Госгарантии - серьезное подспорье для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Но государственные гарантии в их нынешнем наполнении не являются ликвидным обеспечением для привлечения заемного финансирования. Экономика работает неустойчиво. Налоговая база очень узка и имеет тенденцию к дальнейшему сжатию. Государство стремится увеличить бюджетные поступления не столько путем расширения базы налогообложения, сколько усилением фискального давления на немногих относительно стабильно работающих производителей, и так обеспечивающих основные налоговые платежи. В результате создается запретительный для инвестора налоговый режим. Значительная же часть бюджета формируется в неденежных формах. Такое наполнение государственных гарантий (за счет будущих налоговых поступлений) весьма ненадежно, оно имеет низкую ликвидность, высокий риск и понижает финансовый рейтинг России как страны-заемщика.
Корпоративные гарантии отечественных компаний также не являются надежным обеспечением привлекаемых ими заемных средств. Российские компании в своей массе непрозрачны, в них ущемляются права акционеров. Компании обременены долгами и судебными разбирательствами, перспективы их развития неясны.
Каков же выход? В качестве эффективных государственных гарантий сегодня могут быть предложены будущие финансовые потоки, генерируемые самим инвестиционным проектом. Самую высокую надежность возврата привлекаемых средств обеспечивает механизм соглашений о разделе продукции, правовой базой которых является законодательство о СРП. Именно механизмы СРП, даже в условиях нестабильной экономики и запретительной налоговой системы, могут обеспечить инвестору правовую стабильность на весь срок реализации проекта, а также индивидуальный переговорный налоговый режим, позволяющий добиться устойчивого баланса интересов государства и инвестора как сторон инвестиционного проекта.
Механизм госгарантий в форме СРП представляется следующим. При подготовке технико-экономического обоснования проекта на условиях СРП рассчитывается динамика натуральных и стоимостных показателей проекта за полный срок его разработки. Определяется доля продукции, полагающаяся государству (роялти, бонусы, часть прибыльной продукции и т. п.). Распределение принадлежащей государству прибыльной продукции между федеральным и региональным бюджетами предусмотрено действующим законодательством на базе специальных договоров, заключаемых федеральными и региональными властями по каждому проекту СРП.
Таким образом, государство еще до начала реализации проекта (на стадии утвержденного ТЭО) имеет четкое представление
о том, когда и сколько оно получит доходов.
Это дает возможность использовать будущие доходы от проекта в качестве обеспечения привлекаемых для разработки проекта
инвестиций. Высокий уровень правовой стабильности СРП уменьшает риски невыполнения производственной программы
проекта вследствие возможных односторонних действий правительства, ущемляющих интересы инвестора.
В соответствии с действующим законодательством объемы госгарантий, выставляемых в качестве обеспечения для внешних
заимствований на будущий год, должны утверждаться федеральным Законом о бюджете. В его рамках могут быть просуммированы и представлены отдельной строкой объемы госгарантий под реализацию проектов СРП, обеспечиваемые будущей госдолей нефти в этих проектах.
Однако гарантии в модели СРП будут эффективными лишь при одном условии. Выставляемые на базе проекта СРП госгарантии должны использоваться на нужды финансирования данного проекта. Такой подход позволит вывести эти госгарантии из зоны действия суверенного риска и существенно снизить цену заимствования. Это даст возможность нарушить традиционную для стабильно развивающихся (непереходных) экономик закономерность: финансовый рейтинг проекта не может быть выше рейтинга осуществляющей его компании, который, в свою очередь, не может быть выше финансового рейтинга
материнской и/или принимающей страны. Мне известен единственный существующий в мировой практике пример, когда финансовый рейтинг проекта превышает финансовый рейтинг той страны, в которой он осуществляется. Это проект "Катаргаз" в Катаре. Предлагаемый подход позволит, на мой взгляд, обеспечивать
высокие финансовые рейтинги выставляемых в рамках российских проектов СРП госгарантий вне зависимости от финансового рейтинга самой России.
Претендовать на роль института управления этими гарантиями могут различные государственные и полугосударственные кредитно-финансовые организации. Однако
целесообразнее было бы передать эти функции Российскому банку развития. В соответствии с обнародованными принципами работы РБР, он сможет выдавать государственные гарантии (в их традиционном понимании) на общую сумму 50 млрд руб. При
реализации предлагаемого механизма объем ликвидных государственных гарантий со стопроцентной надежностью их возврата может значительно возрасти против указанной суммы.
*Президент Фонда развития энергетической
и инвестиционной политики
и проектного финансирования,
доктор экономических наук.
|