Журнал  "Энергия: экономика, техника, экология"  №3  март 1998 г.              

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
И ЗАКОН «О СОГЛАШЕНИЯХ
О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ»

Интервью доктора экономических наук,
исполнительного директора
Российского банка реконструкции и развития
А. А. КОНОПЛЯНИКА

Нефтегазовая отрасль и будущее России

Корр. Роль нефтегазового комплекса в экономике России важна. Это бесспорный факт. Однако, очень заботясь об инвестициях в ТЭК (нефть и газ), не призываем ли мы к росту и без того высокой сырьевой ориентации нашей страны?
А.К. Нефтегазовый комплекс характеризуется не только высоким и устойчивым внутренним и экспортным (то есть реальным платежеспособным) спросом на его продукцию (нефть, газ и продукты их переработки), но и высоким мультипликативным эффектом, то есть он создает повышенный спрос на продукцию сопряженных с ним отраслей. Для России "нефтегазовый" мультипликатор равен 1,9. А это означает, что один рубль инвестиций ведет к прямому увеличению ВВП на один рубль и еще создает 90 коп. дополнительного дохода в сопряженных отраслях экономики. Так, расчеты, проведенные по Приобскому проекту, показали, что доходы российской стороны по "машиностроительной" линии могут вдвое превысить аналогичные доходы по "нефтяной" линии.
    С перемещением сырьевой базы нефтегазодобычи на восток и север и тем более на шельф арктических морей растет конкурентный и, что очень важно, платежеспособный спрос на наукоемкую, высокотехнологичную продукцию обрабатывающих отраслей промышленности. Основной же наукоемкий производственный потенциал страны сосредоточен в отраслях ВПК, и его конверсия на производство нефтегазового оборудования - задача сугубо экономическая (гарантированная окупаемость инвестиций). Реализация углеводородов, добытых при освоении новых месторождений, в конечном итоге обеспечит платежеспособный спрос на такое оборудование. Ну и как следствие реализации новых проектов - большие позитивные последствия для экономики страны в целом (прямой плюс косвенный эффект). Конечно, это возможно при проведении разумной экономической политики по отношению как к добывающим отраслям, так и к сопряженным с ними. Таким образом, инвестиции в ТЭК могут обеспечить интенсивный экономический рост многих, а не только сырьевых отраслей российской экономики.

Закон «О СРП» - правовая основа для финансирования проектов

Корр. Какие же действия потребуются от Правительства и законодателей, чтобы сказка стала былью?
А.К. Основополагающий элемент разумной экономической политики - создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего инвесторов к вложению производственного и финансового капитала в долгосрочные и капиталоемкие проекты. Инвестиционный климат может считаться благоприятным при наличии следующих условий: законодательство обеспечивает стабильность в стране и в экономике; налогообложение умеренно и рационально; институциональная среда - прозрачна.
    Только совокупность этих факторов создает необходимые стимулы и для инвестора, и для финансово-банковского сообщества. Иначе говоря, законодательство должно быть "финансируемым", создавать условия для финансирования проектов. Следовательно, речь идет о настоятельной необходимости создания законодательной базы для так называемого "проектного" финансирования. При таком типе финансирования источником привлечения кредитных ресурсов для реализации проекта служит сам проект, то есть генерируемая, или чистая выручка, в отличие от "корпоративного" финансирования, где в качестве источника финансирования служит совокупность всех видов деятельности компании. Первый шаг на пути создания законодательной базы для проектного финансирования сделан с принятием закона «О СРП».
    Учитывая сложное (а зачастую - недостаточно прозрачное) финансовое положение многих отечественных компаний, механизм "проектного финансирования" предоставляет им реальную и более предпочтительную возможность для организации крупномасштабного финансирования нефтегазовых проектов, чем "корпоративное финансирование".

Спрос на инвестиции

Корр. А сколько средств желательно вложить в нефтегазовый комплекс? И кто их может дать?
А.К. При обосновании перечня участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях СРП, был просчитан спрос на инвестиции, необходимые для освоения этих объектов. "Инвестиционная емкость" этого перечня составила:

  • по 23 объектам - 53,3 млрд. долл. (5-9 млрд. долл./год),
  • по 31 объекту - 61,7 млрд. долл. (6-10 млрд. долл./год),
  • по 33 объектам - 66,9 млрд. долл. (7-11 млрд. долл./год)1.

    Экстраполяция капиталоемкости объектов "текущего" перечня участков недр на весь "перспективный" перечень нефтегазовых объектов (38 % промышленных запасов нефти страны) дает суммарный спрос на инвестиции со стороны нефтегазового комплекса, равный 130-140 млрд. долл. При среднем инвестиционном цикле 6-10 лет ежегодный спрос на инвестиции должен составлять от 13-14 до 22-23 млрд. долл. в год. Эти потребности скорее всего занижены, поскольку капиталоемкость освоения месторождений "перспективного" перечня, не вошедших в перечень "текущий" и поэтому объективно не просчитанных, вероятно, окажется выше, чем у месторождений "текущего" перечня.
    Для сравнения приведу реальные расходы (по закону о бюджете на 1997 г.). Ассигнования на ТЭК в федеральной инвестиционной программе, финансируемой за счет средств федерального бюджета, на 1997 г. составляют 1,4 трлн. руб. (0,25 млрд. долл). Весь бюджет развития на 1997 г.- 18,1 трлн. руб. (примерно 3,2 млрд. долл.). Ассигнования на обслуживание и погашение внутреннего долга в 1997 г. составляют 37 трлн. руб. (примерно 6,5 млрд. долл.). Следовательно, единственным источником финансирования остаются негосударственные инвестиции, как внутренние, так и внешние.

Возможности рынков капитала - внутреннего и внешнего

Корр. Кто может инвестировать - ясно, но хотят ли они это делать?
А.К. Давайте смотреть. В 1996 г. иностранные инвестиции в наш нефтегазовый комплекс составляли около 3,5 млрд. долл., то есть менее 1 % мирового объема прямых иностранных инвестиций (в том числе 2,0 млрд. долл.- портфельные, менее 1,5 млрд. долл.- производственные). Немного, и это свидетельствует о неготовности иностранных инвесторов полномасштабно финансировать проекты даже в наиболее привлекательных (нефть и газ) отраслях российской экономики.
    Российская экономика также пока не готова обеспечить иностранным инвесторам приемлемые условия, сопоставимые с условиями в странах, являющихся конкурентами России на международном рынке прямых производственных инвестиций.
    Сегодня "инвестиционная ниша" России на иностранном рынке прямых инвестиций мала и продолжает сужаться, в том числе в силу объективных тенденций развития мирового рынка капитала.
    Если и в дальнейшем инвестиционный климат в нашей стране будет более жестким, чем в странах-конкурентах России, то финансовые ресурсы не будут идти в Россию, несмотря на всю ее потенциальную притягательность для инвесторов по наличию колоссальных природных и квалифицированных трудовых ресурсов.
    Теперь о внутреннем рынке. Тут ожидания оптимистические, но не реалистические. Сегодня российский финансовый рынок предлагает потенциальному инвестору набор инструментов, обеспечивающих уровень доходности, заметно превышающий уровни внутренней нормы рентабельности инвестиционных нефтегазовых проектов при существенной разнице в срочности и капиталоемкости инвестиций по этим двум направлениям.
    Объем рынка ГКО-ОФЗ приблизился к 270 трлн. руб., на основании этого можно считать, что инвестиционный потенциал российских банков достигает примерно 50-60 млрд. долл. При .этом специалисты полагают, что форсированное сокращение доходности рынка государственных облигаций вынудит негосударственных инвесторов переориентироваться на рынок производственных инвестиций. На мой взгляд, это заблуждение. И вот почему.
    Рынок финансовых инструментов и рынок производственных инвестиций - разные типы рынков (срочность, капиталоемкость, виды рисков). Рынок инвестиций в минерально-сырьевые проекты - наиболее долгосрочный, наиболее капиталоемкий, характеризуется наиболее широким набором рисков.
    На этих рынках действуют, как правило, разные типы инвесторов: биржевые спекулянты и стратегические инвесторы. У первых - расчет на высокую норму прибыли на коротком временном промежутке, вторые - выигрывают за счет массы прибыли, минимизируя долгосрочные риски, и согласны на меньшую норму прибыли.
    Поэтому при отсутствии благоприятных условий для инвестиций в производственную деятельность отечественные инвесторы уйдут на другие рынки, западные же практически не придут в Россию, а будут лишь демонстрировать у нас свой флаг. Торможение дальнейшего развития законодательства «О СРП» будет иметь своим результатом "закрытие" страны для производственных инвестиций в экономику. И наоборот, ускоренное принятие вытекающих из закона «О СРП» нормативных правовых актов увеличит приток инвестиций в российскую добывающую (а через нее - и в обрабатывающую) промышленность, расширит базу налогообложения, а значит, и масштаб бюджетных поступлений всех уровней при увеличении собираемости налогов. Расчеты по 23 объектам показали, что рационализация налогового бремени за счет перехода на СРП ведет к увеличению налогооблагаемой базы (рост накопленной добычи) в 7,6 раза и росту бюджетных поступлений в 3,3 раза.

Стимулирование отечественных производителей товаров и услуг

Корр. А какова ситуация с конкурентоспособным развитием производства товаров и услуг?
А.К. Вместо противопоставления добывающих и обрабатывающих отраслей в борьбе за недостаточные госбюджетные инвестиции необходимо финансировать машиностроение (ВПК) за счет размещения заказов от ТЭК (связка: ТЭК - ВПК). Но тут имеются проблемы с конкурентоспособностью российского машиностроения и дальнейшим законодательным обеспечением процессов проектного финансирования.
    Поддержка слабого путем "защиты" отечественного товаропроизводителя, путем прямого протекционизма через возведение таможенных барьеров и установление прямых количественных ограничений, в том числе на законодательном уровне - это тупиковый путь. Он воспроизводит технологическую отсталость наших предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию, с одной стороны, и с другой,- вызывает автоматические ответные меры западных государств, продукция чьих компаний попала под российские ограничительные санкции (механизмы ГАТТ/ВТО). Итог - закрытие потенциального экспортного рынка для российского машиностроения.
    Воспроизводство неконкурентоспособного отечественного машиностроителя обернется также убытками и в отечественном ТЭК. В итоге общий макроэкономический эффект будет отрицательным.
    Можно ли поддержать машиностроение (конверсионные предприятия ВПК), не нанеся невосполнимого урона российскому ТЭКу? Можно, через поддержку сильного, то есть путем стимулирования конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг.
    Главная роль в этом случае у государства. Оно уже поставило отечественных предпринимателей в неконкурентные условия с западными за счет более жесткого налогового режима. Повышать конкурентоспособность российских компаний нужно не ухудшением условий деятельности западных компаний до уровня российских, а улучшая для отечественных компаний экономические условия производственной деятельности, то есть уменьшая для них налоговое бремя до уровня, который западным компаниям обеспечили их национальные правительства. В этом случае у российских компаний появляется экономический стимул к борьбе за экономию издержек и поиска оптимальных механизмов финансирования НТП. От борьбы за выживание любой ценой (а значит, от борьбы за льготы и другие внеэкономические преференции) придется переходить к борьбе за рынки сбыта, а значит и за повышение конкурентоспособности своей продукции экономически эффективными методами. Какие имеются механизмы для реализации этого? Они просты:

  • налоговые кредиты (в случае, если предприятие производит продукцию, конкурентоспособную по всем параметрам, кроме цены),
  • целевые инвестиционные кредиты, предоставляемые на конкурсной основе (в случае, если предприятие предоставило и защитило бизнес-план производства конкурентоспособной продукции), например, в рамках проектного финансирования под залог будущей продукции,
  • заблаговременное уведомление ассоциаций отечественных производителей товаров и услуг о намечаемых проектах СРП, введение их уполномоченных представителей в состав конкурсных, экспертных и других комиссий.

    Законодательное же обеспечение этих процессов - законопроект «О стимулировании отечественных производителей товаров и услуг» (название рабочее).

Беседу вел И. И. ЛАРИН


1 В ценах 1997 г.