим о потенциальных добывающих возможностях Каспия, ограничения пропускной способности экспортных трубопроводов в данном случае не учитываются). В дальнейшем уровень добычи на Каспии будет определяться тем, какими темпами пойдет освоение казахстанского шельфа (рис. 1).

Полученные нами цифры попадают в верхнюю часть прогнозного диапазона добычи нефти на Каспии, приводимого в недавнем исследовании Международного Энергетического Агентства (МЭА)2 , в соответствии с которым уровень добычи на Каспии к 2010 г. составит 140-195 млн т. Таким образом, "технически" возможный уровень добычи нефти на Каспии весьма значителен. Возникают два естественных вопроса, касающиеся двух основных возможных "экономических" ограничений становлению Каспия как новой нефтедобывающей провинции:

а) будут ли востребованы рынком такие объемы поставок нефти из этого региона (существует ли ограничение по спросу на каспийскую нефть)?

б) смогут ли проекты разработки и транспортировки каспийской нефти быть обеспечены соответствующими объемами необходимых инвестиций (существует ли ограничение по инвестиционному предложению в освоение каспийской нефти)?

 

2. Спрос на нефть в Европе и Азии

Сегодня в Восточном полушарии (на рынки которого и будет поставляться каспийская нефть) существуют два основных рынка потребления жидкого топлива - Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и Западная Европа, - каждый из которых потребляет примерно одинаковое количество нефти (соответственно - 800 и 750 млн т в 1995 г.). В начале будущего века спрос на нефть в мире, и в указанных регионах в частности, будет иметь устойчивую тенденцию к росту. Особенно динамичным будет оставаться рост потребления в Азии. Согласно прогнозам МЭА, к 2010 г. (к этому времени открываемые каспийские месторождения могут быть выведены на максимум добычи) прирост годового потребления жидкого топлива в Европе может составить около 80 млн т, в то время как в Азии - существенно более 500 млн т (поскольку эти прогнозы были сделаны до начала азиатского и мирового финансового кризиса, приведенные цифры будут, несомненно, скорректированы в сторону уменьшения, сокращая тем самым рыночную нишу для каспийской нефти). С учетом снижения добычи на действующих месторождениях указанных регионов, нетто-прирост спроса на нефть (прирост потребления плюс компенсация снижения собственной добычи в регионе) будет более значительным, особенно в Европе.

Пик добычи нефти в Северном море будет достигнут приблизительно в 2000 г., после чего начнется ее сокращение. К 2010 г. это падение может обеспечить еще порядка 80 млн т прироста спроса на нефть в регионе.* Таким образом, общий прирост спроса в Европе составит к этому времени примерно 160 млн т в год. Внутренняя добыча в Азии (без учета Каспия) может снизиться к 2010 г. примерно на 40 млн т, увеличивая на эту величину прирост спроса на нефть в регионе, нетто-величина которого к 2010 г. приблизится к 600 млн т.

К 2015 г. нетто-прирост спроса на нефть в Азии в 3,3 раза (почти 800 млн т против 240) превысит чистый прирост спроса на нефть в Западной Европе (рис. 2).

Чистый прирост спроса на нефть в Западной Европе после 2010 г. более чем на 50% будет определяться необходимостью возмещения выбытия североморской нефти, то есть замещением направляемых на действующие НПЗ устоявшихся нефтяных потоков с их характеристиками (плотность, сернистость и т.п.). Поэтому при поставках каспийской нефти в Европу может возникнуть потребность:

а) в оптимизации (с учетом физико-химических свойств нефти каспийских месторождений) технологической структуры западноевропейских НПЗ, настроенных на потребление как более тяжелых, чем каспийские сорта, ближневосточных нефтей, так и достаточно легкой североморской нефти;

б) в оптимизации географической структуры потребления каспийской нефти на западноевропейских нефтеперерабатывающих заводах, то есть пересмотре - хотя бы частичном - сложившейся структуры нефтяных потоков.

Существующий в Западной Европе избыток мощностей нефтепереработки (по оценке компании British Petroleum, примерно 100-120 млн т/год) предоставляет определенную "свободу маневра" при выборе оптимальной структуры загрузки каспийской нефтью существующих мощностей европейской нефтеперерабатывающей промышленности, однако полностью избежать некоторого увеличения издержек потребления каспийской нефти в Европе в силу изложенных причин, видимо, не удастся.

На азиатском рынке 95% прироста спроса будут вызваны расширением потребления, то есть потребуют создания новых производственных мощностей переработки и потребления под новые нефтяные потоки. Поэтому в случае реализации "восточных" сценариев поставок каспийской нефти технологическая структура новых азиатских НПЗ будет изначально ориентирована на физико-химический состав поставляемой нефти, и свойственные Европе проблемы реструктуризации существующих мощностей НПЗ под новые нефтяные потоки здесь не возникнут. Результат - экономия на издержках такой "реструктуризации".

 

3. Баланс спроса и предложения каспийской нефти: основные сценарии

Как соотносятся объемы прироста спроса с возможными масштабами экспорта каспийской нефти? Сегодня основные потребности двух указанных рынков (европейского и азиатского) покрываются поставками ближневосточной нефти. Поэтому выход на мировой рынок нефти из каспийского региона будет происходить:

  1. в условиях существующего избытка мощностей по добыче ближневосточной нефти - по оценке МЭА, примерно 300 млн т/год, что значительно превышает все прогнозируемые уровни добычи каспийской нефти;
  2. одновременно с реализацией новых проектов в российской нефтегазовой промышленности (если удастся сформировать в стране благоприятный инвестиционный климат). И Россия, и страны Ближнего и Среднего Востока, и Каспий будут одновременно оказывать свое влияние на сложившиеся направления потоков и расстановку сил на рынках нефти Восточного полушария.

Рассмотрим два основных сценария поставок каспийской нефти: "Западный" и "Восточный".

"Западный" сценарий предполагает, что основной поток каспийской нефти поступает в Европу (табл. 1).

Таблица 1. "Западный" сценарий

Поставки в Европу, млн т

Год

2000

2005

2010

2015

Прирост спроса (отн-но 1995 г.)

30,00

54,00

79,00

109,00

Прирост с учетом собств. добычи

30,00

84,00

159,00

239,00

Азербайджан

11,00

44,00

64,00

52,00

Казахстан

5,00

28,20

38,00

67,00

Россия (Тимано-Печора)

0,00

18,00

43,00

16,00

Ирак

40,00

60,00

80,00

80,00

Всего

56,00

150,20

225,00

215,00

Всего с учетом спроса в Черноморском регионе

39,00

117,20

192,00

182,00

Дефицит(-)/Излишек(+)

9,00

33,20

33,00

-57,00

Поставки в Азию, млн т
Прирост спроса (отн-но 1995 г.)

153,00

357,00

535,00

748,00

Прирост с учетом собств. добычи

168,00

382,00

575,00

793,00

Азербайджан

0,00

0,00

0,00

0,00

Казахстан

0,00

0,00

0,00

0,00

Россия (проекты "Сахалин-1", "Сахалин-2")

5,00

36,00

16,00

8,00

Ирак

0,00

60,00

120,00

220,00

Всего

5,00

96,00

136,00

228,00

Дефицит(-)/Излишек(+)

-163,00

-286,00

-439,00

-565,00

Исходим из предположения, что и проект КТК для экспорта нефти из Тенгизского и других месторождений Казахстана реализован (работы на трассе нефтепровода начаты), и строительство нефтепровода Баку-Джейхан (пропускной способностью 40 млн т/год) для экспорта азербайджанской нефти осуществлено. Какой потенциальный объем нефти может поступить на рынок в начале будущего века в этом случае? Объем поставок из Казахстана будет, видимо, ограничен проектной пропускной способностью КТК - 28 млн т после реализации первой фазы проекта с последующим выходом на 67 млн т приблизительно к 2015 г.

Азербайджан уже частично использует для прокачки "ранней" нефти трубопровод Баку-Новороссийск пропускной способностью 17 млн т/год (с перспективами ее расширения до 25 млн т/год), а после ввода в эксплуатацию 17 апреля с.г. - и нефтепровод Баку-Супса на 7 млн т/год. Допущение о прокладке трубы до Джейхана добавляет еще 40 млн т/год. Таким образом, верхней границей экспорта нефти из Азербайджана является 64 млн т/год.

Важным элементом нефтяной конъюнктуры, определяющим баланс спроса и предложения каспийской нефти, будет являться ее добыча в Ираке. Рано или поздно, с Ирака будут сняты экономические санкции, и нефть из этой страны мощным потоком хлынет на мировой рынок. Согласно прогнозам Арабского Нефтяного Исследовательского Центра (Париж), уже через 2-3 года после отмены эмбарго Ирак сможет добывать около 120 млн т нефти в год, а к 2010 г. - и все 300 млн т в год. Имеющейся сегодня производственной инфраструктуры недостаточно, чтобы "переварить" такой объем нефти (существующие мощности позволят экспортировать до 80 млн т/год в западном направлении), однако, учитывая экономическую привлекательность проектов в Ираке (издержки добычи нефти здесь являются одними из самых низких в мире), необходимые инвестиции на весь объем добычи будут, скорее всего, найдены.

Более 40 млн т к 2010 г. может дать Тимано-Печорский бассейн с очевидным направлением поставки - в Северо-Западную Европу. Однако это произойдет, видимо, только в том случае, если многострадальное российское законодательство о СРП наконец заработает, то есть когда будет принят весь пакет необходимых для реализации проектов СРП законодательных документов в приемлемом для инвесторов виде и будут устранены сохраняющиеся разногласия между инвесторами и здешними региональными властями. Позитивные подвижки в законодательстве о СРП происходят, начиная с осени прошлого года (Государственная Дума приняла вытекающие из Закона "О СРП" поправки в действующее российское законодательство и в сам Закон "О СРП"; расширяется, в том числе и за счет проектов Севера Европейской части страны, перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции). Разногласия - пока остаются.

Подведем итог с прицелом на 2000 г. Прирост спроса в Европе - 30 млн т. Предложение: Казахстан - экспорт остается на нынешнем уровне (5 млн т - в рамках выделяемой этой стране Россией экспортной квоты на прокачку казахстанской нефти по системе российских трубопроводов), так как к этому времени проект КТК (либо какой-то другой трубопроводный проект) реализован не будет. Азербайджан сможет дать немногим более 10 млн т. Экспорт из Ирака, даже если с него будут к этому времени сняты санкции, также, вероятно, останется на прежнем уровне - около 40 млн т (с учетом недавнего повышения санкционированных ООН объемов экспортных поставок нефти из Ирака в рамках программы "Нефть за продовольствие").Тимано-Печора начнет давать нефть явно позднее 2000 г.

В сумме прирост предложения к 2000 г. на западноевропейском рынке составит около 60 млн т, то есть почти вдвое больше нетто-прироста спроса. И это при условии, что поставки из "традиционных" источников (Северная Африка, Ближний и Средний Восток) останутся на неизменном уровне. Поэтому даже на уровне 2000 г. допущение о наличии свободного сегмента рынка для каспийской нефти в Западной Европе не подтверждается расчетами - каспийская нефть с самого начала своего проникновения на этот рынок должна будет его в прямом смысле слова "завоевывать", вытесняя нефти традиционных поставщиков.

К 2005 г. ежегодный спрос на нефть в Европе возрастет на 54 млн т, а с учетом падения добычи в Северном море - на 84 млн т. К этому времени Казахстан, вероятно, уже сможет предложить 28 млн т первой очереди КТК, Азербайджан - выведет на максимум добычи месторождения "первой фазы" (этот уже недостижимый расчетный максимум превышает 40 млн т с учетом внутреннего потребления; недостижимый - поскольку расчеты не учитывают недавнее существенное понижение оценок запасов ряда азербайджанских месторождений и, по сути, прекращение работ соответствующих операционных консорциумов на месторождениях Карабах и Дан-Улдузу-Ашрафи), Ирак - 120 млн т (санкции сняты), из которых половина может быть отправлена в Европу (имеются транспортные мощности). Еще примерно 18 млн т может дать Тимано-Печора. Вместе это составит порядка 150 млн т предложения нефти на европейском рынке. Почти половина этого объема, похоже, не найдет своего потребителя - более чем достаточно для обвала рынка, даже без учета нефти ОПЕК.

К 2010 г. прирост спроса составит 160 млн т, предложения - почти вполовину больше. Получается еще более разрушительная картина для нефтяного рынка, чем в 2005 г., с итоговым выводом: выход каспийской нефти только на западноевропейский рынок неизбежно ведет к обрушению ее цены. А, учитывая мировой характер рынка нефти и взаимосвязь цен на отдельных его региональных сегментах через всемирную систему биржевой торговли углеводородным сырьем, приходим к выводу о неизбежности повторения в этом случае событий, аналогичных "антикризису" 1986 г.

Избежать обрушения рынка при выходе на него каспийской нефти (даже с учетом неизбежного - после свертывания работ на Карабахе и Дан-Улдузу-Ашрафи - уменьшения объемов ее поставки) можно двумя путями. Первый - установление контроля за объемами добычи. Учитывая, однако, отсутствие реальных механизмов осуществления такого контроля (пример ОПЕК - организации с почти 40-летним стажем - лишнее тому подтверждение), с одной стороны, и тот факт, что нефтяной экспорт является фактически единственным источником прогнозируемого экономического благосостояния прикаспийских государств, с другой, такой вариант представляется маловероятным.

Второй - попытаться каким-либо образом распределить потоки нефти с Каспия, из России и Ирака между европейскими и азиатскими рынками, чтобы не вызывать чрезмерных диспропорций между спросом и предложением на рынках отдельных регионов. При этом надо учесть, что для ряда месторождений существует жесткая привязанность к определенным рынкам (например, для Тимано-Печоры это Северо-Западная Европа, для сахалинских проектов - страны АТР). Несмотря на наличие принципиальной возможности экспорта азербайджанской нефти в восточном направлении, реально она будет направляться на европейский рынок. Таким образом, среди рассмотренных стран лишь Ирак и Казахстан обладают определенной свободой выбора направлений экспорта своих углеводородов. Очевидно, что оптимальным будет вариант, когда основной объем иракской нефти будет поступать к азиатским потребителям - в Южную и Юго-Восточную Азию. Другой вопрос, насколько реальна эта переориентация, учитывая, что традиционно иракская нефть поступала в Средиземноморье. Кроме того, вполне вероятно, что действительные масштабы экспорта из Ирака окажутся гораздо скромнее в силу инвестиционных ограничений. Еще одним способом ослабления давления на западноевропейский рынок является ориентация части каспийской нефти на удовлетворение спроса стран Причерноморья и Центральной Европы. В случае интенсивного экономического роста в этом регионе существующий прогнозный избыток предложения каспийской нефти может быть существенно снижен или даже сведен почти до нуля (табл. 1). Для получения более устойчивых выводов этот сценарий требует проведения дальнейших расчетов, однако, основной вывод напрашивается со всей очевидностью - только такой вариант "западного" сценария может спасти рынок от обрушения при начале массированных поставок каспийской нефти. И далеко не случайным и вполне обоснованным, в этой связи, представляется интенсивное проникновение "ЛУКОЙЛа" - наиболее активно, по сравнению с другими российскими нефтяными компаниями, работающего на Каспии - на рынок восточноевропейских государств (включая недавнюю покупку НПЗ в Румынии): компания обеспечивает себе наиболее эффективный (как с точки зрения роста его емкости, так и по уровню издержек доставки) рынок сбыта собственной, добываемой на Каспии, нефти.

Принимая во внимание достаточно медленное и крайне зависимое от внутрироссийской политической конъюнктуры формирование отечественного законодательства о СРП, представляется целесообразным рассмотреть еще один вариант "западного" сценария, при котором проекты разработки Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции оказываются нереализованными. В этом случае, то есть с учетом спроса в Причерноморье и при отсутствии предложения из Тимано-Печоры, ситуация на западноевропейском рынке оказывается близкой к равновесию (между спросом и предложением) вплоть до 2005 г., после чего даже возможно образование дефицита предложения, который будет нарастать и к 2015 г. может достигнуть 70 млн т. Предложение нефти Тимано-Печоры может быть заблокировано также и в том случае, если конкурентоспособность этой нефти в Западной Европе (то есть в пункте доставки) окажется ниже, чем каспийской, что не согласуется с агрессивной политикой "ЛУКОЙЛа" в реализации намеченных планов.

Принципиально иная ситуация, чем в Европе, складывается на азиатском рынке: при прочих равных условиях (то есть без учета поставок из ОПЕК), на нем нарастает дефицит предложения, который к 2015 г может превысить объем резерва производственных мощностей ОПЕК. Это означает, что основным перспективным рынком сбыта для новых нефтяных проектов остается Азия.